НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АКАДЕМИИ


Abstract

DEPARTMENT OF GYMNASTICS: PRESENT AND FUTURE OF MAIN RESEARCH DIRECTIONS

This material represents the opinions and concepts of the prominent and the well-known specialists in the area of sports gymnastics on the problems of the history, contemporary state and the development of the theory technology' in gymnasts' training.

Yu. K. Gaverdovsky, Dr. hab., professor, Academician of Informatization Academy analyzes the history of the gymnastics department's researches in the field of the gymnastics exercises' technique. He emphasises the essential changes in the contemporary methodology of the gymnastics technique 's investigations and substantiates the long-term directions of their development.

Ye. A. Zemskov, Ph. d., professor, international referee discusses the history of the researches on the problem training loads in gymnastics and offers some new methodological approaches to solve that problem.

A.V. Menhin, Ph. a., lecturer considers the health improvement direction in gymnastics. He thinks, that the mentioned area in the gymnastics for all can become a base for new systems of physical exercises oriented to the physical and motor improvement.

Ye. Yu. Rozin, Ph. d., lecturer. Honoured Coach of Russia discusses one of the priority areas in the gymnastics department's researches-the pedagogical diagnosis and control of a physical stale and preparedness in technical-aesthetic kinds of sport and describes the opportunities of the new approaches to that problem's solving.


КАФЕДРА ГИМНАСТИКИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НИР

От редакции журнала. Недавно кафедра гимнастики отметила свой 65-летний юбилей. Вместе с поздравлениями редакция обратилась к отдельным ученым кафедры (Ю.К. Гавердовскому, Е.А. Земскову, А.В. Менхину и Е.Ю. Розину) с предложением поделиться с нашими читателями собственным видением основных направлений ее НИР.

Спортивная гимнастика - технически сложный вид спорта, предмет соревнования в котором - искусство движения. Поэтому на протяжении всех лет деятельности кафедры гимнастики ее сотрудники - преподаватели, аспиранты и соискатели, студенты участвовали в исследованиях техники гимнастических упражнений и закономерностей их освоения. Еще в 1939 г. М.Л. Укран, впоследствии виднейший деятель отечественной гимнастики, профессор, защищает первую "гимнастическую" диссертацию, посвященную стойке на руках. В 1950 г. он выпускает (в соавторстве с А. Шевес) монографию "Упражнения на гимнастических снарядах", в которой были заложены основы строгого биомеханического анализа движений. Это направление в дальнейшем активно развивалось учениками и последователями М.Л. Украна.

С 1957 г. появляются публикации Ю.К. Гавердовского, посвященные различным вопросам биомеханики, техники гимнастических упражнений и методологии их освоения и совершенствования, включая физические основы движения, физиологические механизмы управления двигательными действиями гимнаста, структуру движения, классификацию и прогностику гимнастических элементов, методологию адаптивного обучения упражнениям, дидактику, использование тренажеров, технологии программированного обучения и др. Ряд существенных работ выполнили ученики и сотрудники Ю.К. Гавердовского, работавшие над теми же проблемами. Наиболее примечательны в этом отношении исследования С. Д. Устинова (по теории "поворотов"), В.Е. Заглады (по программированному обучению сложным упражнениям), В.И. Мамзина (по методологии профилирующих упражнений), В.Н. Спиридонова (по геометрии масс тела гимнаста), Ф.П. Мамедова (по целостным методам обучения и тренажерам), Г.К. Уткевича (по аддитивным методам обучения), Н.П. Моисеева (по тоническим рефлексам), П. Котпурека (по технике базовых оборотов), М.М. Цхведадзе (по основам вариативной тренировки), Ким Дзи Хи (по феноменологии микрообучения движениям), В.Е. Кириллова (по специальной технической подготовке), Р.Ш. Гулбани, Г. В. Чикаловой, Хун Сяопин (по технике и методике упражнений в художественной гимнастике).

В последние годы существенные изменения претерпевает методология научных исследований техники гимнастических упражнений. На смену техническим средствам прошлых лет приходят современные компьютерные методики, позволяющие исследовать новые аспекты построения движений и ввести научный мониторинг движения непосредственно в практику работы с гимнастами, получая, если это необходимо, количественные данные о движении в реальном масштабе времени, а не со значительной отсрочкой, как это было прежде. В этой связи становятся актуальными многие новые направления исследований и научного обеспечения процесса обучения и тренировки гимнастов. Основные из них:

- экспресс-анализ параметров гимнастического движения с целью как оперативного, так и отсроченного их использования в практической работе;

- компьютерное моделирование основных технических форм движений с целью уточнения их техники и поиска более перспективных вариантов построения двигательного действия гимнаста;

- создание тренажера, обучающих устройств, действующих по заданной программе с учетом реальной (индивидуализированной) динамики двигательного навыка;

- совершенствование существующих гимнастических снарядов с учетом новых потребностей в повышении эффективности обучения и тренировки, ресурсосбережения, безопасности работы;

- модернизация системы базовой (перспективной) технической подготовки гимнастов и гимнасток с учетом современных тенденций развития мирового спорта, включая его профессионализацию;

- разработка адаптивных технических форм гимнастических упражнений, актуальных для широкого любительского спорта.

Кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории Е.А. Земсков

Ключевые слова: системный подход, спортивные нагрузки, управление нагрузками, виды занятий, виды недельных микроциклов.

Известно, что спортивный результат и динамика его роста в гимнастике являются интегральными показателями эффективности управления тренировочными нагрузками (ТН). В свою очередь, ТН характеризуются комплексным и системным решением педагогических задач спортивной подготовки, эффективностью связи между достижением планируемого и полученного тренировочного эффекта (срочного, отставленного и кумулятивного).

Научно-педагогические предпосылки управления ТН гимнастов на различных этапах многолетней подготовки обоснованы в фундаментальных исследованиях ученых кафедры - М.Л. Украна и А.М. Шлемина, а также в ряде экспериментальных работ по вопросам планирования нагрузок, практического построения микро- и мезоциклов в соревновательном периоде, педагогического контроля за ТН (Ю. Земсков, 1968, 1982; У. Ниязбеков, 1975; В. Афонин, 1977; В. Смолевский, 1979; Т. Козеева, 1980; О. Тре-щева, 1981; Е. Розин, А. Родионенко, 1986; Т. Аверина, 1989, и др.). В результате исследований учеными кафедры и ВНИИФКа были экспериментально обоснованы для квалифицированных спортсменов теперь уже ставшие обычными двух-, а в условиях централизованной подготовки и трехразовые тренировочные занятия в день. Однако, признавая высокую ценность вышеуказанных исследований, их вклад в развитие теории и методики спортивной тренировки, нельзя не отметить, что эти исследования во многих случаях базируются лишь на материале практического опыта. Естественно, подобный эмпиризм не мог не отразиться на теоретической части, методологии изучения глубинных процессов, связанных с этой проблематикой. К этому следует добавить, что величина ТН в гимнастике, порядок их чередования в отличие от циклических видов спорта не получили достаточного физиологического и биологического обоснования на основе системного подхода.

Отсюда очевидно, что в будущем системный подход к решению данной проблемы должен строиться на основе междисциплинарных комплексов.

Иначе говоря, изучение закономерностей адаптации организма занимающихся гимнастикой к специфическим спортивным нагрузкам с учетом их содержания и структуры должно стать методологической основой для классификации видов занятий на ударные, разгрузочные, модельные, втягивающие и т.д. и в соответствующих недельных микроциклах: ударных, базовых, восстановительных, контрольно-модельных, ударно-модельных и др.

Определение целесообразного сочетания видов занятий в микро-, мезо- и макроциклах, создание моделей многолетней подготовки с целью повышения специальной работоспособности и достижения высоких спортивных результатов - задача ближайших исследований по проблеме управления тренировочными нагрузками, которые будут решаться на кафедре гимнастики.

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Менхин

Ключевые слова: оздоровительные направления гимнастики, физические упражнения, виды, стили гимнастики, подготовка специалистов.

В настоящее время на кафедре сформировалось оздоровительное направление в гимнастике, представляющее собой систему гимнастических упражнений, направленных на улучшение здоровья людей, популяризацию здорового образа жизни. Данное направление в развитии гимнастики можно считать, с одной стороны, эпохальным, имеющим глубокие исторические корни, а с другой - актуальным для наших дней. Это объясняется прежде всего тем, что физические упражнения, и в частности гимнастические движения, всегда рассматривавались не только в спортивном аспекте, но и как средство, развивающее (различные функции и системы организма) и оздоравливающее человека, доступное широкому кругу занимающихся.

Это обстоятельство находит свое отражение в ряде методических разработок, учебниках по гимнастике и диссертационных исследованиях последних лет, выполненных на кафедре (М. Ивлев, М. Ростовцева).

Естественная динамика интереса и приоритетности оздоровительно-массовой гимнастики определялась условиями развития общества и национальной системы физического воспитания. В этой связи, конечно, были тенденции как снижения, так и роста популярности данного направления. Для последнего десятилетия характерно особое внимание к массово-оздоровительной гимнастике. Это можно объяснить прежде всего большей заботой человека о своем здоровье, использованием в повседневной жизни естественно-природиых факторов физического развития и оздоровления в сочетании с разнообразными физическими упражнениями. Кроме того, появляется много новых стилей (видов) занятий физическими упражнениями отечественного и зарубежного происхождения: ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, джазгимнастика, атлетическая гимнастика, калланетика, изотон,стретчинг и другие.

Поэтому "Гимнастика", являясь научно-учебной дисциплиной, не может не реагировать на такую тенденцию в развитии системы физического воспитания. Нужен новый, особый, подход к подготовке специалистов по гимнастике, необходимо найти соответствующее место этому направлению в структуре средств и видов гимнастики, создать научно-методическое и техническое обеспечение этому оздоровительно-ритмическому виду.

Для решения этой задачи имеются достаточные предпосылки и возможности, а на кафедре гимнастики РГАФК делаются первые практические шаги. Специалисты различных кафедр академии владеют научно-методической информацией для разработки теории и методики преподавания большинства новых стилей оздоровительной гимнастики.

Оздоровительно-массовое направление в гимнастике имеет тесные и конкретные связи с различными видами гимнастики (спортивными, образовательными, развивающими) и в перспективе может послужить основой для других, новых систем физических упражнений, направленных на физическое развитие и двигательное совершенствование.

Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный тренер России, судья международной категории Е.Ю. Розин

Ключевые слова: диагностика, контроль, физическое состояние, технико-эстетические виды спорта, онтогенез, ДиК-программа.

... Сейчас, можно сказать, системно определились одни из приоритетных в научной деятельности кафедры гимнастики направлений - педагогическая диагностика и контроль за физическим состоянием и подготовленностью в технико-эстетических видах спорта. Актуальность этой проблемы, в частности для гимнастики, диктуется, с одной стороны, ее современным развитием, предъявляющим огромное количество требований к организму интенсивно тренирующихся детей и подростков, которые в 14 лет становятся мастерами, а в 15-16, еще не достигнув биологической зрелости, - чемпионами Европы, мира и олимпийских игр. С другой - резко, не в лучшую сторону изменившимися демографическими, экологическими и социальными условиями, которые не могут не отразиться на психофизическом генезисе юных россиян, из которых набираются для большого спорта будущие олимпийцы.

Более тридцати лет проблема контроля на кафедре гимнастики РГАФК не остается без внимания. Ее началом можно считать исследования, связанные с контролем и методами планирования тренировочных нагрузок.

Параллельно с этим в различных целях, чаще всего в связи с контролем и отбором, проводились исследования различных показателей физического состояния и подготовленности спортсменов, выявлялись особенности их развития (А. Шлемин, 1965, 1973; Е. Розин, 1966, 1997; В. Рыбакова, 1975; Ю. Попов, 1978; И. Зюзько, 1979; Т. Ко-зеева, 1980; Н. Царькова, 1980; И. Флейтас, 1981; Н. Лебе
дев, 1983; М. Чавес, 1983; С. Кувшинникова, 1984; О. Ро-гачев, 1986; И. Культова, 1991; А. Лагутин, 1997; Е. Брян-чина, 1997, и др.).

Высокий научный уровень работ этого направления, выполненных на кафедре, подтверждается почти двумя десятками защищенных диссертаций.

Несмотря на некоторый эклектизм, многие из них наряду со специальными экспериментальными исследованиями явились необходимой научно-теоретической базой для разработки в 1994 году оригинальной, не имеющей аналогов в мировой практике спортивного контроля компьютерной программы диагностики и контроля за физическим состоянием гимнастов и гимнасток 5-18 лет и старше. В практике она известна как ДиК-программа. Технология и система ее функционирования, обеспечивающие получение аналитической экспресс-информации по более чем 100 показателям, характеризующим физическое состояние и подготовленность гимнастов, а у детей 5-7 лет также и спортивную пригодность, опубликованы в журнале "Теория и практика физической культуры, 1995, № 3 и других изданиях.

Таким образом, к концу XX столетия на кафедре гимнастики РГАФК сделаны шаги в направлении теоретико-методологического обоснования единства системы: "педагогическая диагностика - контроль -прогнозирование" ("Теория и практика физической культуры", 1997, № 11), разработаны программы методической и компьютерной технологий в обеспечении потребности практики в получении экспресс-информации об этапных (пока) показателях физического состояния. В синтезированном виде это отражено в монографии "Гимнастика: возраст и мастерство. Педагогическая диагностика и контроль за физическим состоянием" (Б. Розин, Москва, Изд-во ФОН, 1997).

Накопленные в лонгитюдных наблюдениях за гимнастами высокого класса данные послужили основанием для концептуальной переоценки значимости отдельных пороговых критериев, подчас жестко, а иногда и альтернативно характеризующих те сомато-метрические (особенно) и функциональные показатели, которые используются в практике спортивного отбора. Установлено, что уровни и состояния многих из них в большей мере влияют не столько на спортивный результат, сколько на процесс "научения", облегчая или затрудняя его, особенно при отсутствии соответствующих методик.

Нередки случаи, когда морфометрическое или физическое несоответствие стандартам, предпочтительным или отдельным модельным характеристикам компенсируется за счет других показателей и признаков, проявлений особых свойств личности. Отсюда очевидна важность объективной диагностики и изучения адаптивных и компенсаторных механизмов физического состояния спортсменов, возможно, прежде всего педагогическими методами воздействия на стимуляцию их активности в достижении мастерства.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: