МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

ADAPTIVE- COMPENSATING DISORDERS IN DISABLED CHILDREN AND THEIR CORRECTION BY MEANS OF PHYSICAL EXERCISES

A.S. Solodkov, Honoured Scientist of Russian Federation, dr. hab. of medicine, professor

O.V. Morozova

St.-Petersburg state P.F. Lesgaft academy of physical culture, St.-Petersburg

Key words: adaptative- compensating reactions, amputation of exstremities, variational pulsography, disabled children, regulative mechanisms, physical exercises, functional system of adaptation.

The aim of this study was to evaluate the adaptive-compensating reactions, developing in children after the amputation of ther lower extremities when using special physical exercises.

182 boys aged from 11 to 16 years acted as subjects. The experimental group included 122 persons. The control group included 60 healthy boys of the same age.

The obtained data proved the necessity of regular physical exercising of disabled children after the lower extremities'amputation. The exercising must by build taking into consideration the children's functional state, the optimization of loadings, and they must be garanted by medicinal and pedagogical control.


АДАПТАЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор А.С. Солодков, О.В. Морозова
Санкт-Петербургская государственная академия им. П.Ф. Лесгафта

Ключевые слова: адаптационно-компенсаторные реакции, ампутация конечностей, вариационная пульсография, дети-инвалиды, регуляторные механизмы, физические упражнения, функциональная система адаптации.

Ампутация конечностей и связанные с этим нарушения гомеостаза оказывают существенное влияние на жизнедеятельность инвалидов. После перенесенных операций у многих инвалидов отмечаются психологические нарушения: уменьшается масса тела, изменяются кровообращение, внешнее дыхание и иннервация, нарушаются обменные процессы, стато-кинетические функции опорно-двигательного аппарата, снижается физическая работоспособность [2, 3, 4, 8]. Коррекция таких нарушений может осуществляться различными средствами, но наиболее доступным и эффективным является применение специальных физических упражнений [3, 5, 11]. Вместе с тем влияние таких нагрузок на организм детей-инвалидов изучено недостаточно. Поэтому основной целью наших исследований явилась оценка адаптационно-компенсаторных реакций, развивающихся у детей после ампутации нижних конечностей при занятиях специальными физическими упражнениями.

Всего под наблюдением находились 182 мальчика в возрасте от 11 до 16 лет. Экспериментальную группу составили 122 человека, перенесшие ампутации нижних конечностей. Причиной ампутации у всех детей послужили травмы. Сроки ампутации колебались от одного до девяти лет. В состав контрольной группы вошли 60 здоровых детей аналогичного возраста. Все дети были разделены на две подгруппы: адаптированные к физическим нагрузкам и неадаптированные.

Физические упражнения циклического характера выполнялись на специальном тренажерном комплексе КАП-2М, включающем 17 различных конструкций и предназначенном для укрепления мышц верхних и нижних конечностей, спины, брюшного пресса, развития гибкости позвоночника, увеличения движений в суставах и выполнения общеразвивающих упражнений. Занятия на тренажерном комплексе проводились в группах по 6-8 человек, продолжительностью 30-40 мин, 5 раз в неделю в течение 4 месяцев. Дети в группы подбирались с аналогичным уровнем ампутации и одинаковой физической подготовленности : что облегчало организацию тренировочных занятий, выбор нагрузки и проведение врачебного контроля.

Для изучения функциональных показателей организма использовались методика вариационной пульсографии (ВПГ), предложенная Р.М. Баевским [1], и спирометрия. Регистрация сердечной деятельности осуществлялась одноканальным электрокардиографом "Малыш" с тепловой записью. При анализе ВПГ из 100 последовательных сердечных циклов рассчитывались следующие показатели: вариационный размах ( Х) - максимальная амплитуда колебания значений кардиоинтервалов, определяемая по разности между максимальной и минимальной продолжительностью кардиоцикла, характеризует влияние парасимпатического отдела вегетативной нервной системы; мода (Мо) - диапазон наиболее часто встречающихся значений кардиоинтервалов - показывает наиболее вероятный уровень функционирования синусового узла; амплитуда моды (АМо) - число кардиоинтервалов, попавших в диапазон Мо в процентном соотношении, величина АМо зависит от влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и отражает степень централизации управления сердечным ритмом; индекс напряжения регуляторных систем (Ин); длительность сердечного цикла (R - R) и частота сердечных сокращений (ЧСС). Все эти показатели позволяют объективно оценить вегетативный гомеостаз, взаимодействие симпатического и парасимпатического отделов нервной системы: автономного и центрального контуров управления, а также количественно оценивать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. При исследовании функций органов дыхания определялись следующие показатели: дыхательные объемы, резервный объем вдоха и выдоха, жизненная емкость легких, жизненный показатель, минутный объем дыхания, а также рассчитывались потребление кислорода и коэффициент его использования. Полученные результаты обрабатывались методами вариационной статистики.

Материалы исследований, полученные у детей после ампутации нижних конечностей и занимавшихся физическими упражнениями на тренажерах, а также у лиц контрольной группы, представлены в табл. 1. Из таблицы следует, что у нетренированных детей как контрольной, так и экспериментальной группы показатели ЧСС, Х, Мо были практически одинаковыми. Более существенные различия установлены при анализе АМо. Так, у детей, перенесших ампутацию нижних конечностей, этот показатель оказался сниженным по сравнению с лицами контрольной группы на 32,9%; в то же время Ин увеличился соответственно на 47,8%. Снижение АМо и увеличение Ин, по мнению Р.М. Баевского, указывает на напряжение адаптационных механизмов и преобладание симпатической регуляции. Из этого следует, что у нетренированных детей-инвалидов при уменьшении массы тела и в состоянии гипокинезии развиваются преобладающее влияние симпатического отдела иннервации и более высокая централизация управления сердечным ритмом, что свидетельствует о сниженных адаптационно-компенсаторных возможностях организма.

Таблица 1. Показатели ВПГ у детей-инвалидов, занимающихся физической культурой (Ь±m)

Показатели Контрольная группа (n=30) Экспериментальная группа (n=60)
нетренирован-ные (n=15) адаптированные к нагрузкам (n=15) % отклонений нетренирован-ные (n=15) адаптированные к нагрузкам (n=15) % отклонений
ЧСС 75±3,5 74±4,4 -1,4 79±3,5 76±5,1 -3,8
Х 0,40±0,07 0,44±0,008 -10,3 0,46±0,10 0,68±0,008 47,8
Мо 0,83±0,05 0,74±0,004 -10,9 0,83±0,04 0,88±0,01 6,8
АМо 26,8±3,9 18,5±3,5 -31,0 18,0±1,5 15,5±1,5 -13,9
Ин 34,5±11,8 25,5±6,4 -26,1 51,0±7,5 33,6±1,2 -34,2

Под влиянием систематических тренировок на тренажерах в течение 4 месяцев у всех детей наблюдалось нарастание парасимпатической регуляции, снижение централизации ритма сердца и усиление процессов ауторегуляции. Однако, судя по динамике Ин детей-инвалидов, эти изменения носили менее выраженный характер по сравнению с лицами контрольной группы, что указывает на затруднение адаптивных перестроек после оперативных вмешательств.

Существенные изменения показателей сердечной деятельности обнаружены у детей, занимающихся спортом (табл. 2). У нетренированных детей контрольной группы по сравнению с детьми-инвалидами установлено снижение ЧСС на 6,4%, увеличение Х на 19,7%, снижение Мо на 5%; АМо и Ин увеличились на 5,2 и 7% соответственно. При систематических занятиях спортом у лиц контрольной группы вышеназванные показатели были ниже на 6-50%.

Таблица 2. Показатели ВПГ у детей-инвалидов, занимающихся спортом (М±m)

Показатели Контрольная группа (n=30) Экспериментальная группа (n=60)
нетренирован-ные (n=15) адаптированные к нагрузкам (n=15) % отклонений нетренирован-ные (n=15) адаптированные к нагрузкам (n=15) % отклонений
ЧСС 78±3,2 72±4,2 -7,3 83±2,9 75±5,3 -10,0
Х 0,51±0,05 0,48±0,006 -5,9 0,41±0,11 0,37±0,004 -10,0
Мо 0,14±0,08 0,28±0,007 100,0 0,77±0,06 0,58±0,06 -24,7
АМо 19,3±2,4 12,1±2,9 -38,4 18,5±1,0 15,2±1,3 -18,9
Ин 53,1±9,7 44,7±7,2 -16,9 49,4±6,3 31,2±1,6 -37,9

У детей-инвалидов спортивные тренировки вызывали аналогичные сдвиги показателей сердечного ритма. У них по сравнению с нетренированными инвалидами ЧСС и Х были ниже на 10%, Мо - на 24%, АМо - на 18,9% и Ин - на 37,9%. При этом важно подчеркнуть, что степень изменения этих показателей у детей-инвалидов была менее выраженной, чем у лиц контрольной группы. Вместе с тем существенное снижение Ин у детей экспериментальной группы следует рассматривать как преобладание парасимпа тического тимпа регуляции, формирующегося в процессе спортивных тренировок.

По данным Р.Е. Мотылянской с соавт. [5], у большинства юных спортсменов вариационные пульсограммы имеют нормотонический характер. Вместе в тем уменьшение АМо и Ин, увеличение Мо свидетельствуют о преобладании у них автономного контура управления и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на фоне некоторого снижения симпатической активности.

Анализ функций кардио-респираторной системы позволил установить, что совершенствование регуляторных механизмов у детей в результате занятий специальными физическими упражнениями сопровождалось ростом дыхательных объемов, жизненной емкости легких и легочной вентиляции, увеличением кислородной ценности сердечных сокращений на высоте нагрузки, нормализацией физиологических корреляционных взаимосвязей потребления кислорода и уровня физической работоспособнос ти. Наряду с этим физические нагрузки, увеличивая сократительную способность миокарда и конечный диастолический объем крови, улучшают коллатеральное коронарное кровообращение, повышают эффективность периферического кровообращения и венозный возврат к сердцу, а также увеличивают объем циркулирующей крови, уровень поглощения кислорода тканями и, следовательно, артерио-венозную разницу по кислороду [3, 4].

Общую оценку адаптационно-компенсаторных перестроек у детей после ампутации нижних конечностей и в результате систематических занятий физическими упражненениями можно изобразить так. Адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение высокой тренированности при минимизации биологической цены за это. Причем долговременная адаптация обязательно сопровождается следующими процессами: перестройкой регуляторных механизмов, мобилизацией и использованием физиологических резервов организма и формированием специальной функциональной системы адаптации к конкретной трудовой деятельности человека [9].

Можно полагать, что такая функциональная системаа у детей-инвалидов представляет собой вновь сформированные взаимоотношения нервных центров, гормональных, вегетативных и исполнительных органов, необходимые для решения задач приспособления организма к физическим нагрузкам. Морфофункциональной основой такой системы является образование в организме системного структурного следа по Ф.З. Меерсону [7] в ответ на мышечную работу, что проявляется в создании новых межцентральных взаимосвязей, повышении активности дыхательных ферментов, гипертрофии сердца, скелетных мышц и некоторых эндокринных органов, увеличении количества митохондрий, усилении функций вегетативных систем [10, 12].

Формирование функциональной системы адаптации и развитие состояния адаптированности у детей-инвалидов к новым условиям деятельности наступают вследствие перестройки и совершенствования регуляции физиологических систем. А этот процесс реализуется только благодаря использованию резервных возможностей организма человека и его мотивации к конкретному виду труда.

Таким образом, полученные материалы свидетельствуют о необходимости проведения систематических занятий физической культурой и спортом с детьми-инвали дами, перенесшими ампутацию нижних конечностей. Занятия должны строиться с учетом функционального состояния организма детей и оптимизации физических нагрузок и обеспечиваться адекватным врачебным и педагогическим контролем.

Физические тренировки необходимы как средство повышения общей неспецифической резистентности организма, формирования и совершенствования его адаптационно -компенсаторных возможностей, что в целом должно рассматриваться как одно из основных направлений развития медико-социальной реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата.

Литература

1.Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 295 с.

2. Виноградов В.И., Котощук Г.И. Толерантность к физической нагрузке у первично протезируемых инвалидов с культями нижних конечностей //Протезирование и протезостроение. Сб. тр., вып. 79. - М.: ЦНИИПП, 1988, с. 43-47.

3. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. /Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1995. - 95 с.

4. Курдыбайло С.Ф. Влияние протезирования на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у инвалидов с культями конечностей: Автрореф. дис. канд. мед. наук. М., 1981. - 34 с.

5. Курдыбайло С.Ф. Морфофункциональное обоснование двигательных возможностей инвалидов после ампутации конечностей как основа медико-социальной реабилитации: Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб, 1993. - 44 с.

6. Мотылянская Р.Е., Каплан Э.Я. и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры, 1980, № 1, с. 14-21.

7. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.

8. Поджидаева Л.М. Неврологические изменения при длительном фантомно-болевом синдроме после ампутации нижних конечностей: Автореф. дис. канд. мед. наук. Л., 1976. - 32 с.

9. Солодков А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция . - СПб.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994, с. 69-70.

11. Солодков А.С., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В. Особенности адаптационно-компенсаторных реакций организма детей-инвалидов при занятиях физической культурой //Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: Межвузовск. сб. научн. тр. - СПб.: НИИФК, 1996, с. 247, с. 247-253.

12. Фалалеев А.Г. Общие закономерности перестройки межфункциональных возможностей в организме человека при адаптации к физическим нагрузкам //Межфункциональные взаимоотношения при адаптации организма к спортивной деятельности: Межинститут. сб. науч. тр. - Л. ЛНИИФК, 1991, с. 4-11.

Поступила в редакцию 13.08.97


И Н Ф О Р М А Ц И Я

Российская государственная академия физической культуры в честь своего 80-летия проводит в Москве 24-28 мая 1998 года Международный конгресс "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы".

Ориентировочные разделы проблематики конгресса (пленарные доклады, секционные доклады):

I. Биологические и медицинские аспекты науки о спорте.

II. Философские, гуманитарные, социальные и экономические аспекты науки о спорте.

III. Теория и технология спорта и подготовки спортсмена.

Междисциплинарные симозиумы:

1. Спорт, духовность, культура.

2. Спортивная наука в XXI веке: формирование интегративной теории физической культуры и спорта.

3. Физкультурное образование в современном мире.

4. Спорт и экология человека.

5. Спорт, физическая культура и здоровье человека.

6. Олимпизм и олимпийское образование.

"Круглый стол": РГАФК и развитие спортивной науки и образования.

Важные даты:

01.03.98 - окончание приема заявок и тезисов.

19.05.98 - окончание приема подтверждений об участии и дате приезда.

24 - 28.05.98 - Конгресс.

Тезисы:

Тезисы объемом до 2 страниц (шрифт: 12 pt, типа "Таймс", одинарный межстрочный интервал) должны включать название (не более 120 символов), авторов, организацию, текст с рисунками и таблицами и список литературы. В тексте должны быть четко обозначены введение, методы, результаты и обсуждение (выводы).

Тезисы присылаются на дискете в формате WINDOWS (WORD 6.0/7.0).

Язык:

Официальные языки Конгресса - русский и английский.

 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: