|
ПРОФЕССИЯ - ТРЕНЕР Общая классификация тренеров начинается с разделения их на две основные группы - тренеров личных и тренеров сборных команд. Первая группа - наиболее многочисленная и делится на следующие категории: - тренеры, ведущие своих воспитанников от начала спортивного пути до уровня высшего мастерства. Отлаженный в их школах "конвейер" регулярно и на протяжении длительного периода времени "выдает" одаренных спортсменов, составляющих как бы "полуфабрикат" для сборных команд различных рангов, хотя при этом вполне вероятен и отсев. Тренеры этой категории являют собой лучшую часть группы личных тренеров; - тренеры, для которых подготовка выдающегося спортсмена - чаще эпизод в его творческой биографии, во многом зависящий от везения и удачи при наборе учеников. Воспитанники таких тренеров, как правило, представляют собой законченный "продукт" обучения, и потому специалисты этой многочисленной категории - основные "поставщики" сборных команд; - тренеры, работающие с детьми, подростками, юношами, юниорами (реже - со взрослыми) на начальных этапах многолетней подготовки, а затем передающие своих учеников более опытным или именитым коллегам. Они составляют незаменимое звено тренировочного "конвейера", во многом обеспечивающее успех работы специалистов двух предыдущих категорий; - "тренеры-ювелиры", принимающие эстафету от личных тренеров предыдущих категорий (чаще всего - третьей) и доводящие спортсменов до престижных результатов и званий. Их чаще других привлекают к работе с учениками в сборных командах - на централизованных сборах и в период ответственных соревнований. Они представляют собою своего рода "живой мост" между тренерами личными и тренерами сборных команд. Эти последние составляют вторую группу, более узкую по численности и состоящую из трех категорий. Первая категория - главные тренеры. В большинстве случаев это - организаторы тренировочного процесса, в целом осуществляющие контроль за работой привлеченных личных тренеров, а также тренеров двух нижеследующих категорий. Сложность этого контроля заключается в том, что в ряде дисциплин сборные команды представляют собой конгломераты спортсменов совершенно различных специализаций (например, легкая атлетика, пулевая стрельба, фигурное катание и т.п.), а эффективность работы обусловливается многообразием "узкоспециальных" тренировочных направлений и средств. Вторая категория - тренеры по
подготовке отдельных групп членов сборных
команд. Это могут быть объединенные между собой
родственные легкоатлетические дисциплины
(прыжки, метания и т.п.), весовые категории у
борцов или боксеров (легкие, средние, тяжелые),
близкие по техническим характеристикам группы
оружия в стрельбе (винтовка, пис Третья категория- "узкие" специалисты, обеспечивающие техническую, тактическую, физическую, теоретическую и иные виды подготовки спортсменов. Интенсивность и частота привлечения тренеров этой категории к практике подготовки сборных команд по различным видам спорта неодинакова, но в ряде случаев они постоянно участвуют в тренировочном процессе (скажем, хореографы в фигурном катании, акробаты и хореографы в гимнастике, акробаты в прыжках в воду и т.п.). МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА - решающий фактор в определении принадлежности специалиста к той или иной категории, его функций и перспектив работы в клубе, школе или другой спортивной структуре. Модель личности - это обобщенный образ, совокупность должностных и общественных обязанностей, профессиональных и деловых качеств, а также социально-психологических свойств. При ее создании следует учитывать: - идейные, нравственные и волевые свойства специалиста; - его профессиональные качества, уровень спортивного мастерства и педагогической зрелости; - особенности его взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, представителями администрации, организаторами соревнований, спортивными судьями и прочими лицами, вовлеченными в сферу его профессиональной деятельности. Содержание работы характеризуется МОДЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА, раскрывающей перечень знаний и навыков, необходимых в процессе подготовки спортсменов. Эта модель служит основанием при конструировании учебных дисциплин и разработке содержания учебных программ подготовки и переподготовки тренеров. Изучение многолетней практики работы позволило выявить и сформулировать 20 профессиональных функций, владение которыми необходимо спортивным наставникам. Оценить их значение было предложено 180 специалистам высокого класса (опрос проводился в основном среди тренеров по разным видам спортивной борьбы), с тем чтобы определить степень их важности в практической работе тренера. Как очень важные были охарактеризованы восемь функций, или разделов работы (нумерация дана по "местам", занятым в результате опроса): 1. Управление технико-тактической подготовкой спортсменов. 2. Повышение личного профессионального и культурного уровня. 3. Организация воспитательной работы в коллективе. 4. Планирование процесса подготовки спортсменов. 5. Управление волевой подготовкой спортсменов. 6. Контроль за ходом тренировочного процесса и состоянием спортсменов. 7. Управление физической подготовкой спортсменов. 8. Управление соревновательной деятельностью спортсменов. Десять функций, или разделов, работы вошли согласно опросу в разряд важных: 9. Проведение спортивного отбора. 10. Организация восстановительных процедур 11. Управление теоретической подготовкой спортсменов. 12. Организация тренировочных сборов. 13. Решение организационных вопросов подготовки. 14. Оказание медицинской помощи при болезнях и травмах. 15. Организация и проведение соревнований. 16. Контроль за общеобразовательной учебой спортсменов. 17. Учет работы и составление отчетности. 18. Участие в научно-методической работе. И, наконец, менее важными (читай - второстепенными) были признаны такие разделы работы, как: 19. Участие в судействе соревнований. 20. Подготовка тренеров-общественников и судей. Надо сказать, что в последнее время, в связи с серьезными социальными переменами в области спорта, в практике работы тренеров появилась еще одна, двадцать первая, функция, не входившая прежде в перечень их непосредственных обязанностей, а именно - финансовое обеспечение процесса подготовки, поиск спонсоров и организация деятельности коммерческих структур. В период проведения вышеупомянутого опроса этой проблемы не существовало, теперь же она возникла и стоит весьма остро. Думаем, что не ошибемся, отнеся эту новоявленную функцию к категории очень важных, и присвоим ей для удобства "порядковый номер" - 8а. Анализируя степень эффективности работы тренеров клубов, спортшкол и сборных команд различных уровней, мы пришли к выводу, что сложившаяся в результате опроса "иерархия тренерских функций вполне согласуется с теоретической моделью прогнозирования спортивных достижений и потому может быть рекомендована как вспомогательный материал при планировании ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА. Профессиональная деятельность складывается из шести пунктов и включает в себя: - непосредственное управление процессом подготовки (сюда входят разделы 1, 3, 5, 7, 11, 16 и 20); - повышение личной квалификации (разделы 2 и 18); - спортивный отбор и решение оргвопросов (разделы 8а, 9 и 13); - подготовку к участию в соревнованиях, организацию и проведение соревнований (разделы 8,12, 15 и 19); - медико-биологические аспекты (разделы 10 и 14); - планирование, контроль, учет (разделы 4, 6 и 17). Таков перечень задач, к решению которых должен быть готов специалист, избравший для себя тренерскую жизненную стезю и поставивший себе целью создание профессиональной системы подготовки спортсменов. Иными словами, речь идет о НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА тренера, в которой должны присутствовать как минимум следующие компоненты: - наличие центральной тренировочной базы, в том числе загородной; - наличие общежития, гостиницы, пищеблока, актового зала для проведения сборов, соревнований и других мероприятий; - периодическое участие в совместных тренировках спарринг-партнеров из различных клубов страны, ближнего и дальнего зарубежья; - возможность создания в своем регионе спортивных школ различного типа, спортивных классов в общеобразовательных школах, школ-интернатов спортивного профиля и центров олимпийской подготовки; - возможность беспрепятственного поступления одаренных воспитанников в вузы с целью повышения общеобразовательного ценза и продолжения занятий под руководством личного тренера; - наличие методического кабинета; - участие коллектива тренеров-энтузиастов и единомышленников в ежемесячном семинаре, возглавляемом главным тренером; - наличие микролаборатории, оснащенной научной аппаратурой и вычислительной техникой; - наличие восстановительного центра; - наличие службы материально-технического обеспечения и налаженных контактов по приобретению спортивного оборудования, инвентаря, одежды и обуви; - наличие финансовой и правовой групп. Если какой-либо из обозначенных компонентов будет отсутствовать в этой схеме, то система неизбежно начнет давать сбои, что обязательно негативно отразится на качестве труда тренера и на уровне подготовленности воспитанников. Георгий ТУМАНЯН, академик,
доктор педагогических наук; От редакции. "Тренер" разделяет надежды авторов на то, что даже в таком, "реферативном", изложении материал даст читателю представление о теоретических аспектах профессии тренера. Тех же, кто проявит более глубокий интерес к теме, мы адресуем к выходящему в издательстве "Советский спорт" учебному пособию профессора Г. Туманяна "Спортивная борьба: теория и методика организации тренировки", где борьба - лишь повод и наглядный материал для широкого разговора о нелегком тренерском труде. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|