Abstract TRAINING OF SPECIALISTS AS FACTOR AND CONDITION FOR IMPROVEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT ACTIVITIES IN CONTEMPORARY SOCIETY N.N. Chesnokov, Dr. Hab. Ped. Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: physical culture and sports activities, training of specialists, topical problems, demands of society, institution of education, history of development, needs of branch, resources of modernization in special. The purpose of this paper was to consider the ways of modernization, in the contemporary system of the specialists’on physical culture and sport training. The author analyzes the history of various concepts development and the ideas’ evolution in connection with the problem of education. He considers the main tendencies in the area of education: the global tendency to transformation of the principal paradigm in education; the domestic changing of the education towards the integration into the worlds culture; the restoration and development of the domestic traditions of education. The most essential resource of sports specialists training’s modernization the author sees in taking into consideration the general social and educational context of its development and in determination, the most important points containing the maximal potential of the growth.
|
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФАКТОР И УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Доктор педагогических наук Н.Н.
Чесноков Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, подготовка кадров, актуальные проблемы, требования общества, институт образования, история развития, потребности отрасли, ресурсы модернизации специального образования. Система подготовки кадров для деятельности в области физической культуры и спорта является одной из важных составляющих института образования в каждой стране. В то же время эта система как существенная часть входит в ту сферу социальной деятельности, которая связана с физической рекреацией населения, спортом, активным досугом, физическим воспитанием детей и молодежи. Именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в физкультурных вузах складываются те ориентации, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы физической культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе. Вряд ли у кого-либо может вызывать сомнение тот факт, что именно характер кадровой инфраструктуры отрасли в значительной степени влияет на самые разные стороны процессов, происходящих в той или иной области социальной практики, на успешность ее функционирования в конкретных социальных, экономических, политических условиях. Ведь именно кадровая инфраструктура наряду с материально-технической, организационно-управленческой и научно-информационной образует те опорные точки, на которых основывается любая отрасль деятельности. Посредством этих важнейших для каждого вида социальной практики инфраструктурных подсистем обеспечивается сама возможность реализации целей и задач той или иной отрасли, ее полномасштабное функционирование и развитие. Формирование кадрового потенциала общества в целом и каждой профессиональной группы специалистов, в частности, происходит в сложном и многомерном социальном пространстве, которое не просто является фоном для этого процесса, но в значительной мере задает и определяет его характер и направленность, выполняет роль его значимой детерминанты. Одним из основных механизмов процесса формирования корпуса специалистов в обществе является образование, которое в полной мере подпадает под обозначенную выше зависимость. Каждое конкретное общество, имеющее свои особые экономическую, политическую, социально-групповую, идеологическую, конфессиональную и т.п. структуры, придает образовательной системе соответствующий этим структурам профиль, задает те или иные ценностные основания и целевые ориентиры, формирует тот или иной социальный заказ, т.е. оказывает влияние как на развитие института образования в обществе в целом, так и на его отдельные подсистемы, в том числе - на сферу, связанную с профессиональной подготовкой специалистов в области физической культуры и спорта. В этом отношении представляется чрезвычайно важным осмысление проблем физкультурного образования как минимум в двух взаимосвязанных контекстах: в максимально широком контексте развития общества как целостной системы с учетом складывающихся в нем тенденций и традиций, аксиологических оснований функционирования и изменения; в более частном (по отношению к социуму) контексте развития института образования, в рамках которого физкультурное образование выступает как одна из важных и специфических по содержанию составляющих. Оба эти ракурса имеют существенное значение для самой постановки вопроса о возможностях и механизмах укрепления гуманистических ориентаций в развитии физкультурно-спортивного движения, поскольку лишь во взаимодействии с более общими по масштабу тенденциями такого же рода в общественном пространстве, с одной стороны, и с опорой на соответствующее кадровое подкрепление, обеспечиваемое посредством определенной образовательной политики (и в обществе в целом, и в отрасли) - с другой, такого рода постановка не останется лишь декларацией, благим пожеланием, а может быть наполнена реальным содержанием, превратиться в практику профессиональной деятельности. Имея в виду такого рода зависимость, обратимся к некоторым характеристикам тех двух измерений образовательной деятельности, о которых речь шла выше. Образование во все времена считалось одной из важнейших областей социальной жизни. Как результат и процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, оно обеспечивает передачу от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение различными навыками и умениями. Образование - необходимое условие подготовки человека к профессиональной деятельности; основное средство приобщения человека к культуре и овладению ею; фундамент развития культуры, важнейший механизм трансляции культурных ценностей. В современную эпоху, на рубеже нового века и нового тысячелетия, в условиях формирования информационной цивилизации проблемы образования, его настоящего и будущего становятся особенно актуальными. За последнее столетие в области образования произошел невиданный скачок. С самого начала своего возникновения и до наших дней наука стремится не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования. В современной России можно рассматривать три основные тенденции в сфере образования: а) общемировую тенденцию к смене основной парадигмы образования: кризис классической модели и системы образования, разработка новых педагогических фундаментальных идей; создание экспериментальных и альтернативных школ в различных областях образовательной деятельности, в том числе связанных с физическим воспитанием; б) отечественное движение образования в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, установление взаимосвязи с основными созревающими субъектами социальной деятельности культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения и образования; в) восстановление и дальнейшее развитие традиций отечественного образования. При наличии весьма разноречивых и разнохарактерных тенденций, очевидно, что сегодня невозможно говорить о единых ценностях и смысле образования, так как формируются разные виды педагогических идеологий и существуют разные подходы даже в целом к образованию, разные его интерпретации. В ряде современных работ отмечается важность нового подхода к самому пониманию подготовки специалиста в русле общегуманистических тенденций в обществе. Так, М.С. Коган пишет: "Требуется такой разворот всей системы образования, при котором мы смотрели бы на человека не как на "будущего специалиста", а как на будущего просвещенного человека, который хорошим специалистом, конечно, должен быть, но это только грань его целостного бытия". (М.С. Коган. Что должно быть в основе? //Вестник высшей школы. 1993. № 5, с.14.) Ориентированная таким образом система образования должна содержать ценностно-смысловые основания, придающие учебному процессу личностный характер. В истории европейской мысли были широко представлены различные подходы и организационные практики в попытке интегрировать образование в общегуманитарные и гуманистические социальные тенденции. В древнегреческих полисах, с точки зрения образования, наибольшую роль сыграли софисты, посмевшие учить и воспитывать от своего имени, свободно, предлагая свой товар по разбросанным греческим полисам и колониям. Смещение центра и источника оснований знаний и образования от традиционного Порядка (мифа, обычаев) к Человеку, происходящее здесь, в значительной степени влияло на процесс становления образования. В "Государстве" Платон впервые в европейской традиции дает развернутое философское обоснование системы образования. Учение Платона носило во многом реставраторский характер по отношению к индивидуализму софистов. Сохраняются и в то же время утверждаются значимость индивида и его становления как разумного, образованного существа. Затем активно развиваются педагогические идеи об определенной последовательности преподаваемых наук, о необходимости наряду с чисто прикладными, прагматическими знаниями давать знания абстрактные, развивать мышление человека что выступало как одно из направлений реализации гуманистических принципов и идей, о структуре и принципах деления системы образования, о необходимости общественного (государственного) образования и т.п., т.е. идеи, не потерявшие своего значения и поныне. Поскольку образцы поведения, характер общества, черты и стремления индивидов меняются в истории, то изменчив и разнообразен и концептуальный и мировоззренческий аспект педагогических, социально-образовательных учений. Идеи Коменского, Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо стали смысловыми полюсами, организующими пространство педагогической мысли не только XVIII, но и XIX и XX веков. Я. Коменский осуществляет радикальный переворот в содержании и организации образования, Локк отстаивает приоритет естественного Разума (как просветительского понимания культуры), Гельвеций и Дидро выражают точку зрения просвещенной государственности на максимально широкую и полную реализацию способностей граждан государства через постановку соответствующих систем образования. Наконец, Руссо последовательно отстаивает интересы и свободу индивида, которому самому виднее, чему и как обучаться, а задача учителя - лишь помогать ему в этом. В пространстве образовательной мысли постоянно появляется множество новых идей, течений, интересных авторов, по-разному видящих основания образования, однако при всем многообразии позиций суть их во многом сходна: необходимо гуманизировать процесс образования, т.е. стремиться к максимально полному развитию человека в его многообразных способностях и возможностях, духовных и физических, интеллектуальных и телесных. Гуманизация образования должна стать определяющим условием гуманизации общественных отношений, различных видов социальной деятельности, и наоборот. "Модели культурного человека", транслируемые посредством системы образования и конкретизирующие идеалы каждой эпохи, в значительной степени определяли характер и содержание образовательного процесса, его сопряженность с наличным культурным багажом и социальной ситуацией. В целом проблема связи образовательного процесса с особенностями ценностной системы того или иного общества, его культурных традиций не раз становилась предметом специального изучения и рассмотрения. Подход к образованию с точки зрения его аксиологических, ценностных оснований имеет немаловажное значение для понимания роли данного института социализации личности в укреплении или, напротив, в разрушении гуманистических ценностей того или иного вида практики, в том числе и в области физической культуры и спорта. Весьма интересные идеи о взаимодействии социокультурной среды и образования, о существовании в единой системе культуры, образования и образовательных технологий высказывают ряд современных исследователей. К примеру, О.В. Долженко ищет закономерности, определяющие развитие института образования, и исходит из того, что "образовательные учреждения выступают как исторически заданные социокультурные начала... Феномен образования всегда определен системными рамками, устанавливаемыми культурой социума". Механизм взаимодействия социокультурной ситуации и образовательной модели автор рисует следующим образом. Жизнь социума представляет собой последовательность относительно спокойных периодов, когда внешние условия оказываются заданными, сменяющуюся состоянием тревоги, непредсказуемости, неопределенности. Содержательно "проблемная ситуация" выходит за рамки наличного опыта, ее разрешение завершается осознанием нового принципа, появлением новой переменной в системе знаний человека, нового измерения в его индивидуальном социокультурном пространстве. Результатом разрешения "проблемной ситуации" будет появление материальных, интеллектуальных, организационных условий новой деятельности, подкрепленных ее информационной стороной. Это и есть в своей основе процесс образования, означающий появление новой системы знаний, умений, навыков, логично интерпретируемых и транслируемых в процессе коммуникаций. Такого рода подход весьма существен не только при рассмотрении общих вопросов образования, но и при обращении к проблемам отраслевого, специализированного образования как важнейшего механизма воздействия на каждую отдельную личность, включенную в данную сферу профессиональной подготовки, с одной стороны, и на саму профессиональную практику в данной области деятельности - с другой. Исходя из этого, обратимся к некоторым аспектам, непосредственно связанным с образовательной деятельностью, подготовкой кадров в сфере физической культуры и спорта в современных условиях. Возникновение нового социально-экономического, идеологического и культурного пространства общественного развития является одним из наиболее значимых обстоятельств, оказывающих воздействие на сегодняшний характер существования и функционирования отрасли "физическая культура и спорт" в целом, на кардинальное изменение условий и способа жизнедеятельности ее отдельных подсистем, конкретных организаций, учреждений, коллективов. В конечном итоге все эти преобразования обуславливают формирование нового контекста профессиональной деятельности и всего кадрового корпуса специалистов и каждого работника отрасли, в частности. Образующие данный контекст преобразования и трансформации, о которых речь шла выше, определяют необходимость осуществления адекватной этим обстоятельствам социальной политики в отрасли, в том числе в связи с организацией и содержанием подготовки соответствующих групп специалистов, образующих кадровую инфраструктуру отрасли. Именно научно обоснованная, целе=ориентированная стратегия и тактика социально-образовательной политики призвана создать необходимые условия для такой организации и содержательного наполнения деятельности в области подготовки и переподготовки кадров, которая была бы максимально адекватна складывающемуся в новых условиях социальному заказу на специалистов, осмыслению и пониманию этого заказа, его интерпретации применительно как к различным группам специалистов, так и к различным ступеням (этапам) образовательного процесса. Важнейшей целью рассмотренной в данном аспекте образовательной политики отрасли должно быть обеспечение условий для: - развития и сохранения кадрового потенциала, или человеческого ресурса отрасли; - наиболее эффективной и успешной (по результативности функционирования отрасли в целом) адаптации специалистов к новым социально-экономическим условиям их деятельности; - укрепления социального статуса, социальной признанности работников физической культуры и спорта, их социальной востребованности. Очевидно, что решение перечисленных задач - фундаментальная составляющая социальной отраслевой политики в целом (конкретизированная применительно к особенностям развития образовательной ситуации в целом и возможностям реализации образовательной практики в данной отрасли), необходимое условие сохранения и устойчивого развития отрасли "физическая культура и спорт" в современных условиях. Важно подчеркнуть, что новая социально-экономическая ситуация заостряет вопрос как о количественных характеристиках кадровой инфраструктуры отрасли, так и о ее качественных параметрах, об уровне квалификации, а следовательно, о степени конкурентоспособности и "выживаемости" кадров, задействованных в отрасли. В этом отношении грамотно выстроенная образовательная политика является одним из важных механизмов обеспечения занятости в отрасли, которая выступает прежде всего как проблема формирования и сохранения рабочих мест для различных категорий работников, адаптивного и опережающего развития для этого всей инфраструктуры социокультурных практик, а также обеспечения условий для профессионального "выживания" кадров отрасли в новых общественных условиях посредством приобретения ими уровня и качества квалификации, соответствующих современному социальному заказу и условиям деятельности. Одно из существенных направлений в установлении соответствия процесса подготовки кадров тому реальному запросу, который сегодня складывается на отраслевом рынке труда, - это анализ особенностей функционирования различных типов учреждений физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях, тех тенденций, которые обнаруживаются в процессах модификации этих учреждений. Цель такого рода анализа - выявление тех принципов их организации, технологий социокультурной деятельности, которые должны быть соотнесены с запросом о подготовке кадров для различных типов организаций и учреждений отрасли. Специфика последних в интересующем нас аспекте должна быть рассмотрена с точки зрения того, являются ли организации - потенциальные потребители готовящихся кадров - учреждениями, которые могут быть охарактеризованы как: - устойчивые, сохраняющие свою значимость и в новых обстоятельствах, обеспечивающие полноценное функционирование учреждений различных типов, того или иного подразделения отрасли и т.д. и потому требующие культивирования и определенной поддержки; - неэффективные, не востребованные новыми обстоятельствами, но не исчезнувшие естественным путем в силу тех или иных обстоятельств (в том числе и субъективного характера, к примеру, когда "стул" или функция сохраняются не для дела, а для конкретного человека или группы людей с определенным статусом); очевидно, что направленность действий по отношению к такого рода составляющим должна быть прямо противоположной в сравнении с вышеуказанной позицией; - потенциальные "точки роста", которые не были достаточно разработаны в предшествующих обстоятельствах в силу их неадекватности последним и не востребованы до сих пор в силу тех или иных причин (неоцененность "по инерции", непрофессионализм в принятии управленческих или технологических решений на соответствующих уровнях и т.п.); - отсутствующие в сложившихся структурах деятельности, но могущие стать значимыми элементами в процессе реорганизации, "достраивания" и при иных формах изменения последних. Вместе с тем как определенные подсистемы отрасли, так и отдельные учреждения и организации могут быть рассмотрены с позиций: а) адекватности/неадекватности их запросов и соответствующих структурных составляющих новому общественному контексту, сохранения способности к реализации целей, присущих каждой институциональной единице или подсистеме; б) адаптивности/неадаптивности к такого рода обстоятельствам; в) эффективности/неэффективности функ-ционирования, т.е. наличия или отсутствия значимых перспектив развития, усиления влияния, укрепления кадрового потенциала. Знание всех этих особенностей - немаловажный фактор для понимания и интерпретации реального социального заказа на специалистов отрасли, а следовательно, на характер, направленность, содержание, целевые ориентации образовательного процесса. Таким образом, система подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта имеет существенный ресурс для модернизации при условии учета как общего - социального и образовательного контекста ее развития, так и тех значимых точек (с одной стороны, болевых проблем, а с другой - содержащих максимальный потенциал роста, перспективу), которые должны стать сферой приложения сил для сегодняшних и будущих специалистов отрасли. Эффективность профессиональной подготовки кадров - это одно из важнейших условий успешного функционирования отрасли, ее готовности ответить на запросы и потребности человека, а значит, быть ориентированной не на декларативный, а на реальный, практический гуманизм. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |