Abstract FORMATION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL SKILLS ON SWIMMING TEACHING IN STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION'S N.J.Bulgakova, Corresponding Member of Russian Education Academy, Dr. hah., proffessor V.Z.Afanasyev, Ph. d., professor S.N.Morozov, Ph. d., lecturer Al-Vedyan Khasan, Ph. d. Key words: educational process, professional-pedagogical skills, pedagogical practice. The aim of this study was to reveal the dynamics of the students' professional-pedagogical skills in the academic lessons and the pedagogical practice. The ascertaining experiment was held during two academic у ears. 211 students (non-swimmers) acted as subjects. The obtained data had allowed to substantiate the complex of the subject-practical professional skills, connected with the solving of the concrete practical tasks in the pedagogical process. It had been shown that the efficiency of pedagogical actions is determined by the comprehension of their aims and by the choice of means and methods of instructing, corresponding with the lesson's tasks and the students' preparadness. The main factors, influencing on the quality of the swimming instructors' processional-pedagogical skills' formation, are the educational and pedagogical practice, and the methodical orientation of practical studies.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПЛАВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ИФК Член-корр. РАО, доктор
педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова,
Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: учебный процесс, профессионально-педагогические навыки, педагогическая практика. Исследования, посвященные обоснованию требований к личности и профессиональной подготовленности преподавателя, сущности творческого характера педагогической деятельности, закономерностям становления тренера-преподавателя, показали, что это сложный по своему содержанию труд, требующий от выпускника вуза физической культуры прочных знаний закономерностей возрастного развития детей и подростков, теории и практики обучения и воспитания, устойчивых профессиональных интересов [1-4]. Исследуя деятельность тренера-преподавателя по плаванию Л. П. Макаренко [5], наряду с традиционно отмечаемыми в литературе конструктивными, организаторскими, коммуникативными и познавательными умениями [6-8], обосновал и выделил группу профессиональных умений, получивших название предметно-практических. В их состав вошли умения, связанные с решением конкретных задач практических разделов спортивной подготовки при непосредственном взаимодействии тренера-преподавателя с занимающимися. При этом автор отмечает высокую взаимосвязь уровня сформированное™ предметно-практических умений с остальными компонентами структуры профессиональной деятельности тренера-преподавателя. В большей степени это проявляется у преподавателей высокого уровня мастерства. В.Т. Чичикин, изучая динамику становления структуры профессиональной готовности специалиста физической культуры в условиях обучения в вузе, показал, что уровень и направленность корреляций между показателями компонентов профессиональной готовности свидетельствуют о значимости методической подготовки студентов на младших курсах (1-2-й курсы), несмотря на то что в этот период их развитие идет безотносительно к профессиональной готовности как целостности [9]. Результаты исследования. Анализ уровня плавательной подготовленности студентов, приступивших к учебным занятиям, свидетельствует о том, что все они умеют плавать. Результаты, полученные в процессе тестирования, и экспертные заключения показали, что хорошие и отличные оценки - 30,3% - в большей степени имели студенты, владеющие всеми или тремя способами спортивного плавания, что подтверждает мнение специалистов об устойчивости в последующие годы навыка плавания, сформированного в процессе систематических занятий в ДЮСШ, общеобразовательной школе, абонементных группах [10]. Таким образом, данные, характеризующие студентов 2-го курса, приступающих к изучению дисциплины "Плавание и методика преподавания", свидетельствуют о том, что сложность вступительных нормативов обеспечивает достаточный уровень и относительную однородность плавательной подготовленности студентов, и это позволяет в учебном процессе в большем объеме использовать программный материал, направленный на методическую подготовку студентов, формирование у них профессионально-педагогических умений. Поскольку каждый отдельный компонент структуры деятельности тренера-преподавателя и умения, его составляющие, обладают относительной самостоятельностью и в то же время связаны со всеми остальными [5], а в практической деятельности при решении конкретной педагогической задачи наблюдается комплексное проявление профессионально-педагогических умений [1J, мы приняли положение о взаимообусловленности и взаимопереносе их в процессе формирования и реализации на практике. В качестве сформированности познавательного компонента мы выделили следующие умения: приобретать знания по изучаемой дисциплине; анализировать и обобщать собственный двигательный и педагогический опыт, опыт преподавателя и сокурсников и делать выводы; анализировать правильность выполнения упражнений занимающимся; выделять основные элементы техники спортивного плавания; видеть ошибки и выявлять их причину; выбрать упражнения для устранения ошибки. Сформированность знаний определялась на основании оценки экспертов и самооценки в процессе методических занятий, учебной практики и на теоретическом зачете (см. рисунок). Основным недостатком знаний студентов на начальном этапе изучения дисциплины является отсутствие понимания связей теоретического материала учебной программы по изучаемым темам. Знания не сложились в систему (например, о средствах обучения и возрастных особенностях детей школьного возраста). Результаты самооценки позволяют констатировать, что к завершению обучения по дисциплине (по окончании педагогической практики) студенты проявили большую объективность по отношению к своим знаниям. Завышенный уровень притязаний на полноту знаний объясняется, на наш взгляд, тем, что у большинства студентов сформировалось довузовское представление об основных понятиях плавания. Педагогические наблюдения позволяют считать, что в процессе учебных занятий, особенно учебной и педагогической практики, студенты осознают объективную сферу приложимости теоретического знания, при решении педагогических задач накапливают, анализируют и обобщают опыт педагогической работы по обучению плаванию, что требует теоретического осмысления. Формирование знаний в процессе изучения дисциплины "Плавание и методика преподавания" Эффективность педагогического действия определяется осмыслением его цели, выбором средств и методов обучения, адекватных задачам занятия и подготовленности занимающихся. Исследуя динамику проектировочных умений, мы исходили из предположения, что важнейшим условием их развития является методическая направленность академических занятий. Поэтому оценка проектировочных умений осуществлялась по анализу конспектов занятий, практической деятельности студентов в процессе учебной и педагогической практики. Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом. Формирование проектировочных умений в процессе учебной деятельности обуславливается системой чередования форм учебных занятий, выполнением студентами методически обоснованных педагогических задач и развитием представлений о педагогической деятельности по обучению плаванию. Рост качества сформированности умений по этапам обследования, несомненно, указывает на это. Анализ оценок экспертов показал, что студенты, особенно на этапе проведения подготовительной части занятия, слабо владеют умениями целеполагания и планирования дозировки упражнений. Очевидно, основными причинами, затрудняющими проявление проектировочных умений, являются как внутренние факторы, зависящие от студентов (недостаточный уровень знаний, необходимый для качественного выполнения заданий; недостаточная мотивация к занятиям), так и внешние, зависящие от условий обучения в вузе (в частности, отсутствие педагогической практики по другим, предыдущим дисциплинам "минимума"). Значительные сдвиги в проявлении умений планировать содержание педагогической деятельности в занятии по обучению плаванию зафиксированы в процессе прохождения педагогической практики. Наибольший прогресс в оценке признаков сформированности проектировочных умений был отмечен в адекватности формулировки задач занятий в зависимости от этапа обучения и подготовленности занимающихся; отбора средств обучения в зависимости от поставленных задач (разность средних 0,6-0,7 балла, р <0,001). Педагогические наблюдения показали, что для студентов наибольшие трудности составляет не освоение теоретических и методических знаний, а применение их в практической деятельности. Оценка качества умений и планировать, и реализовывать содержание конспекта не претерпела существенных изменений (разность средних 0,1-0,2 балла; р>0,1). Это относится прежде всего к планированию дозировки упражнений, распределению времени между частями урока и планированию средств по исправлению типичных ошибок. Очевидно, такое положение можно объяснить спецификой учебных занятий по обучению плаванию детей в процессе практики (количество занимающихся в учебной группе больше, чем на учебной практике; разный уровень подготовленности детей; трудность в поддержании дисциплины на занятии). Одним из важнейших показателей результативности подготовки специалиста в вузах физической культуры по предмету "Плавание" служит умение выпускников обеспечить безопасность занимающихся и оказать доврачебную помощь при несчастных случаях. Анализ учебного процесса показал, что в рамках отведенного учебной программой объема часов на практические занятия студенты осваивают все спортивные способы плавания и на фоне повышения плавательной подготовленности способны выполнить действия по оказанию помощи на воде - транспортировать "тонущего" и уставшего пловца, нырять в длину и глубину, освобождаться от захватов потерпевшего и, наконец, выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. На итоговых контрольных испытаниях 68,4% мужчин и 65,5% женщин на дистанции 100 м показали результаты на уровне "хорошо" и "отлично", в то время как в начале обучения эти нормативы усвоили соответственно 42,8 и 19,5%. Существенное увеличение количества студентов (р< 0,001), успешно проплывших контрольную дистанцию, определяется не только повышением физических кондиций, но и овладением техникой спортивных способов плавания. Разносторонняя плавательная подготовленность студентов позволила приступить к решению задач по формированию у них прикладных навыков, обеспечивающих уверенность при самостоятельном проведении занятий по массовому обучению плаванию. По завершении обучения 62,6% оценок, полученных студентами за выполнение заданий по прикладному плаванию, составили "хорошо" и "отлично". Эффективность совместного анализа деятельности студентов на учебной и педагогической практике проявилась в формировании умений комбинировать средства, методы, приемы обучения и организации группы. Анкетирование показало, что основная масса студентов (85,0%) осознала профессиональную значимость учебной деятельности в период изучения дисциплины "Плавание и методика преподавания", положительно оценивает опыт в поиске средств и приемов работы при обучении детей плаванию. Результаты специального
опроса показывают, что большая часть студентов
характеризуется адекватной оценкой уровня своей
подготовленности к практической деятельности.
Студенты чувствуют себя недоста Изучение деятельности студентов в учебном процессе, оценка их подготовленности показали, что они вполне удовлетворительно владеют знаниями и умениями, необходимыми для реализации задач массового обучения плаванию. Ежегодно до 40 % студентов, заканчивающих изучение дисциплины "Плавание и методика преподавания", получают разрешение на работу по плаванию в российских и зарубежных оздоровительных лагерях. К основным факторам, влияющим на качество формирования профессионально-педагогических навыков преподавателя плавания, относятся учебная и педагогическая практика, методическая направленность практических занятий. Литература 1. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л.: Изд-воЛГУ, 1967.-132 с. 2. Максимов А.Л. Формирование профессиональных навыков в процессе решения учебно-диагностических задач студентами института физической культуры, специализирующимися в спортивной борьбе : Автореф. канд. дис. М., 1987. 3. Психология труда и личности учителя /Под ред. А.И. Щербакова. Л., 1976. Вып. 1.-173 с. 4. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.-136 с. 5. Макаренко Л.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера ДЮСШ по плаванию. - М.: ГЦОЛИФК, 1986.-35 с. 6. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: ФиС, 1981.- 375 с. 7. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера.- М.: ФиС, 1982.- 239 с. 8. Решетень И.Н. Проективные системы требований к специалистам по физической культуре и спорту. /2-я Всесоюзн. на-учно-практ. конф. -М.: ЩОЛИФК, 1983, с. 15-16. 9. Чичикин В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования.: Автореф. докт. дис. М., 1995. 10. Каунсилмен Дж. Наука о плавании. - М.: ФиС, 1971.- 431 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |