Abstract ORGANIZATION OF CONTENT IN SOCIAL-PSYCHOLOGICAL
DISCIPLINES FOR STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE ACADEMY TAKING INTO CONSIDERATION MECHANISMS
OF THEIR PROFESSIONA- V.V. Koltinova, Ph. D. Moscow state academy of Physical Culture, Malahovka Key words: socialization, professionalization, personalization, content of psychological pedagogical training, professional self-personal identity. The purpose of this paper was to discuss the problem of the content’s organization in the psychological-pedagogical disciplines of students at the academies of physical culture. The author considers that the selection and the organization of the content in these disciplines, must be realized taking into consideration the stages and mechanisms of the professional formation in the future sports teacher. Three lines of the specialist’s training are named in the offered approach: specialization of students, professionalization and personalization of the students personality.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СТУДЕНТОВ АФК С УЧЕТОМ МЕХАНИЗМОВ ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Кандидат педагогических
наук В.В. Кольтинова Ключевые слова: социализация, профессионализация, персонализация, содержание психолого-педагогической подготовки, профессиональное самоопределение. Процесс постоянного обновления содержания высшего физкультурного образования обусловлен такими объективными факторами, как процесс развития соответствующих наук; изменяющийся исторически конкретный социальный заказ высшей школе; уточняющиеся требования профессии к ее исполнителю. Проблеме организации содержания образования много внимания уделено как в дидактике, так и в педагогике высшей школы, где определены основания, критерии, методологические принципы организации психолого-педагогического знания. Основными принципами отбора содержания учебных предметов названы: - целостность и системность научных знаний; - связь теории с практикой, с педагогической деятельностью; - соответствие учебного материала современному уровню развития науки, а также познавательным возможностям студентов. В условиях профессиональной подготовки спортивного специалиста отбор и организацию содержания психолого-педагогических дисциплин мы предлагаем вести не только на основе имеющихся общенаучных положений, но и с учетом этапов и механизмов профессионального становления будущего спортивного педагога. Основным отличием такого подхода в обучении является попытка с помощью содержания образования обеспечить три линии в подготовке специалиста. Первой линией, или направлением, работы является специализация студентов, которая означает успешное вхождение в новую социальную ситуацию, усвоение новых общественных норм и отношений. Для студентов это прежде всего включение в новый вид деятельности - обучение профессии, которое ведет к перестройке всего образа жизни, расширению и усложнению общественных связей. Не менее важной является линия профессионализации - вхождения в профессию, усвоение ее требований к исполнителю, которые способствуют переструктурированию всей потребностно-мотивационной сферы студента. Эти две важнейшие задачи в подготовке специалиста не могут быть успешно реализованы без специального психолого-педагогического обеспечения персонализации личности, предполагающей реализацию индивидуального потенциала студента, процессов, связанных с представлением персоны во внутреннем мире других людей, формирование самосознания. Названные три линии развития личности будущего профессионала, на наш взгляд, тесно связаны с описанными в психолого-педагогической литературе этапами профессионального становления, которые затем проходит молодой специалист, приступающий к деятельности по своей специальности. Эти этапы следующие: 1. Становление Я-концепции, т.е. системы представлений о себе как о профессионале. 2. Становление концепции деятельности, означающее поиск и опробование методов и средств деятельности, выработку авторских подходов или целостной методики. 3. Становление концепции воспитанника, т.е. системы представлений о личностных особенностях занимающихся и овладение средствами познания и коррекции их внутреннего мира. Переход с этапа на этап, по мнению специалистов [1], сопровождается противоречивым отношением педагога к результатам своей работы, названным кризисом компетентности, который перестраивает предыдущую концепцию, уточняет ее, что и является главным условием развития личности профессионала, роста его мастерства. Можно предположить, что использование представлений об этапах профессионального становления специалиста в его трудовой деятельности уже на этапе профессиональной подготовки, а именно в организации содержания психолого-педагогических дисциплин, улучшит результаты их труда в будущем, а также обеспечит им более эффективное функционирование в профессиональной сфере в целом. По нашему мнению, базовым элементом психолого-педагогической подготовки должны стать знания, способствующие осознанию себя студентом как персоны, как личности и индивидуальности, пониманию закономерностей психической деятельности, овладению способами регуляции поведения и отношений с окружающими людьми, развитию высших психических процессов и функций. Результатом такого обучения должны стать позитивная Я-концепция и социально-психологическая компетентность будущего профессионала. Выявлено, что студент физкультурного вуза находится на завершающем этапе формирования его сознания и самосознания, поэтому он характеризуется недостаточной социальной зрелостью. Она, в свою очередь, может проявляться в неадекватной самооценке, приписывании ответственности за свои действия и их результаты внешним факторам и др. Социальная незрелость студента ведет к тому, что в своем поведении он не всегда следует социально одобряемым образцам. Некомпетентность в вопросах межличностного взаимодействия мешает студенту рефлексировать действительное отношение к нему учебной группы и значимых других людей. Поэтому сведения по психологии общения, познания, деятельности, личности и индивидуальности студента, а также опыт диагностики процессов, качеств и состояний психической сферы позволяют ему пополнить представления о себе, а также скорректировать неадекватную Я-концепцию, сформированную в семье, общеобразовательной школе или спортивной секции. Вторым блоком учебных дисциплин, призванных формировать концепцию профессиональной деятельности, могут стать педагогические предметы, содержащие технологические знания о способах учебного и воспитательного взаимодействия со спортсменами и занимающимися физической культурой, наибольший интерес из которых сегодня представляют "активные" методы обучения: групповая дискуссия, деловая игра, коллективный поиск информации. При этом педагогические дисциплины должны предложить студентам не только содержательные, но и главным образом процессуальные характеристики этих способов обучения, т.е. активно использоваться в процессе занятий. Одним из основных условий успешности технологической подготовки студентов АФК к будущей профессиональной деятельности являются многообразие и оправданная вариативность методических подходов у различных преподавателей академии, что в терминах теории личностно-ориентированного обучения имеет название "широкой образовательной среды". Это условие позволяет студенту "примерить на себя" способы взаимодействия с воспитанниками, сформировать индивидуальный стиль педагогического труда. Не менее важным блоком психолого-педагогической подготовки являются дисциплины, основное содержание которых посвящено объекту труда будущего специалиста по физической культуре. При этом следует отметить, что психолого-педагогические предметы имеют возможность характеризовать объект педагогической деятельности одновременно и ее субъектом, т.е. активным участником, полноправным творцом продукта труда. Это условие требует включения в содержание психолого-педагогической подготовки сравнения и детального анализа субъект-объектного и субъект-субъектного типов взаимодействия спортивного педагога со своими подопечными, анализа возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, мотивов их деятельности в соответствии с возрастом, видом и этапом физической подготовки. Подобная логика построения содержания психолого-педагогической подготовки может быть реализована в учебных предметах, соответствующих новым государственным требованиям к специалисту с высшим физкультурным образованием. Это предметы: "Психология и педагогика", "Психология физического воспитания", "Основы акмеологии", "Педагогические основы воспитательной деятельности в области физической культуры", "Основы педагогического мастерства", а также "Психология педагогической деятельности тренера". Концентрическое расположение учебного материала от личности студента к его профессиональной деятельности и личности воспитанника может быть использовано и в отдельных предметах психолого-педагогического цикла. Критерием успешности такого подхода к подготовке специалиста может служить их теоретическая и практическая подготовленность к осуществлению профессиональной деятельности, а также их реальное распределение в сферу физической культуры и спорта после окончания вуза [2]. Литература 1. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994. 2. Закон об образовании. М., 1996. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|