|
О СТЕПЕНИ ПРИКЛАДНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВИДОВ БОЕВЫХ ИСКУССТВ И ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНКИ МАСТЕРСТВА В "УСЛОВНЫХ" УПРАЖНЕНИЯХ САМОЗАЩИТЫ Доктор педагогических наук,
профессор Ю.А. Шулика - Кубанская
государственная академия физи-ческой культуры, Ключевые слова: боевые искусства, единоборства, контактные, неконтактные, демонстрационные (аддитивные), ситуационные, психострессорные, прикладные виды спорта, помехоустойчивость, эффективность оценки. При рассмотрении направлений в процессе становления физической культуры и спорта как общественного явления, к развитию которых люди различных эпох прикладывали целенаправленные и планомерные усилия, можно выделить: - физическое воспитание детей и подростков; - военную подготовку; - гигиенические, лечебные двигательные упражнения; - игры и традиционные состязания [7]. Физическая культура, постоянно обогащая свой арсенал элементами физических упражнений, заимствованными из процесса трудовой и военной деятельности, оказалась не только средством воспитания и оздоровления . Она также удовлетворяет потребности общества, связанные с развитием эмоциональных представлений, снятием психических напряжений, развлечением, отдыхом и направлением агрессивной избыточной энергии в безопасное для общества русло [7 и др.]. Спорт как наиболее эффективная часть физической культуры непременно предполагает состязания, которые выполняют различные функции, в том числе и функцию контроля степени эффективности определенного упражнения для решения какой-либо прикладной задачи или целесообразности того или иного метода подготовки. Любой вид спорта регламентируется определенными правилами соревнований и содержанием технических действий. Причем вопрос о первичности зависит от задачи, выполняемой определенным видом спорта. Очевидно, что чем более прикладным является вид спорта, тем более его правила будут зависеть от набора необходимых действий в специфической трудовой деятельности. Настоящая работа посвящена соответствию ставящихся перед боевыми искусствами задач (как системы прикладных упражнений) и степени эффективности контроля за мерой их усвоения. Исторически сложилось различие между восточными и западными системами боевых искусств. Первые характеризуются чрезмерным объемом технических действий, применяемых непосредственно в бою, огромным числом подсобных упражнений, высокой зрелищностью и сочетанием техники упражнений с дзен-буддистской философией [1, 5, 11, 12]. В соответствии с задачами восточных боевых искусств значительная часть их упражнений носит довольно абстрактный и имитационный характер с преобладанием одиночной деятельности, и система оценки их качества близка к системе оценки в гимнастических упражнениях, имеющих демонстрационную основу [10]. В отличие от них западные боевые искусства целесообразно называть единоборствами, поскольку со времен Древнего и Античного мира они преследовали единственную цель - боевую подготовку [7, 9]. После Второй мировой войны, по истечении сроков обязательств о безоговорочной капитуляции, в Японии вновь возрождаются боевые искусства. Постепенно совершенствуясь и приобретая форму, удовлетворяющую мировым спортивным стандартам, они начинают свою экспансию на Запад, используя вечный феномен "нет пророка в своем отечестве". Кроме того, значительную часть людей, имеющих максимум притязаний и минимум воз можностей, привлекали "системы", имеющие каскады виртуозных приемов, но не требующих серьезной проверки степени овладения ими. В унисон им как грибы стали возникать различные стили и школы доморощенных боевых искусств, претендующих на историческую самобытность [4, 6]. Мы не менее "патриотичны", но думаем, что прошли времена, когда одаривали лжецов, находивших российский "приоритет" во всем. Дело в том, что все приемы так называемого русского стиля рукопашного боя давно описаны в японской и китайской литературе (довоенной) и преподносились как приемы джиу-джитсу. Наиболее полно они представлены в советской литературе в 1940 году [2]. Не думаем, что этот факт не известен автору "открытий", а отсюда читатель может дать оценку их добросовестности или заблуждения. Специалистами этот отечественный "феномен" оценен как претенциозный [8]. Следует коснуться социальной значимости боевых искусств, не имеющих соревновательной основы. Данные проведенного нами социологического опроса свидетельствуют о том, что значительная часть бытовых преступлений (а попросту хулиганских избиений) совершается членами незарегистрированных секций "рукопашного боя" и неконтактного карате. Данные этого же опроса свидетельствуют о том, что чем выше спортивная квалификация единоборца, тем менее он тяготеет к правонару шениям. Некоторые газетные сенсации об участии того или иного чемпиона в преступной организации скорее подчеркивают исключение из правил. Даже при нынешней вынужденной экономической и правовой смуте единоборцы склонны к охране правопорядка и собственности. В чем же заключается основное различие в содержании и методике освоения боевых искусств и единоборств? К боевым искусствам традиционно относятся многообразные стили каратедо, айкидо, ушу (кунгфу как высшая форма владения ушу), кэндо, бадо, бодо, таэквандо, дзюдо, многообразные региональные стили рукопашного боя и почему-то джиу-джитсу, в то время как оно является несистематизированным предшественником дзюдо (этот факт еще раз свидетельствует или о малограмотности или о недобросовестности некоторых тренеров). К боевым искусствам невозможно отнести такие виды, как борьба самбо, фехтование, бокс, кикбокс, штыковой бой (безвременно, несправедливо и недальновидно "канувший в лету"). Несколько позже специалисты боевой подготовки силовых структур будут говорить об этом как о тяжелоисправимой ошибке. Итак, мы имеем неполный, но многочисленный, с учетом различных внутривидовых стилей, перечень боевых искусств. Рассмотрим, какими же упражнениями эти виды боевых искусств представлены с традиционных позиций классифицирования спортивных упражнений [3]. В предложенной нами классификации упражнений боевых искусств (см. схему) за основу взят признак использования или неиспользования в бою технических средств. Однако это сделано только для удобства построения схемы. Главнейшим же признаком является расположенный на втором иерархическом уровне признак степени контакта. Если сопоставить расположение упражнений в данной классификации с принципами трехмерной общей классификации спортивных упражнений, предложенной Г.Г. Наталовым [10], то выясняется, что значительная часть упражнений боевых искусств относится к демонстрационным (аддитивным) программированным упражнениям и никакого отношения к ситуационным и тем более к психострессорным единоборствам не имеет. Неконтактные виды боевых искусств, предполагающие использование спортивных состязаний в неконтактном поединке, содержат в себе элементы ситуационности, но не оказывают на организм тренирующей психологической нагрузки. Условные упражнения имеют условную ограниченную ситуационность и не имеют психострессорной разгрузки. Таким образом, только контактные виды борьбы и полуконтактные (ударные) виды боевых искусств содержат в себе нагрузки, способные вырабатывать качества бойца (сложную координацию, высокие сенсомоторные качества, высокую скорость переработки информации, позволяющую успешно действовать в непредвиденных ситуациях, высокую помехоустойчивость в психострессорных ситуациях). Только такие виды называются единоборствами. В связи с этим возникает вопрос: какие же виды боевых искусств и единоборств целесообразно использовать для подготовки сотрудников МВД? Связан он с тем, что во многих частях и подразделениях используются различные виды неконтактных и условных боевых искусств. 1. Большой "ассортимент" стилей карате и других боевых искусств, не предполагающих в ходе подготовки соревновательных, контактных поединков, объясняется прежде всего именно отсутствием таковых и исходящей отсюда невозможностью установить: какой из стилей результативнее, какая методика в одном стиле эффективнее? Отсюда и большое количество претендентов на оригинальность и отсутствие боязни быть разоблаченным. Результаты опроса специалистов свидетельствуют о том, что все виды неконтактных единоборств, несмотря на их широкое распространение в мире, не способны в достаточной степени формировать ситуационную, психострессорную помехоустойчивость. За этот тезис высказалось 96% респондентов. Широкое же распространение, согласно опросу респондентов, представленных самыми различными специальностями и большим возрастным диапазоном (от 14 до 40 лет), эти виды получили благодаря психологическому феномену псевдоуча стия, когда каждому хочется быть героем, не имея к этому ни способностей, ни желания целенаправленно трудиться, превозмогая усталость, боль и страх. Однако поговорить о том, что если хорошо изучить приемы, то можно защититься от кого угодно, приятно всем. Отсюда ясно, что все стили боевых искусств, имеющих демонстраци онный характер, для боевой подготовки неприемлемы. 2. Виды контактного рукопашного боя настолько различны по своим задачам, содержанию и методике освоения, что требуется более дифференцированное терминообразование. К рукопашному бою относят кикбокс, карате, таэквондо, сават, т.е. те виды единоборств, в которых разрешены удары руками и ногами (в отличие от бокса). К рукопашному бою относят и действия, связанные со встречной штыковой атакой, где используются штык, лопата, любые подручные предметы. Если содержание действий в первых позволяет использовать в подготовке бойцов поединки соревнователь ного режима, то во второй группе несоразмерность эффективности того или иного оружия при встрече двух разновооруженных бойцов не может обеспечить соревновательного поединка. Отсюда эти виды рукопашного боя относятся к упражнениям условного характера, а не к единоборствам. При оценке степени эффективности формирования способностей, необходимых сотрудникам МВД по условному спецразделу самозащиты, использовались педагогические наблюдения и опрос специалистов. В результате анализа полученных данных выяснилось, что сами по себе занятия упражнениями спецраздела в условном режиме таких способностей не формируют (77% из числа опрошенных). Такое заключение основано на следующих положениях: - билетная система оценки качества усвоения упражнений (необходимых в бою действий) не обеспечивает присутствия фактора полноценной ситуационнос ти и достаточной психологической нагрузки; - отсутствие систематической, принудительной системы с соревновательной основой не стимулирует к регулярным занятиям самозащитой в течение всего периода оперативной службы. 3. Согласно данным педагогических наблюдений, анализу служебной деятельности и опросу специалистов, в формировании боевой подготовленности сотрудников МВД наиболее эффективны единоборства. Остается один вопрос: какой вид единоборств наиболее эффективен для обеспечения специфической деятельности в органах МВД? Обилие различных видов единоборств, классифицируемых на верхнем иерархическом уровне по признаку степени контактности (полуконтактные-ударные, контактные-борцовские, смешанные) объясняется в отличие от восточных боевых искусств вечным стремлением практиков обеспечить максимальную прикладность. Однако проблема настолько сложна, что вряд ли она будет окончательно решена. Казалось бы, идеальный конгломерат - "бой без правил" - на поверку оказывается все-таки с правилами и недостаточно эффективным при решении определенного круга прикладных задач. Например, такой рукопашник не сможет противостоять двум противникам, если станет бороться с одним из них лежа. Вместе с тем пренебрежение практикой борьбы лежа или хотя бы в плотном контакте с противником не обеспечит победы, если кулачный боец будет захвачен им и потеряет свободу эффективного удара. Другая проблема: боец спецназа со специфическими задачами атакующего характера должен владеть соответствующим атакующим арсеналом; работник патрульно-постовой службы ограничен в использовании такового; содержание действий подразделений по охране общественного порядка в период массовых беспорядков политической или "футбольной" окраски отлично от первого и второго вариантов. 4. В этой связи целесообразно все-таки в боевой подготовке использовать два вида единоборств: полуконтактные (ударные) и контактные (борьба), ибо практика показывает, что формирование бойца для действий смешанного содержания будет эффективнее при последова тельном изучении одного из ударных видов и какого-либо вида борьбы. Кроме того, следует отметить, что освоение ударных единоборств бывает более успешным при отработке вначале только приемов бокса. Предпочтение тому или иному виду единоборств при занятиях в секционном режиме может быть дано только личностью, и, как правило, это зависит от морфологии субъекта. 5. Следует отметить следующее: при решении вопроса об обеспечении боевой подготовки надо учитывать тот факт, что к единоборствам склонно весьма незначительное число людей (в наших исследованиях оно не превышает 10% желающих), и поэтому необходимы определенные мероприятия, обеспечивающие постоянные занятия ими. С учетом вышеизложенного перед руководством военно-спортивной подготовкой, на наш взгляд, стоят такие задачи: - всемерное развитие секционной работы по овладению каким-либо видом единоборств и поддержанию спортивной формы единоборца в процессе всей службы; - повышение эффективности форм контроля за степенью овладения спецразделом самозащиты; - прекращение погони за модными системами восточных боевых искусств и признание спецраздела самбо как единого курса самозащиты; - унификация учебной программы по ударным единоборствам без учета каких-либо стилей, поскольку стиль может быть освоен как минимум только на третьем году подготовки. Существующие термины бросков дзюдо и вновь предлагаемые на русском языке
Литература 1. Азбука карате. Краснодар, 1990, с. 63. 2. Волков В.П. Курс самозащиты "самбо". - М.: ОК НКВД, 1940, с. 539. 3. Воронин Ю.А. и др. О математизации исследований в спорте на примере борьбы самбо //Вопросы физического воспитания студентов. - Л.: ЛГУ, 1964, с. 61-105. 4. Гаранина О. И еще о болевом приеме //Русский стиль, боевые искусства, 1992, № 1, с. 33. 5. Долин А.А., Попов Г.П. КЭМПО (традиции воинских искусств). - М.: Наука, 1990, с. 427. 6. Кадочников А.А. Несекретная физика //Русский стиль, боевые искусства. М.: АО "ТАИС-СПОРТ", 1993, № 5, с. 28-33. 7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: Радуга, с. 398. 8. Максимов М. "Русский стиль" рукопашного боя //Русский стиль, боевые искусства. - М.: АО "ТАИС-СПОРТ", 1993, № 2, с. 59-63. 9. Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1978. 10. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания. - Алма-Ата: Казах. ИФК, 1976, с. 62. 11. Травников А. Техника каратэдо (система дзе-син-мон) Краснодар, 1993, с. 63. 12. Феномен ушу. Краснодар, 1989, с. 58. Поступила в редакцию 28.12.95 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|