|
ТЕОРИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА СЛУЖБЕ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ Заслуженный тренер
РСФСР, доктор педагогических наук, профессор
В.Б. Попов Ключевые слова: спортивная тренировка, модельные характеристики, соревновательная деятельность, прогрессирующая структура движений, структура годового плана, ветеранский спорт. Манера ведения дискуссии в стиле постоянных обвинений вызывает недоверие к искренности и компетентности профессора Ю.В. Верхошанского. Его требования несколько опережают запросы современной практики спорта высших достижений и в принципе справедливы, причем они правомерны и относительно любой другой родственной теории, исследующей спортивную деятельность. Расширение биологической (биохимия, физиология, биомеханика, психология) составляющей в теории спортивной тренировки (ТСТ), на наш взгляд, не должно нанести ущерб педагогическим закономерностям, наоборот, оно только углубит наши представления о механизмах, сделает их более убедительными. Так, например, теория функциональных систем (П.К. Анохин, 1975; К.В. Судаков, 1984,1990) позволяет рассматривать .поведенческую деятельность в спорте в динамике взаимосвязанных сменяющихся механизмов: инновации, эмоции, памяти, принятия решения, предвидения будущего результата, формирования действия, оценки достигнутого результата. При этом именно полезные приспособитель-ные результаты поведения, удовлетворяющие ведущие потребности организма спортсмена (биологические и социальные), выступают в роли системообразующих факторов, на достижение которых направлена деятельность всех составляющих функциональной системы элементов и узловых механизмов [1,9,12]. Такое представление, на наш взгляд, существенно повышает значение знаний о содержании соревновательной деятельности, о ее динамике и тех изменений, которые происходят по мере роста спортивных показателей -результатов соревнований. Легкоатлетический спорт в последние 40 лет развивался как раз в направлении расширения календаря соревнований до самостоятельных зимних и летних стартов, проведения чемпионатов Европы и мира не только для взрослых спортсменов, но и для юниоров, а также для атлетов ветеранского возраста (для женщин с 35 лет и мужчин с 40 лет уже проведено 9 чемпионатов Европы и 12 чемпионатов мира) и серий коммерческих стартов. Все это привлекло новые страны, увеличило численность участников, существенно повысило уровень конкуренции и результатов призеров и финалистов соревнований. Таким образом, появилась возможность рассматривать закономерности многолетней системы подготовки в самом широком возрастном диапазоне. А для ветеранского возраста (как и для юношеского) не разделять чрезмерно и порой искусственно оздоровительную и соревновательную составляющие. В то же время для сравнительно ограниченного круга взрослых спортсменов подготовка стала носить профессиональный характер. Соревновательная деятельность как целеобразую-щий фактор в системе подготовки представляет собой целый ряд компонентов, характеризующих ее разные стороны: это временные и силовые параметры, амплитудные и ритмовые показатели техники движений, это и морфологические данные и уровни функциональной и психологической подготовленности атлета. В результате проведения нами многолетних исследований в естественных условиях учебно-тренировочного и соревновательного процесса с участием более 140 членов сборной команды СССР (включая длительный автоэксперимент с установлением рекорда СССР - 7,69 м - по прыжкам в длину в 1956 г. и победой с мировым рекордом - 5,31 м (ВК1) = 8,37 м) на Чемпионате мира среди ветеранов в этом виде в 1997 г.) мы располагаем обширным фактическим материалом, который рассмотрен в наших публикациях [5, 7, 8, 10]. В качестве примера приведем оптимальные модельные значения характеристик соревновательной деятельности в прыжках в длину, соответствующие должным уровням подготовленности прыгунов в основных контрольных тестах, и средние показатели в главных средствах тренировки, которые наиболее взаимосвязаны (табл. 1). В таком широком диапазоне спортивных результатов по характеристикам основных параметров движений можно представить развитие структуры движений, осмыслить и понять их подвижную, динамическую прогрессирующую и гибкую природу, обусловленную изменяющимся уровнем подготовленности спортсмена. С повышением квалификации прыгунов достаточно убедительно проявляются взаимосвязи скорости движений в разбеге, сокращения амплитуды движений при росте максимальных усилий в отталкивании с уровнем скоростно-силовых качеств атлета, специфических для каждого вида прыжка. Так, росту спортивных результатов от I разряда до мсмк соответствует повышение скорости бега на последнем шаге разбега перед отталкиванием в легкоатлетических прыжках на 0,8-1,0 м/с, а главные элементы системы движений находятся в достоверных взаимосвязях и со спортивным результатом (г=0,5-0,9). Как для теории, так и Для практики важны обоснованные ответы по динамике спортивных результатов в возрастном аспекте, оптимальных темпах роста результатов в многолетней подготовке, сроках достижения высших результатов ведущими спортсменами, а также о соответствующих необходимых тренировочных нагруках в главных средствах, уровнях их воздействия и методах применения. Рассмотрение планов подготовки легкоатлетов к одиннадцати олимпийским играм (с 1952 по 1992 г.) показывает, что в большинстве видов легкой атлетики мировые рекорды возросли в беговых и прыжковых видах на 6-12% - у мужчин, 9-20% - у женщин, а в метаниях- на 30-41 и 34-49,8% соответственно. Этот прогресс достигнут 8-10 поколениями легкоатлетов, которые стали выше: на 2-14 см - мужчины и на 2-10 см - женщины, а в большинстве видов, особенно в толкании ядра, метании диска и молота, тяжелее (метательницы - на 14-17%, метатели - на 19-25%). Относительно собственного роста не намного прибавили (на 2-6%) в весе за счет мышечной массы прыгуны и спринтеры, а бегуны на средние и длинные дистанции даже снизили собственный вес тела на 1-3%. Таблица 1. Модельные характеристики основных параметров техники движений, уровня подготовленности и средств тренировки прыгунов в длину и планируемых средств тренировки
' - Коэффициенты корреляции
приводятся умноженными на 103, Возраст достигших высших спортивных результатов повысился в большинстве видов на 1-3 года, а у метателей - на 2-6 лет. В то же время стаж занятий, необходимый для достижения высших результатов, возрос на 2-6 лет и превысил в некоторых видах рост возраста на 1-2 года (на 4 года - у прыгуний в высоту и на 5 лет - у метателей молота), что свидетельствует о более раннем начале занятий видами легкой атлетики. Произошли существенные изменения и в таких общих показателях, как число тренировочных дней и занятий: оно возросло в 1,8-2,8 и 2,5-4,6 раза соответственно. Следует отметить и расширение соревновательной практики (в 2-2,6 раза), рассматриваемой во всех видах как эффективное средство подготовки к высшим достижениям и победам. Рост результатов
сопровождался и обуславливался увеличением
тренировочных нагрузок, которые за 40-летний
период по отдельным составляющим возросли в 10 и
более раз. Причем при возрастании количественных
показателей нагрузки (числа повторений,
километров и тонн) в 2-4 раза число применения
главных средств в режимах, близких к
соревновательным, изменилось в 5-10 раз. Прежде
всего это касалось специфических для каждого
вида средств скоростно-силовой подготовки и
распределения главных средств по 3-5 зонам
интенсивности (в процентах от максимальных
показателей). Эта тенденция опережения
качественных показателей интенсивности воз В ходе рассмотренной динамики количественных показателей все более четко формировалось представление о спортивной тренировке как о едином процессе управления изменением состояния спортсмена посредством тренировочных воздействий, соревновательных нагрузок и необходимых средств восстановления. Для этапов многолетней спортивной тренировки от младших разрядов до мастера спорта в большинстве видов легкой атлетики сформировалось представление не только о должных (модельных) уровнях подготовленности, но и об оптимальных нагрузках в главных средствах, необходимых для их достижения, что обеспечивает реализацию подготовленности соответствующих спортивных результатов. Эти показатели отражены в программах для спортивных школ, хотя на практике имеет место пагубная тенденция опережения объемов нагрузок по упражнениям, имеющим более высокий тренировочный эффект и рекомендуемым для высококвалифицированных атлетов, как, например, увлечение спрыгиванием с возвышения, выполнением упражнений на максимальный результат и соревновательными упражнениями, сокращение арсенала средств ОФП [4, б]. В качестве примера рассмотрим технологию расчета нагрузок в годичном плане для недельных циклов разной преимущественной направленности: втягивающий микроцикл - ОФП-1 (общая физическая подготовка без использования средств избранной дисциплины) и ОФП-2 (то же с их включением); специализированный мезоцикл -СФП (специальная физическая подготовка, развитие двигательного потенциала прыгуна в сочетании с технической подготовкой) и ТП - совершенствование технического мастерства); соревновательный мезоцикл - СП (соревновательная подготовка и достижение результатов в определенные сроки календаря соревнований) (табл. 2). Следует подчеркнуть оптимальный характер соотношения недельных объемов тренировочных упражнений, которые определяют их преимущественную направленность, особенно при переходе от одного периода к другому. В табл. 2 первые цифры обозначают нагрузку по основным средствам подготовки в начале периода, вторые - в конце периода. Внутри периодов нагрузки изменяются волнообразно, после повышения нагрузок на протяжении двух недель третья неделя следует со сниженной нагрузкой на 1/3 - 1/2. Структура годового плана связана с календарем соревнований, числом ответственных стартов и интервалами между ними, которые определяют набор, число и последовательность микроциклов и периодов. Указанные месяцы применения недельных циклов предусмотрены для двухциклового построения годового плана. Для этапа высших достижений при максимальной реализации индивидуальных возможностей атлета характерен активный совместный (тренер - спортсмен) творческий поиск оптимальных соотношений в главных средствах беговой, прыжковой и скоростно-силовой подготовок, их сочетаний в недельных циклах и набор недельных циклов разной преимущественной направленности в зависимости от масштаба и сроков соревнований в годовом календаре. Ориентация на структуру соревновательной деятельности, выявление слабых сторон, снижающих эффективность развития ярко выраженных индивидуальных особенностей, целесообразна в этом совместном поиске [10,11]. В качестве примера рассмотрим выступление американских прыгунов в длину, завершившееся в захватывающей борьбе на Чемпионате мира-91 достижением новых мировых рекордов. (Прежний рекорд - 8,90 м -был установлен Р. Бимоном в Мехико в 1968 г.) Так, рекордный прыжок в длину 8,95 м классического прыгуна М. Пауэла соответствовал нашей модели, а выдающийся спринтер К. Льюис в прыжке на 8,92 м значительно превосходил по скорости разбега (11,2 м/с), но существенно не достигал оптимального угла вылета (19°, см. табл.1). Для результатов за 9 м Пауэлу предпочтительнее комплексная подготовка и повышение скорости разбега, Льюису, имеющему запас скорости, целесообразнее коррекция в сочетании средств с направленностью на повышение уровня скоростно-силовых качеств с их реализацией в отталкивании, так как один градус угла вылета прибавляет 16 см в дальности прыжка. Таким образом, основу индивидуального подхода составляют как календарь официальных коммерческих соревнований, так и направление на овладение рациональной техникой движений, построенной на реализации высокого уровня развития специального "сплава" физических качеств с учетом запаса адаптивных способностей в развитии быстрой, взрывной, силы атлета. Таблица 2. Структура типовых недельных циклов в годичной подготовке прыгунов в длину с разбега
Для достижения эффекта в наиболее сложном сочетании скоростно-силовой и технической подготовки при совершенствовании ритма соревновательного упражнения как главной составляющей спортивного результата целесообразно в подготовке высококвалифицированных прыгунов придерживаться следующих методических положений: - постоянное внимание уделять качественной стороне тренировочного процесса, точному подбору специальных упражнений с ориентацией на режимы соревновательной деятельности (структурный метод, [1]); - искать оптимальное чередование на этапах, в микроциклах и в тренировочных занятиях специальных и основного упражнений с целью использования срочных эффектов - "свежих следов" при построении ритма соревновательного упражнения; - периодически варьировать подбор и соотношение основных тренировочных средств и методов в микроциклах, использовать гибкое планирование, объективный и оперативный учет нагрузок и эффектов их воздействия, включать ударные нагрузки по средствам, оказывающим наибольшее развивающее воздействие в занятиях и микроциклах на различных этапах, текущий контроль, самоконтроль и оперативную коррекцию; - широко использовать контрольные и основное упражнения в утяжеленных и облегченных условиях проведения для оперативной оценки хода тренировочного процесса; - создать у спортсмена четкую индивидуальную двигательную установку на выполнение основного упражнения в соревновательном режиме; - формировать стабильность, вариативность и надежность выполнения соревновательного упражнения путем постоянного сопоставления своих действий (ритма движений, мышечных ощущений прилагаемых усилий, свободы и амплитуды движений), объективных показателей (время, скорость, результат, видеозапись и др.), рекомендаций тренера и самоанализа. К проблемам ветеранского спорта, который охватывает 12 возрастных групп (с 35 до 95 лет и старше) и весьма популярен в развитых странах, отечественная теория проявляет пока полное равнодушие. Тем не менее опыт участия в соревнованиях среди ветеранов наших олимпийских чемпионов (Э. Озолиной, Г. Зыбиной, Г. Казанкиной, Л. Брагиной, Я. Лусиса, В. Брумеля), а также мастеров спорта прошлых лет свидетельствует о благотворном влиянии мягкого перехода из взрослого в ветеранский спорт, ведении здорового образа жизни и сохранении эмоционального здоровья. В протоколах соревнований по возрастным группам фиксируются: показанные результаты, а также их перевод в абсолютные результаты среди всех возрастов в данном виде и процент от мировых рекордов взрослых спортсменов. Для перевода в абсолютные результаты используются официальные таблицы возрастных коэффициентов (ВК) с учетом года рождения каждого атлета (например, 1. № 5634 В. Попов М 65 5,31 м ВК 1,5773 8,37 м 93,65%). Динамика результатов и особенно уровень мировых рекордов в возрастных группах 80 лет и старше заставляют переосмыслить представления о возможностях нашего организма. Основное содержание подготовки спортсменов-ветеранов заключается в круглогодичном поддержании общей высокой работоспособности (по оценкам Купера), сокращенных сроках специальной подготовки (6-8 недель перед соревнованиями), которые проводятся со значительными интервалами, бережном отношении к опорно-двигательному аппарату с постепенным повышением интенсивности выполнения специальных и соревновательного упражнений. Заключение. Теория и методика, сложившиеся для этапов многолетней подготовки и описанные в учебниках и программах для специализированных спортивных школ, проверены временем и во многом себя оправдывают. Опыт подготовки спортсменов на уровне высших достижений, особенно в последнее время (наступление профессионального спорта), зачастую рассыпается по отдельным видам и тренерам, что существенно затрудняет его обобщение, осмысление, обоснование и прогнозирование, хотя и не исключает этих возможностей, о чем свидетельствуют также и публикации авторских коллективов [4, 10, II]. На этапе высших достижений манера мышления (тренера, спортсмена, специалиста), основанная на теории функциональных систем организма, способствовала формированию уровня подготовленности, нацеленной на рекордный результат, и обеспечившего И. Паклину установление мирового рекорда 241 см в прыжках в высоту на Уни-версиаде-85 [13]. Наше участие в дискуссии, рассмотрение некоторых тенденций в развитии легкой атлетики, а также в системе подготовки как динамическом процессе следует расценивать как убежденность в том, что отстаивать те или иные научные позиции, а тем более предвидеть и развивать теоретические положения спортивной тренировки желательно с фактами в руках. Литература 1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. 2. Бакаринов Ю.М. Автореф. докт. дис. - М.: ВНИИФК, 1996. 3. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. - М.: ФиС, 1977. 4. Книга тренера по легкой атлетике /Ред. Л.С. Хоменков. -М.: ФиС, 1987. 5. Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. - М.: ФиС, 1986. 6. Озолин Н.Г. Путь к успеху. - М.: ФиС, 1985. 7. Попов В.Б. Автореф. докт. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. 8. Попов В.Б. Тенденции развития спорта высших достижений в легкой атлетике. - М.: РГАФК, 1996. 9. Системные механизмы поведения /Ред. К.В. Судаков, М. Бонча. - М.: Медицина, 1990. 10. Современная система спортивной подготовки /Ред. Ф.П. Суслов и др.- М.: СААМ, 1995. 11. Теория спорта: Учебник /Ред. В.Н. Платонов. - Киев: Вища школа, 1987. 12. Функциональные системы организма /Ред. К.В. Судаков. - М.: Медицина, 1987. 13. Яковлев В.М., Вогуль А.И. Принципы формирования в организме спортсмена функциональной системы, нацеленной на рекордный результат. - Фрунзе: ИЛИМ, 1986. 1Возрастной коэффициент для 65 лет равен 1,5773. Поступила в редакцию 11.02.98 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |