Abstract PHYSICAL CULTURE AND SPORT FOR PERSONS WITH MENTAL BACКWARDNESS N.Sladkova, regional adviser of "Special Olympics" St.-Petersburg Key words: "Special Olympics", international sport movement, history, competitions, special olympic programmes, skiing, research programmes. The aim of this paper was to analyse the history of the special programme for the mentally backward persons named "Special Olympic International". The author marks the main dates and the historically important events of this movement's development. The "Eurasian" region of this movement includes the countries of the former USSR and most of them has their national organizations of the "Special Olympics". They held the training studies mentally backward persons and organize the Special Olympinc Games, and regional scientific-methodical seminars. The skiing had become very popular kind of sport for mentally backward persons. More than 4000 athletes with mental backwardness take part in the Russian Special Olympic programme.
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ДЛЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Региональный советник
"Спешиал Олимпикс" Н. Сладкова Ключевые слова: "Спешиал Олимпикс", международное спортивное движение, история, соревнования, специальная олимпийская программа, лыжный спорт, исследовательские программы. Ученые неоднократно заявляли о пользе занятий физической культурой и спортом для лиц с умственной отсталостью. Возможность для занятий предоставляется в основном учащимся вспомогательных школ и школ-интернатов в соответствии со школьной программой и в виде внеклассной работы; в меньшей степени - воспитанникам детских домов и интернатов для детей, подростков и взрослых с умственной отсталостью системы Министерства социальной защиты населения. Основная направленность физической культуры в учебных заведениях - коррекция и оздоровление. Кроме того, в ряде городов России и других стран СНГ на протяжении многих лет проводятся соревнования между вспомогательными школами и школами-интернатами по наиболее популярным и доступным видам спорта. В 1990 г., с появлением специальной программы "Спешиал Олимпикс Интернешнл", для людей с умственной отсталостью расширяются возможности заниматься физической культурой и спортом. В феврале 1990 г. в Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе "Спешиал Олимпикс". На этом семинаре была создана общественная организация "Всесоюзный комитет специальной олимпиады", которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. В семинаре принимали участие российские (А.А. Дмитриев, В.М. Мозговой) и американские (д-р Хиели и д-р Долан) ученые в области физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физвоспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации "Спешиал Олимпикс Интернешнл" во главе с президентом этой организации г-ном Сарджентом Шрайвером. Тогда мы впервые познакоми лись с программой "Спешиал Олимпикс". "Спешиал Олимпикс" - это международное спортивное движение, обеспечивающее лицам с умственной отсталостью условия для занятий спортом и физической культурой с раннего возраста и до глубокой старости. "Спешиал Олимпикс" - самое распространенное спортивное движение такого рода потому, что является доступным, постоянно совершенствующимся и развивающимся: оно предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с умственной отсталостью разных уровней возможностей и дающие возможность любому, кто пожелает, найти свой интерес в этом движении. В 1990 г. прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских специальных олимпийских играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу. Этот первый опыт участия в международных соревнованиях "Спешиал Олимпикс" дал возможность тренерам понять принципы этого движения, поближе познакомиться с его требованиями и правилами. Весной 1991 г. в Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар "Спешиал Олимпикс", в котором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Татьяна Сарычева, Александр Болошев, Алжан Жармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные специальные олимпийские игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик. В июне 1991 г. делегация из 113 человек, среди которых были представители всех союзных республик, приняла участие в летних Всемирных специальных олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гандболу. В декабре 1991 г. в связи с распадом Советского Союза Всесоюзный комитет специальной олимпиады был ликвидирован и создана общественная организация Специальная олимпиада Евразии. Цель ее создания - помощь в организации самостоятельных национальных программ "Спешиал Олимпикс" в 12 молодых странах на территории бывшего Советского Союза. В 1992 г. в Петрозаводске проведены первые зимние Специальные олимпийские игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу. В марте 1993 г. в Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркмениста на участвовали в зимних Всемирных специальных олимпийских играх в соревнованиях по лыжным гонкам, горнолыжному, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу. В 1994 г. в Ашхабаде (Туркменистан) в летних специальных олимпийских играх Евразии участвовали спортсмены из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Киргизстана в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, настольному теннису, футболу. К сожалению, в связи с материальны ми проблемами в них не смогли принять участие остальные страны. В 1995 г. в Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных специальных олимпийских играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркмениста на, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации "Спешиал Олимпикс". В настоящее время во всех странах нашего региона действуют Специальные олимпийские программы. Они организуют круглогодичные тренировки и регулярно проводят национальные Специальные олимпийские игры и соревнования. Ежегодно они принимают участие в двух-трех региональных семинарах. Такая популярность специального олимпийского движения в наших странах может быть объяснена тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с умственной отсталостью. Кроме того, активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе. По данным исследований, умственно отсталые школьники отстают от нормы по показателям силы, быстроты, выносливости, координации, прыгучести на 25-40%. Причинами такого отставания являются, по-видимому, сниженные сила и подвижность нервных процессов у детей-олигофренов (В.И. Лубовский, 1978), в связи с чем замедлена выработка условных связей и темпов развития двигательных способностей. Для восполнения этого дефицита Б.В. Сермеев (1980) предлагает активизировать их моторику как самый мощный стимулятор физиологических функций и нервно-мышечного аппарата (А.А. Дмитриев, 1988). Исследования развития моторики детей с умственной отсталостью проводятся на протяжении многих лет (А.Н. Граборов, 1923, 1941; Н.А. Козленко, 1962; Р.Д. Бабенкова, 1963; С.Ю. Юровский, 1971; А.Н. Плешаков, 1975; Н.П. Вайзман, 1976; В.М. Мозговой, 1982; А.С. Самыличев, 1984; А.А. Дмитриев, 1988, и др.). По наблюдениям ученых, особое место в коррекционно-компенсаторном воздействии на детей с умственной отсталостью занимают физические упражнения циклического характера. Под действием систематически повторяемых активных движений стимулируется деятельность соответствующих отделов нервной системы, вовлекаются в работу ранее бездействовавшие нервные механизмы, за счет условнорефлекторных связей образуются новые нервные пути (Н.А. Козленко, 1987). Среди упражнений циклического характера, коррекционно-компенсаторным путем воздействующих на нормализацию функционирования основных систем организма людей с умственной отсталостью, большое место занимает лыжная подготовка. Не случайно она включена в программу физического воспитания учащихся вспомогательных школ; во многих местных организациях "Спешиал Олимпикс" имеются группы спортсменов, занимающихся лыжным спортом. В связи с этим вашему вниманию предлагается дальнейшее ознакомление с развитием "Спешиал Олимпикс" на примере лыжного спорта. В Российской специальной олимпийской программе лыжным спортом занимаются около 4000 умственно отсталых спортсменов. Всего же в странах Евроазиатского региона более 11 тысяч человек занимаются лыжами по программе "Спешиал Олимпикс". С ними работают более 200 тренеров. В основном это преподаватели физического воспитания вспомогательных школ, реже тренеры детско-юношеских спортивных школ, воспитатели школ-интернатов, дефектологи, родители умственно отсталых спортсменов. Популяризации лыжной подготовки в рамках "Спешиал Олимпикс" в России и других странах ближнего зарубежья способствуют как климатические условия, так и сложившиеся традиции массового спорта. Нельзя переоценить значение занятий лыжной подготовкой, так как они оказывают оздоровительное, гигиеническое, общеразвивающее влияние на организм (А.А. Дмитриев, 1988; Е.С. Черник, 1992). Движение "Спешиал Олимпикс" предлагает тренерам, работающим с лицами с умственной отсталостью, широкий спектр дистанций, на которых спортсмены могут тренироваться и участвовать в соревнованиях: начиная с 50 м и заканчивая гонкой на 10 км и эстафетами. Такой диапазон предоставляет возможность участия в лыжных соревнованиях любому человеку с умственной отсталостью, независимо от возраста (с 7 лет и старше), физических и функциональных возможностей. Более того, в последние годы активно развивается программа "Объединенного спорта", которая позволяет тренироваться и соревноваться в одной команде спортсменам с умственной отсталостью и здоровым партнерам. Для проведения соревнований по лыжному спорту "Спешиал Олимпикс" использует Правила спорта, утвержденные Международной лыжной федерацией, слегка модифицировав их. Все это создает предпосылки для дальнейшего использования лыжного спорта в программе "Спешиал Олимпикс" как одного из самых популярных и действенных средств адаптации к жизни в обществе лиц с умственной отсталостью. Поступила в редакцию 27.01.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|