СПОРТИВНАЯ НАУКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАДЕЖДЫ


Abstract

SPORTS SCIENCE IN RUSSIA BETWEEN "YESTERDAY" AND "TOMORROW"

V.I. Lyakh, Dr. hab., professor

Institute of Age Physiology in Russian Education Academy, Moscow

Key words: sport science, well-informed specialists, content of researches.

The author makes an attemp to consider the next aspects of the sports science's development: the role of the stale and states officials in sports science's development: scientific potential, material and technical base of scientific organizations; content of the realizing researches: wages and prestige of scientific activity and researches; ways of the further development of sports sciences and researches.


СПОРТИВНАЯ НАУКА В РОССИИ МЕЖДУ "ВЧЕРА" И "ЗАВТРА"

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Лях
Институт возрастной психологии РАО

Ключевые слова: спортивная наука, научная информированность специалистов, содержание научных исследований.

Мы живем на рубеже двух миров: оттого особая тягость,
затруднительность жизни для мыслящих людей.
А.И. Герцен

Предисловие. В статье делается попытка рассмотрения следующих аспектов: 1. Роль государства и государственных чиновников в развитии спортивной науки. 2. Научный потенциал. 3. Материально-техническая база научных организаций. 4. Анализ содержания проводимых научных исследований. 5. Научная информированность специалистов. 6. Заработная плата, престиж научной работы и научных сотрудников. 7. Возможные пути дальнейшего развития науки и научных исследований.

При освещении данных разделов будем опираться не столько на свои наблюдения и эмоциональные оценки, сколько на факты и выводы специалистов.

1. Роль государства и государственных чиновников в развитии спортивной науки. Государство и госчиновники СССР, как сегодня становится все более ясным, уделяли большое внимание развитию спорта, физической культуры и спортивной науки. За годы советской власти была не только создана ведущая в мире советская система физического воспитания и спорта, но и разработаны уникальные научно обоснованные технологии подготовки юных и квалифицированных спортсменов, выполнены фундаментальные по своей актуальности, научной новизне и практической значимости индивидуальные и коллективные исследования, результатами которых с самым пристальным вниманием интересовались и пока еще продолжают интересоваться западные специалисты. Немало работ, опубликованных особенно в 70-80-е гг., переведены на многие иностранные языки.

"Наиболее полную картину участия государства в развитии спорта дает анализ его финансирования" [14].

Как отмечается, в настоящее время на развитие физической культуры и спорта "на душу населения расходуется примерно в 25-30 раз меньше, чем в 1990 г." [1, с. 13]. Объем выделения средств на спортивную науку десять лет назад и сейчас еще более разителен. На финансирование научных исследований в 1995 г., по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", фактически было выделено лишь 3071,3 млн рублей, т.е. 25,6% от запланированного показателя [9. с. 17].

Много это или мало? В долларах США - это примерно 60 тыс., и это все средства на 85 профинансированных государством тем, или на 57% от общего объема запланированных работ [9]. Проще говоря, - 700 долл. США на тему в год. Эти цифры не требуют комментария, но несколько примеров для сравнения привести все же стоит. Так, годовые научно-исследовательские проекты, зачастую по очень специализированной спортивной проблематике, в Германии стоят от 30 до 100 тыс. дойчмарок. В эту сумму не входит заработная плата специалистов по месту основной работы. Замечу попутно, что за один совместный польско-немецкий проект по исследованию координационных способностей детей и молодежи Академии физического воспитания в Катовицах было выделено около 70 тыс. дойчмарок. В советское время на разработку фундаментальных исследований, определяющих состояние здоровья и физическую подготовленность детей, молодежи и взрослого населения различных регионов СССР, которые проводились под руководством сотрудников ВНИИФ-Ка, государство выделяло средства в десятки раз большие, чем сейчас. Зададим вопрос: имели ли наше государство и особенно находящиеся в верхних эшелонах спортивной власти господа возможность сделать что-то необходимое или просто полезное для спортивной науки? Уверен, что да. Это могли сделать чиновники всех структур: и Государственный комитет по физической культуре и туризму, и Олимпийский комитет, и Национальный фонд спорта. Но почему же этого не произошло? Возможным ответом может быть материал газетной статьи "Подставные лица эпохи" [27]. Ее автор - В. Саливон "с болью в сердце" констатирует, что этого не произошло в силу некомпетентности, ограниченности, безыдейности наших государственных спортивных руководителей, которые кроме карьерных претензий иных целей не преследовали. Еще можно сослаться на авторитет В.В. Громыко, который, рассматривая разные периоды жизни Московской государственной академии физической культуры, в частности, отмечает, что последние "преобразования" по разрушающей силе не имеют аналогов" [12, с. б]. "Популистские заявления, законы, указы и распоряжения "верхних эшелонов власти", не подкрепленные конкретными действиями по их реализации, постоянная смена руководителей отрасли, бесконечная реорганизация аппарата управления, отсутствие федеральной программы развития физической культуры, откровенное пренебрежение к нуждам вуза, скудное, а в последние два года и полное прекращение финансирования учебной и хозяйственной деятельности поставили перед Академией целый ряд трудноразрешимых проблем" [12, с. б].

Добавим еще, пожалуй, материал о том, как понимают взаимоотношения государства и спортивной науки авторитетные немецкие специалисты [20, 39]. Благо есть перевод одной публикации на русский язык [20]:".. .наука о спорте выиграла не только от растущей роли спорта в обществе, но и благодаря довольно широкой финансовой поддержке государственных и иных инстанций". "Без одобрения, поддержки и помощи извне наука, разумеется, не может развиваться". "В период финансовых затруднений науке о спорте, несомненно, было бы куда сложнее реализовать свои, безусловно, справедливые притязания" [20, с. 20]. Осталось еще привести последнюю цитату: "...и это обстоятельство нельзя недооценивать" [там же, с. 20].

Подводя итог приведенным здесь рассуждени-ям, мы должны констатировать, что в самый тяжелый период перехода от развитого социализма к неразвитому капитализму ни государство, ни его спортивные руководители ничего, по сути, не сделали не только для сохранения, но и для дальнейшего развития российской спортивной науки, по праву составлявшей национальную гордость и основу выдающихся успехов спортсменов, доминировавших в мировом спорте на протяжении более чем четырех десятилетий.

2. Научный потенциал. К 1991 г. СССР располагал мощным научным потенциалом в области физической культуры и спорта. Существовала продуманная система планирования и велись обширные фундаментальные и прикладные исследования по различным аспектам физического воспитания детей, молодежи и взрослого населения. Особенно интенсивно разрабатывались вопросы совершенствования системы подготовки высококвалифицированных и юных спортсменов. С 1938 по 1985 г. по проблемам физической культуры было защищено 4466 диссертационных работ, среди которых 175докторских[15].До 1991 г. ежегодно кандидатами наук становились примерно 170 человек [15]. Из всех защищенных работ 65-70% посвящено проблемам совершенствования спортсменов высокой квалификации и подготовке спортивных резервов [15].

С 1923 по 1987 г. основным спортивным издательством - "Физкультура и спорт" - было выпущено 7909 спортивных книг, среди которых около 400 научно-теоретических сборников и монографий и более 3000 методических изданий по массовой физической культуре и видам спорта [15]. С 1938 по 1987 г. издательство подготовило к выходу в свет 120 учебников и учебных пособий для институтов физической культуры ит.д.[15].

Сфера профессиональной деятельности Общая численность сотрудников Из них докторов и кандидатов наук
Научно-исследовательские институты физической культуры (4 единицы) Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту 607 19-231
Проблемные научно-исследовательские лаборатории институтов физической культуры (9 единиц) 229 8-62
Институты физической культуры (23 единицы и 4 филиала) 4589 131-1720
Факультеты физического воспитания педагогических университетов и институтов (98 единиц) 2615 19-513
Кафедры и отделения физического воспитания других высших учебных заведений (968 единиц) 13820 2-1112

Кадровая структура науки о физической культуре и спорте в трех основных сферах профессиональной деятельности (по [15]) представлена в таблице.

Велась серьезная работа по подготовке кадров высшей квалификации, были созданы многие научные школы как медико-биологического, так и спортивно-педагогического профиля [15]. Вместе с тем уже в 80-е гг. стали наблюдаться признаки застоя в сфере науки о физической культуре и спорте, но своевременно были найдены пути преодоления застойных тенденций. Однако большинство радикальных нововведений, предложенных специалистами в 1988 г. [15], так и осталось на бумаге.

Что же произошло с развалом СССР? Научные силы хотя и удалось сохранить, но они оказались весьма разобщенными. За три года число научных работников в России снизилось на 16,9% [9]. К сожалению, в это число входит ряд ведущих специалистов, которые трудятся.за пределами стран СНГ, другие - полностью изменили своей специальности (число и тех, и других неизвестно, да их и некому считать).

Значительно сократились научные контакты, обмен мнениями среди специалистов разных республик бывшего СССР. Многие специалисты из бывших советских республик фактически полностью лишены научной информации. У них нет возможности приобрести даже основной научный журнал по физической культуре и спорту - "Теорию и практику физической культуры". Издательство "Физкультура и спорт", где издавалось более 50% всех научно-спортивных работ, и другие родственные издания уже к концу 80-х гг. выпускало явно недостаточно книг для специалистов. К началу 90-х гг. практически прекратилось издание научных монографий, а преподаватели физической культуры школ, профессионально-технических училищ, техникумов, вузов, тренеры по многим видам спорта фактически сидят на "голодном пайке", не получая нужной литературы [15, с. 2].

В настоящее время из аттестационного пространства России вышли почти все бывшие республики СССР, за исключением Туркмении и Таджикистана. Только-в России создано уже 4 докторских и 12 советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Это значительно больше, чем было в одном СССР. Хорошо это или плохо? Ранее, как известно, существовала Единая высшая аттестационная комиссия СССР, имевшая высокий научный потенциал и сформировавшая глубоко продуманные требования к уровню и качеству кандидатских и докторских диссертаций. Эти требования сейчас как в российских научных советах, так и в странах СНГ заметно разнятся;

объединяет же их одно: качество и уровень кандидатских и докторских диссертаций заметно снизились, или, говоря профессиональным языком, имеет место снижение "критериальной планки". Это заметно даже для не работающих в науке [23]. От появившихся новых отдельных кандидатов и докторов наук польза видится только в одном: чтобы они не воспроизводили себе подобных. И если мы не остановим этого вала безликих научных работников, то скоро, не говоря о худших предчувствиях, у нас все меньше будет шансов встретить будущих ученых типа В.К. Бальсеви-ча, Ю.В. Верхошанского, В.М. Зациорского, Л.П. Матвеева, И.П. Ратова, В.П. Филина. Задача историков - представить полный список спортивных ученых, прославивших Россию.

Каковы же еще "приобретения"? Послушаем специалистов. Затянувшаяся реорганизация федерального органа исполнительной власти - Госкомитета РФ по физической культуре и туризму - негативно отразилась на всей системе подготовки научных кадров. "Сегодня остро ощущается информационный вакуум. Диссертационные советы не имеют информации о том, что делается в других советах. Нет информации о готовящихся и защищенных работах по специальности 13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" [10, с. 60]. Отмечается, что отсутствует также ранее существовавший Сводный план НИР Госкомитета по физической культуре. Это лишает диссертационные советы ориентации на стоящие сегодня актуальные проблемы [10].

Справедливо сказано, но кто в этом виноват?

3. Материально-техническая база научных организаций."... за последние годы значительно устарел парк лабораторного оборудования, научных приборов и аппаратуры. Более 50% парка было приобретено 10 лет назад и раньше. За последние годы на оснащение научных организаций никаких средств не выделялось. Финансирование осуществляется лишь по статьям "заработная плата" и "начисления на заработную плату" помесячно и то не в полном объеме" [9, с. 17]. К сухим, но точным словам П.А. Виноградова [9] приплюсуем еще мнение коллектива авторов одной из ведущих ПНИЛ РГАФК: в настоящее время используется аппаратура 70-х гг., и отставание в этой области уже сейчас тормозит развитие российской спортивной науки [34, с. 45]. Нужна ли еще информация про оснащение других научных и учебных подразделений? К сожалению, за последние 6-7 лет пришли в упадок многие научные лаборатории, отделы, кафедры, разрушаются научные школы, имевшие богатые традиции. И как бы мы ни изощрялись, удерживаясь "на плаву", создавая все более остроумные и убедительные теоретические работы, без серьезных экспериментов и наблюдений, выполненных с помощью современной научной аппаратуры, мы обречены все дальше опускаться вниз, подобно тому как сегодня происходит превращение сборных команд по спортивным играм, некогда ведущих в мире, в самые заурядные.

Нашим читателям, возможно, будет интересно узнать, что современное научное оборудование спортивного института при университете г. Саарб-рюккен, состоящего из 10 человек, включает примерно 130 единиц [36]. Достаточно высокое научное оснащение могут продемонстрировать спортивные институты в г. Грейфсвальде [37], г. Эрфурте [38] и других городах Западной Германии.

В нынешних условиях России в этом важном компоненте подготовки научных кадров (аспирантов, соискателей и т.п.) мы заметно уступаем западным странам. Так и хочется посоветовать молодым людям, сохранившим еще интерес к науке, серьезно овладеть иностранным языком и выехать на несколько лет для работы в зарубежные лаборатории (а такие возможности есть!), чтобы по возвращении написать свои "Рефлексы головного мозга", подобно тому, как примерно 170 лет назад это сделал великий русский физиолог И.М. Сеченов.

4. Анализ содержания проводимых научных исследований. Как-то трудно согласиться с уважаемым П.А. Виноградовым, что "несмотря на объективные трудности в целом сегодня"... многолетние "фундаментальные исследования и экспериментальные разработки, осуществляемые научными организациями отрасли, до настоящего времени сохраняют теоретико-методологические приоритеты отечественной спортивной науки" [9, с. 18]. Вот здесь-то и вопрос: кто и когда сравнивал эти "приоритеты"? Не убаюкиваем ли мы себя прошлыми и действительно заслуженными успехами, достигнутыми в 60-80-е годы? Не оспаривая того, что получены "ценные научные результаты в области биохимии, биомеханики, физиологии и психологии спортивной деятельности, в педагогике и спортивной медицине" [9, с. 18], хотелось бы заметить, что, если бы мы по-настоящему знали ситуацию с развитием этих отраслей спортивной науки на Западе, наши оценки были бы скромнее.

Говоря без эмоций, на сегодняшний день отсутствует объективный анализ содержания выполненных в 1988-1996 гг. исследований, включая кандидатские и докторские диссертации в России и странах СНГ. Сюда следует приплюсовать исследования проблем физического воспитания и спорта, выполняемые не только под патронажем Государственного комитета по физической культуре и туризму, но и осуществляемые в таких системах, как Минвуз России, Минобразование, Российская академия образования. Академия медицинских наук и т.д. Наблюдается такое дублирование, такая чехарда в выделении средств, рассчитанных нередко на дилетантов - руководителей темы исследований, что у нормального человека, вникнувшего во все это, вполне может "поехать крыша".

5. Научная информированность специалистов. Если в конце 80-х годов объем научной продукции, публикуемой на русском языке, составлял 5-10% от общемировой [15], то сейчас, несомненно, этот объем заметно снизился, но сказать насколько -трудно. Состояние научной информации точно обрисовали В.В. Громыко и.В. Кузин: "Библиотеки нашей отрасли оказались в особенно тяжелых условиях. Разрушена система книгоиздания и книгораспространения профильной литературы. А все, что издается, часто трудно отследить и доставить из города в город. Не всегда библиотеки могут приобрести издания в достаточном количестве из-за финансовых проблем вуза, в результате чего пополняются только фонды читальных залов. За последние годы существенно сократились поступления в фонды библиотек литературы по физической культуре и спорту. Практически прекратилось издание основной учебной литературы. Издательство "ФОН" ("Физическая культура, образование и наука") на сегодняшний день является практически единственным издательством, выпускающим спортивную теоретическую и учебную литературу" [13, с. 7-8]. Дай бог успеха этому, а также другим издательствам и издателям, понимающим, что такое научная информация для специалистов.

Ученые России, а тем более других стран СНГ фактически лишены возможности знакомиться с передовыми разработками зарубежных исследователей, монографиями, журналами в силу резкого (или полного) прекращения ассигнований на приобретение иностранной литературы специализированными библиотеками, учебными и научными учреждениями. К чему это ведет - не требует комментариев. Остановимся только на двух способах "недостаточной информационной эрудированности", на которые обращает внимание авторитетнейший Л.П. Матвеев [23]. При первом способе диссертант, стараясь быть честным, говорит, что в доступной ему литературе не обнаружил исследований по поднятой нами проблеме. Но ведь за пределами доступных для диссертанта литературных источников "может быть уже готовое решение выдвигаемой проблемы" [23]. Сегодня этот вариант встречается слишком уж часто, что может подтвердить любой специалист, хорошо ориентирующийся в отечественной и особенно иностранной литературе.

Второй "совсем уже некорректный способ защиты от возможных упреков в недостаточной информационной эрудированности" имеет место, "когда диссертант стремится создать иллюзию своей исчерпывающей информированности, приводя впечатляюще длинный список якобы использованной научной литературы, в том числе иноязычной, большая часть которой на деле не освоена им" [23, с. 5]. Правда, в последнее время даже докторанты, не говоря уже о соискателях кандидатских степеней, не утруждают себя тяжелым трудом по переработке обширной иностранной литературы, а работы, в которых имеются содержательные ссылки на современные иностранные источники, вправе вносить в "Красную книгу". Проблема нахождения и приобретения иностранной литературы - это сегодня только часть айсберга. Другая часть, вероятно, еще более сложная, лежит в плоскости простого знания и понимания иностранного текста, а в этом компоненте между старыми и новыми профессорами, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Вспоминая об информационном обеспечении иностранной литературой в период развитого социализма, приятно подчеркнуть, что, например, Белорусская государственная научно-методическая библиотека по физической культуре и спорту имела возможность предоставить своим читателям (в 70-80-е годы) десятки западных научных, методических и популярных журналов, монографий, учебных книг, а для жаждущих научных знаний предоставляла (бесплатно, читатель!) переводы на русский язык. Остается только гадать, когда мы придем к уровню научной информированности, который был у нас в упомянутый период. Стоит ли возвращать читателя к мысли, что нынешний уровень научной информированности специалистов, их обеспеченность отечественной и мировой литературой.находятся сегодня за пределами критической отметки.

Научной информированности специалистов служат также всевозможные научные мероприятия. Казалось бы, дело здесь обстоит не так уж плохо. В 1995 г. в Москве было проведено два крупных международных научных конгресса и свыше 30 всероссийских и региональных научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров [9]. Все так. Но многие ли ученые и преподаватели различных вузов России смогли приехать на эти мероприятия в условиях, когда на командировки совершенно не выделяется средств? И стоит ли напоминать, что проезд в оба конца, не говоря уже о питании и проживании, в любую мало-мальски отдаленную точку России с лихвой перекрывает ежемесячную заработную плату научного работника? Вот и приходится на многих внутренних конференциях наблюдать достаточно грустную картину - почти полное отсутствие на них иногородних специалистов. Что уж тут говорить о русскоговорящих ученых, в 1991-1996 гг. принявших участие в международных форумах: их можно перечислить по пальцам. К примеру, замечу, что в те же сроки многие молодые польские коллеги от 25 до 45 лет из всех (восьми) Академий физического воспитания участвовали во многих подобного рода мероприятиях. К глубокому сожалению, русскоговорящих молодых ученых на подобных форумах встретить не удалось. Возможно, Госкомспорт может назвать число таких участников более точно, тем более что какая-никакая информация о развитии международных связей имеется [9].

6. Заработная плата, престиж научной работы и научных сотрудников. "Среднемесячная зарплата в научных организациях сферы физической культуры и спорта в 1995 г. составила 270 тыс. руб., а в целом по отрасли она составила только 388,7 тыс. руб." [9, с. 17]. В какой еще мало-мальски уважающей себя стране государство так "заботится" о своих научных работниках? Где еще профессора и доктора наук поставлены в столь унизительные условия? Можно было бы напомнить, какой была заработная плата у профессора во времена И.В. Сталина и Л.И. Брежнева, сравнить ее с нынешней, но это при желании может сделать каждый, а вот информация о том, какова она в других государствах, возможно, интересна.

Зарплата ведущих спортивных ученых США - в размере 10 000 долларов в месяц, в Западной Европе - 7000-10 000 ДМ; в странах бывшего Варшавского договора она в 5-10 раз больше, чем у нас. Замечу, что продукты питания там не дороже, чем в России, скорее, наоборот. Нужно ли делать вывод, что резкое снижение престижности научной работы и научных работников в последние годы уже привело и приведет если к необратимым, то уж, во всяком случае, к труднопрогнозируемым последствиям.

7. Возможные пути дальнейшего развития науки и научных исследований. Несколько слов о собственных проблемах спортивной науки или, если угодно,спортивных наук '.

Единой спортивной науки как интердисциплинарной науки о спорте пока не существует, это отмечают западноевропейские [39] и наши ученые [26]. Процесс ее возникновения находится еще в самом начале и отличается разными подходами в России, Западной и Восточной Европе и в Америке [39]. Немецким специалистам [39], например, последовательные шаги на пути ее интеграции видятся следующим образом (рис. 1,2).

1. Отщепление

2. Суммарные итоги


Спортивная медицина

Психология спорта

Социология спорта

3. Интеграция

Рис. 1. Усиливающееся объединение отдельных научных подходов (основных наук) в единую интердисциплинарную науку [39, с. 475]

Рис. 2. Переход от увеличивающихся данных отдельных наук к наукам, распространяющим свое влияние друг на друга, до интердисциплинарной науки [39, с. 465]

К настоящему времени накоплены огромные, хотя и разные по объему и содержанию сведения в таких областях спортивной науки, как спортивная педагогика, спортивная психология, социология спорта, спортивная медицина, история спорта, философия спорта, биомеханика, учение о движениях / спортивная моторика, учение о спортивной тренировке, а также спортивная информатика, спортивная публицистика, спортивное оборудование и снаряжение, спортивная политика. По многим из этих направлений науки, особенно в России, отсутствуют на сегодня серьезные монографии или обобщающие труды. Например, таких трудов нет по спортивной моторике (учению о движениях), в то время как в Германии [35,40 и др.] одна из подобных монографий [35] выдержала уже восемь изданий и переведена на многие иностранные (кроме русского) языки. Беда здесь и в том, что результаты исследований наших специалистов почти не известны на Западе (что видно по ссылкам). Поэтому в данном направлении предстоит еще большая обоюдосторонняя работа.

Важнейшими задачами на ближайшую перспективу могут быть существенное увеличение фундаментальных исследований и сокращение разрыва между познанием закономерностей спортивной деятельности в педагогических, философских, психологических и особенно биологических и технических науках.

Учитывая выдающиеся достижения российских спортсменов под руководством наших известных и талантливых тренеров, да еще в далеко не идеальных условиях, хотелось бы, чтобы в структурах Госкомспорта или академий физической культуры была создана "система" изучения и распространения передового опыта тренеров. Результатом этого могут явиться новые подходы, идеи и концепции спортивной тренировки, которые, вполне возможно, могут углубить традиционные представления.

Хотелось бы видеть развертывание полидисциплинарных исследований, разработку пограничных (на стыке) областей наук. Кроме того, необходимо осуществить синтез отдельных разрозненных областей знаний об одном и том же объекте изучения.

8. Вместо заключения. Если попытаться сформулировать самые сильные впечатления от знакомства с состоянием российской спортивной науки, то на ум приходят две вещи: во-первых, это сохраняющийся на обломках бывшего здания СССР немалый (пока еще!) людской научный потенциал; во-вторых, оптимизм, вера и готовность "трудиться на благо новой России" [9, с. 20].

В нынешних "запредельных" условиях российские ученые продолжают анализировать состояние, в котором находится соответствующая отрасль спортивной науки, ставят перед собой новые задачи и стремятся поднять научные исследования на современный уровень. Чтобы не быть голословными, отметим, что в настоящее время обсуждаются проблемы теории и методики в спорте высших достижений [7,18,21,22,28,29,32, 33 и др.]. С позиции сделанного выдвигаются задачи дальнейшего исследования вопросов юношеского спорта [24, 29 и др.], спортивной медицины [11]. Наиболее широко, как представляется, обсуждаются и разрабатываются концепции, программы и проблемы, связанные с физическим воспитанием и формированием основ здорового образа жизни дошкольников [17, 25 и др.], школьников [2-4, 6, 19 и др.], студенческой молодежи и других слоев населения [2-5,8,30 и др.]. Сказанным, разумеется, не ограничивается число вопросов и проблем, изучаемых и анализируемых русскими учеными. Лучшей иллюстрацией немалого научного потенциала (да и оптимизма тоже) являются разнообразные достаточно высокого уровня публикации в журнале "Теория и практика физической культуры", который недавно разменял свой восьмой десяток [31], а также научные достижения ленинградцев-петербуржцев за столетие деятельности: от курсов П.Ф. Лесгафта до Академии физической культуры [16].

В заключение краткого анализа хотелось бы обратить внимание на то, что с большим научным материалом западных ученых мало или вообще незнакомы русскоязычные специалисты - в силу упомянутых причин, а также языковых проблем. Но вместе с тем и западные ученые также имеют слабое представление (информацию) о многих ценных данных, накопленных советскими (русскими) учеными. Например, с разработками и открытиями выдающихся советских ученых Н.А. Берн-штейна и Л.С. Выготского специалисты Запада познакомились после их перевода на английский и немецкий языки только спустя несколько десятилетий после того, как они были известны русским ученым. В этой связи создание единой (или нескольких) систем научной информации и банков данных на основных языках (английском, немецком, русском), а также более тесные контакты восточных и западных ученых - актуальная потребность завтрашнего дня.

В данной публикации мы попытались обнаружить некоторые болевые точки российской спортивной науки и пригласить коллег к обсуждению ее непростых проблем на пороге XXI века. И в меньшей мере хотелось делать выводы и высказывать советы - "что делать"? Тем более, что выводы, сформулированные около 10 лет назад [15], а в настоящее время предложения о перспективах науки в России, сведенные П.А. Виноградовым [9] к 14 пунктам, в которых самыми распространенными словами являются "необходимо" и "следует", сохраняют свою актуальность. И расширять "советы" сегодня как-то неприлично. Впрочем, один совет я все же рискну дать тем, кто хочет сохранить свою преданность спортивной науке: если появится возможность выехать для работы в зарубежные лаборатории, другие научные и учебные подразделения. Это сегодня один из реальных вариантов углубить свои знания и умения, осуществить на хорошей аппаратуре исследования, чтобы в будущем еще послужить науке. Оставшимся же, как совершенно справедливо отмечает П.А. Виноградов, "надо создавать нормальные условия для труда и нормальной жизни" [9, с. 20].

Литература

1. Аристова Л.В. О ходе подготовки проекта федерального закона "О государственной политике в области физической культуры и спорта" //Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют (материалы "Круглого стола" от 23 мая 1996 г. и парламентских слушаний от 9 июля 1996 г.) - М.: Комитет Государственной думы по туризму и спорту, 1996, с. 12-16.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры, 1990, № 1, с. 22-27.

3. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека //Теория и практика физической культуры, 1991, №7, с. 37-41.

4. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры, 1993, №4, с. 21-22.

5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры, 1995, №4, с. 21-22.

6. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи //Теория и практика физической культуры, 1995, № 4, с. 54-60.

7. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры, 1993, № 8, с. 21-24.

8. Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры, 1994, № 9, с. 9-11.

9. Виноградов П.А. О состоянии и перспективах развития научных исследований в области физической культуры и спорта //Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют (материалы "Круглого стола" от 23 мая 1996 г. и парламентских слушаний от 9 июля 1996 г.). - М.: Комитет Государственной думы по туризму и спорту, 1996, с. 17-20.

10. Виноградов П.А., Загузов Н.И., Моченое В.П. Новые требования к подготовке научных кадров //Теория и практика физической культуры, 1995, № 8, с. 56-57.

11. Граевская Н.Д., Геселевт В.А. Становление и развитие спортивно-медицинской школы ВНИИФКа// Теория и практика физической культуры, 1993, № 8, с. 42-44.

12. Громыко В.В. Московская государственная академия физической культуры - прошлое, настоящее, взгляд в будущее //Теория и практика физической культуры, 1996, № 4, с. 2-7.

13. Громыко В.В., Кузин В.В. Фестиваль науки, культуры и спорта //Теория и практика физической культуры, 1996, № 12, с. 3-9.

14. Гуськов С.И. О роли и участии государства в развитии физического воспитания и спорта в зарубежных странах //Государство, физическая культура и спорт: депутаты и специалисты размышляют (материалы "Круглого стола" от 23 мая 1996 г. и парламентских слушаний от 9 июля 1996 г.). - М.: Комитет Государственной думы по туризму и спорту, 1996, с. 20-25.

15. Зациорский В.М. с соавт. Советская наука о физической культуре и спорте: состояние и перспективы //Теория и практика физической культуры, 1988, № 1, с. 2-5.

16. Колодий О.В. Научно-исследовательская деятельность Академии //Теория и практика физической культуры, 1996, № 5, с. 17-26.

17. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении (результаты конкретного социологического исследования) //Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, с. 8-11.

18. Лукоянов В.В. Основные аспекты синтеза психофизической подготовки в спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры, 1996, № 9, с. 62-64.

19. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры, 1990, № 9, с. 10-14.

20. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. Вводный курс /Пер. с нем. под ред. проф. М.Я. Виленского и канд. пед. наук Б.С. Метлушко. - М.: Аспект Пресс, 1995.-317 с.

21. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры, 1991, №12, с. 11-21.

22. Матвеев Л.П. Заметки по поводу некоторых новаций во взглядах на теорию спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры, 1995, № 12, с. 49-51.

23. Матвеев Л.П. Разговор по поводу достоинства диссертаций и диссертантов //Речь, произнесенная на научной конференции и в школе молодых ученых РГАФК, посвященных 100-летию со дня рождения Н.А. Бернштейна 26 октября 1996 г. (неопубликованный материал, 19с.).

24. Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов //Теория и практика физической культуры, 1993, Mb 8, с. 40-41.

25. Никитюк Б.А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста (с учетом данных генетики и психобиологии развития) //Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, с. 5-8.

26. Ратов И.П., Бальсевич В.К. Спортивные перспективы третьего тысячелетия (XXI век) //Теория и практика физической культуры, 1995, № 7, с. 2-4.

27. Саливон В. Подставные лица эпохи. Кто правит спортивный "бал"?//Газета "Московская правда" от 28 января 1997 г., с. 5.

28. Селуянов В.Н. Развитие теории физической подготовки спортсменов в 1960-1990 гг. //Теория и практика физической культуры, 1995, № 1, с. 49-54.

29. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л.-Сыча, Б.Н. Шустина. -М.: МГФСО, 1995. - 446 с.

30. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) //Теория и практика физической культуры, 1993, № 4, с. 10-14.

31. Теория и практика физической культуры (журналы №№1-12 за 1996 г.).

32. Хоменков Л.С. Актуальные проблемы в современном спорте высших достижений //Теория и практика физической культуры, 1993, № 8, с. 20-21.

33. Чине П. Теория тренировки: с расстановкой приоритетов или без? //Теория и практика физической культуры, 1994, № 10, с. 41-44.

34. Шестаков М.П., Анненков К.В., Антохина К.Т. и др. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки //Теория и практика физической культуры, 1996, № 8, с. 43-45.

35. Bewegungslehre - Sportmotorik. Abriss einer Theorie der sportlichen Motorik unter padagogischem Aspekt / Autorenkollektiv unter Leitung von G. Schnabel - Berlin: Volk und Wissen, 1987 (8 Auflage) - 514 S.

36. Daugs R. Tatigkeitsbereicht - 1995 - Arbeitsbereich Bewegungs - und Trainingswissenschaft - Saarbrucken, 1995.-19 S.

37. Hirtz P. Tatigkeitsbereich 1994/95 Е. - V.-A. -Universitat Greifswald Institut fur Sportwissenschaft. -Greifswald,1995.-10S.

38. Prohl R. Tatigkeitsbericht 1991-1995. Forschung, Lehre, Perspektiven. - Erfurt, 1995. -29 S.

39. Rothing P. Sportwissenschaft (sport science) /Sport -wissenschaftliches Lexikon. (6, vollig neu bearb. Auflage). -Schomdorf: Hofmann, 1992. -S. 474-476.

40. Sportmotorik, Grundlagen, Anwendungen, Grenzgebiete /Herausgegeben von P. Hirtz, G. Kirchner, R. Pohlmann. -Kassel, 1994.-383 S.


' Почему "несколько", потому что это предмет отдельного серьезного разговора и глубокого анализа.

Поступила в редакцию 02.04.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!