Abstract USING OF DIRECT PREDOMINATED SUGGESTION WHEN KEEPING AWAKE IN METHODICS OF PHYSICAL CAPACITIES' DEVELOPMENT T.V. Bondarchuk, lecturer E.F. Orekhov, lecturer Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk S.V. Pavlov Bashkortostan state university, Ufa Key words: dirеct predominant suggestion, physical capacities, process of training. The aim of this study was to elaborate rational aim-directed methodics of the direct predominant suggestion (DPS) when keeping awake, helping to improve the process of physical capacities development in judoists of the initial preparadeness groups. 90 young judoists 12-13 years of age acted as subjects during 1995 - 1996 years. The efficiency of DPS metho-dics depends on their structural peculiarities and on the longevity of its using at the preparational stage of training. The positive influence of some DPS methodics on the tempo of the speed capacities' increasing had been revealed.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЯМОГО ПРЕДНАМЕРЕННОГО ВНУШЕНИЯ В БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ В МЕТОДИКЕ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Кандидаты педагогических
наук, доценты Т.В. Бондарчук, Е.Ф. Орехов С.В. Павлов Ключевые слова: прямое преднамеренное внушение в бодрствующем состоянии, процесс воспитания физических качеств, физические качества. Физическая подготовка - основополагающая сторона спортивной тренировки, так как в большей мере, чем другие стороны подготовки, характеризуется физическими нагрузками, воздействующими на морфофункциональные свойства организма. От уровня физической подготовленности зависят успешность технической подготовки, содержание тактики спортсмена, реализация личностных свойств в процессе тренировок и состязаний. Одной из основных задач физической подготовки является воспитание физических качеств. Этот процесс в настоящее время связан с интенсификацией и увеличением продолжительности тренировочного процесса, что прослеживается не только на этапе спортивного совершенствования, но и на этапе начальной подготовки [9, 10]. В тренировочном процессе юных спортсменов данная тенденция неправомерна, поскольку, во-первых, связана с риском нарушения развития и становления форм и функций организма; во-вторых, ведет к сокращению свободного времени, нужного для разностороннего развития личности. В связи с этим возникает необходимость в разработке педагогических средств и методов, позволяющих учитывать возрастные особенности юных спортсменов, сохраняющих их здоровье, не требующих дополнительных затрат времени и в то же время стимулирующих рост физических качеств и, как следствие, - спортивного мастерства. Использование вербального гетеровоздействия в тренировочном процессе в группах начальной подготовки - одно из перспективных направлений исследований по данной проблеме. Специфичность использования вербального воздействия в спортивной тренировке обусловлена тем, что в ней преобладает двигательная активность и объем применения методов словесного воздействия в работе тренера несколько меньше в сравнении с другими видами педагогической деятельности. Поэтому ценность каждого слова тренера должна быть выше, а роль умения владеть им - значительнее [7, 8]. В связи с особенностями спортивной тренировки многие исследователи сходятся во мнении о целесообразности и эффективности применения в тренировочном процессе методов внушающих гетеровоздействий [1-6]. В спортивной практике специалисты чаще всего реализуют внушающее гетеровоздействие на основе гипносуггестивных техник, что затрудняет включение их непосредственно в тренировочный процесс, тем более применение тренером гипносуггестивных методов. Кроме того, рекомендуемые внушающие вербальные гетеровоздействия в спортивной практике не всегда отвечают требованиям современной подготовки спортсменов, а также специфическим закономерностям вербального воздействия. Теоретические положения подтверждают целесообразность реализации прямого преднамеренного внушения (ППВ) в бодрствующем состоянии в спортивной практике как метода, который доступен в применении и не требует специальной подготовки. Этот метод отвечает всем требованиям и особенностям тренировочной деятельности спортсменов и в конечном итоге создает условия для эффективной реализации задач тренировочного процесса. Однако конкретных теоретических и практических рекомендаций реализации ППВ в бодрствующем состоянии в процессе воспитания физических качеств юных спортсменов обнаружено не было. Анализ теории и практики реализации внушающего вербального гетеровоздействия выявил основные противоречия: доказанность эффективного использования специфических методов вербального гетеровоздействия в тренировочном процессе и практическую невозможность их использования тренером; признание прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии как одного из основных методов вербального гетеровоздействия в педагогической деятельности тренера и отсутствие теоретического обоснования методических особенностей его применения в спортивной подготовке, и в частности в процессе воспитания физических качеств. В связи с выявленными противоречиями и недостаточной разработанностью проблема использования системы методов вербального гетеровоздействия в процессе воспитания физических качеств спортсменов предопределила цель исследования - разработать рациональные целенаправленные методики ППВ в бодрствующем состоянии, способствующие совершенствованию процесса воспитания физических качеств на основе оценки психического состояния, проявления и динамики физических качеств дзюдоистов групп начальной подготовки. Задачи исследования: 1. Выявить влияние ППВ в период бодрствования на психическое состояние и проявление дзюдоистами физических качеств. 2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность использования целевых методик ППВ в период бодрствования в направленном воспитании физических качеств у дзюдоистов групп начальной подготовки. 3. Изучить динамику показателей физических качеств дзюдоистов в подготовительном периоде и степень влияния методик ППВ на процесс воспитания физических качеств. Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс педагогических, психологических и психофизиологических методов и методик исследования, включающий в себя анализ и обобщение научно-методической литературы; беседу, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование; методику определения волевого усилия; методику определения внушаемости; пульсометрию; линеограмму; самооценку психического состояния ("градусник"); педагогический эксперимент; логический и математический анализы. Исследование осуществлялось в течение 1995-1996 гг. и состояло из двух неравнозначных этапов. На первом, поисково-теоретическом, этапе выявлено ППВ в состоянии бодрствования на изменение психического состояния и на проявление дзюдоистами физических качеств в тестовых упражнениях, разработаны методики ППВ в структуре тренировочных занятий избирательной направленности. На втором этапе проведен основной педагогический эксперимент с целью обоснования эффективности воспитания у дзюдоистов физических качеств с использованием методик ППВ в тренировочном процессе. В исследованиях, проведенных в 1995-1996 гг., приняли участие 90 12-13-летних дзюдоистов групп начальной подготовки. Обоснование применения ППВ в бодрствующем состоянии при воспитании у дзюдоистов физических качеств. В констатирующем педагогическом эксперименте изучалось влияние ППВ в период бодрствования на психическое состояние и проявление дзюдоистами физических качеств в тестовых упражнениях с целью уточнения целесообразности проведения основного педагогического эксперимента. Изучение влияния ППВ в период бодрствования на психическое состояние дзюдоистов перед выполнением упражнений различной направленности с использованием традиционных формул внушения в тестовых упражнениях позволило выявить следующее: - ППВ в период бодрствования положительно влияет на психическое состояние дзюдоистов: оценку его субъективных компонентов ("настроение", "желание тренироваться", "готовность к высшим достижениям ", "значимость предстоящей деятельности", "уверенность в себе") и ЧСС; - психический статус улучшается в субъективных компонентах психического состояния и ЧСС перед выполнением тестовых упражнений, выявляющих уровень развития силы, выносливости, гибкости, скоростных и координационных способностей. При анализе влияния ППВ в период бодрствования на показатели психомоторики определены достоверные различия перед выполнением упражнений, определяющих уровень развития силы и скоростных качеств в показателях линеограмм правой и левой рук; не выявлено достоверных различий перед выполнением упражнений на выносливость, гибкость, координационные способности. Анализ изменений показателей уровня развития физических качеств дал возможность определить следующее: - ППВ в бодрствующем состоянии, проводимое до выполнения тестовых упражнений, способствует эффективному проявлению скорости и силы; - ППВ в период бодрствования, проводимое во время выполнения тестовых упражнений, способствует эффективному проявлению выносливости. Следует подчеркнуть, что ППВ с использованием традиционных формул внушения, проводимое как до, так и во время выполнения тестовых упражнений, не влияет на проявление гибкости и координационных способностей (достоверных различий не обнаружено). Результаты констатирующего педагогического эксперимента показали, что содержание традиционных формул внушения, используемых в спортивной практике, включенных в ППВ в период бодрствования, не всегда отвечает особенностям реализации этого метода в структуре тренировочного занятия и специфике проявления некоторых физических качеств (гибкость, координационные способности). Определено, что ППВ в период бодрствования наряду с другими вербальными методами ауто- и гетеровоздействия является методом, способствующим улучшению физических качеств, показана целесообразность использования метода ППВ в бодрствующем состоянии в процессе воспитания физических качеств у дзюдоистов как в отдельном тренировочном занятии, так и в тренировочном процессе в целом. Логическим итогом анализа проблемы теоретической и практической реализации вербального ауто- и гетеровоздействия, а также результатов констатирующего педагогического эксперимента, явилась разработка трех методик ППВ в структуре тренировочного занятия дзюдоистов с целью повышения эффективности методики воспитания физических качеств, исходя из особенностей предстоящей мышечной деятельности и необходимости создания предпосылок для совершенствования вышеназванного процесса. При разработке целевых (мотивационно-мобилизационной, активационно-поддерживающей и комплексной) методик ППВ в бодрствующем состоянии была сделана ориентация на то, чтобы их использование согласовывалось с основным содержанием и логикой построения тренировочных занятий различной направленности и отвечало принципам доступности и безопасности для здоровья. Из всего арсенала мотивирующих, мобилизующих, активирующих и поддерживающих вербальных ауто- и гетеровоздействий были выбраны формулы внушения, применение которых в спортивной практике наиболее эффективно в формировании и поддерживании у спортсмена психофизического состояния, обеспечивающего максимальное или адекватное проявление физических качеств в процессе их воспитания у дзюдоистов. Экспериментальное обоснование эффективности этих методик осуществлялось в сравнительном педагогическом эксперименте. С целью апробации и определения эффективности экспериментальных методик ППВ при воспитании физических качеств дзюдоистов был проведен сравнительный педагогический эксперимент, в котором приняли участие четыре группы - три экспериментальных и одна контрольная. В первой ЭГ использовалась методика ППВ М1, во второй - методика ППВ М2, в третьей - методика ППВ М3. В контрольной группе (КГ) методики ППВ не применялись. Рис. 1. Степень влияния ППВ в процессе воспитания физических качеств в 1-й ЭГ. Условные обозначения: 1М - после первого месяца эксперимента; 2М - после второго; 3М - после третьего месяца; - - - степень влияния не обнаружена Эффективность использования методик ППВ оценивалась сравнением показателей контрольных упражнений, данных педагогических наблюдений, результатов логического и математического анализа до и после эксперимента. После первого месяца тренировочных занятий в первой ЭГ значимые изменения в сравнении с показателями КГ имеются лишь в уровне развития скоростных качеств (р < 0,05). Во второй ЭГ значимые различия отмечены в уровне развития выносливости (p < 0,05). В третьей ЭГ обнаружено большее количество достоверных различий, чем в первой и второй группах, в показателях силы (p < 0,05), скоростных способностей (p < 0,05), выносливости (р < 0,05). Рис. 2. Степень влияния ППВ в процессе воспитания физических качеств во 2-й ЭГ. Условные обозначения те же, что и на рис. 1 В контрольных упражнениях в проявлении скоростно-силовых качеств, гибкости и координационных способностей значимых изменений нет. В КГ не выявлено значимых различий по сравнению с фоновыми данными в проявлении физических качеств. После второго месяца педагогического эксперимента в первой ЭГ значимые различия выявлены в показателях уровня развития силы (p < 0,05); скоростно-силовых способностей (р < 0,05); быстроты (p < 0,01); координационных способностей (p < 0,05). Значимых различий не обнаружено в показателях уровня развития гибкости и выносливости. И если после первого месяца педагогического эксперимента в первой ЭГ значимые различия были отмечены только в проявлении скоростных качеств, то после второго месяца они обнаружены в показателях силы, скоростно-силовых качеств и координационных способностей. Во второй ЭГ достоверные различия отмечены в проявлении выносливости (p < 0,01) и силы (р < 0,05). В показателях уровня развития гибкости, скоростно-силовых качеств и координационных способностей достоверных различий не обнаружено. В третьей ЭГ, где использовалась методика ППВ М3, после второго месяца тренировочных занятий определены достоверные различия в показателях основных физических качеств: силы (р < 0,05; p < 0,01); скоростных способностей (р < 0,05); скоростно-силовых (р < 0,05); выносливости (р < 0,05; p < 0,01); гибкости(р < 0,05); координационных способностей (р < 0,05). В КГ после второго месяца эксперимента значимых различий в уровне прироста показателей физических качеств не обнаружено, хотя, согласно статистической информации, наблюдаются положительные изменения этих показателей. Количество достоверных различий в показателях уровня развития физических качеств значительно возрастает после второго месяца тренировочных занятий в первой ЭГ в силе и скоростно-силовых качествах, во второй ЭГ - в силе. В третьей ЭГ определены достоверные различия в проявлении всех физических качеств. Рис. 3. Степень влияния ППВ в процессе воспитания физических качеств в 3-й ЭГ. Условные обозначения те же, что и на рис. 1 После третьего месяца основного педагогического эксперимента в первой ЭГ по сравнению с КГ во всех показателях двигательных качеств выявлены значимые различия в силе (р < 0,05; р < 0,01); скоростно-силовых качествах (р < 0,01); скоростных способностях (р < 0,01); гибкости (р < 0,05); выносливости (р < 0,05); координационных способностях (р < 0,05). Во второй ЭГ также определены значимые различия в проявлении физических качеств в сравнении с показателями КГ: в упражнениях, направленных на проявление силы (р < 0,05); скоростно-силовых качеств (р < 0,05); скоростных способностей (р < 0,05); гибкости (р < 0,05); выносливости (р < 0,01); координационных способностей (р < 0,01). В третьей ЭГ выявлены значимые изменения в уровне развития основных физических качеств: силы (р < 0,01); скоростно-силовых (р < 0,01) и скоростных способностей (р < 0,01); гибкости (р < 0,01); выносливости (р < 0,01); координационных способностей (р < 0,01). Для определения эффективности педагогического воздействия методик ППВ в процессе воспитания у дзюдоистов физических качеств был проведен однофакторный дисперсионный анализ. Он осуществлялся только в показателях, где определены достоверные различия как между КГ и ЭГ, так и внутри групп. Рассмотрим степень влияния методики ППВ М1 на эффективность воспитания в подготовительном периоде конкретных качеств. Степень влияния методики в процессе воспитания выносливости после третьего месяца составила 11,1%; скоростных способностей: после первого месяца - 16,4%, после второго - 26,5%, после третьего - 34,8%; силы: после второго месяца - 26, 7%, а после третьего - 35,3%; гибкости: после третьего месяца - 20,8%; координационных способностей: после второго месяца основного педагогического эксперимента степень влияния методики выразилась в 6,4%, третьего - 10,2% (рис. 1). Следовательно, существенные изменения в показателях уровня развития физических качеств с использованием методики ППВ М1 обнаружены в скоростных способностях и силе, степень влияния методики в данном случае наибольшая. Наименьшая степень влияния методики обнаружена в процессе воспитания выносливости, гибкости, координационных способностей, что дает основание говорить о недостаточной эффективности использования методики ППВ М1 при воспитании указанных качеств. Рассмотрим количественные изменения степени влияния методики ППВ М2. В процессе воспитания выносливости выявлена следующая степень влияния: после первого месяца эксперимента - 12,6%; после второго - 17,8%; после третьего - 20,3%. Степень влияния методики в процессе воспитания скоростных способностей после третьего месяца тренировочных занятий составила 28%. При воспитании силы после второго месяца степень влияния была 27,9%, а после третьего - 35,9%. Степень влияния педагогического воздействия в процессе воспитания гибкости после третьего месяца тренировочных занятий выразилась в 14,9%, а координационных способностей - в 13,1% (рис. 2). Полученный результат однофакторного дисперсионного анализа данной ЭГ позволяет сделать вывод о том, что методика ППВ М2 наиболее результативна при воспитании выносливости и силы. Менее эффективна она в процессе воспитания гибкости, скоростных и координационных способностей. Степень влияния методики ППВ М3 в процессе воспитания выносливости после первого месяца эксперимента была 16,8%; после второго - 29,5%; после третьего - 37,6%; скоростных способностей: после первого месяца - 26,3%; после второго - 31,3%; после третьего - 40,9%; силы: после первого месяца - 18,7%; после второго - 26,7%; после третьего - 32,3%; гибкости: после первого - изменений нет; после второго - 16,9%; после третьего - 23,5%; координационных способностей: после первого месяца изменений нет; после второго - 23,8%; после третьего - 91% (рис. 3). Таким образом, однофакторный дисперсионный анализ показывает, что использование методики ППВ М3 в подготовительном периоде наиболее эффективно в процессе воспитания физических качеств, так как наблюдается увеличение степени ее влияния после каждого месяца педагогического эксперимента. С целью выявления степени влияния методик ППВ на процесс воспитания у дзюдоистов физических качеств в подготовительном периоде было проведено межгрупповое сравнение однофакторного дисперсионного анализа. В воспитании выносливости наибольшую степень влияния имеет методика ППВ М3, меньшую - ППВ М1. В первом случае степень влияния методики после третьего месяца была 37,6%, во втором - 20,3%. В обоих случаях ярко выражена тенденция положительного прироста степени влияния на протяжении всего экспериментального периода. В воспитании скоростных способностей установлена наибольшая степень влияния методики ППВ М3, которая с 26,3% увеличилась до 40,9%, также эффективной является и методика ППВ М1, но менее, чем ППВ М3 (16,4 и 34,8%). В воспитании силы эффективна методика ППВ М3, о чем говорят количественные данные степени ее влияния: 18,7 и 32,3%. Методики ППВ М1 и М2 также положительно влияют на показатели уровня развития силы. В процессе воспитания гибкости положительная степень влияния определена при использовании методики ППВ М3. Так, после второго месяца она составила 16,9%, после третьего - 23,5%. Другие методики ППВ в бодрствующем состоянии менее эффективны. В процессе воспитания координационных способностей применение методики ППВ М3 увеличивает степень влияния с 23,8 до 91%, при реализации методики ППВ М1 - с 6,4 до 10,2%. Следует особо отметить тот факт, что степень влияния увеличивается от месяца к месяцу тренировочных занятий. Следовательно, есть все основания сделать вывод о том, что разработанная и экспериментально апробированная методика ППВ М3 в структуре тренировочных занятий подготовительного периода способствует эффективному воспитанию физических качеств у дзюдоистов групп начальной подготовки. Анализ влияния ППВ в бодрствующем состоянии на воспитание у дзюдоистов физических качеств в подготовительном периоде позволяет сделать некоторые выводы. Эффективность целенаправленных методик ППВ в процессе воспитания физических качеств зависит от продолжительности их применения в подготовительном периоде и структурных особенностей методик. Выявлено положительное влияние определенных методик ППВ на темпы прироста физических качеств. Так, после первого месяца педагогического эксперимента скоростные способности улучшились при использовании методики ППВ М1, выносливость - при использовании методики ППВ М2, сила, выносливость, скоростные способности - при использовании методики ППВ М3. После второго месяца тренировок соответственно улучшились: скоростно-силовые качества, скоростные способности - при использовании методики ППВ М1; сила и выносливость - методики ППВ М2; сила, выносливость, скоростно-силовые качества, гибкость, координационные и скоростные способности - методики ППВ М3. После третьего месяца использования методики ППВ оказали положительное влияние на уровень развития изучаемых физических качеств. Установлено, что использование экспериментальных методик ППВ в тренировочном процессе приводит к эффективному воспитанию физических качеств у дзюдоистов. Литература 1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: ФиС, 1985. - 192 с. 2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208 с. 3. Козин А.П. Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоров'я, 1985. - 128 с. 4. Никифоров Ю.Б. Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: ФиС, 1985, с. 57-61. 5. Психорегуляция в подготовке спортсмена /В.Н. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. - М.: ФиС, 1985. - 176 с. 6. Родионов А.В. Вербальные средства воздействия на психическое состояние спортсмена //Психическая саморегуляция: Сб. научн. статей. - Алма-Ата: Изд-во Казах. ГИФК, 1987. - 110 с. 7. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с. 8. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984. 472 с. 9. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1985. - 255 с. 10. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. - М.: ФиС, 1986. - 159 с. Поступила в редакцию 23.07.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |