ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


КЛУБ "КУЗНЕЧИК": КТО ПРЫГНЕТ ВЫШЕ И ДАЛЬШЕ

ВЕДУЩИЙ - ДВУКРАТНЫЙ ЧЕМПИОН ОЛИМПИЙСКИХ ИГР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР СТРАНЫ ВИТОЛЬД КРЕЕР

От ведущего

Прыжки, как известно, бывают разные. И хотя автору этих строк и доводилось в своей жизни руководить так называемой "группой прыжков" в сборной команде, его "тренерский авторитет" ограничивается прыжками в длину и тройным. А потому на очередном заседании Клуба он уступает кафедру "узкому специалисту" - известному в прошлом прыгуну с шестом, заслуженному тренеру страны Виктору ЯГОДИНУ. Итак...

 

ЗАСЕДАНИЕ ТРЕТЬЕ: ПРЫГАЕМ С ШЕСТОМ

Прыжок с шестом - красивый, зрелищный, но сложный вид легкой атлетики. Овладение совершенной техникой прыжка требует продолжительного времени, но простейшие основы прыжка можно освоить довольно быстро. Успех начального обучения в значительной степени зависит от предварительной физической подготовленности, уровня координации, а также от волевых качеств занимающихся.

Минимальные требования к физической подготовленности: умение висеть и лазать по канату приблизительно на 3 м; в висе - поднимание ног коленями к хвату не менее 5-6 раз, пробегание 20 м с ходу за 2,5 - 2,6 с, 40 м со старта за 5,8 - 6,0; прыжки в длину за 4 м, метание ядра весом 4 кг вперед и назад за 9 - 10 м. Таковы предпосылки физической подготовленности для начала обучения прыжку с шестом.

При начальном обучении гибкость шеста не имеет значения, так как новичок еще не умеет ее использовать. Скорее, играют роль вес и диаметр шеста. Особенно важно тщательно следить за состоянием места приземления и исправностью шестов. Многолетняя подготовка прыгунов с шестом длится довольно долго и представляет собой систему, включающую несколько этапов. Каждый этап решает свои задачи.

I. Этап предварительной подготовки прыгуна

Цель этого этапа - активизация физического развития детей 8, 9, 10, 11 лет, конкретные задачи - следующие:

а) развитие ловкости и координации, умение владеть своим телом;

б) развитие темпа движений;

в) овладение элементами и простейшей схемой легкоатлетических упражнений, в том числе и прыжка с шестом.

Беговая подготовка осуществляется главным образом в виде игр и эстафет, а также быстрого повторного бега на отрезках 20-80 м. Особенно важны упражнения для увеличения частоты движений: бег в упоре, бег на месте максимально часто, бег через положенные на дорожке предметы, набивные мячи и т.п., быстрая работа руками и т.д.

Особенностью беговой подготовки юного прыгуна является бег с шестом. Для этого можно применять легкие шесты, планки для высоты и т.п. Не следует с самого начала стремиться к максимальной скорости бега. На этом этапе нужно добиваться свободы и непринужденности в беге с шестом на отрезках 30-60 м.

Необходимо начинать вырабатывать чувство ритма разбега и воспитание глазомера при постановке шеста в упор. Следует использовать множество постановок шеста на точность, стараясь попасть концом шеста в камешки, ямки, бровку дорожки и т.п. Целесообразно выполнять большое количество прыжков различного вида: многократные прыжки, вспрыгивание на предметы и спрыгивание с них, прыжки с отметки на отметку, а также прыжки в длину и высоту простейшими способами.

Следует обратить особое внимание на такие моменты технической подготовки:

1. Шест используется как опора для прыжка через естественные (канавы, кусты) и искусственные препятствия.

2. Постановку шеста в упор необходимо сразу выполнять технически правильно и своевременно (за 2 шага). Неправильную постановку очень трудно исправить.

3. Техника прыжка осваивается только тогда, когда это обеспечивают физические возможности. Особенно это касается силовых элементов.

4. Обучение технике через игру - вот основной метод.

Спецификой подготовки юных прыгунов с шестом является очень большой объем акробатической и гимнастической подготовки - примерно 50% всего времени тренировочных занятий. Различные кувырки вперед и назад, кувырки назад с разгибанием в стойку ( в дальнейшем с переходом через планку), перевороты боком с разбега, прыжки через препятствия с приземлением на руки и дальнейшей группировкой, "фляки" и сальто. Упражнения на гимнастических снарядах: размахивания на брусьях, размахивание в висе на перекладине, перевороты из виса в упор и т.п. Подтягивание на руках и подъем ног в висе на различных снарядах, а также многие другие упражнения подобной направленности.

Особенно важны упражнения на канате: впрыгивание в вис на канате с 3-4 шагов разбега, маховый подъем ног, разгибание при лазанье вверх по канату, соединения этих элементов. Лазанье по канату с помощью и без помощи ног, прыжки с каната через планку. Эти упражнения наиболее близки к технике прыжка с шестом. Как известно, занятия гимнастикой и акробатикой доступны детям самого раннего возраста, они служат базой физической и технической подготовленности юных прыгунов.

Приведем контрольные нормативы гимнастической подготовки по окончании этапа предварительной подготовки: подтягивание в висе - не менее 10 раз; из виса - взмах ногами вверх до касания перекладины - не менее 15 раз; из виса - переворот в упор на перекладине; впрыгивание в вис на канате с 6 шагов; кувырок назад в стойку на руках.

Контрольные нормативы беговой и прыжковой подготовки: бег 30 м с высокого старта, по движению - 4,5 - 4,6 с; бег 60 м с высокого старта по движению - 8,8 - 9,0 с; бег 20 м с хода - 2,5 с; прыжок в длину с места - 220 см; прыжок вверх с места - 40 см; прыжок в длину с разбега - 440 см.

Спортивный результат в прыжке с шестом не имеет на этом этапе главенствующего значения и должен быть между 2 и 3 м.

II. Этап начальной специализации

В возрасте 12-15 лет подготовка юных прыгунов с шестом приобретает направленность на овладение техникой и развитие специальных качеств.

Однако прыжки с шестом должны осваиваться одновременно с овладением теми видами легкой атлетики, которые наиболее полно развивают необходимые качества и являются как бы сопутствующими прыжку с шестом. Это спринтерский бег, прыжки в длину и высоту, барьерный бег и метание копья. Овладение этими видами способствует развитию ловкости и координации, но уже не только с помощью акробатики, но и непосредственно средствами легкой атлетики. Всесторонняя, близкая к многоборной, подготовка является основой тренировки на данном этапе. Наряду со спринтом нужно осваивать технику бега с шестом, применяя для этого различные пробежки и ускорения с шестом на отрезках 20-40 м; бег с высоким подниманием коленей и с последующим опусканием и выносом шеста и т.п. Необходимо овладевать ритмом разбега, выполняя его как на беговой дорожке, так и в секторе для прыжков. Необходимо выполнять большое количество упражнений для постановки шеста в упор, но уже на большой скорости. Выполнение целостных прыжков должно сочетаться со специальными упражнениями. Выработке ритма прыжка способствуют оптимальное сочетание высоты хвата на шесте и превышения планки над точкой хвата.

Контрольные нормативы техники: умение плавно опускать шест и выполнять постановку в упор на большой скорости разбега; проход на шесте за вертикаль с хватом 420 см и более; прыжок с шестом с 6 беговых шагов через планку высотой, равной хвату; прыжок с полного разбега на высоте более 4 м.

Беговая подготовка на этапе характеризуется как развитием частоты бега, особенно на отрезках 20-60 м, так и началом развития скоростной выносливости путем пробегания отрезков 100 м и более. Техника бега лучше осваивается путем быстрого, но свободного бега на 60-100 м.

Нормативы беговой и прыжковой подготовки: 20 м с/х - 2,2 с; 30 м с/ст- 4,3 с; 60 м с/ст - 7,8 с; 100 м с/ст - 12,2 - 12,5 с; прыжок в длину - 6 м, прыжок в высоту - 170 см; тройной прыжок с места - 750 - 770 см.

Силовая подготовка на этом этапе осуществляется с помощью упражнений с отягощением в виде гантелей, гирь, мешков с песком, набивных мячей и т.д. - для укрепления отдельных групп мышц и подготовки к последующим, более высоким нагрузкам. Уже можно применять упражнения с легкой штангой.

Гимнастическая подготовка носит более специальный характер: развиваются двигательные навыки, необходимые прыгуну (лазанье по канату без помощи ног и "вверх ногами", выходы в стойку, разгибание тела вверх).

Контрольные упражнения: перекладина - из виса махом переворот в стойку; кольца - из виса махом переворот в упор; брусья - из упора по длине рук - переворот прогнувшись; в висе на гимнастической стенке - подъем ног, ступни выше хвата - 10 раз за 15 -17 с; рывок штанги весом 50% от собственного веса.

III. Этап углубленной специализации

Этот этап начинается в 16-19 лет и характеризуется увеличением интенсивности тренировочных занятий и большей их специализацией, прежде всего за счет увеличения числа прыжков с шестом, выполняемых с больших разбегов, а также за счет роста объема силовой подготовки, спринтерского бега, большей сложности гимнастических упражнений.

Для совершенствования технической подготовки треть прыжков с шестом выполняются с больших разбегов. Возрастает объем разбегов с выходом на шест. Это должно привести к повышению хвата на шесте, что позволит применять более жесткие шесты, что, в свою очередь, способствует более эффективному выбрасыванию спортсмена вверх. Необходимо также стремиться к повышению высоты тренировочных прыжков, что придает спортсмену значительную уверенность перед соревнованием. Среднее количество прыжков через планку в одной тренировке - 15-17 с малых разбегов или 12-15 - с больших.

На этапе углубленной специализации одаренный спортсмен достигает как минимум мастерского разбега и даже превышает его.

Контрольные нормативы: бег с шестом 20 м с/х - 2,2 с; с 6 шагов разбега- прыжок через планку с превышением над хватом 40 - 50 см; прыжок с 12 беговых шагов с превышением хвата на 60 - 70 см; достижение тренировочного результата выше 5 м.

Повышение уровня скоростно-силовой подготовленности связано прежде всего со значительным увеличением объема и интенсивности упражнений с отягощением и прыжковой подготовкой. Объем упражнений с отягощениями увеличивается примерно на 50%. Упражнения направлены на развитие групп мышц - разгибателей нижних конечностей, мышечного корсета туловища и главным образом сгибателей передней поверхности туловища, мышц плеч и разгибателей рук.

Большинство упражнений выполняются с отягощением 80-90% от максимума, а также комплексно - 30 и 90% в одном занятии. Прыжковая подготовка осуществляется посредством большого количества выполнения прыжков: тройных, пятерных, многократных, спрыгивания с возвышения с отскоком и вспрыгивания на возвышения с отскоком, а также регулярным включением в тренировку прыжков в длину и высоту.

Контрольные нормативы скоростно-силовой подготовленности: жим штанги лежа - 12,5% от веса спортсмена и больше; лежа тяга из-за головы прямыми руками: 55% и больше; рывок штанги - 100% от веса спортсмена и больше; прыжок в длину с разбега - 660 см и больше, в высоту - 180 см и больше; тройной прыжок с места - 9 м и больше.

Гимнастическая подготовка характеризуется возросшей сложностью упражнений и большей направленностью на движения, схожие с прыжком. Комплекс упражнений сужается, по сути, до одного - переворота из виса в стойку, но выполняемого на разных снарядах (перекладине, кольцах, брусьях) и из разных исходных положений (из виса, из размахивания, с прыжка, с разбега и т.д.). Умение выполнить это упражнение является как бы контрольным нормативом.

Беговая подготовка состоит из различных видов повторного бега на 30, 40, 50, 60 м с ходу и со старта и пробегания более длинных отрезков: 100, 150, 200 м и т.д. Ведущую роль в улучшении скорости бега должны сыграть скоростно-силовая подготовленность и умение бежать свободно.

Контрольные нормативы беговой подготовленности: 30 м с/х - 3,0 с; 30 м со старта - 4,0 с; 60 м со старта - 7,2 с; 100 м со старта - 11,1 - 11,2 с.

На этом этапе возрастает значение соревнований, а следовательно, и волевой подготовки, качеств бойца. При этом спортсмен должен учиться "прислушиваться" к себе, уметь определять свое состояние и учиться управлять им. Для этого ему должна быть предоставлена большая, чем раньше, самостоятельность во время тренировок и соревнований.

IV. Для вас, девочки!

В настоящее время официальное признание получили прыжки с шестом у женщин. Возникли мнения об особенной технике прыжка и особой методике тренировки женщин. Однако техника любых спортивных упражнений есть система наиболее оптимальных движений, направленная на достижение наилучшего результата. Эта система основана на законах механики, которая не учитывает различий пола. В то же время уровень техники, т.е степень ее совершенства, зависит от физических возможностей человека. Так что техника едина как для мужчин, так и для женщин. Несостоятельны, на мой взгляд, ссылки на различия в строении тела мужчин и женщин. Спортивный отбор позволяет привлекать женщин, не уступающих по строению мужчинам, таких же стройных, длинноногих, с узким тазом и т.д. Основное различие состоит в уровне физического развития. Да, природно женщины слабее мужчин. Особенно это касается плечевого пояса и передней поверхности туловища. В подготовке будущих прыгуний с шестом особо важную роль играет предварительная готовность к прыжкам. В гимнастике дети начинают тренироваться раньше, чем в легкой атлетике. Поэтому будущим прыгуньям с шестом, высоким, стройным и худощавым девочкам, необходима ранняя, с 5-6 лет, гимнастическая подготовка, предшествующая занятиям легкой атлетикой (с 8-9 лет). Более ранняя и более длительная предварительная физическая подготовка - вот что нужно будущим прыгуньям.

Перед тем как приступить к прыжкам с шестом (в возрасте 9-10 лет), девочки должны получить довольно широкую, разностороннюю подготовку, включающую гимнастическую подготовку, подготовку без снарядов и на снарядах, - уметь лазать по канату, быть в состоянии в висе несколько раз поднять ноги стопами и коленями к месту хвата, прыгать в длину более 3 м и в высоту более 1 м, а также пробегать 20 м с/х за 2,6 - 2,7 с, 40 м со старта по движению - за 6,0 с. Обучение технике прыжка следует начинать с умения висеть на шесте, сохраняя равновесие, с правильной постановки шеста в упор и бега с шестом.

Занятия юных спортсменок по направленности, характеру и нагрузкам должны примерно соответствовать занятиям мальчиков, так как физическая подготовленность тех и других почти одинакова.В возрасте 11-12 лет спортсменки должны ориентироваться на контрольные нормативы мальчиков.

Задачи этапа начальной специализации -13-16-лет также совпадают с указанными выше. Однако этот возраст является переходным периодом взросления, и это необходимо учитывать женским тренерам.

Контрольные нормативы, на которые необходимо ориентироваться: из виса махом переворот в упор на перекладине; широкие махи на кольцах и соскок дугой с поворотом на махе вперед; в висе на гимнастической стенке - подъем ног 10 раз за 17 с; прыжок в длину - 4 м и дальше, прыжок в высоту - 125 см и выше; бег 20 м с/х - 2,5 с, 30 м с/ст - 4,6 с, 60 м с/ст - 8,2 с. Результат в прыжке с шестом должен превышать 320 см.

На этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования ориентирами должны быть:

Для результата: 370 - 380 см 400 - 420 см 440 - 450 см
Бег 30 м с/х, с 3,6 - 3,5 3,4 - 3,3 3,2 - 3,1
Прыжок в длину с разбега, м 4,80 - 5,00 5,40 - 5,60 5,80 - 6,00
Тройной прыжок с места, м 7,30 - 7,50 7,70 - 7,80 8,00 - 8,20
Жим штанги лежа, кг 30 - 40 45 - 50 55 - 60
Тяга штанги из-за головы, кг 15 - 18 20 - 25 30 - 35
Рывок штанги, кг 30 - 35 40 - 45 50 - 55
Упражнение на перекладине переворот в упор переворот
"не касаясь"
переворот
"в полустойку"
Высота хвата, см 370±5 380 - 390 400 - 420
Скорость разбега, м/с 7,5 7,9 8,5 - 8,9

 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!