Abstract STRUCTURE OF CYCLISTS' LONG STANDING TRAINING V.G. Minchenko, Ph.D., lecturer Kuban state academy of physical culture, Krasnodar Key words: cyclists, basic and specialized training, periods, stages. The purpose of this study was to reveal the opportunities of the road raсing cyclists' training optimization. The next stages of a long standing cyclists' training in the experimental methodics had been offered: - the stage of the initial training (two years); - the stage of the preliminary basic training (two years); - the stage of the specialized basic training (two years); - the stage of the maximal realization of the individual potential of cyclists; - the stage of the achievements' keeping. The main parameters of traini ng loading structure are represented in the article.
|
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ Кандидат педагогических наук,
доцент В.Г. Минченко Ключевые слова: велосипедисты, периоды, этапы, базовая и специализированная подготовки. Введение . Спортивная подготовка велосипедистов охватывает несколько периодов их возрастного развития, каждый из которых имеет свои особенности, что является основой содержания тренировочного процесса, построение которого осуществляется в соответствии с закономерностями онтогенеза. В научной и методической литературе достаточно полно представлена система планирования спортивной подготовки в многолетнем аспекте, согласно которой весь процесс делится на этапы: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений. Глубокие исследования основ построения спортивной тренировки во многих видах спорта [4, 6, 7] показали, что продолжительность, границы и содержание указанных этапов могут варьировать в определенных пределах в зависимости от индивидуальных возможностей и специфики вида спорта. Необходимость рассмотрения общей структуры процесса многолетней тренировки обусловлена тем, что без оптимизации его построения на ранних этапах вся работа по подготовке велосипедистов высшей спортивной квалификации на заключительных этапах не дает ожидаемых результатов. Исходя из цели исследований - оптимизировать процесс подготовки велосипедистов-шоссейников, основной задачей мы считали интенсифи кацию тренировочных нагрузок и их равномерное распределение без традиционного наращивания объема, что не может быть беспредельным. Материалы и методы. Исследовался учебно-тренировочный процесс начальной подготовки, углубленной специализации и спортивного совершенствования Детско-юношеской школы олимпийского резерва Краснодарского краевого Совета ВФСО "Россия" и Центра олимпийского резерва "Юг" с 1987 по 1995 г. После года тренировки велосипедисты методом сопряженных пар (Б.А. Ашмарин) распределялись на контрольную и экспериментальную группы. Спортсмены контрольной группы тренировались в соответствии с программой ДЮШОР. Согласно данным научно-методической литературы [2, 3, 8-10] эта методика существенно не отличается от общепринятой. Испытуемые экспериментальной группы осваивали опытную, разработанную кафедрой велосипедного спорта Кубанской государственной академии физической культуры методику многолетней подготовки. Использовались следующие методы исследования: 1) анализ и обобщение литературных источников; 2) педагогические наблюдения; 3) анализ дневников спортсменов и тренеров; 4) хронометрирование; 5) контрольное тестирование; 6) газометрический анализ (определение величин максимального потребления кислорода, критической мощности выполняемой нагрузки, порога анаэробного обмена); 7) статистические методы (оценка различий статистических характеристик, корреляционный анализ). Результаты исследования. Основными параметрами эксперименталь ного учебно-тренировочного процесса были следующие. Продолжительность этапа начальной подготовки (при наборе в 11-12 лет) составляла 2 года, в течение которых решались задачи укрепления здоровья, разносторонней физической подготовленности, обучения основам техники велоспорта. Объем общей и вспомогательной физической подготовки на этапе составил 90%, специальной - 10%, продолжительность одного учебно-тренировочного занятия - 45-60 мин, количество занятий в течение недели - 5. Тренировочная нагрузка носила преимуществен но игровой характер и частично - соревновательный. На этапе предварительной базовой подготовки (2 года) наряду с решением задач предыдущего этапа формировался устойчивый интерес к целенаправленной многолетней спортивной подготовке. Общая и вспомогательная физическая подготовки составили 75%, специальная - 25% (в основном техническое совершенствование). Велосипедисты осваивали всевозможные навыки управления велосипедом, передвижения в многочисленной группе, "на колесе", без зрительного контроля, преодоления подъемов и спусков, разворотов, виражей, различные способы старта и финиширования, преодоления препятствий. Рост функциональных возможностей различных систем организма носил разносторонний характер и планировался с учетом и в соответствии с особенностями естественного развития двигательных способностей. Основное внимание уделялось быстроте. Структура годичных циклов первого и второго этапов предполагала продолжительный подготовительный период и непродолжительный, состоящий из 5-7 гонок, соревновательный. Переходный период включал отдых в оздоровительно-спортивном лагере (3 недели), туристские велопоходы и занятия игровыми видами спорта. Основной задачей специализированной базовой подготовки было создание предпосылок для исключитель но напряженной тренировки. Продолжительность этапа - 2 года, возраст занимающихся - 15-16 лет. Соотношение общей и специальной физической подготовок - 30:70%. На этапе определяется дальнейшая специализация спортсмена в одном из видов гонок (трековые, шоссейно-спринтерские, темповые, групповые). При решении задачи повышения функционального потенциала организма велосипедиста акцент на объеме работы, соответствующей соревновательной деятельности, не делался. В основном физическая нагрузка использовалась для создания мощной аэробной производительности. Причем результаты исследований показали, что наращивание объемов тренировочной нагрузки становится тормозом в росте мастерства спортсменов, специализирующихся в спринтерских гонках, и отрицательно сказывается на скоростных качествах гонщиков других специализаций. Основные параметры учебно-тренировочного процесса на данном этапе следующие: годичный цикл состоял из подготовительного (с 15 ноября по 15 марта), соревновательного (с 16 марта по 15 октября) и переходного (с 16 октября по 14 ноября) периодов. В подготовительном периоде с 15 ноября по 31 января преимущественно использовались тренировочные средства общей и вспомогательной физической подготовок, с 1 февраля по 15 марта постепенно включались специальные упражнения, а в конце периода - соревновательные. Объем интенсивной нагрузки колебался в пределах 4-25,7%, она равномерно распределилась в течение всего годичного цикла. Исследования функциональной подготовленности свидетельствовали о достоверном приросте аэробных возможностей организма, анаэробные показатели увеличивались, но достоверных значений не достигали. Задачей этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей было достижение максимальных функциональных показателей, что являлось базой для оптимального использования тренировочных воздействий, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Суммарные величины объема интенсивной, силовой и соревновательной нагрузок достигли максимальных значений, после чего общий объем специальной тренировочной нагрузки статистически достоверного прироста не имел. На этапе широко использовались занятия с большими нагрузками, увеличилось количество занятий в недельных микроциклах. Применение максимальных тренировочных нагрузок сочеталось с использованием средств восстановления, применением облегчений или затруднений (изменение внешней среды, лидирование, дыхание через увеличенное мертвое пространство, использование тренировок в среднегорье, построение тренировочного процесса без дней отдыха, применение скачкообразного повышения и понижения объема интенсивной и силовой нагрузки) характера процесса тренировки. Продолжительность этого этапа - 2 года, возраст занимающихся - 17-19 лет. Структура годичных циклов по продолжительности и срокам периодов, а также календарь соревновательной деятельности не отличались от предыдущего этапа. Содержание учебно-тренировочного процесса на этапе сохранения достижений и характер задач мало чем отличались от предыдущего периода. Однако неизбежное истощение функциональных ресурсов организма, снижение его адаптационных возможностей обуславли вает необходимость выраженного индивидуального подхода. Исследования показали, что на этом этапе повышение общего объема тренировочных нагрузок нерентабельно. Достигнутый уровень подготовленности удерживался повышением объема интенсивной нагрузки, а также совершенствованием технического и тактического мастерства. При этом значительно сокращалась доля общей физической подготовки (до 15% в подготовительном и до 5% в соревновательном периодах). Продолжительность этапа в наших исследованиях составляла 2 года, на практике же он может длиться до 5-8 лет. Ниже представлены параметры учебно-тренировочного процесса велосипедистов контрольной и экспериментальной групп в годичном цикле на этапе реализации индивидуальных возможностей, являющегося основным в многолетней подготовке.
Примечание. Здесь и далее: Э - спортсмены экспериментальной группы; К - спортсмены контрольной группы. Продолжение таблицы
Выводы 1. Структура многолетней тренировки в велосипедном спорте должна включать следующие этапы: начальной подготовки (2 года), предварительной базовой подготовки (2 года), специализированной базовой подготовки (2 года), максимальной реализации индивидуальных возможностей (2 года), сохранения достижений (2 года и более). 2. Содержание годичных циклов тренировки велосипедистов на этапах общей и специализированной базовой подготовок, а также максимальной реализации индивидуальных возможностей при выполнении объема специальной подготовки в пределах 20 тыс. км экспериментально признано оптимальным при следующем соотношении тренировочных нагрузок: соревновательной - 30%, интенсивной - 16-20%, силовой - до 14%, умеренной - 20-21%, восстановительной - не более 18%. 3. Установленные параметры структуры и содержания учебно-тренировочного процесса в годичных циклах обеспечивают достоверный прирост показателей аэробной и анаэробной производительности без увеличения общего объема тренировочной нагрузки в многолетнем аспекте. Эффективность экспериментальной методики подтверждена достоверным приростом (в среднем на 1-2 мин в течение года) спортивных результатов велосипедистов в индивидуальной шоссейной гонке на 25 км с раздельным стартом, проводимой в стандартных условиях. Литература 1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978. - 233 с. 2. Ердаков С.В., Капитонов В.А., Кузнецов А.А. Некоторые вопросы подготовки велосипедистов-профессионалов и постановка работы с юношеским велоспортом в Италии: Служебные документы. 1986. - 38 с. 3. Крылатых Ю.Г., Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов. - М.: ФиС, 1982. - 201 с. 4. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 1976. - 304 с. 5. Минченко В.Г., Михайлов В.В. Содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки велосипедистов-шоссейников //Велосипедный спорт: Ежегодник. - М.: ФиС, 1985, с. 54-57. 6. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с. 7. Полищук Д.А. Подготовка велосипедистов. - Киев: Здоров'я, 1986. - 198 с. 8. Шелешнев Л.М. Подготовка велосипедиста-шоссейника к однодневным гонкам //Матер. метод. конф. тренеров по велоспорту. М., 1958, с. 20-26. 9. Шелешнев Л.М. Велоспорт: Из опыта подготовки сильнейших велосипедистов страны к гонкам на шоссе. - М.: Советская Россия, 1976. 10. Шелешнев Л.М. Раздумья тренера. - М.: ФиС, 1987. - 128 с. Поступила в редакцию 19.01.96 ИНФОРМАЦИЯ Редакция журнала предлагает к реализации новые книги издательства Республики Украина "Олимпийская литература" Уилмор Дж К., Костилл Д.Л. Физиология
спорта и двигательной активности /Пер. с англ. -
Киев, 1997. - 504 с. Полищук Д.А. Велосипедный спорт. - Киев,
1977. - 344 с. Питание в системе подготовки спортсменов
/Под ред. В.Л. Смульского, В.Д. Моногарова,
М.М.Булатовой. - Киев, 1996. - 226 с. Платонов В.Н. Общая теория подготовки
спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1977. - 583 с. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский
спорт: Учебник (в 2 кн.). - Киев, 1994. - 496 с. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский
спорт: Учебник (в 2 кн.). - Киев, 1997. - 383 с. Желающие приобрести книги наложенным платежом могут прислать заявки по адресу редакции: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, комн. 413. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |