Abstract TOWARDS CLASSIFICATION OF INSTRUCTION'S METHODS Rachinsky G. P., Ph. D. Ku.zm.in V. S., Honoured Worker of physical culture in Russia, Honoured Couch of Russia, lecturer Ulyanovsk state I. N. Ulyanov pedagogical university, Ulyanovsk Key words: pedagogics, methods of teaching, classification, system, structure, modeling, physical culture and sport. To represent the new version of the instructing methods' classification was the aim of this paper. The offered classification includes four groups of methods placed according the degree of their generalization depended on the goal function of each group. All groups of methods must be functioning in any lesson because every group has its own aim. As to the priority of groups or the separate methods, it depends on the concrete didactic situation purposes, tasks, content of the material, means, forms of instruction and etc.
|
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Кандидат
педагогических наук, доцент Г.П. Рачинский Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова Ключевые слова: педагогика, методы обучения, классификация, система, структура, моделирование, физическая культура и спорт. Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет. В 30-е годы была разработана и внедрена в практику классификация по источникам подачи и восприятия знаний [10, 14]. Затем развивается классификация методов обучения по исследовательско-поисковому началу, которая к настоящему времени получила широкое признание [9, 17]. В 50-е годы на основе работ психологов и педагогов [5-8, 13, 16] разрабатываются методы обучения с учетом психологических операций и логики познания. Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения - содержание и логическая структура учебного материала - принципы и средства обучения - преподаватель - обучающийся - методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и т.д.). В последнее время успешно развиваются и внедряются в жизнь методы изучения логической структуры учебного материала. Как известно, содержание учебного материала состоит из фактов, понятий, причинно-следственных связей, теорий и мировоззренческих идей. Предусматривается несколько типов построения этих элементов в учебном материале. Первый тип - бесструктурный, т.е. элементы содержания учебного материала представлены без видимых связей, хотя возможна вербальная констатация этих связей. Второй тип - структурно-статический, когда элементы обобщены на основе аддитивных (суммарных) связей. Третий тип - системно-структурный, в котором элементы целенаправленно показаны в генетических связях. Содержание учебного материала представляет собой систему элементов, генетически взаимосвязанных сквозной научной идеей (теорией, концепцией). Применяемые методы зависят от типа структуры содержания материала. Так, при изучении элементов-предметов, не связанных между собой и показанных в тексте статически, используют конкретно-научные методы и приемы при помощи описания, измерений повторов, опытов с целью изучения свойств элементов, не ставя цели познания связей и развития. Поэтому такие конкретно-научные методы изучения можно назвать поэлементными методами изучения статики объектов. Если же в содержание учебного материала включаются предметы, обобщенные в совокупности на основе суммарных связей (например, химические классы веществ или классификация физических упражнений), отражающих статику предметов, но в совокупностях, то должен применяться структурно-статический метод изучения. Учебный материал, построенный в виде цельной системы взаимосвязанных и развивающихся элементов, должен изучаться при помощи системно-структурного метода, или метода системного анализа, так как при этом изучаются структура (статика) и система (динамика) . Здесь не только отражены элементы, связи, структуры, но, что наиболее важно, показано развитие каждого элемента в системах разного ранга, которые отражаются в структурах. Весь учебный материал объединен общей сквозной научной идеей, или теорией, в единую научную картину мира. Классификация методов обучения
Таким образом, в настоящее время предлагаются классификации методов на следующих основаниях: 1. По источнику информации с учетом формы обучения. 2. По характеру поисковой деятельности. 3. По логике обучения (по использованию логико-психологических операций). 4. По логической структуре содержания учебного материала. В 1985г. Ю.К. Бабанский [2] предложил универсальную классификацию, рассчитанную на все учебные ситуации. Ее методологическое основание - целостный деятельностный подход. Она вобрала в себя классификации, учитывающие мотивацию, источники, поисковые начала, форму обучения, логику изучения, контроль и самоконтроль. В целом это наиболее конструктивная классификация, но и она требует совершенствования, так как не включает в себя системно-структурных методов, т.е. не учитывает логической структуры учебного материала, а также не показывает соподчиненности основных групп методов. С учетом этих коррекций в таблице представлена классификация методов обучения. В эту классификацию включены четыре группы методов, расположенные по степени обобщенности, зависящей от целевой функциональности каждой группы. При обучении на любом занятии должны быть задействованы все группы методов, но в комплексе и синхронно, так как каждая группа имеет свою целевую функциональность. Что касается приоритета групп или отдельных методов, то здесь их выбор зависит от конкретной дидактической ситуации (целей, задач, содержания материала, средств, форм и т.д.). Наиболее общая группа по функциональности - это группа источниковых методов. В теории физического воспитания ей посвящены труды В.В. Белиновича, В.Д. Мазничен-ко, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, С.В. Янаниса и др. [3, 11, 12, 15, 18]. Выбор отдельных методов из этой группы зависит от принципов и форм обучения, которые предопределяются целями обучения и рассчитаны на усвоение только тех знаний, умений, навыков и мировоззренческих идей, которые заданы программой через определенные формы обучения. Поэтому после выбора той или иной подгруппы методов (словесных, наглядных или практических) необходимо запрограммировать уровень усвоения и определить подгруппы поисковых методов, а затем и отдельные методы. Следующий этап выбора методов зависит от логической структуры содержания учебного материала. Каково содержание - таков и метод. Если при этом обнаружится, что учебный материал имеет лишь формально-структурное строение, а цель обучения - систематизация знаний, возникает дополнительная задача: при помощи метода системного анализа усвоить учебный материал не только в статике, но и в динамике. На четвертом этапе необходимо определить логические операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) и добиваться намеченных целей. Системно-структурный подход широко и успешно применяется в методике преподавания теории физического воспитания, а также в практике спорта, а именно: в построении системы многолетней подготовки спортсменов, в построении методики обучения двигательным действиям, в построении системы физической и технической подготовки спортсменов, в построении классификации движений в различных видах спорта и т.д. [1,3, 11, 12, 15, 18]. Такой путь усвоения учебного материала и методов обучения необходим преподавателям физического воспитания в средних и высших учебных заведениях, тренерам спортивных школ и секций. Он способствует формированию системного и моделирующего подходов при формировании профессиональных знаний и умений специалистов по физической культуре. Литература 1. Ашмарш Б.А. Особенности обучения в физическом воспитании. - В кн.: Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.:ФиС, 1979. 2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. 3. Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1958. 4. Вылмпский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.:АПН, 1960. 5. Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения. - В сб.: Новые исследования в педагогических науках. Вып. IX. М" 1965. 6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. 7. Данилов М.А. О системе принципов обучения //Советская педагогика, 1950, №4. 8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.:АПН, 1959. 9. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.:3нание, 1974. 10. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1950. 11. Мазниченко В.Д. Обучение движениям (двигательным действиям) . - В кн.: Теория и методика физического воспитания, т. 1. - М.: ФиС, 1981. 12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. 13. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Просвещение, 1982. 14. Перовский Е.И. Устная проверка знаний учащихся. - М.: АПН, 1955. 15. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. 16. Рубинштейн С.Л. Мысли о психологии /Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1940, т. XXXIV. 17. Скаткин М.Н. //Советская педагогика, 1950, № 1. 18. Янанис С.В. Основы обучения движениям. - В кн.: Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 1974. Поступила в редакцию 10.04.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|