ВАЛЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Abstract

SYSTEM APPROACH TO SOLVE PROBLEM OF "HEALTH THEORY"

A.A. Vasilkov, lecturer

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: system approach, "health theory", structure and functions of an organism, "open and close zones".

The aim of this paper was to offer the methodology of the "health theory's" problem solving.

The concepts of the "open input and output zones", "close inner zones" of the integral functions are determined. It is shown that the normalization of the "open zones" in integral functions of 5-15 years aged children leads to the normalization of their health. The eleven integral function of a human organism are determined and their main characteristics are revealed. It had made possible to elaborate the "rehabilitative-
prophylactic complex", that had demonstrated the high effectiveness of the health-improving, prophylaxis and rehabilitation of children in the conditions of "Children Houses" in the city of Chelyabinsk.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ "ТЕОРИЯ ЗДОРОВЬЯ"

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Васильков
Уральская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: системный подход, "Теория здоровья", структуры и функции организма, "открытые и закрытые зоны".

Актуальность проблемы "Теория здоровья" состоит в том, что сегодня мы имеем печальный пример того, как изучение целостного организма человека искусственно разделили на ряд "узких дисциплин": педагогику, психологию, социологию, экологию, а медицину - на ряд "узких специальностей": психиатрию, неврологию, пульмонологию, кардиологию, офтальмологию и прочие. Н.В. Давыдовский писал: "Современная медицина ушла почти целиком в анализ, синтез отстает, отстают обобщающие представления, на которых и можно построить более или менее стройное учение о болезнях" [3, c. 24]. "Клинический опыт свидетельствует о том, что именно этиотропное лечение особенно эффективно, обеспечивая полное выздоровление" [7, c. 67.]. Н.М. Амосов говорит: "Беда в том, что врачи сами не знают, как научить людей быть здоровыми или помогать природе в ликвидации уже возникшего заболевания. Нет науки о здоровье" [1, c. 51]. Проблема "Теории здоровья" состоит и в том, что в центре внимания медицины находится понятие "болезнь", а не "здоровье" [1, 2].

Путь к решению "Теории здоровья" нам видится с позиции системного подхода. Системный подход как специальная научная и логико-методологическая концепция исследования системных объектов изучает закономерности целостных объектов, гармонично входящих в более крупные системные объекты. Исследование общих закономерностей целостных объектов требует системного исследования, которое предполагает системный анализ и системный синтез. Системным анализом исследуются компоненты системы, но не изолированно, сами по себе, а во взаимосвязи этой части с целостным. Системный синтез предполагает объединение компонентов целого в надструктурно-функциональные образования, обеспечивающие реализацию интегральных функций. Системный анализ и системный синтез составляют целостную совокупность способов изучения системного объекта и выявляют системообразующие факторы и характеристики, которые выражают целостность объекта в виде интегральных функций. Эти интегральные функции есть результат объединенной деятельности нескольких структурно-функциональных единиц организма. На основе системообразующих факторов можно построить модели систем.

Здоровье человека является наивысшим интегральным показателем функционирования целостного организма, в котором все его компоненты упорядоченно и взаимосвязанно работают на одну общую идею активной деятельности, самосохранения и продления жизни. Это способность живого организма поддерживать стабильность внутренней среды (внутренних равновесий и постоянство химизма) независимо от меняющихся внешних условий (в пределах условий существования самой жизни), проявлять полный набор специфических видов деятельности, которые поддерживают эту стабильность, жизнестойкость и жизнеспособность. Это реальное отображение действительности и адекватное реагирование на внешние изменения. Это гармония души и тела. Это гармония целостного организма со средой обитания. Качественным показателем здоровья организма является полноценная продолжительность жизни. Количественный показатель здоровья организма выражается границами компенсаторно-приспособительных возможностей: чем больше расширены эти границы, тем больше количества здоровья, тем выше возможности организма к адаптации, тем выше резистентность и живучесть организма, тем больше степень свободы и независимости от влияния окружающей среды.

Модель системы I уровня - "организм - окружающая среда".

Структура модели системы I уровня:

1. Факторы внешнего воздействия, под которыми понимаются все виды влияний, оказываемых на организм: космические, погодно-климатические, биологические, химические, физические и социальные.

2. "Открытые входные зоны" организма (эпителиальная ткань легких, кишечной трубки, кожи, сенсорная система), через которые из окружающей среды во внутреннюю среду организма поступают вещества, энергия и информация.

3. "Закрытые внутренние зоны", или "среды", ограждены от внешней среды гисто-гематическими барьерами, для поддержания стабильности и постоянства внутренней среды, создания оптимальности внутренних процессов организма.

4. "Открытые выходные зоны" (эпителиальная ткань легких, кожи, кишечной трубки, мочевыделительной системы, дефекация, слизистая глаз, носа и половых органов), через которые из организма в окружающую среду выводятся продукты метаболических реакций и ненужные организму вещества.

5. Интегральные функции организма, которыми характеризуются внешние и внутренние проявления целостного организма, - это дыхательная, питательная, психическая, двигательная, терморегуляторная, позно-тоническая, половая, выделительная, регуляторно-координирующая, информационная, защитная, наследственная.

Основные характеристики модели системы I уровня "организм - окружающая среда":

1. Человеческий организм является частью природы, с которой он производит обмен веществ, энергии и информации.

2. Организм человека имеет "открытые входные и выходные зоны", через которые производится обмен веществ, энергии и информации.

3. Человеческий организм имеет "закрытые внутренние зоны", или среды", они закрыты от прямого вмешательства в их деятельность со стороны внешних факторов. Это необходимо для поддержания постоянства внутренней среды организма.

4. Человеческий организм взаимодействует с окружающей средой через реализацию интегральных функций, а контакт происходит в "открытых зонах".

Из вышесказанного следует, что адекватная меняющимся факторам внешней среды нормализация через "открытые зоны" интегральных функций человеческого организма создает условия для оптимального функционирования "закрытых внутренних зон", или внутренней среды. Таким образом, деятельность "открытых зон" создает условия для деятельности "закрытых зон". Болезни не будет, если нет условий для ее возникновения. Причина здоровья и болезни зависит в первую очередь от состояния "открытых зон", которые создают условия для здоровья или проникновения и развития заболеваний.

Модель системы II уровня - "система организма". Структура "системы организма" имеет следующее деление:

1. "Духовная" сверхинтегральная функция, которую отражают понятия: сознание, подсознание и сверхсознание [4].

2. "Физическая" сверхинтегральная функция, которую отражает понятие "внутрення среда", регулируемая системой гомеостаз - гомеокинез [5].

Главным предназначением "духовной" сверхинтегральной функции являются анализ и синтез, реальное осмысление и адекватное реагирование на изменяющиеся внешние факторы, саморегуляция поведения и образа жизни, активная адаптация и активный поиск наилучших путей разрешения жизненных проблем. Главное предназначение "физической" сверхинтегральной функции - поддержание внутренней среды в постоянной готовности к преодолению негативных воздействий внешних факторов с целью самосохранения и активной деятельности. Для этого существуют механизмы адаптации и резистентности организма. Все структуры и функции организма объединены общей идеей поддержания оптимальных условий "биологического окисления".

Основными характеристиками модели системы II уровня являются следующие:

1. "Духовное" и "физическое" составляют неразрывное единство организма человека.

2. Страдания (pathos) "физические" ведут к патологии "духовного", а страдания "духовные" - к патологии "физического".

3. На "духовную" и "физическую" сверхинтегральные функции работают одни и те же структурно-функциональные единицы организма, но действующие в разных сочетаниях.

Модель системы III уровня - "система интегральных функций". Структуру "системы интегральных функций" составляют:

1. "Дыхание" - усвоение кислорода из атмосферы через "открытые зоны" (легкие, кожу и пищу), механизмы транспорта и использования.

2. "Питание" - употребление пищи ("открыта зона"), пищеварение и усвоение продуктов.

3. "Психика" - сознание ("открыта зона"), подсознание и сверхсознание.

4. "Двигательная" физическая активность ("открытая зона"), физиология мышечной деятельности (гладкой и исчерченной), двигательная деятельность внутренних органов.

5. "Терморегуляция" - теплоотделение через кожу, легкие, мочу ("открытые зоны"), теплопродукция, сосудистые реакции, механизмы терморегуляции.

6. "Позно-тоническая" - состояние осанки ("открыта зона"), состояние позвоночника и суставов, состояние вегетативной нервной системы.

7. "Половая" - половой акт ("открыта зона"), процессы деятельности желез и производство секретов.

8. "Выделительная" - дефекация и частично экскреция, кожа, легкие ("открытые зоны"), закрытые экскреции, выведения из тканей.

9. "Регуляторно-координирующая" - органы чувств ("открытые зоны"), ионно-катионные, оперонная, метаболические, нейро-гуморальные и другие.

10. "Информационная" - сенсорная система, первая и вторая сигнальные системы ("открытые зоны"), процессы анализа и синтеза информации.

11. "Наследственная" - эта интегральная функция не имеет "открытых зон", выражает свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ, индивидуальное развитие в целом.

Основные характеристики "системы интегральных функций":

1. Все интегральные функции отражают надструктурно-функциональные образования, в деятельности которых принимает участие большинство структурно-функциональных единиц организма.

2. Во всех интегральных функциях существует высокий показатель компенсации функции одних структурных единиц другими.

3. Все интегральные функции настолько тесно и взаимосвязанно отражают свои специфические виды деятельности, что порой трудно отличить их формы проявления.

4. Чаще деятельность одной интегральной функции сопровождается деятельностью многих или всех интегральных функций.

5. Интегральные функции выражают целостность организма.

Модель системы IV уровня - "структурно-функциональные основы интегральных функций". Интегральные функции проявляются в следующей структуре:

1. "Открытые входные зоны", через которые во внутреннюю среду поступают вещества, энергия и информация.

2. "Закрытые внутренние зоны" - внутренние среды организма, закрытые от факторов прямого внешнего воздействия гисто-гематическими барьерами.

3. "Открытые выходные зоны", через которые из организма выводятся в окружающую среду продукты метаболических реакций, ненужные и сопутствующие вещества, энергия и информация.

"Открытые входные и выходные зоны" проявления интегральных функций поддаются возможности определенного регулирования со стороны сознания и изменений внешних факторов. Они создают условия для более эффективной деятельности внутренней среды. Состояния "открытых зон" создают благоприятные или неблагоприятные условия для "закрытых зон". Основу естественной терапии составляет положение: нормализация "открытых зон" интегральных функций создает благоприятные условия для функционирования "закрытых зон", что приведет к норме весь организм.

"Закрытые внутренние зоны ", или "среды", имеют следующую структуру:

Первый "барьер" - эпителиальная ткань слизистой кишечной трубки, легких, кожи. За ней следует межтканевая среда.

Второй "барьер" - стенки кровеносных сосудов. За ними находится среда крови.

Третий "барьер" - мембраны межтканевой жидкости, за которыми следует межтканевая среда, в которой находятся "рабочие ткани" основных органов.

Четвертый "барьер" - мембраны клеток. За ними находится внутриклеточная среда.

Пятый "барьер" - мембраны ядер и митохондрий, за которыми находятся внутриядерная и внутримитохондриальная среда. Гистогематические барьеры активно и избирательно пропускают через свою структуру в "охраняемые" ими внутренние среды вещества, энергию и информацию. Чем "глубже" внутренние среды, тем жестче и избирательнее физиологический состав среды, тем больше степень ее защищенности и "независимости" от изменчивости окружающей среды. Воздействие на внутренние среды, таким образом, возможно не прямое, а опосредованное, через создание благоприятных или неблагоприятных условий. Эти условия формируются деятельностью гистогематических барьеров. Первым "барьером", от деятельности которого зависят условия последующих сред, являются "открытые зоны".

Основными характеристиками "структурно-функциональных основ интегральных функций" являются:

1. Структурно-функциональные единицы, которые объединяются для проявления интегральных функций, по отдельности не выражают тех специфических видов деятельности, которыми обладают интегральные функции.

2. Большинство интегральных функций имеют жесткую взаимозависимость. Отклонение от нормы характеристик одной интегральной функции приводит к невозможности нормализации других интегральных функций. Нормализация одной интегральной функции не приводит к автоматической нормализации других интегральных функций, хотя и создает благоприятные условия для их нормализации.

3. Для нормализации всего организма необходима нормализация всех интегральных функций без исключения.

Из этих основных характеристик "структурно-функциональных основ интегральных функций" строятся основные положения стратегии и тактики, средств и методов оздоровления, профилактики, реабилитации и терапии в "Теории здоровья".

В течение четырех лет в Доме детства № 6 Советского района и Доме детства № 14 Курчатовского района Челябинская проводится научное исследование по теме: "Разработка систем реабилитационно-профилактических мероприятий по оздоровлению воспитанников Домов детства", в основе которого лежит авторская программа: "Комплексный метод реабилитации и профилактики детей 5-15 лет в условиях Домов детства". Комплекс включает:

1. Комплексный метод контроля за состоянием организма: педагогическое тестирование, соматоскопию (антропометрию и ортопедию), функциональные пробы, психологическое и неврологическое тестирование, клиническое исследование и лабораторно-клинические пробы, ирридологическое обследование. Данный комплекс достаточно полно отражает состояние основных систем организма и соответствует требованиям организации комплексного контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников [6].

2. "Комплексный метод реабилитации и профилактики детей" включает немедикаментозные методы воздействия с целью нормализации деятельности всех "открытых зон" интегральных функций одновременно. Это позволяет в короткое время привести к норме все интегральные функции организма, а значит, и организма в целом. Реабилитационно-профилактический комплекс включает: 1) "дыхательную терапию", 2) "естественное питание", 3) рациональную психотерапию, 4) райцтерапию (холодовые и тепловые воздействия), 5) мануальную терапию, 6) лечебную и оздоровительную физическую культуру, 7) личную гигиену и гемосорбцию, 8) массаж.

Анализ результатов исследования показал высокую эффективность "Реабилитационно-профилактического комплекса" по сравнению с существующими методами оздоровления и реабилитации детей в условиях Домов детства. В Дома детства, как правило, поступают дети из неблагополучных семей, дети-сироты и дети, некоторое время занимавшиеся бродяжничеством. Вследствие этого все они имеют 100%-ную задержку умственного и физического развития, в 85% случаев - дефекты осанки, ослабленное здоровье и заболевания различных органов и систем. Применение "Реабилитационно-профилактического комплекса" позволило снизить заболеваемость в Домах детства на 80-85%, полностью устранить дефекты осанки, привести умственное и физическое развитие в соответствие с возрастом, повысить успеваемость учащихся, восстановить нормальную деятельность органов и систем после заболеваний, довести уровень "практически здоровых" выпускников средних школ до 55-60% (по сравнению с показателем в среднем по Российской Федерации в 7-10%). Данная эффективность наступает после 1-1,5 года воздействия "Реабилитационно-профи лактического комплекса".

Литература

1. Амосов Н.М. Раздумь о здоровье. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ФиС, 1987. - 64 с.

2. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность организма. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1990. - 224 с.

3. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (Этиология). - М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1962. - 176 с.

4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 399 с.

5. Кассиль Г.Н. Внутрення среда организма. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 1983. - 227 с.

6. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников: Метод. пособие /Под ред. академика РАМН Г.Н. Сердюковской. - М.: РИА Максим, 1995. - 120 с.

7. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека: Учебн. - М.: Медицина, 1995. - 272 с.

Поступила в редакцию 23.07.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!