Abstract COMPLEX CONTROL AND CORRECTION OF FUNCTIONАL STATE IN CHILDREN WITH DISBALANCE OF MUSCULAR SYSTEM B.B. Sharov, professor A.A. Andreyeva Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk Key words: anomalious childhood, disorder of static and locomotoric fuctions, correction, adaptation, apparatus for vestibular function's investigation and training. The results of the nystagmus'es study in children are represented. The sparing, objective methodics of the electronystagmo-graphy based on the sensoric differentiation can be successfully used not only in practically healthy children, but also in children, having the anomaliоus locomotions, statokinetics and the disorders of various parts of the central nervous system. These methodics can be used in the sports medicine, physiology and in the clinical diagnosis.
|
КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСБАЛАНСОМ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Профессор Б.Б. Шаров, А.А.
Андреева Ключевые слова: аномальное детство, нарушение статических и локомоторных функций, коррекция, адаптация, АДС (независимое устройство для исследования вестибулярной функции и тренировки). Перспектива психофизиологического развития детей, их социальная и школьная адаптация зависят от раннего выявления минимальных дисфункций статокинетики и локомоции, а также от своевременной действенной психофизической коррекции. Эта задача является важной социальной проблемой, которую можно решить совместными усилиями психофизиологов, педагогов и клиницистов. Крайне неудовлетворительные социально-экономические условия, малоподвижный образ жизни наносят ущерб здоровью беременных и кормящих женщин, что отрицательно сказывается на росте и развитии детей. Усиливают отрицательное воздействие на организм ребенка неблагоприятные экологические условия, радиационное загрязнение, наличие в воде и продуктах питания солей тяжелых металлов, химических веществ, гормонов. Всем этим полна жизнь современного человека, особенно такого экологически неблагоприятного региона, каким является Челябинская область. По литературным данным, особенности клинико-патофизиологической структуры аномалий развития моторной сферы обусловлены недостаточностью развития отделов нервной системы. Так, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдается нарушение тонуса, ритмичности первичных автоматизмов. От поражения кортикального уровня страдает сила, точность движений, формирование предметных действий (М.И. Туревич и И.И. Озерецкий, 1930; М.Стамбак, 1963; А. Геделл, 1974, и др.). Большое значение имеет нарушение тонуса, играющего ведущую роль в преднастройке движений, его стойкости, стабильности. При недостаточности тонической функции в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлексов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, сохранение позы. Патологический гипотонус вызывает усталость рук, быстрое общее утомление, падение внимания. Чаще имеет место диффузная симптоматика, сочетающая явления повреждения в двигательной сфере с ее недоразвитием. К явлениям недоразвития относятся синкинезия: непроизвольные движения, сопровождающие произвольные, а также не связанные с ними по смыслу. Показателем общего недоразвития двигательной сферы являются недостаточная точность и стабильность движений, их легкая "сбиваемость" под влиянием различных воздействий: шума, ограничения временем проведения. Постепенно формируется порочный двигательный стереотип. Обследование детей не оставляет надежд на хороший прогноз их дальнейшего развития. Разработка метода дифференцированной психофизиологической коррекции стимулирует дальнейшее расширение исследований вариантов аномального развития и возможностей их предупреждения и лечения. С этой целью в Челябинской области создана сеть специализированных дошкольных учреждений по комплексной коррекции детей, имеющих дефекты опорно-двигательного аппарата, таких, как нарушение осанки, сколиозы, а также детский церебральный паралич, имеющих нарушения статических и локомоторных функций. Методика и организация работы. С целью выполнения региональной программы научно-педагогических исследований системы коррекционных и профилактических мероприятий по охране здоровья детей на базе специализированных дошкольных учреждений нами проводится исследовательская работа по применению бальзамов Караваева на фоне других методов активной и пассивной коррекции, таких, как лечебная гимнастика, биологическая обратная связь, массаж, кранно-сакральная мануальная терапия. Для проведения исследований сформированы две группы. Основная группа - дети 6-7 лет с диагнозом детский церебральный паралич и контрольная - дети с дисбалансом мышечной системы. В декабре 1996 г. и январе 1997 г. были применены бальзамы Караваева в контрольной группе во время сеанса массажа в область воротниковой зоны как наиболее биологически активную, включающую трапециевидную мышцу, выйную линию, лоб, большую грудную мышцу, шейный отдел позвоночника. А также втирание масла "Витаон" в позвоночно-двигательные сегменты для улучшения трофики спинномозговых корешков и смазывание слизистых носа маслом "Витаон" для улучшения барьерных функций слизистых носа и нормализации кислотно-щелочного равновесия. Бальзамы Караваева, обладающие выраженной щелочной реакцией, изготовленные из растительного сырья, хорошо адаптированы к организму ребенка. Они способны не только нейтрализовать кислотную реакцию, но и благодаря большому содержанию микроэлементов восстановить электролитный баланс в крови, стимулировать периферическое кровообращение и повысить энергетический тонус организма. Проблема контроля за психофизиологическим состоянием детей - также насущная научно-практическая задача. На базе Уральской академии физической культуры разработана комплексная методика оценки статокинетической системы детей. Известно, что статокинетическая система осуществляет ориентацию человека в пространстве, поддерживает равновесие тела в статике и динамике, а также обеспечивает выполнение сложных локомоторных актов. Основными ее входами являются: вестибулярный аппарат, проприорецепторы мышц, фоторецепторы сетчатки глаза. Кафедрой физиологии Уралгафка разработан полифункциональный автономный динамический стенд (А.с. № 707575), а также новые оригинальные методики оценки и тренировки вестибулярной функции. Положительная сторона данных методов - их физиологичность. Они не вызывают вегетативных реакций и угашения вестибулярного нистагма. Вестибулярный нистагм - это ритмическая вестибулярная реакция, возникающая в ответ на стимуляцию вестибулярного аппарата. Основные закономерности нистагма сводятся к тому, что колебания глазных яблок содружественны и состоят из ритмического чередования противоположно направленных медленных и быстрых поворотов глаз, компонентов нистагма. В естественных условиях нистагм возникает в результате асимметричного изменения афферентных потоков, от симметричности рецепторов полукружных каналов. Причиной асимметрии афферентных потоков в нормальных условиях является механическая сила (инерция), возникающая в результате действия углового ускорения. Она действует на оба лабиринта одновременно, но, так как происходит разнонаправленное изменение афферентации, наблюдается увеличение на одной и уменьшение на другой. Вестибулярный нистагм как фазно-тоническая реакция характеризуется пилообразной формой: быстрый компонент одного направления сопровождается медленным компонентом противоположного. По данным М.М. Левашова, компоненты нистагма непосредственно связаны с афферентной импульсацией, происходящей от рецепторов полукружных каналов. В настоящее время установлено, что существенную роль в генерации нистагма выполняют ядра ствола мозга и нейроны ретикулярной формации. Диагностическая ценность нистагма высока и очевидна. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о том, что эта реакция существенно зависит от функционального состояния всего организма. Так, при пессимальном состоянии нистагм приобретает тонический характер, при оптимальном он проявляется как четкая фазно-тоническая реакция, состоящая из быстрого и медленного компонентов. С целью исследования вестибулярной функции у детей с применением электронистагмографии была применена "щадящая" методика сенсорного дифференцирования знакопеременных ускорений при угловых скоростях 600 с, 900 с и 1200 с. Вращение стенда осуществлялось в правую и левую стороны с постепенным нарастанием вестибулярных стимулов. После достижения угловой скорости 1200 с проводилось снижение стимуляции до угловой скорости 600 с. Во время проведения исследования стенд не останавливался. По данной методике было обследовано 16 практически здоровых детей в возрасте 7-8 лет и 21 ребенок с нарушением статических и локомоторных функций. Перед началом вращений проводилась калибровка взора с помощью калибратора. Наиболее успешно она осуществлялась при загорании световых сигналов, с частотой их мелькания в один 1 Гц. В соответствии с калибровочным сигналом повороту глаз на 200 соответствовало отклонение луча осциллографа или пера регистратора на 10мм. Регистрация нистагма проводилась при закрытых глазах с применением специальной аппаратуры. Нами отмечено, что амплитуда нистагма у детей значительно выше, чем у взрослых, а его интенсивность ниже. Так, средняя амплитуда у детей достигает 270, а у взрослых 11-120. Соответственно частота реакции равна 1,5-2 Гц и 3-3,5 Гц у взрослых, т.е. у детей нистагм по сравнению со взрослыми более размашистый и резкий. Хотя реакции обследованных носят индивидуальный характер, все же можно проследить их общую закономерность. Последовательное применение возрастающих по величине вестибулярных стимулов при обследовании одного и того же человека дает возможность определить дифференциальные особенности лабиринта. А изучение нистагма, полученного при вращении в правую и левую стороны, позволяет выявить вестибулярные асимметрии не только у детей с дисбалансом мышечной системы, но и у практически здоровых лиц, спортсменов и представителей различных видов человеческой деятельности. Вестибулосенсорное дифференцирование связано с ориентацией в пространстве и двигательной координацией. А при вестибулярных асимметриях вестибулярная устойчивость снижается. Как правило, это проявляется в низкой переносимости кумулятивных нагрузочных тестов. При этом у обследуемых наблюдаются вегетативные реакции и вестибулярные расстройства. Нами установлено, что все дети очень легко выполняли вращения на автономном динамическом стенде по методике сенсорного дифференцирования. При сопоставлении нистагмограммы здоровых детей и детей с неоптимальным двигательным стереотипом отмечено, что здоровые дети не имели вестибулярных асимметрий, в то время как у детей с патологией асимметрия выражена в 90% случаев. Выполненные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что для оздоровления детей с отклонениями в развитии требуются применение комлексных методов контроля и коррекция функционального состояния. Щадящая, объективная методика электронистагмографии, основанная на сенсорном дифференцировании, может успешно применяться не только на практически здоровых детях, но и на детях, имеющих отклонения в локомоциях, статокинетике и поражения различных отделов центральной нервной системы. Комплексная методика и АДС могут быть использованы в спортивной медицине, физиологии спорта и клинической диагностике. Поступила в редакцию 15.08.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |