Abstract Development of A.Ts. Puni’s Ideas in Elaboration of Scientific-Practical Problem of Athlete’s Psychological Training G.D. Gorbunov, Dr. Hab. Ped., professor A.V. Shlenkov, post graduate Key words: psychological training of athletes, mental states, psychological properties of personality, relaxation, hypnosis. The paper is devoted to the results of the experimental research of the psychological-pedagogical influences’ effects when athletes’ psychological training. The next influences had been studied: the relaxation at the process of heterotraining; verbal-music psycho-regulation; hypnosis; psycho-bio-energetic trance. The dynamics of separate characteristics in the transformed mental state compares with the personality’s properties in the tested persons. Basing on those materials, the important for practice conclusions- recommendations are offered to use one or another of the mentioned methods in the most efficient way.
|
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ А.Ц. ПУНИ В РАЗРАБОТКЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Доктор педагогических наук,
профессор Г.Д. Горбунов; аспирант А.В.
Шленков Ключевые слова: психологическая подготовка спортсмена, психические состояния, психологические свойства личности, релаксация, гипноз. Научная школа ученого - это ученики и последователи, развивающие его идеи. Последние годы своей жизни А.Ц. Пуни продуктивно разрабатывал вопросы психологической подготовки спортсмена. Прошло 30 лет с тех пор как А.Ц. Пуни обобщил свои взгляды на это важнейшее направление психологической науки в небольшой, но весьма ценной для психологии спорта книге [3]. Позже он развил основные вопросы этой проблемы в ряде статей и брошюр ([4, 5 и др.] На протяженити всего своего творческого пути А.Ц. Пуни чутко реагировал на запросы практики спорта. От исследования психологических основ формирования и совершенствования навыка в 50-е годы он перешел к изучению волевой подготовки спортсмена. Оттуда и был намечен прямой путь к многочисленным вопросам психологической подготовки. Теоретические разработки проблемы легли в основу ряда диссертаций, защищенных учениками А.Ц. Пуни в 60-70-е годы (Ю.Я. Киселев, В.К. Петрович, Л.Н. Радченко, Р.М. Загайнов, А.Б. Ливмане, А.Д. Ганюшкин, Ю.В. Сысоев и др.) С тех пор средства и методы психологической подготовки значительно изменились. Современные пути психолого-педагогических, психотерапевтических воздействий на спортсмена стоят на несколько ином методологическом основании, но без старого фундамента теоретических воззрений, сцементированных корифеями психологической мысли 60-х годов, они были бы маловероятны. Проблемы психологической подготовки, поглотив множество частных вопросов, стали ведущими как в научно-исследовательской, так и в научно-практической работе. Термин этот быстро стал привычным, им с легкостью стали пользоваться ученые, тренеры, спортсмены, руководители, журналисты. За эти годы опубликованы сотни работ. И повсеместно в них имелись ссылки на первоисточники, на классические работы А.Ц. Пуни. Конечно, по прошествии трех десятилетий многие положения этих первых разработок кажутся несколько упрощенными, в некотором роде поверхностными (в смысле не претендующими на глубину психологического анализа), что вовсе не удивительно. И не только потому, что это был поиск, процесс постановки проблемы. Это не вина, а беда науки того времени в нашей стране, находившейся под мощным идеологическим прессом. Например, как пишет А.Ц. Пуни : "Итак, объектом направленных педагогических воздействий, направленных усилий тренера и личных усилий спортсменов в ходе психологической подготовки к соревнованиям является их сознание" [5, c. 4]. Да, советская психология и педагогика того времени, ориентированные в основном на сознание, в большинстве своем игнорировали подсознание как объект психолого-педагогических воздействий.Тем труднее было первопроходцам разработать действенные средства и методы психологической помощи. Но они постепенно подготавливали почву для использования новых методов проникновения в различные уровни управления переживаниями и поведением спортсменов. Своеобразной особенностью того периода было и увлечение ученых, в том числе А.Ц. Пуни, наблюдениями за спортсменами в условиях соревнований. Совершенно очевидным был даже речевой стереотип: когда говорили "психологическая подготовка", то само собой добавляли - "спортсмена к соревнованиям". Несомненно, это важнейшая часть психологической подготовки. Но за ней была забыта большая по объему, а по времени более ранняя психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу. Кроме того, в подавляющем большинстве разработок А.Ц. Пуни рассматривал психологическую подготовку к соревнованиям с точки зрения готовности к конкретному соревнованию. Это значит, что теоретической и методической базой этих исследований были психические состояния. Правда, перечисляя основные психологические аспекты проблемы и ставя на первое место состояние психической готовности спортсменов к соревнованиям, А.Ц.Пуни связывает его с индивидуальными особенностями личности. Очевидность подобной взаимосвязи побуждала исследователей к поиску ответов на более конкретные вопросы. Среди этих многочисленных вопросов наша практическая деятельность побудила выбрать для углубленного изучения один из наиболее прикладных: какие свойства личности определяют субъективный выбор спортсменом того или иного метода психолого-педагогического воздействия с целью получения наилучшего позитивного эффекта в динамике требуемого психического состояния и как вид спорта определяет предпочтения в этом выборе. Имеются в виду далеко не только предсоревновательные и соревновательные состояния, но в первую очередь психические и психофизиологические состояния в тренировочном процессе. Издавна известно об огромном значении психологических факторов в переносимости физических нагрузок, в том числе и в спорте, и об их влиянии на быстроту и качество восстановления. За три десятилетия нашей научно-практической работы по психологическому обеспечению подготовки спортсменов вычленились наиболее эффективные и популярные у спортсменов психолого-педагогические и психогигиенические мероприятия. Это релаксация в процессе гетеротренинга, внушенный отдых (в том числе перед засыпанием), вербально-музыкальная психорегуляция, гипноз, оздоровительный и психобиоэнергетический транс [1]. Основными принципами проведения этих мероприятий были добровольность, удовольствие и полезность. При систематической и достаточно продолжительной работе в команде спортсмены участвовали во всех этих мероприятиях и на основе субъективной оценки полезности и удовольствия добровольно посещали избранные ими мероприятия. Однако оставалось неясным, наличие каких личностных особенностей определяет выбор того или иного метода психологической подготовки и соответственно при наличии каких личностных особенностей рекомендовать использование того или иного средства. Отсюда, естественно, вытекает задача выяснения связей между особенностями личности спортсменов и динамикой психических состояний под влиянием различных методов психорегуляции. Для исследования эффекта психолого-педагогического воздействия были избраны четыре сеанса психорегуляции, наиболее часто используемые в нашей научно-практической работе: релаксация в процессе гетеротренинга, вербально-музыкальная психорегуляция, гипноз и психобиоэнергетический транс. Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе констатировались особенности проявления ряда личностных особенностей [2]. Из многочисленных свойств личности для исследования были избраны стержневые, базовые, наиболее значимые в условиях спорта: - личностная тревожность (шкала самооценки Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина); - экстраверсия, психотизм, нейротизм (вопросник С. Айзенка); - направленность на себя, на общение, на дело (ориентационная анкета Б. Бассома); - экстернальность-интернальность (локус-контроль Д. Роттера - по Е.Ф. Бажину, С.А. Голынкиной,А.М. Эткинд); - эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность (вопросник Р.Б. Кеттелла, В.М. Русалова); - замкнутость, интеллект, сдержанность, подверженность чувствам, жесткость, прямолинейность, консерватизм, самоконтроль, (тест Р.Б. Кеттелла, В.М. Русалова); - внушаемость вербально-авторитарная (определяемая соматической реакцией на приказ) и внушаемость ситуативная (определяемая временем принятия решения в ложной, провоцирующей ситуации). На втором этапе изучался собственно эффект психолого-педагогического воздействия. С этой целью до и после проведения соответствующего сеанса испытуемые осуществляли самооценку психического состояния с помощью шкалы Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (реактивная тревожность) и дифференцированной шкалы функционального состояния по показателям самочувствия, активности, настроения (В.А. Доскин и др.). В исследовании приняли участие представители пяти видов спорта: гимнасты, пловцы, кёрлингисты, легкоатлеты, тяжелоатлеты (всего 96 человек). Статистическая обработка первичных данных осуществлялась с помощью пакета прикладных программ " Microsoft Excel" на IBM. В настоящей статье представлен один из ракурсов анализа полученных результатов -- выяснение эффективности каждого из четырех видов воздействия в зависимости от свойств личности. В ходе анализа были отобраны спортсмены со статистически значимыми изменениями отдельных показателей психического состояния после каждого из четырех сеансов и выявлены их наиболее выраженные личностные особенности. Это позволило предположить причастность именно их к положительной динамике психических состояний под влиянием конкретных видов воздействия. 1. Анализ данных указывает на следующие особенности изменения психического состояния под влиянием релаксации в условиях гетеротренинга у лиц с выраженностью тех или иных свойств личности: - реактивная тревожность лучше всего снижается у спортсменов с высокой интернальностью в области достижений; - самочувствие улучшается у спортсменов с более выраженными показателями вербально-авторитарной внушаемости; психотизма, социальной пластичности и консерватизма; а также у лиц с низкими показателями экстраверсии, замкнутости и самоконтроля; - активность улучшается только у лиц с более высокой вербально-авторитарной внушаемостью и направленностью на общение; - настроение больше всего улучшается у интравертов и лиц с относительно низким темпом, а также у спортсменов с высокой личностной тревожностью. Внутри изучаемых показателей обнаружена взаимосвязь самочувствия с активностью и настроением. Надо полагать, что в этом измененном состоянии хорошее самочувствие и настроение в значительной мере определяются снижением активности, что и является одной из основных задач релаксации, решающей задачу успокоения, восстановления и отдохновения. 2. Исследование влияния вербально-музыкальной психорегуляции обнаружило следующие особенности связей между изменением психического состояния и свойствами личности испытуемых: - реактивная тревожность после сеанса вербально-музыкальной психорегуляции наиболее существенно снижалась у спортсменов с низкой ситуативной внушаемостью и высокими показателями замкнутости и подверженности чувствам, самоконтроля и темпа; - самочувствие улучшилось только у лиц с низкой социальной эргичностью; - после сеанса почувствовали активность только спортсмены с низкой вербально-авторитарной внушаемостью и низкой социальной эмоциональностью. Оценка настроения была тем выше, чем ниже показатели направленности на дело и "интеллекта", а также чем выше ситуативная внушаемость и эмоциональность. 3. После сеанса гипноза с внушениями покоя, расслабления, восстановления и последующей высокой работоспособности наблюдается снижение реактивной тревожности у спортсменов с высокими значениями вербально-авторитарной внушаемости; интернальности в области достижений и связано с уменьшением ситуативной внушаемости, экстраверсии и социальной пластичности. Самочувствие после сеанса оказалось тем лучше, чем меньше были показатели замкнутости и подверженности чувствам. Понижение активности произошло у спортсменов с высокой вербально-авторитарной внушаемостью и нейротизмом , а показатель настроения увеличивался с увеличением реактивной тревожности и уменьшением ситуативной внушаемости. Внутри изучаемых показателей оказалось, что после сеанса гипноза улучшение самочувствия связано с уменьшением активности , а настроение тем лучше, чем больше снижена реактивная тревожность. После сеанса психобиоэнергетического транса реактивная тревожность снижалась у испытуемых с наиболее выраженными показателями психотизма и интернальности в семейных отношениях. Самочувствие достоверно значимо улучшилось у спортсменов с низкими показателями вербально-авторитарной внушаемости и интернальности в области достижений, но с высокой эмоциональностью. Показатель активности снижался в зависимости от уменьшения следующих свойств личности: вербально-авторитарной внушаемости, интернальности в семейных отношениях; интернальности в области достижений и интернальности в области производств, а также с увеличением эмоциональности. Настроение достоверно улучшилось у спортсменов с низкими показателями интернальности в семейных отношениях; общей интернальности, интернальности в области достижений и в области производства, "замкнутости" и "жесткости"; а также с увеличением социальной пластичности. Соотношение отдельных показателей психического состояния следующее: реактивная тревожность снижается при росте активности и невысокой оценке настроения, самочувствие улучшается с уменьшением активности и при высокой оценке настроения. Показатель активности оценивается ниже при улучшении настроения. В таблице демонстрируется эффективность использованных методов психорегуляции, представленная в виде степени изменения показателя соответствующего психического состояния под влиянием каждого из четырех методов. Наибольшее снижение реактивной тревожности обнаружилось после сеансов вербально-музыкальной психорегуляции (t-критерий Стьюдента = 5,5; р<0,01). Наилучшее самочувствие и настроение отмечались после сеансов гипноза (t-критерий Стьюдента = 5,91; р<0,01; 5,004; р< 0,01 соответственно). Снижение психической активности как одной из задач процесса восстановления было наивысшим после сеансов релаксации в процессе гетеротренинга (t-критерий Стьюдента = 2,64; р < 0,005). Выводы 1. Релаксация в процессе гетеротренинга воздействует следующим образом: -снижает реактивную тревожность у спортсменов с высокой интернальностью в области достижений; -улучшает самочувствие у спортсменов с выраженными показателями психотизма, вербально-авторитарной внушаемости и низкими показателями экстраверсии и самоконтроля; -улучшает настроение у тревожных интравертов, отличающихся низким темпом. Плохо переключаются на отдых и восстановление в процессе этого сеанса особо общительные. 2. Вербально-музыкальная психорегуляция воздействует так: -снижает реактивную тревожность у замкнутых, подверженных чувствам, отличающихся высоким самоконтролем и темпом и слабой ситуативной внушаемостью; -улучшает самочувствие у спортсменов с низкой социальной эргичностью; -улучшает настроение у вербально-авторитарно внушаемых, эмоциональных, с низкими показателями направленности на дело; Плохо переключаются на отдых и восстановление вербально-авторитарно маловнушаемые и социально слабоэмоциональные. 3. Гипноз оказывает следующее влияние: -снижает реактивную тревожность у вербально-авторитарно внушаемых, интравертов, отличающихся высокой интернальностью в области достижений и низкой социальной пластичностью; -улучшает самочувствие спортсменов с наименьшими показателями замкнутости и подверженности чувствам; - улучшает настроение спортсменов с высокой реактивной тревожностью и слабой ситуативной внушаемостью. Особенно хорошо отдыхают и восстанавливаются во время сеанса гипноза спортсмены с высокими показателями вербально-авторитарной внушаемости и нейротизма. 4. Психобиоэнергетический транс воздействует так: - снижает реактивную тревожность у спортсменов, отличающихся выраженными показателями психотизма и интернальности в семейных отношениях; - улучшает самочувствие у эмоциональных, ситуативно слабовнушаемых и с низкой интернальностью в области достижений; - улучшает настроение у спортсменов с низкими показателями замкнутости, жесткости и интернальности по всем шкалам, но с высокими показателями социальной пластичности. Литература 1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Докт. дис. СПб., 1994. 2. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 318 с. 3. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 1969. 4. Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1973. 5. Пуни А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1979. Поступила в редакцию 09.09.98 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|