|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ Аспирантка И.В.
Черевач Предметом нашего диссертационного исследования было научное осмысление педагогической деятельности тренера в рамках олимпийского движения. Иногда главной и даже единственной задачей тренера в олимпийском движении считают воспитание им атлета, который демонстрирует высочайшее спортивное мастерство, высокий профессионализм в спорте, т.е. мирового рекордсмена, олимпийского чемпиона. Однако эта концепция не соответствует реальным целям и задачам современного олимпийского движения, если в их трактовке исходить из идей основателя этого движения Пьера де Кубертена, официальных документов олимпийского движения и тех комментариев, которые им дают руководящие деятели МОК. При таком подходе к пониманию целей и задач олимпийского движения необходима иная концепция педагогической деятельности тренера, связанной с этим движением. Согласно данной концепции можно выделить три основных направления педагогической деятельности тренера в олимпийском движении. Первое направление - формирование у спортсменов такого отношения к олимпийскому движению, которое предусматривает: а) высокий уровень олимпийской образованности (наличие знаний об истории олимпийских игр и олимпийском движении, о его целях и задачах, об идеалах и ценностях олимпизма и т.д.); б) позитивную оценку олимпийского движения, его идеалов и ценностей; в) желание активно участвовать в этом движении, содействовать реализации его целей; г) реальную (а не только декларативную) ориентацию на его идеалы и ценности, и прежде всего поведение на соревнованиях, соответствующее принципам «честной игры». Второе направление - формирование спортивной культуры и активного отношения к спорту. Эта культура включает в себя интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты; знания в области спортивной подготовки и организации спортивных соревнований; умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях; спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спор-тивных соревнованиях. Третье направление педагогической деятельности тренера в олимпийском движении связано с тем, что здесь перед тренером стоит задача формирования у своих учеников спортивной культуры с ярко выраженной гуманистической ориентацией. Речь идет о формировании и развитии у спортсмена знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать; тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют. Таким образом, основными направлениями педагогической деятельности тренера в олимпийском движении, направленной на воспитание спортсменов в духе олимпизма, формирование у них олимпийской культуры, являются: 1) формирование такого отношения к олимпийскому движению, которое удовлетворяет указанным выше требованиям; 2) спортивное воспитание (формирование спортивной культуры и спортивного стиля жизни) и 3) спортивно-гуманистическое воспитание, имеющее целью формирование такого отношения к спорту, которое соответствует гуманистическим идеалам и ценностям. Поступила в редакцию 02.11.98 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |