Abstract SOME PROBLEMS OF CAREER DEVELOPMENT IN YOUNG SPECIALISTS ON FIGURE SKATING AND POSSSIBLE WAYS TO SETTLE THEM E.A. Velikaya, lecturer Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk Key words: career, professional activities, initial period, social adaptation, business connections, commnicative capacities, figure skating, students. The aim of this paper was to discuss the problem of the career development in young specialists on the example of the figure skating specialization at the institute of physical culture. The questionnairing of 21 graduates had been realized after their 3 years work on the speciality. As a result of the research it was concluded that the representatives of the different events of this kind of sport are differently appercipated at the first years of their work on the speciality. The athletes of the pair skating and sports dances on ice had been more successful in communicativity than the representatives of the individual figure skating.
|
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ НА КОНЬКАХ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Кандидат педагогических наук,
доцент Е.А. Великая Ключевые слова: карьера, стартовый период самостоятельной профессиональной деятельности, социальная адаптация, деловое общение, коммуникативные способности, виды фигурного катания на коньках, студенты. В современном развивающемся рыночном мире социальная значимость процессов управления карьерой неуклонно возрастает. Их оптимальная реализация позволяет достичь баланса интересов отдельного работника и организации в целом [5]. В ходе российских социально-экономических преобразований "индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом как не менее значимые, чем коллективные или общественные цели" [7, c. 214], а термин "карьера" вошел в тезаурус отечественной управленческой науки и практики. Это не может не затронуть и основы педагогического мышления, особенно если принять во внимание, что планирование стартового периода самостоятельной профессиональной деятельности, имеющего фундаментальное значение для всего жизненного пути человека и характеризующегося особой сложностью, обычно происходит во время обучения в учебном заведении [2]. Нами проведен опрос 21 выпускника специализации "Фигурное катание на коньках" через 3 года после окончания ими Уральской государственной академии физической культуры с целью выяснения их удовлетворенности своей карьерой и направлений возможной коррекции вузовского педагогического процесса. Оказалось, что только 38,1% опрошенных выпускников удалось в целом воплотить в жизнь свои планы, касающиеся карьеры в узком смысле - продвижения в трудовой деятельности. Причем большинство участвовавших в опросе выпускников (71,4%) среди наиболее существенных затруднений, с которыми им пришлось столкнуться в послевузовский период, выделили проблемы в такой сфере социализации, как общение. Последнее согласуется с данными наблюдений за адаптацией молодых специалистов, в частности с приведенными в [3]: в первые годы пребывания в новой среде между коллективом и молодым специалистом существуют неустойчивые связи, контакты новичка с другими членами коллектива носят непрочный характер. Отмеченное авторами преимущество в социальной адаптации специалистов со стажем спортивных занятий перед не занимавшимися спортом, вероятно, нивелируется в рамках профессиональной группы, в которой большинство людей имеют физкультурно-спортивную квалификацию. Вместе с тем, как показал анализ результатов проведенного нами опроса, у молодых специалистов по фигурному катанию на коньках проблемы возникали главным образом в деловом, инструментальном общении в отличие от личностного, целевого. В известной мере это можно связать с осуществляемым российским обществом пересмотром многих социально значимых понятий, обусловливающим значительные расхождения во взглядах людей даже на основу коллективности. К примеру, определение коллектива, приводимое в изданном в 1924 году учебнике по психологии, существенно отличается от определений, с которыми мы в 70-е годы встречались на страницах психологической литературы, на что обращает внимание сам автор [6, c. 452]. В связи с этим становится более явной необходимость совершенствования обучения студентов технике и приемам делового общения. Однако результаты опроса выпускников-фигуристов свидетельствуют о целесообразности дифференциации такого обучения в зависимости от вида фигурного катания, в котором осуществлялась специализация. Смогли реализовать свои планы, касающиеся трудовой деятельности, 66,7% опрошенных, чья собственная спортивная карьера была связана с парным катанием или спортивными танцами на льду, тогда как лишь 26,7% представителей одиночного катания, участвовавших в опросе, удалось добиться этого (р > 0,05). Если доля испытавших серьезные затруднения в деловом общении среди первых составила 33,3%, то среди вторых она оказалась значительно больше - 86,7% (p < 0,05). Судя по данным опроса, молодые специалисты по фигурному катанию на коньках, специализировавшиеся в парном катании или спортивных танцах на льду, легче адаптируются в первые годы работы, обладая большими коммуникативными возможностями, нежели занимавшиеся одиночным катанием. Объяснить это можно спецификой конструктивной деятельности в дуэтных видах фигурного катания, требующей перехода от монологического общения к диалогическому, децентрализации, то есть умения ориентироваться на партнера, более точного его восприятия, сознательного контроля коммуникативных действий. В итоге углубляется личный опыт взаимодействия в микрогруппах-диадах, которые, как известно, широко представлены в действительности, обогащается инструментальная сторона общения. Вышеизложенное приводит к мысли о целесообразности включения в процесс вузовской подготовки специалистов по фигурному катанию на коньках целенаправленного совершенствования коммуникативных способностей, от уровня которых, как отмечают многие авторы [1, 4 и др.], все больше зависит успех практически в любой сфере деятельности. При этом имеет смысл дифференцировать соответствующие комплексы педагогических воздействий, исходя из особенностей опыта общения, приобретенного студентами в результате занятий избранным видом фигурного катания. Литература 1. Адлер А. Наука жить /Пер. с англ. и нем. - Киев: Port-Royal, 1997. - 288 c. 2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980, т. 1. - 232 с. 3. Виноградов П.А. и др. Социология физической культуры и спорта: Учебн. пос. (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак , В.И. Чеботкевич). - Пенза: Пензенский гос. пед. ун-т, 1995. - 352 с. 4. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров /Пер. со швед. - М.: Дело, 1996. - 352 с. 5. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури /Пер. с англ.) - М.: Дело, 1993. - 702 с. 6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. - В 2-х кн. - Кн.I. Общие основы психологии. - М.: Просвещение -- Владос, 1994. - 576 с. 7. Пидкасистый П.И. Стратегия развития вариативного образования в России //Педагогика: Учебн. пос. /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995, с. 214-216. Поступила в редакцию 23.07.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|