РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

THE SCIENCE OF PHYSICAL CULTURE: THE WAYS OF DEVELOPING

V.D. Goncharov, Doc. Hab., professor

Russian state A.I. Hertsen pedagogical university, St. -Petersburg

Key words: knowlege, science, theory, physical culture.

The treatment of physical culture as a special kind of social activities stipulates the transition from the development of theory of physical culture to the stage of outlining the branch of science, devoted to this phenomenon, which will have its own name. The scatological analysis of the phenomenon "physical culture" (general and component analyses) allows to define the basic component of the science about physical culture, which is meaningfully reflected in the latin word "vigere ".


НАУКА О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: НА ПУТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ

Доктор социологических наук, профессор В.Д. Гончаров
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, С.-Петербург

Ключевые слова: знание, наука, теория, физическая культура.

Дискуссия о путях совершенствования и развития изначально декларированной теории физической культуры как научного фундамента познания вышеупомянутого явления, верного его отражения в мышлении человека если не угасла, то по крайней мере чрезвычайно затянулась. Являясь только формой научного знания, то есть проверенного практикой результата познания физической культуры, теория физической культуры представляет собой систему лишь основных идей в конкретной отрасли знания уже как науки, функцией которой надлежит считать выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. При этом теория физической культуры должна соответствовать как минимум двум установленным в мировой науке критериям.

Первым из них является критерий "внешнего оправдания": теория должна согласовываться с опытом. Это требование очевидно, и оно в той или иной степени реализовано. Но применение его затрудняется тем обстоятельством, что теория часто может быть сохранена с помощью добавочных предположений. Второй критерий отражает своеобразное "внутреннее совершенство" теории, ее естественность, отсутствие произвола при выборе данной теории из числа примерно равноценных теорий. Формально критерий внутреннего совершенства очень близок к критерию математического изящества, когда опора на математику, то или иное математическое построение позволяет вывести наибольшее число положений из наименьшего числа посылок (Ж.А. Пуанкаре, 1906). Такое построение можно сравнить с античной колоннадой, в которой из большого числа возможных архитектурных форм лишь одна и только одна соответствует минимальному числу дополнительных опор, лишь одна решает статическую задачу, минимально дополняя основной замысел сооружения. Она и является самой изящной. Таким образом математическое изящество приобретает гносеологический смысл: изящество теории отражает ее близость к действительному миру. Теория же физической культуры не всегда оперирует понятиями, доступными математике. И, видимо, поэтому она до сих пор и находится в состоянии перманентного развития.

Оба указанных критерия в известном смысле едины и выражают одно и то же. Их понимание очень важно для определения онтологической ценности теории, ее соответствия действительности. Это не значит, что не может быть чисто формального, эстетического критерия изящества, простоты, общности и т.д. Но названные характеристики не имеют самостоятельного значения. Они только помогают точнее определить истинность теории вообще и теории физической культуры в частности, которая пока еще остается развивающейся теорией, хотя в нашем конкретном случае в ее рамках было сделано немало дающего повод для разговоров о переходе на другой, более высокий уровень именно научного мышления. Однако он в полной мере не осуществился.

Научная общественность свыклась с мыслью о формальной принадлежности научных изысканий по проблемам физической культуры исключительно к сфере педагогики и о присуждении авторам диссертаций ученых степеней кандидатов и докторов педагогических наук. Но физическая культура - это, по сути, далеко не только педагогика. Скорее, это и педагогика в числе прочего, ибо физическая культура представляет собой самостоятельную деятельность, выходящую за пределы обучения и воспитания. Чтобы лишний раз убедиться в этом, достаточно обратиться к совокупному определению физической культуры как деятельности человека по созданию социально значимых ценностей, находящейся в тесной взаимосвязи с историей общества как противоречивого единства этой деятельности и ее результатов, непосредствено выражающегося в совершенствовании телесно-двигательных качеств и навыков людей (Л. Кун, 1982;

Л.П. Матвеев, 1991; Н.А. Пономарев, 1991; В.И. Столяров, 1988). Физическая культура не только в известной степени обеспечивает потребности существования общества и личности, но и создает условия для их развития, тем самым активно включается в совокупность действий по воспроизводству общества и человека, преобразованию социальной сферы общества, то есть в социальную деятельность, система которой задается ее функциями и складывается на их основе (В.Д. Гончаров, 1995). Физическая культура - это особый вид социальной деятельности.

Наука о физической культуре включает как деятельность по получению нового знания о ней, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины физической культуры. Она представляет собой самостоятельную сферу человеческой деятельности, реально имеющую уже сейчас свои методологические, теоретические и праксиологические составляющие, которые в разной степени требуют первоочередного изучения и развития. Но только и в гармонии, и в динамике. А для этого они должны, на наш взгляд, исследоваться не абстрактно, применительно или в преломлении к физической культуре, а в рамках именно науки о физической культуре, имеющей для начала свое название. Формулирование названия самой науки о физической культуре, равно как и ее последующее соответствующее обеспечение, будет, по нашему мнению, гигантским шагом вперед в деле научно-практического использования нынешних и будущих достижений во благо процветания народа и страны в целом, физического образования и здорового образа жизни людей, в частности.

Если обратиться даже к известной структуре физической культуры (Б.В. Евстафьев, Н.И. Пономарев и др., 1987; Л.П. Матвеев, 1983), то содержательный анализ каждого из ее компонентов, начиная с определения, позволяет говорить об их целевой ориентации на стремление сделать человека (и быть) сильным, крепким, расцветающим, находящимся в почете (от латинского слова "vigere")'.

Больше того, тщательное рассмотрение как вышеупомянутых компонентов, так и физической культуры в целом поможет читателю убедиться в том, что при формулировании названия науки о физической культуре в дополнение к переводу с латинского правомочно использование учения о слоях, то есть понимания действительности как порядка "слоев бытия".

Аристотель различал пять "слоев": низший -материя, высший - дух, а между ними расположены вещи, живые существа и душа. Эта в той или иной форме существующая до наших дней концепция утверждает: слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные, слои являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными, поскольку свобода не стеснена тем фактом, что низшим слоям присуще быть носителями, особенно потому, что высшие слои по сравнению с низшими обнаруживают новые свойства. "Всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им детерминационный тип. И подобно тому, как категории низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детермина-ционные типы видоизменяются и усиливаются в высших", - писал известный немецкий философ Н. Гартман (1932, с. 11). Персонифицируя только что сказанное на конкретного человека, в том числе и на человека, функционирующего в сфере физической культуры (в любом из ее компонентов), правомочно согласиться и с позицией Э. Ротхаккера, согласно которой выделяется три главных слоя: 1) вегетативная и животная жизнь в человеке; 2) примитивные телесные инстинкты, а также все наследуемое содержание психики человека, определенные прежде всего стремлением и чувствами; 3) собственное, мыслящее, самосознающее Я человека, то есть та часть человеческой личности, которая сознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. В этих слоях, рассматриваемых в качестве центров органически-душевной совокупности изменчивых границ и постоянного взаимодействия, действуют те же закономерности, что и в "слоях бытия".

Действуют они и в физической культуре, определившей в качестве одной из своих главных целей совершенствование телесно-двигательных качеств и навыков людей. И хотя сам термин "тело" лишь неточно отражает название материального носителя жизни организма, в частности организма человека, сам стратологический анализ рассматриваемого явления (совокупно и покомпонентно) в известной мере позволяет, на наш взгляд, выделить начальную составляющую науки о физической культуре. А ею, возможно, как раз и является то, что объединено в латинском слове "vigere".

Аквизиция учения о слоях в деятельности хотя бы по установлению названия науки о физической культуре позволяет нам в первом приближении сформулировать как "Вигерология".

Автор, разумеется, не претендует на бесспорность своих суждений, тем самым приглашая коллег к широкой дискуссии как по поводу названия науки о физической культуре, так и по ее многоаспектному содержанию. Не должны остаться в стороне и наиболее перспективные и приоритетные направления развития научного поиска, а также пути формализации тех или иных результатов и достижений. В этом видится будущая фундаментальность данной отрасли научного знания, всегда являющаяся главной составляющей отечественной науки.


' Учебный латинский словарь. Составители Э. Хабенштайн, Э. Хермес, X. Циммерманн/Пер. Ю.Ф.Панасеко. СПб, 1996, с. 81.

Поступила в редакцию 04.03.98


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!