НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


"КАФЕДРА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

Кто-то из "столпов культуры", кажется, академик Лихачев, заметил: музейная работа - это не профессия, а образ жизни. Эти крылатые слова любит при случае припомнить Валентина Федоровна Мельникова, по профессии преподаватель педагогики и психологии, по образу жизни - вот уже семнадцать лет - директор историко-спортивного музея РГАФК.

Стороннему человеку найти музей в комплексе на Сиреневом бульваре непросто: к нему ведет почти "потайная" лестница, скрытая за ничем не примечательной дверью в коридоре первого этажа. Но любой сотрудник и студент Академии придет к музею хоть с закрытыми глазами: каждый из них побывал в его скромных залах не по разу и не по два.

Обзорная экскурсия по трем экспозициям музея - олимпийской, истории РГАФК и лыжной - непременная составная часть "ритуала" знакомства первокурсников со своей альма-матер. Заодно им популярно дают понять, что на стендах и в архивах музея можно при желании "разжиться" информацией, выходящей за рамки лекций и семинаров. И многие приходят сюда опять, обращаются за помощью и советом к избравшим для себя "музейный образ жизни" Валентине Мельниковой, ее заместителю Галине Викторовне Егоровой, главному (и единственному!) хранителю музея Елене Ивановне Сидоровой. Получают сведения, которые используют потом для написания дипломов и рефератов, и, что куда важнее, проникаются пониманием огромного значения физического совершенства в жизни человечества на протяжении его многовековой истории.

Предмет гордости музея-позеленевший за 25 веков (!) существования сосуд, служивший некогда для хранения масла, которым умащивали себя перед соревнованиями древние атлеты. Именуется он звучным греческим словом "арибал", и на попытку перевести его на современное "масленка" Валентина Федоровна отвечает хоть и шутливым, но категорическим протестом. Но, конечно же, в основном экспонаты-свидетельства вековой истории современного спорта, в которой весьма заметную роль сыграл созданный 80 лет назад Центральный инфизкульт, обретший недавно гордое звание - Академия.

Но есть в музее РГАФК "экспонат", хоть и не входящий в число десяти тысяч "единиц хранения", но тем не менее незримо царящий в его залах. Это - история самого музея, круто замешенная на взаимосвязи человеческих характеров и событий. Созданная в 1946 году усилиями ветеранов инфизкульта - Ивана Чу-динова, первой заведующей Елены Крей-мер-Тереховой, завкафедрой лыжного спорта Мирона Аграновского-экспозиция росла и пополнялась вплоть до переезда института на Сиреневый бульвар.

Тут музей попал в стены Дворца спорта "Измайлово", во власть равнодушных к его судьбе людей и был выброшен только что не на свалку - на открытый балкон, на волю стихий и нечистых рук.

Немало уникальных экспонатов пропало, прежде чем понесшая изрядный ущерб коллекция была буквально на руках перенесена в центральное здание и... пролежала в запакованном виде десять лет, сберегаемая еще одной "стоящей насмерть" энтузиасткой спортивной истории-Ирмой Михайловной Соркиной.И лишь в 1991 году вновь открылись для посетителей стенды экспозиции, получившей, кстати, сегодня статус "музея третьей категории".

Такую вот "экскурсию" в прошлое провела для "Тренера" Валентина Мельникова, твердо убежденная в том, что на музейной работе люди подвергаются "естественному отбору", не менее жесткому, нежели тот, на основе которого создал некогда свою теорию Чарлз Дарвин.

Тридцать восемь кафедр числятся в структуре сегодняшней РГАФК. Нам представляется, что укрытый в "потайном карманчике" комплекса на Сиреневом музей заслуживает права быть включенным в этот перечень под номером 39. На этой кафедре слушатели Академии познали бы такие грани своей будущей профессии, как преданность делу, уважение к традициям, неразрывность связей между прошлым, настоящим и будущим, А за названием для "тридцать девятой" у мастеров научных формулировок, мы уверены, дело не станет.

Лев НИКОЛОВ


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: