Abstract FROM THEORY OF SPORTS TRAINING TO GENERAL THEORY OF SPORT L.P. Matveyev, Honored Scientist of Russia, Honorary doctor of sciences, Dr. hab., professor Russian stale academy of physical culture, Moscow Key words: theory of sports training, theory of sport, tendencies and perspectives of development. The purpose of this paper was to consider the problem of the theory of the sports training' development into the integrated or general theory of sport. The next aspects of the problem are analysed: the general conception of the sport's phenomenon; the theory of the proper competitive activities in an athlete and theory of sports competitions; the theory' of the athlete's preparation; the exofactors of the sports preparation. The author believes, that the theory of sports training' development into the more capacious scientific-theoretical construction of the whole-integrative character will help the full-scaled, comprehension of the marvelous phenomenon of Sport.
|
ОТ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ - К ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СПОРТА Заслуженный деятель
науки России, Российская государственная академия физической культуры. Москва Ключевые слова: теория спортивной тренировки, теория спорта, тенденции и перспективы развития. Если проследить за эволюцией аналитико-обобщающих знаний о спорте, нетрудно заметить, что наиболее фактологически обогащенные и разработанные среди них вплоть до недавнего времени концентрировались преимущественно в рамках теории спортивной тренировки. Скорее всего, это можно объяснить в основном двумя причинами. Во-первых, историческая практика спорта постоянно убеждала, что прирост достижений спортсменов при относительном равенстве прочих условий в решающей мере зависит от отлаженное™ системы спортивной подготовки, которая развертывается главным образом в форме процесса спортивной тренировки. На углубленном осмыслении ее содержания, закономерностей и способов построения сосредоточились силы многих специалистов в нашей стране и в других странах, лидирующих в мировом спорте. Во-вторых, издавна происходящее направленное использование спорта в социальных системах воспитания со всей определенностью показало, что эффект спортивной деятельности как средства и метода физического воспитания особо значителен тогда, когда приобретает характер регламентированной систематической тренировки; именно в этом качестве она привлекла пристальное внимание теоретиков и методистов физического воспитания, внесших немалый вклад в ее теорию и технологию. Концентрированные исследования спортивной тренировки обусловили ускоренное созревание ее теории и способствовали уяснению сути связанных с нею явлений. Однако как бы за границами ее предмета, а значит, и за пределами ее центральной познавательной ориентации находится немало из того, что является неотъемлемыми слагаемыми многогранной реальности спорта, в том числе, кроме прочего, собственно соревновательная деятельность спортсменов, без которой не было бы самого спорта, и "внетренировочные" компоненты спортивной подготовки. По мере развития спорта, возрастания его социальной значимости и расширяющегося проникновения спортивных начал в различные сферы жизнедеятельности общества и индивида (в системы образования-воспитания и профессионально-прикладной подготовки, в сферы окультуренной рекреации, оздоровительной реабилитации, культуротворческой деятельности и т.д.) актуализировалась необходимость целостного осмысления его свойств, закономерностей функционирования, путей и условий дальнейшего развития. А это наряду с прочим обязывало и обязывает специалистов активизировать усилия на разработке обобщающей дисциплины научно-прикладного характера, которая была бы спроецирована не на какую-либо часть, сторону или грань спортивной действительности, а на весь спорт в его "общем виде" - так, чтобы системно-интегративно отображать полную совокупность его существенных свойств и целостно раскрывать сущность происходящего в нем и с ним. Проект разработки научно-образовательной дисциплины такого типа под наименованием "Общая теория спорта"1 и развернутая программа, очерчивающая структуру и принципиальные положения ее предметного содержания, были созданы на кафедре теории и методики физического воспитания ГЦОЛИФКа (ныне РГАФК) к исходу 70-х годов [1, 10]. При этом то, что выделилось ранее в качестве хорошо проверенного и общепринятого содержания общей теории спортивной тренировки, вовсе не упразднялось, конечно, а вводилось в качестве одного из самых основных блоков в более емкую теоретическую конструкцию. Последняя была спроектирована в расчете на то, что в целом наиболее крупными слагаемыми новой дисциплины являются: I. Общая концептуальная характеристика феномена спорта, которая интегративно отображала бы структурно-функциональные свойства, объективно присущие ему, его истоки, общие закономерности функционирования и тенденции развития в обществе. II. Теория собственно состязательной деятельности спортсмена и системы спортивных соревнований. III. Теория подготовки спортсмена как многосторонний долговременный процесс, который развертывается в виде спортивной тренировки и системного использования других факторов увеличения и оптимизации достиженческих возможностей спортсменов. Эта наметка структуры и содержания "Общей теории спорта" (далее - ОТС) в принципиальных чертах получила поддержку отечественных и иностранных специалистов . Реализация намеченного довольно быстро стала делом, вовлекающим все большее число участников и дающим конкретные результаты, в том числе прикладные в системе высшего специального образования2. И хотя углубленная разработка ОТС, как и всякой общей теории, - перманентный процесс, не имеющий раз и навсегда заданного окончания, первую его стадию есть основания считать уже относительно завершенной. Целостным выражением этого явилось официально признанное становление новой научно-образовательной дисциплины, освещенной монографическими и другими публикациями и оснащенной учебными материалами для всех уровней высшего специального образования [3, 9-12, 14]. Результаты разработки ОТС подтверждают незаурядную конструктивность принятой в ней интегративной предметной ориентации. Ее основные разработчики, независимо от индивидуальных и групповых особенностей творческих свершений, консолидировались в принципиальном понимании предмета и назначения этой научно-образовательной дисциплины. А более всего в том, что она призвана делать: системно-обобщенно отображать и вскрывать сущность явлений спорта в глобальномасштабном и конкретизированных отношениях, интегративно осмысливать объективные закономерности его формирования, функционирования и развития, вместе с тем (что касается преимущественно прикладных аспектов) вырабатывать на этой основе принципиальные положения технологии подготовки спортсменов и комплексной оптимизации спортивной практики в гуманно выдержанных интересах. Надо сказать, правда, что, несмотря на достаточную аргументированность принятой предметной ориентации ОТС, подчас возникают дебаты по поводу того, к какому типу отраслей науки принадлежит она в целом или в главном [см., напр., 13]. В частности, сторонники одной из точек зрения отстаивают педагогическую принадлежность этой дисциплины, сторонники другой позиции провозглашают якобы доминирующую роль "биологической компоненты" в наиболее разработанной части ОТС. Такого рода дебаты оказываются, по сути, беспредметными, если в ходе их остается без внимания специфика обсуждаемого целостного предмета. А она, как уже видно из сказанного о предметной ориентации ОТС, недвусмысленно определилась. Соответственно речь должна идти о дисциплине того типа, предметные границы которой соразмерны целостности ее реального объекта. В этом отношении. предмет и объект ОТС совпадают. Поэтому ее в целом нельзя причислить корректно ни к одной из традиционных дисциплин, объект и предмет которых имеют другую свою определенность, пусть даже они частично затрагивают спорт, но находятся с ним в иных предметно-объективных отношениях, чем ОТС. Ясно, что она связана со многими другими отраслями научного знания (см. схему 1), но тем не менее представляет собой относительно самостоятельную дисциплину, спроектированную на спорт в его "общем виде" и отображающую его сквозь призму адекватной методологии, первостепенную роль в которой играют общенаучные интегративные подходы. Широта междисциплинарных связей ОТС во многом способствовала и способствует ускоренному созреванию ее концептуального содержания. В ее опорных пунктах конструктивно используются базисные положения теории антропогенеза, направленного регулирования развития индивида, культурологических, социологических, педагогических, антропофизиологических, психологических и других теорий (в том числе комплексно человеческих, в частности физиолого-психологических и психопедагогических), отображающих со своей стороны те общие закономерности объективного и субъективного мира, какие действуют, в частности, и в сфере спорта. Отсюда вовсе не следует, что ОТС - придаток смежных и более общих дисциплин или что ее специфическое содержание выводится главным образом из них. В качестве относительно самостоятельной дисциплины она имеет своим основным фактологическим источником познание самих реальностей спорта, ни к чему иному не сводимых его специфических свойств и закономерностей, причем отображает их и целостно, и в конкретно-предметном выражении. Естественно, что за сравнительно небольшое время, минувшее с начала становления ОТС, она сформировалась далеко не в полной мере. При этом решение ее непростой проблематики в различных слагаемых продвигалось не в одинаковой степени, что видно даже из следующего предельно сжатого обзора. В какой-то мере углубленно и развернуто разработан ряд принципиальных положений, из которых складывается общая концептуальная характеристика сущности спорта, его структурно-функциональных свойств и тенденций развития в современном обществе. В сопряжении с этим уточненно определены категории понятийного аппарата ОТС, охарактеризованы специфические, общекультурные и другие функции и функциональные связи спорта, системно представлена структура социальной практики культивирования спорта в его различных формах (см. схему 2), прослежены тенденции его эволюции [3, 8,11,14]3. Схема (1) соотношений общей теории спорта, частнопредметных теоретико-методических дисциплин по видам спорта и смежных отраслей гуманитарного и естественнонаучного знания Принципиальная схема (2) структуры социальной практики спорта (направления, разделы, формы) Композиционно одно из центральных мест в ОТС занимает теория спортивного состязания и системы спортивных соревнований. В принципе это соответствует ключевому значению теории соревновательных отношений в общем осмыслении спорта. К сожалению, по известным причинам содержание данного раздела ОТС разработано пока преимущественно на уровне первого приближения. Все же здесь, пусть даже на таком уровне, уже не только очерчены актуальная проблематика и подходы к ее решению, но и выработан ряд концептуальных положений [3, 11, 14]. Для этого пришлось в первую очередь отладить понятийный аппарат, необходимый для описания реалий соревновательной практики в спорте, в частности реалий соревновательной практики в спорте, в частности отдифференцировать нередко смешивавшиеся понятия "спортивное состязание" (как собственно соревновательная деятельность спортсмена) и "спортивное соревнование" (как более широкое событие спортивной жизни, включающее состязание и ряд "сопутствующих" межчеловеческих отношений, не сводимых лишь к деятельности самих спортсменов), аналитически выделить черты, характеризующие содержание и структуру состязательной деятельности спортсмена, типологически упорядочить представления о различных видах и разновидностях спортивных соревнований. В контексте интегративных представлений о соревновательной деятельности спортсмена оказалось возможным нетрадиционно целостно осмыслить суть спортивной техники и тактики как способов и комплексных форм этой деятельности, определяемых в конечном счете общей логикой развертывания соревнования. Определенные результаты получены и в разработке представлений о закономерностях построения рациональной системы спортивных соревнований в ее индивидуализированных и крупномасштабных формах (для элитных, квалифицированных и массовых контингентов), о факторах и условиях, существенно воздействующих на ее функционирование и тенденции преобразования. Наиболее развитой частью современных знаний о спорте остается, по названным уже причинам, теория и методика спортивной тренировки [2-4, 6, 7, II]. Сквозь интегрирующую призму ОТС это рассматривается как важнейшее слагаемое теории и технологии подготовки спортсмена, как ее кардинальная часть [3, 7, II]. Но при таком рассмотрении отчетливо виден и своего рода парадокс: с этими весьма развитыми представлениями о подготовке спортсмена соседствуют лишь зачаточно разработанные представления о том, как системно, эффективно и гуман-нооправданно должны быть включены в нее различного типа экзофакторы спортивной подготовки, то есть факторы, выходящие за непосредственные рамки тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена, но дополняющие и оптимизирующие ее эффекты (адаптированный применительно к условиям спортивной деятельности общий режим жизни спортсмена, специализированное питание с фармакологическими добавками, использование специализированных гигиенических и других средств восстановления работоспособности, естественных факторов природной среды и т.д.). Сами по себе, избирательно такие факторы подвергались серьезным исследованиям, но методология и технология комплексного использования их в единстве с главными факторами спортивной подготовки и в соответствии с логикой ее оптимального развертывания пока еще глубоко не разработаны. Внести принципиальный методологический вклад в решение этой проблемы - одна из кардинальных прикладных проблем ОТС. * * * Сделанный беглый обзор не дает, конечно, полной характеристики рассматриваемого предмета. Основной расчет был сделан на то, чтобы активизировать внимание к его разработке и подчеркнуть, что перерастание теории спортивной тренировки в более емкую научно-теоретическую конструкцию целостно-интегративного характера способствует полномасштабному осмыслению сути удивительного феномена спорта, ведет к соразмерному охвату познанием сферы действия закономерностей его функционирования и развития, а в прикладном отношении помогает создать новые познавательные предпосылки к совершенствованию спортивной практики. Литература 1. Матвеев Л.П. Проблематика и пути формирования теории спорта; общая теория спорта как наука и учебный предмет. В публикациях: Сб. научн. матер. ГЦОЛИФКа, вып. I. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1970, с. 56-82; "Теория и практика физической культуры, 1972, № 3, с. 62-67; 1975, № II, с. 65-71; "Спорт в современном обществе" (матер. Все-мирн. научн. конгр.). - М.: ФиС, 1978, с. 172; Общественные науки, АН СССР, 1980, № 3, с. 31-41. 2. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977; в модифицированных вариантах более чем на 30 языках- 1978-1990. 3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. -М.: тип. Военизд., 1997. 4. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. 5. Проблемы теории спорта (матер. Всесоюзн. конф.). - Хабаровск: Спорткомитет СССР, 1982. 6. Совокупность многочисленных публикаций по общим и избирательным аспектам теории и методики спортивной тренировки, изданных на основе исследовательских разработок в 1980-1996 гг., осуществленных в ГЦОЛИФКе (РГАФК), ВНИИФКе, ЛНИИФКе, ГДОИФКе (СПбГАФК), украинских, болгарских, немецких, польских, испанских и других высших школах и НИИ России и иностранных государств. 7. Современная система спортивной подготовки /Под общ. ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. 8. Спорт в современном обществе (матер. Всемирн. научн. конгр.). - М.: ФиС, 1978, 1982 (обзорные сообщения по интегративным аспектам осмысления спорта как многогранного феномена). 9. Спорт и система подготовки спортсменов (программа для магистерского уровня высшего физкультурного образования /Сост.: Л.П. Матвеев, Ф.П. Суслов, В.П. Филин, А.А. Красников, Ж.К. Холодов. - М.: РГАФК, 1997. 10. Теория спорта (программа для инфизкультов /Сост. Л.П. Матвеев. - М.: СК СССР, 1980. 11. Теория спорта: Учебн. для инфизкультов /Общ. ред. В.Н. Платонов. - Киев: Виша школа, 1987. 12. Теория спорта: Метод, разраб. /Сост.: Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов, А.А. Красников. Вып. I-IV. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1986. 13. "Теория и практика физической культуры", 1991, №2, с. 24-31, № 12, с. 33-37. 14. Теория и методика спорта: Учебные материалы /Авт. коллектив: Л.П. Матвеев, А.М. Максименко, А.А. Красников, В.П. Филин, В.Е. Лищенко, А.П. Скородумова, Ф.П. Суслов, B.C. Рубин, А.А. Захаров, С.И. Вовк. В 3 частях. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1992. 1Ее можно назвать, если угодно, и "Общим спортоведением", или "Общей спорто-логией", хотя это звучит непривычно по сравнению с традиционными наименованиями похожих дисциплин физкультурного образования. Прилагательное "общее" здесь подчеркивает интегративный характер названной дисциплины и то, что но отношению к частным теориям видов спорта она является наиболее обобщающей. 2 В частности, одна из первых учебных книг по программе "Теория спорта", созданной в ГЦОЛИФКе, подготовлена с участием работников Киевского, Ленинградского и Львовского институтов физической культуры. 3 Здесь и далее ссылки сделаны преимущественно на публикации, имеющие непосредственное отношение к предмету ОТС и подготовленные в ГЦОЛИФКе (РГАФК) в аспекте широких обобщений. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |