Abstract Ecosport L.A. Kalinkin, Dr. Hab. Med., professor Key words: ecological situation, correction of loads, ecosport, health- improvement effect. The usage of the term "ecosport " implies in a wide sense of the word the physical exercising in the natural environment. This term refers to the problem of sports activities in the conditions of a changed, first of all the contaminated environment. Finally, ecosport is the term marking the independent kind of sport. The results of the theoretical and experimental studies on these problems are represented in this article.
|
ЭКОСПОРТ Доктор медицинских наук, профессор Л.А. Калинкин Ключевые слова: экологическая ситуация, коррекция нагрузок, экоспорт, оздоровительный эффект. Понятие "экоспорт" включает три направления: занятия спортом в естественной природной среде; физические упражнения в условиях измененной естественной или преформированной окружающей среды; экоспорт как самостоятельный вид спорта. Классические примеры первого направления - легкоатлетический кросс, "охота на лис", альпинизм и другие виды спорта. Близки к этому понятию горные лыжи, лыжные гонки и др.Характерная черта этих видов спорта - отсутствие специальных спортсооружений, стадионов и тому подобных элементов существенного изменения естественного ландшафта.Уникальным, как бы промежуточным видом спорта является гольф с его сложной структурой гольфполей. Второе направление рождено современным индустриальным обществом. Речь идет в первую очередь о загрязненной окружающей среде - о среде обитания спортсменов, тренирующихся и соревнующихся в городских условиях и в тех местностях, пребывание в которых даже без выполнения физических нагрузок представляется сравнительно опасным. (Проблема изменения окружающей среды в свете гипоксических тренировок и т.п. в статье не рассматривается.) В первые дни и месяцы после чернобыльской аварии в региональные структуры управления народного образования и здравоохранения поступили рекомендации по снижению двигательной активности учащейся молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях "чернобыльского следа". Эта мера была вынужденной постольку, поскольку не ясна была окончательная картина зараженности местности и было чрезвычайно мало известно о последствиях воздействия малых доз облучения на молодой развивающийся организм. Прошло более десяти лет. Благодаря теоретическим, экспериментальным и прикладным научным исследованиям, вкладу практических работников просвещения, здравоохранения и других отраслей сформировалось более или менее ясное представление об организации физкультурно-оздоровительной и рекреационной деятельности на зараженных территориях. Был сделан основной вывод: тактика организации активного отдыха, занятий физической культурой и спортом должна трансформироваться в зависимости от степени зараженности территорий, при этом выработана общая стратегическая линия : интенсивная двигательная активность не только в принципе благотворна для растущего организма, но и становится одной из базовых составляющих резистентности (устойчивости) к патологическому воздействию радиации. Число лиц, контактировавших с радиоактивными веществами, непрерывно увеличивается. И это не только жители регионов "чернобыльского" или "течинского" следа. Это жители дома, в строительных конструкциях которого по халатности оказались радиоактивные элементы. Это жители многоэтажки в районе Коньково ( Москва), рядом с которой дозиметр зашкаливал на отметке 3000 мкр/ч. Известны случаи, когда захоронение ("могильник") радиоактивных отходов был размещен в непосредственной близости к крупному городу (г. Пущино) и в пригородном заповеднике (Большетехцирский заповедник Хабаровского края). Сегодня еще планируется использование ядерных взрывов в промышленности. Целые регионы (Урал) испытали на себе весь комплекс радиационного воздействия - от техногенно-умеренного до аварийного. Радиационное загрязнение окружающей среды (как показали исследования, проведенные во ВНИИФКе) - серьезный фитлесс-фактор, т.е. фактор, приводящий к существенному снижению физической работоспособности населения, проживающего в "зоне чернобыльского варианта загрязнения" (ЧВЗ). [5]. При этом выяснилось, что комплексное (сочетанное) загрязнение окружающей среды, наблюдаемое, например, в г. Новомосковске Тульской области (Центрально-Европейский регион России), - химическое загрязнение в сочетании с повышенным радиоактивным фоном "чернобыльского следа", приводило к более выраженным достоверным снижениям показателей тестирования физической подготовленности детей [10], чем "обычное" радиационное загрязнение. Однако механизм снижения показателей физического здоровья детей, проживающих в условиях повышенной радиации, остается неяcным: нет убедительных доказательств, что основным фитлесс-фактором является именно повышенный радиационный фон. Снижение нормативных параметров физического здоровья сопровождается ухудшением общих показателей здоровья, появлением различных заболеваний и психических расстройств. Вполне вероятно, что первопричина этих заболеваний наряду с возможным воздействием повышенного радиационного фона - как раз снижение показателей физического здоровья, и в первую очередь физической работоспособности. При этом необходимо учесть, что имеется достаточно много доказательств, свидетельствующих о пропорциональном снижении уровня профессиональной работоспособности (у школьников это внимание, память, умственная работоспособность) в зависимости от степени ухудшения физических кондиций. В этом случае стандартизированная программа физического воспитания в школе, коллектив которой работает в условиях экологического загрязнения окружающей среды, естественно, требует существенной корректировки. Экспериментальные исследования. Применение разработанной во ВНИИФКе методики коррекции регламентированных занятий по физическому воспитанию путем построения динамической модели урока, спроецированной на текущую экзоэкологическую ситуацию, привело к повышению уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста: на 23,6% (девочки) и на 21,93% (мальчики) в показателях быстроты; на 21,5 и 34,4% - в показателях скоростно-силовых качеств; на 33,4 и 30% - в показателях мышечной силы; на 50,1 и 46% - в показателях силовой статической выносливости; на 25,9 и 22,9% - в показателях гибкости. Предложенная методика позволила снизить число дней, пропущенных по состоянию здоровья, в 2,6 раза, а регулярное целенаправленное включение в урок по физической культуре скорректированного комплекса упражнений на гибкость, растягивание и укрепление мышечного корсета привело к снижению числа нарушений осанки на 30%. Анализ некоторых показателей психического здоровья младших школьников позволил сделать заключение о существенном воздействии эколого-негативных факторов на состояние психической сферы младших школьников. В результате применения скорректированной методики проведения уроков по физическому воспитанию с первоклассниками (использование специального комплекса релаксации и психофизической регуляции в заключительной части занятия) снизились утомляемость и тревожность младших школьников по сравнению с контрольной группой в конце учебного года (на 21 и 24 % соответственно), повысился уровень адаптации к систематическому обучению (на 22%), возрос интерес учащихся к занятиям физической культурой (на 53%), отмечены более высокая работоспособность и сокращение периода врабатывания на общеобразовательных уроках. В качестве элемента комплексного тестирования школьников применена усовершенствованная методика оценки уровня психофизического сопряжения. Обнаружено, что у школьников экспериментальной группы преобладают колебания мышечного усилия в сторону увеличения при удержании его на отметке 50 и 25% от максимума. Время удержания мышечного усилия значительно превысило аналогичный показатель в контрольной группе (на 14,2 - 38,2%). С целью дальнейшего совершенствования методики и эффективности оценки психофизических качеств школьников подготовлены медико-педагогические требования к конструированию нового прибора для тестирования уровня психофизического сопряжения. Наличие достаточно большого количества тестов оценки психических качеств, а также показателей физической выносливости, силы, стато-кинетической устойчивости и т.п. не дает тем не менее прямого ответа на вопрос о степени взаимовлияния психических и физических качеств человека, проявляемых в процессе тестирования. Во ВНИИФКе разработаны методика и исследовательская аппаратура для оценки уровня психофизического сопряжения (ПФС). Основу методики составляла психодинамическая программа, решение элементов которой испытуемый осуществлял кинезометрическим путем. Основу исследовательской аппаратуры составляли три блока: осциллографическая установка, нагрузочный блок и блок сопряжения. С помощью данной методики проведены предварительные исследования на двух контингентах испытуемых: летчиках-высотниках, использующих приборы для дыхания в условиях избыточного давления, и водолазах-глубоководниках. Результаты исследования отражают разноплановый характер изменения уровня ПФС у испытуемых как в исходном состоянии, так и после выполнения заданий, связанных со специфической деятельностью. В настоящее время подготовлена схема компьютерного варианта исследовательской аппаратуры. Результаты исследований позволили не только разработать методику тестирования, но и перейти к изготовлению экспериментальных образцов новых нагрузочных устройств-тренажеров системы СИТАК, в конструкции которых используется принцип психофизического сопряжения. Тренажеры нашли применение в первую очередь в школах на территориях "чернобыльского следа". Строгая дозировка психической и физической нагрузки в сочетании с широким выбором вариативности нагрузок позволяет предполагать, что возможно использование этого типа тренажеров при углубленных медико-педагогических обследованиях, у профессиональных спортсменов. Разработаны также портативные электромеханический, электронный и компьютерный образцы приборов предварительной оценки ПФС в полевых условиях. Методика и аппаратура оценки уровня ПФС, тренажерная техника имеют российский приоритет, авторские права защищены свидетельствами и патентами. Слабо изучена проблема физического воспитания населения, проживающего в условиях значительного химического загрязнения окружающей среды. В настоящее время в стране сложилась чрезвычайная экологическая обстановка: 50-60% населения страны живет в экологически неблагоприятных условиях, 20% - в зоне экологического бедствия. В 84 городах России показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе превышают норму более чем в 10 раз. Неблагоприятному воздействию негативных факторов окружающей среды в наибольшей степени подвержены дети и подростки. Занятия физическими упражнениями в школе, расположенной вблизи широкополосной автомагистрали, в значительной степени снижают уровень физического здоровья детей, получающих обычную регламентированную физическую нагрузку. Это же касается и юных спортсменов - учащихся СДЮШОР (А.Т.Паршиков, 1996). Сравнительный анализ уровня физической подготовленности юных баскетболистов 14-15 лет показал, что юные спортсмены, проживающие в условиях с нормальной экологической обстановкой, превосходят своих сверстников по всем показателям, достоверные различия отмечены по трем из девяти этих показателей. У девочек отмечены достоверные различия по пяти показателям из девяти. Можно констатировать, что неблагоприятная экологическая обстановка окружающей среды непосредственно влияет на уровень физической подготовленности. Результаты предварительных исследований показали, что независимо от текущей экологической ситуации и мест занятий спортсмены, тренировавшиеся в благоприятных и неблагоприятных условиях, выполнили одинаковые объемы тренировочных нагрузок в полугодичном мезоцикле. У спортсменов, тренировавшихся в благоприятных условиях окружающей среды, отмечен более высокий уровень физической подготовленности к концу макроцикла в беге на 30 м с хода (на 0,2 с), в десятерном прыжке с места (на 80 см, р < 0,05). Данные функционального состояния нервно-мышечного аппарата юных спортсменов подтверждают эффективность тренировки в благоприятных условиях. На основе результатов исследования установлено, что тренировочные режимы юных спортсменов в условиях промышленного города должны строиться с учетом условий загрязнения окружающей среды. Оценка текущей экологической ситуации и своевременное изменение направленности тренировочных занятий позволяют существенно уменьшить воздействие вредных факторов окружающей среды на организм юных спортсменов и повысить эффективность тренировочных занятий. При этом целесообразно проводить занятия в местах, удаленных либо закрытых от вредных выбросов промышленного города, то есть в парках, лесах, за пределами города, в закрытых залах, легкоатлетических манежах. Тренировка на открытом воздухе в местах скопления крупных промышленных предприятий, автомобильных трасс и прочих не приносит существенного положительного эффекта. Результаты педагогического эксперимента показали, что юные бегуны, занимающиеся в благоприятных условиях окружающей среды на протяжении годичного макроцикла, показали более высокие результаты во всех контрольных упражнениях (от 3 до 12%). При этом отмечены достоверные различия (р< 0,05). Данные функционального состояния юных спортсменов свидетельствуют о лучшей переносимости тренировочных нагрузок этой группой. Юные баскетболисты, тренировавшиеся в благоприятных условиях окружающей среды, показали результаты выше при итоговом тестировании в беге на 30м с хода (на 0,1с), в беге на 2000 м (на 10 с), в беге через 5 линий (на 2,5 с) в упражнении бросок в прыжке с 10 позиций на время (на 4,8 раза) различия достоверны (p<0,05). По данным функционального состояния организма, юные спортсмены, тренировавшиеся в благоприятных условиях окружающей среды, показали способность переносить тренировочные нагрузки гораздо легче, чем спортсмены противоположной группы. Результаты педагогического эксперимента дают основание считать, что тренировка юного спортсмена в экологически благоприятных условиях более полезна и сопровождается значительно более выраженным эффектом. Методика тренировки юных спортсменов в условиях промышленного города с часто обостряющейся экологической обстановкой должна основываться на применении допустимых объемов тренировочных нагрузок, не оказывающих отрицательного воздействия на состояние здоровья. Общий объем тренировочной нагрузки должен составлять от 65 до 80% от уровня, характерного для мастера спорта международного класса. Прирост общего объема нагрузок в год составляет 5-15%. Интенсивность нагрузок повышается путем возрастания объема специальных упражнений, количества соревнований и объема средств скоростно-силовой подготовки. Применение организационно-методических мероприятий, направленных на снижение воздействия вредных факторов окружающей среды на организм, позволяет значительно повысить эффективность тренировочного процесса. Результаты исследований показали, что методика тренировки экспериментальной группы способствует более существенному развитию скоростно-силовых качеств, силы, силовой выносливости, улучшению показателей физического развития занимающихся, а также позволяет выполнять объемы тренировочных нагрузок с меньшим утомлением и более быстрым восстановлением организма юного спортсмена. В экологически неблагоприятных регионах особенно актуальной становится задача создания максимальных условий и соответствующей материально-технической базы для осуществления как организованной, так и самостоятельной оздоровительной деятельности различных демографических групп населения методами физической культуры, спорта и туризма. При прогнозировании развития материальной базы для организации и обеспечения физкультурно-оздоровительных занятий, туризма и активного досуга населения, проживающего в регионах экологического загрязнения, необходимо учитывать следующие факторы: - структуру и динамику процессов заболеваемости населения, обусловленных воздействием на организм человека экологически неблагоприятных факторов; - тенденции в области изменения демографической структуры населения в экологически неблагоприятных районах с учетом новых экономических условий; - основные тенденции, включая международный опыт по реорганизации и совершенствованию материально-технической базы физкультурно-оздоровительной среды, туризма и активного досуга, оптимально отвечающие требованиям максимального оздоровления населения экологически неблагоприятных регионов. В настоящее время необходимо, особенно в экологически неблагополучных регионах, переходить к многофункциональному использованию объектов материально-технической базы путем их дооснащения и реконструкции, к созданию новых типов сооружений, позволяющих внедрять новые виды оздоровительных технологий. К сооружениям нового типа в настоящее время можно отнести разработанные во ВНИИФКе проекты туристско-оздоровительного комплекса (ТОК) и экостадиона. Требования к территориям, на которых проводятся физкультурно-оздоровительные занятия. Для регионов, постоянно подвергающихся воздействию химического загрязнения на уровне 1,5-3 ПДК, рекомендуется следующий комплекс мер, снижающих негативное влияние такого загрязнения и приводящих к реабилитации физического состояния индивидуума. 1. Определение зоны "риска", за пределами которой располагаются достаточно благоприятные в экологическом отношении территории оздоровления населения ближайшего загрязненного центра. Такая работа была проделана во ВНИИФКе в 1994-1995 гг. для наиболее крупных промышленных зон и городов. Например, для г. Омска зона "риска" в западном, северо-западном и юго-западном направлениях составляет до 270 км. 2. Определение комплекса сооружений на территории, куда будут вывозиться дети из экологически загрязненных мест на срок 2-3 месяца. 3. Оценка микроклиматической характеристики помещений и залов для оздоровительных занятий. Нормативно чистым воздухом для таких закрытых помещений можно считать воздух со следующим загрязнением микроорганизмами: в летнее время - от 4500 до 6000 микроорганизмов в 1 м3, в зимнее - от 6000 до 8000 микроорганизмов. Важен контроль микрочастичек пыли. Полы спортивных залов, покрытые линолеумом, дают сравнительно небольшую запыленность - до 1,2 мг/м3, что почти в 10 раз ниже запыленности залов с деревянными полами. 4. Обеспечение гигиенически приемлемых условий проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий. В этом плане рекомендуется: - обеспечение динамической коррекции отопления залов до гигиенически обоснованного уровня в диапазоне 15-16оС; - обеспечение воздухообмена в залах, где проводятся занятия, на уровне 40 м3/ч на 1 человека; - проведение систематической влажной уборки помещений и залов в режиме, обеспечивающем запыленность воздуха до 0,1 мг/м3; - кондиционирование воздуха для обеспечения соблюдения норм загрязнения диоксидом углерода и аммиаком; - для регионов с постоянным превышением концентрации химических загрязнений в 2 и более раза по сравнению с ПДК рекомендуется предварительное озонирование воздуха в течение 2 ч за 8 ч до начала занятий в зале. За состоянием воздушной среды закрытых спор-тивных помещений должен осуществляться систематический контроль городской или районной СЭС. 5. Коррекция режимов двигательной активности населения. Для регионов, имеющих постоянное превышение ПДК в 2 раза и более, рекомендуется преимущественное использование средств анаэробной направленности, что снижает объем легочной вентиляции и способствует меньшему поглощению вредных веществ. Это особенно важно для районов, где дополнительно накладываются еще и радиационные загрязнения. Новые принципы формирования внешней среды включают перепланировку градостроительной структуры городов на базе организации системы пеших "зеленых коридоров", позволяющих, используя внетранспортные способы передвижения, воссоединять жилые массивы с зеленым кольцом тематических туристских парков, спортивно-оздоровительных сооружений, размещенных в пригородных зонах городов. При этом центрами комплексного оздоровительного обслуживания в жилых микрорайонах становятся (по аналогии с зарубежными "клубами здоровья" муниципального уровня) специальные реабилитационно-профилактические учреждения, объединяющие отдельные поликлинические функции (в рамках спортивно-профилактической медицины) с функциями спорткомплекса, стадиона, парка. Этот тип учреждения с восстановительной функцией, обслуживающий как здоровых лиц, так и больных, нуждающихся в реабилитации, получил название "поликон". Центром оздоровительно-восстановительного обслуживания в пределах тематических (аттрактивных, этнографических, ландшафтных и прочих) туристских парков являлся "ТОК" - туристско-оздоровительный комплекс с системой "веера троп", позволяющий сочетать туристское общение и культурный отдых с кратковременными и более длительными (в рамках уик-энда) туристскими путешествиями в зеленые загородные территории. Предоставление необходимого туристского инвентаря, снаряжения, наборов питания и прочих условий, включая ночлег в палаточных городках или туристских деревнях сельских местностей, позволяет организовывать еженедельный семейный туристский отдых и приучать молодежь к здоровому образу жизни. Еще одной формой оздоровительной деятельности, рожденной во ВНИИФКе, является "экоспорт". Новые виды спорта и досуга, новое рекреационное многообразие ведут к поиску и реализации пространственного спортивно-досугового строительства, осуществляемого как в объемных помещениях, так и в природной среде. Особенно сложно делать это во втором случае: необходимо при минимуме повреждающего воздействия на природу решать максимально большое количество задач воспитательного, образовательного и оздоровительного характера. Идея проектирования и строительства трехмерного стадиона - экостадиона - возникла в связи с рождением новых видов спорта - экоспорта и суперэкоспорта. Государственным комитетом по физической культуре и туризму, Олимпийским комитетом России в 1998 г. утверждена Единая Всероссийская спортивная классификация, в которой официально зарегистрированы разрядные требования по космическому спорту. Впервые физические нагрузки космонавтов, уровень поддержания физической формы и состояние здоровья учитываются при присвоении высоких спортивных званий - мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, а также спортивных разрядов. Учитывается и специфика космического полета: продолжительность, международный характер, установление национальных и мировых рекордов. Звание кандидатов в мастера спорта присваивается лицам, не участвующим в космических полетах, но прошедшим полный курс обучения в специализированном учреждении с выполнением всей программы физической подготовки. Важным дополнением к исключительно космической специфике является включение в разрядные требования по некоторым спортивным разрядам (начиная с юношеского) основных элементов нового вида спорта - экоспортивного многоборья. Экоспорт (экоспортивное многоборье) предполагает развитие универсальных двигательных качеств человека, тренировку основных групп мышц и психической устойчивости. Эта цель достигается путем реализации двигательной активности спортсмена в условиях перемещения в трех средах - по воде, по земле и в воздухе с использованием технических средств, не загрязняющих (или минимально загрязняющих для данного класса технических устройств) окружающую среду. Результаты проведенных тренировок и соревнований по экоспорту, состояние спортсменов анализировались авторами с использованием медико-педагогических средств. Показана сравнительно высокая оздоровительная и развивающая эффективность занятий экоспортом в условиях применения психофизических нагрузок различного уровня (О.К. Шевченко). Экоспорт как вид спорта впервые в мировой практике демонстрировался в 1998 г. в Москве на Всемирных юношеских играх. Литература 1. Калинкин Л.А. с соавт. Проблемы формирования национального фонда рекреационно-оздоровительных земель. - В кн.: Физическая культура и спорт в новых экономических условиях. Междунар. конгр. "Человек: социальная политика в период осуществления экономической реформы". М., 1994. 2. Калинкин Л.А. с соавт. Физическая подготовленность и нетрадиционные факторы, влияющие на ухудшение ее показателей. - В кн.: Современные достижения спортивной науки, Междунар. конф. С.-Петербург, 1994. 3. Калинкин Л.А. Спортивно-оздоровительная игротека для общеобразовательных школ. - В кн.: Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. Коломна, 1994, с. 178. 4. Калинкин Л.А. Экологические проблемы физической культуры. - В кн.: Всероссийскому НИИ физической культуры и спорта - 60 лет. М., 1993. 5. Калинкин Л.А. Экология и спорт. Междунар. конф. "Проблемы экологии". Ленинград, 1991. 6. Кузьмичева Е.В., В.А. Синельникова, С.А. Полиевский и др. Анализ экологической обстановки и условия для занятий физкультурой и спортом. Сб. научн. тр. ВНИИФКа, 1995//Под ред. С.Д. Неверковича, Т.М. Абсалямова, Л.А. Калинкина. М., 1996. 7. Лымарь (Семенова) С.А., Н.В. Минина. Экологическое воспитание и занятия физическими упражнениями в неблагоприятной среде обитания //Матер. Всерос. научно-практ. конф. "Проблемы физического состояния и работоспособность детей и молодежи" (Москва, 8-11 февраля 1994 г.). //Под общ.ред. В.А. Кабачкова - М.: МГСУ, 1994. 8. Лымарь (Семенова) С.А., Л.А. Калинкин. Проблемы физического воспитания школьников, проживающих в экологически неблагоприятных районах //Спецвыпуск журнала "Российская Федерация". М., 1995, с. 7. 9. Минина Н.В., В.А. Синельников. Организационно-методические особенности физического воспитания подростков в экологически неблагополучных условиях крупного города //Метод. реком. ВНИИФКа. М., 1992. 10. Семенова С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях комплексного экзоэкологического загрязнения. ВНИИФК, М., 1996. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |