|
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К ЗВЕЗДАМ Вспоминая Л. Толстого, как не сказать об этом человеке почти дословно словами из "Анны Карениной": "Все счастливые люди похожи друг на друга". Исключения лишь подтверждают правило - о похожести в главном. Да, счастливчиками не рождаются, ими становятся: через постоянное преодоление жизненных препятствий, людского неверия и откровенных препон. Так выковываются твердый характер, непреклонная воля, редкостные целеустремленность и трудолюбие. Всех этих качеств не занимать юбиляру - Виктору Григорьевичу Алабину, их у него хватит на многих. К нему без прикрас подходят афоризмы "через тернии - к звездам" и о "вечном бое" преодоления - себя, обстоятельств, болезни, неудач, которые только укрепляют. Он относится к тому особому поколению инфизкуль товцев, которое, уцелев в страшной войне, закалившись в ратном труде на фронте или у тылового станка, затем по-военному основательно "грызло гранит" спортивных наук. Удивительному поколению первых послевоенных выпусков, принесших мировую славу отечественной системе физического воспитания, массового и олимпийского спорта. Ну разве не поразителен жизненный и профессиональный путь только одной учебной группы ГЦОЛИФКа (1945-1949 гг.): семеро (Д. Тышлер и В. Столбов, Д. Ефремов и В. Алабин, Г. Богданов, В. Кузьмин и Н. Пономарев) стали профессорами, еще шестеро - доцентами, 5 человек получили звания заслуженных тренеров! В таком окружении выковывался характер. Счастливый характер отечественного интеллигента, которому тесно в узких рамках одного дела, который с давних пор славится дерзанием, универсализмом, многогранностью таланта. Эти качества оттачивает сама жизнь. К фундаментальным знаниям, полученным в ГЦОЛИФКе, прибавился двухлетний опыт руководства спортивной школой молодежи, а в неполных 25 - В.Г. Алабин уже заведует кафедрой физвоспитания молодого Благовещенского сельхозинститута. Преподаванию в вузах отдано более 45 лет. Познаются особенности работы кафедр физвоспитания в Челябинском медицинском и политехническом, Минском радио- и институте иностранных языков. Но главной вехой в научно-педагогическом совершенствовании была работа и заведование кафедрами легкой атлетики, теории и методики физического воспитания в Волгоградском, Челябинском, Белорусском и, наконец, Харьковском институтах физкультуры. И одновременно - на протяжении двух десятилетий - напряженнейший тренерский труд на уровне сборной команды СССР. И непрерывный и плодотворный научный поиск. И пропаганда отечественной системы физвоспитания, публицистика, творческое содружество с телевидением, прессой, обществом "Знание". Всего просто не перечислить! И как итог - В.Г. Алабин не обделен заслуженными регалиями. Он стал действительным членом Академии педагогических и социальных наук (Москва), доктором педагогических наук, профессором, заслуженным тренером БССР, награжден Грамотой президиума Верховного Совета республики. До тренерской работы В. Алабин не раз выигрывал в барьерном беге чемпионаты Москвы и России, участвовал в международных соревнованиях. Сплав личного опыта и фундаментальных научно-методических знаний сопровождался на тренерском поприще впечатляющими результатами. Его воспитанники (В. Попкова-Кабренок, А. Жидких, Б. Грецов, А. Смирнова-Ломакина, В. Носенко, М. Мазько и др.) завоевали 18 золотых медалей чемпионатов СССР по легкой атлетике. И еще 105, из них 73 золотые - на крупнейших международных форумах - олимпийских играх, чемпионатах Европы, матчах СССР - США, СССР - ГДР и др. А еще судья всесоюзной категории В.Г. Алабин дважды был заместителем главного судьи Спартакиады народов СССР, судил Олимпиаду-80 в Москве. В 1971 г. он вошел в десятку лучших тренеров-легкоатлетов страны. Итогом полувековых научно-педагогических исканий стали более чем 250 книг, статей, докладов и научных сообщений на конференциях (в том числе более 25 монографий, учебников и учебных пособий). За ними - не просто многолетний труд, за ними - творческие искания и настоящее подвижничество. И создание собственной научно-педагогической школы. Проблема оптимального управления тренировочным процессом (от начальной подготовки до уровня сборных команд страны) стала объектом целенаправленного исследования с начала 60-х годов. В этой связи исключительное значение имела системная разработка теоретико-методических и организационно-методических основ юношеского спорта. Именно здесь вклад юбиляра оказался фундаментальным, именно здесь создавалась собственная научно-педагогическая школа. К разработке проблемы привлекались десятки его аспирантов и соискателей, защищено 13 диссертаций. Работы из этой области переведены на иностранные языки и изданы за рубежом, награждались почетными дипломами всесоюзного конкурса на лучшую спортивную книгу. Достойна восхищения многогранная деятельность В.Г. Алабина в последнее десятилетие, в основном связанная со становлением одного из самых молодых в СНГ - Харьковского инфизкульта. Вместе с ректором, членом-коррес пондентом Украинской академии наук национального прогресса Н.А. Олейником он основывает вторую на Украине кафедру олимпийского и профессионального спорта и заведует ею. С блеском защищает докторскую диссертацию (уже будучи профессором). Как проректор по науке он сумел в течение двух лет обеспечить серьезные организационные сдвиги, концентрацию научно-педагогических сил на ключевых направлениях исследований. И при этом показывает пример плодовитости в собственной научной, публицистической, пропагандистской работе. Ему по-прежнему тесно в узких рамках одного дела. И поэтому формирование собственной научно-педагогической школы, новых учебных курсов сочетается у него с популяризаторской и публицистической деятельностью в прессе, на телевидении, с уникальными аудиовизуальными изданиями всесоюзного общества "Знание". Его книга "2000 упражнений для легкоатлетов" становится бестселлером в среде специалистов королевы спорта. И уж поистине удивительным выглядит научно-педагогический эксперимент, позволивший найти точки соприкосновения балета и акробатического рок-н-ролла. Результатом стали солидные публикации и подготовка кандидатских диссертаций. А впереди - новые творческие вершины. Проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор В.П. Бизин Проректор по учебной работе, кандидат биологических наук, профессор А.С. Ровный На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|