Abstract STRUCTURE OF MORPHOLOGICAL PARAMETERS' SYSTEM IN 6-7 YEARS AGED SCHOOLCHILDREN V.I. Kharitonov, lecturer Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk Key words: morphological development, anthropometrical signs, interconnection, structure. The purpose of this study was to define the degree of interconnection in morphological signs of the 6-7 years aged children and their hierarchy's structure. The physical state of children was defined by the somatoscopic, somatometric and physiometric parameters. As a result of the research the degree of interconnection and "coordination" of these signs had been revealed and the dominant features for that age characteristics had been identificated, as well as the structural peculiarities of the investigated morphological and physiometrical systems.
|
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ (6-7 ЛЕТ) Кандидат педагогических наук,
доцент В.И. Харитонов Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические признаки, взаимосвязь, структура взаимосвязи. Физическое развитие ребенка можно представить в виде сложной динамической системы, в которой определяющими будут выступать те или иные ее элементы [1, 2]. Такое определение и характеризует, собственно, кибернетическую систему как упорядоченную, со многими входящими в нее элементами. Основные задачи предлагаемой работы - выявление и представление определяющих (ведущих) признаков системы физического развития детей младшего школьного возраста, при этом путем целенаправленного воздействия на переменные этой системы перевод ее в заранее заданное нужное состояние с учетом разностороннего гармоничного количественного подхода в онтогенезе человека [4, 6]. В этой связи одним из важных компонентов является проблема оценки критериев объективного физического развития ребенка [1, 2, 5]. Это в первую очередь касается основных вопросов управления ходом физического развития и подготовленности человека, которые распространяются на все составляющие системы (подсистемы). В жизни человека к ним относятся различные состояния главных жизнеобеспечивающих функций: сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной. Бесспорно, оптимального хода физического развития и подготовленности ребенка можно ожидать там, где поиск методов точного моделирования ведется на более объективной количественной основе [4, 7-9]. Вместе с тем анализ литературных источников показал, что в рекомендациях и методике контроля физического развития и подготовленности детей младшего школьного возраста недостаточно учитываются индивидуальные личностные характеристики и не разработан четкий алгоритм структурной взаимосвязи показателей физического развития и подготовленности ребенка. Задачи и методика исследования . В работе ставились следующие задачи: определить степень взаимосвязи признаков физического развития детей и структуры иерархичности входящих в систему показателей физического развития детей 6-7-летнего возраста. Процедура эксперимента представляет собой фронтальные исследования школьников, связанные с динамикой физического развития в естественных условиях их обучения уже с 1-го класа общеобразовательной средней школы. Проводился он в ряде школ Челябинска. Физическое развитие названного контингента учащихся определялось по соматоскопическим, соматометрическим и физиометрическим параметрам. Соматоскопические признаки оценивались по методу соматоскопии. Осмотр учащихся проводился утром, натощак или после легкого завтрака, в условиях обычного помещения класса при температуре воздуха 18-200. Обследуемые были в трусах или плавках. Осмотр начинался с оценки осанки. Она определялась в положении стоя без напряжения. Особое внимание обращалось на искривление позвоночника, т.е. выраженность его физиологических изгибов, и прежде всего боковых искривлений - сколиозов. В зависимости от того, в каком отделе позвоночного столба определялся сколиоз и куда была обращена выпуклая часть дуги, выявлялись искривления - правосторонний или левосторонний сколиоз. Этому критерию оценки нарушений осанки отдавался приоритет, ибо сколиозы в большей степени, чем другие ее отклонения, отрицательно влияют на нормальное функционирование систем дыхания и кровообращения. Функция свода стопы оценивалась и определялась замером и соотношением пигментированной части окраски кожи стопы. При этом вычислялся показатель В.Н. Соловьева - соотношение между наименьшим поперечником свода стопы (средней ее части) и наибольшим поперечником в передней ее части, выраженное в процентах. При норме стопы учитывался показатель до 49%, ее уплощение - 50-59% и при показателе свыше 60% стопа определялась как плоская. Соматометрические признаки: рост, вес, весо-ростовой индекс (ВРИ), ЖЕЛ и отношение ЖЕЛ к весу (жизненный показатель) - оценивались по общепринятым методикам. Так, например, рост и вес определялись в лабораторных условиях. Рост - с помощью ростомера (Мартина) в положении стоя, а вес (на весах Фербенкса) - взвешиванием в ходе тестирования. Весо-ростовой индекс рассчитывался по формуле:
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определялась с помощью водяного спирометра. Обследуемому предлагалось проделать испытание 3-5 раз. Фиксировался средний показатель выдоха. Жизненный показатель - соотношение ЖЕЛ/вес - также рассчитывался по формуле:
Физиометрические показатели определялись по максимальной силе правой и левой кисти, становой силе, относительной становой силе и динамической (быстрой) силе. Максимальная сила правой, левой кисти и становая определялись с помощью пружинного динамометра системы А.В. Абалакова. Относительную становую силу рассчитывали по формуле:
Динамическая сила определялась высотой выпрыгивания толчком двумя ногами со взмахом руками, при этом фиксировалось время отрыва ступней от площадки и время ее касания (приземление) посредством электронного секундомера. Затем время переводилось в сантиметры по специально рассчитанной таблице. Данные эксперимента обрабатывались методами математической статистики. Результаты и их обсуждение . Динамика показателей физического развития и статистических данных учащихся 6-7 лет (табл. 1) показывает, что наиболее информативным признаком выборки является коэффициент вариации, который в 12 изученных переменных колеблется от 3,96 до 47,64%. Вполне определенную информацию о статистических показателях несет и размах данных, полученных в исследовании. В отдельных признаках этот показатель достигает больших величин и характеризует значительные расхождения в величинах изучаемого явления. Так, ЖЕЛ составляет размах 1000 мл (от 1100 до 2100), значителен он и в показателе соотношения ЖЕЛ/вес, где составил величину 41,64 (см. табл. 1). Анализ корреляционной связи между соматоскопическими, соматометрическими и физиометрическими признаками в развитии детей 6-7 лет (табл. 2) показал отсутствие значимых связей (рис. 1) только двух показателей - 9 и 11 (динамическая сила и осанка). Между подавляющим большинством остальных показателей физического развития детей существует статистически значимая связь (р < 0,05 и выше). Причем следует отметить, что из 10 признаков, характеризующих соматометрические и физиологические параметры развития детей, только три имеют взаимосвязь уровня р < 0,05, а остальные 13 - р < 0,01 и выше (см. табл. 2, рис. 1). Наиболее высокие и тесные коэффициенты взаимосвязи выявлены в показателях соматометрических признаков 2 и 3 (вес и ВРИ). Каждый из них представлен пятью достоверными связями с другими признаками. Показатели 1 и 4 (рост и ЖЕЛ) - четырьмя достоверными связями, а показатель 12 (ЖЕЛ/вес) - тремя достоверными связями (р < 0,05). Таблица 1. Статистические показатели физического развития школьников 1-го класса (n=42)
Таблица2. Корреляционная матрица взаимосвязей показателей физического развития школьников 1-го класса (n=42)
Примечание * - достоверно значимые (t - St = 0,33 при p < 0,05); + - достоверно значимые (t - St = 0,42 при p < 0,01). Корреляционные плеяды показателей физического развития учащихся 1-х классов. Примечание. Физиометрические признаки в структуре физического развития детей 6-7 лет представлены значительно слабее (см. рис. 1). Здесь достоверная корреляция выявлена в показателе 8 (станов./вес). Он достоверно связан с четырьмя показателями - 2, 3, 6 и 7. Показатель 6 (динамометрия левой кисти) в структуре изучаемых признаков достоверно коррелирует трижды, а показатели 5 и 7 (динамометрия правой кисти и становая сила) - дважды (см. рис. 1). Широкие и тесные межфункциональные связи показателей соматометрических признаков в структуре физического развития детей свидетельствуют о главенствующей их роли в жизнеобеспечении целостности и гармоничности физического развития детей. На порядок ниже в структуре взаимосвязи представлены признаки физиометрических показателей физического развития детей, занимая при этом соподчиненное промежуточное положение. Соматоскопические признаки находятся на уровне 3-го порядка в системе таковых физического развития детей этого возраста. Функциональные зависимости подобного вида дают возможность оценить вклад каждого показателя в физическое развитие детей, а также использовать отдельные промежуточные характеристики в качестве критерия физического развития ребенка. Таким образом, проведенный корреляционный анализ и анализ структуры взаимосвязей физического развития детей 6-7 лет позволили выявить наиболее существенные (главенствующие) признаки, характерные для данной возрастной группы. Выводы 1. В результате проведенных исследований с использованием корреляционного анализа в структуре жизнеобеспечивающих показателей физического развития детей 6-7 лет выявлена степень взаимосвязи и "соподчиненности" соматометрических, физиометрических и соматоскопических признаков. 2. Данные анализа структуры взаимозависимости в аспекте межпризнаковых отношений детей 6-7 лет показали главенствующие характерные для данного возраста уровни естественного развития соматометрических признаков ребенка: роста, веса, ВРИ, ЖЕЛ, ЖЕЛ/вес и соподчиненность физиометрических показателей: динамометрии левой и правой кисти, становой силы, относительной становой силы и динамической силы, т.е. тех признаков, которые приобретены и развиты в ходе естественных условий жизни индивида. 3. Полученные в работе данные расширяют представления о ходе целостности организации физического развития человека, начиная уже с младшего школьного возраста, свидетельствуя при этом о единстве функциональных возможностей и гармонии всестороннего развития личности. Литература 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969, с. 22. 2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971. - 143 с. 3. Аршавский И.А. Факторы, определяющие рост: физические механизмы роста //Количественные аспекты роста организмов. - М.: Наука, 1975, с. 147-161. 4. Бальсевич В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет): Автореф. докт. дис. М., 1971. - 38 с. 5. Вилков И.П., Юшко Б.Н. Взаимосвязь показателей специальной физической подготовленности и соревновательной деятельности в спринтерском беге //Теор. и практ. физ. культ., 1988, № 12, с. 31-34. 6. Ефимов А.А. Исследование структуры специальной подготовленности пловцов и экспериментальное обоснование путей объективизации управления тренировочным процессом: Автореф. канд. дис. Киев, 1978. - 24 с. 7. Козлов В.И. и др. Физиология развития ребенка. М., 1983. - 15 с. 8. Матова М.А. Взаимосвязь характеристик психомоторики и познавательных способностей у школьников-подростков //Теор. и практ. физ. культ., 1988, № 9, с. 22-24. 9. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 158 с. Поступила в редакцию 23.07.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |