ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТЕ


Abstract

FINISH IN SPORTS SWIMMING: PEDAGOGICAL ASPECT

Parfyonov V.A. Dr. Hab., professor,
Ukrainian state university of
  physical education and sport, Kiev

Parfyonova L. V., Ph. D., lecturer,
Kiev state flying school, Kiev

Parfyonov A. V., Ph. D., lecturer,
Moscow engineering school, Moscow

Key words: sports swimming, finishing, methods of instructing.

This study was undertaken to substantiate the pattern of instructing in finishing when sports swimming. The authors consider the finishing as the behavioral act of the autonomous content, arising under the influence of the inner motives and the outward information. Basing on this conception, they offer the methodical system of instructing in the sports swimming finishing that allows to improve significantly the sport results of athletes after 4 - 4,5 months of the goal - directed training.

The elaborated methods can be used in other kinds of sport.


ФИНИШ В СПОРТИВНОМ ПЛАВАНИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег

Доктор педагогических наук, профессор В.А. Парфенов
Украинский государственный университет физического воспитания и спорта, Киев

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Парфенова
Киевское государственное летное училище, Киев

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Парфенов
Московское инженерное училище, Москва

Ключевые слова: спортивное плавание, финиш, методика обучения

При разработке методики обучения и последующего совершенствования мастерства пловцов при выполнении финиша следует ориентироваться на систему приоритетных ориентиров, обеспечивающих их подготовку в этом компоненте соревновательной деятельности.

Психомоторные проявления и энергетическое обеспечение финиша во временном и метрическом масштабах. Принципиальная логика методической разработки финиша предусматривает условное его выделение с последующей "сборкой" в целостное плавание.

Эта процедура диктуется необходимостью концентрировать внимание пловцов на решении ряда методических задач и своевременном устранении ошибок, возникающих в процессе работы.

Рассматривая финиш как поведенческий акт автономного содержания, возникающий под влиянием внутренних побуждений и внешней информации, необходимо учитывать и реализовать следующие психолого-педагогические действия:

1. Перед выполнением финиша необходимо предвосхитить и осмыслить все действия, которые предстоит выполнить пловцу в зоне финиша с учетом временных и метрических параметров.

2. Целенаправленные действия должны выполняться на основе спрограммированной модели с предвидением конечного результата и его осмысливанием в процессе исполнения и возможным сопоставлением с планом.

3. В процессе реализации должны быть предусмотрены самоконтроль и оценка в решении планируемых и реализуемых двигательных действий.

Приоритетным ориентиром, обеспечивающим суперработу пловца в финишной зоне, является выносливость, базирующаяся на представлениях о мощности (N) и емкости (Е) энергетических механизмов. При выполнении финиша оказываются задействованы все механизмы, проявляемые в суммарном исчислении. Поэтому важно практически развивать каждый механизм с учетом тренированности и подготовленности пловца, чтобы получить большее их проявление в сумме, ориентируясь на следующие временные и метрические параметры (см. таблицу).

Упражнения, выполняемые на суше. Пробегание дистанции 200-250 м (что соответствует по времени 50 м в плавании) с ускорением в зоне финиша (10-20 м) 8-10 с. Этот принцип должен учитываться и для других дистанций в плавании.

В воде. Плавание в полной координации, плавание с помощью движений одними руками или одними ногами. При финишировании следует увеличивать скорость, темп движений до максимально возможного, но не сокращая "шаг". Выполняя финиш, следует удерживать все технические параметры в сознании, выполняя все плавательные движения осмысленно и самоконтролируя их.

Скорость имеет первостепенное значение в финишной зоне.

Лимитирующие процессы Основные субстраты Индекс режима 1,м с, мин, ч
КФК-реакция на миофи-бриллах КФ цитоплазмы N
Е
10 19 3,9с 8
КФК-реакция в клетке Анаэробный углеводный ресинтез АТФ КФ цитоплазмы Гликоген мышц N
Е
38

75

17 36
Анаэробный углеводный ресинтез АТФ (гликолиз) Гликоген мышц N
Е
150 300 1,3 мин 2,8
Анаэробный и аэробный углеводный ресинтез АТФ Гликоген мышц N
Е
600 1200 5,9 12
Аэробное фосфорили-рование (углеводный ресинтез АТФ) Гликоген мышц в печени N
Е
2400 4800 25 52

Наряду с биомеханическими и физиологическими факторами на скорость оказывают влияние:

темп движений, частота, ритм, длина "шага", "сцепление", движение по инерции, умение расслаблять мгновенно мышцы после выполнения рабочих движений. Все эти факторы находятся в определенной взаимозависимости и их развитие и совершенствование должны находиться в поле зрения спортсменов и тренеров.

На проявление скоростных показателей влияет также умение пловца закрепить в сознании и реализовать в практике двигательную установку с целевой предназначенностью. При этом важнейшее значение приобретают психологическая подготовка пловца, умение тренера нацелить его на работу запредельной интенсивности. Выполняемая пловцом работа в морфофункциональной сфере вызывает глобальные перестройки на центрально-нервном, физиологическом и биохимическом уровнях. Это обусловливает необходимость предварительной подготовительной работы с целевой предназначенностью задач. Сам процесс формирования скоростных показателей занимает гораздо больше времени, чем, предположим, развитие силовых показателей.

В итоге формирование скоростных структур по времени занимает не менее 4-4,5 месяца.

В практической реализации формирование взаимоотношений между мощностью развиваемых усилий и длиной "шага" приобретает особое значение. При этом возрастание темпа движений не должно влиять на укорочение "шага". Интенсификация скоростных и силовых проявлений смещается в финишную зону.

Чем выше у пловца будут показатели абсолютной силы при одноразовом исполнении, тем выше они окажутся и при многократном проявлении. Для этого необходимо выполнять специализированную многогранную работу с преимущественной направленностью на развитие максимально силового, взрывного скоростного компонентов и силовой выносливости. Проявление силовых показателей в финишной зоне следует рассматривать через призму временных и метрических параметров, т.е. как мощность развиваемых усилий.

Циклический характер совершаемых плавательных движений обусловливает чередование максимальных напряжений с расслаблением мышц в нерабочих фазах. Эффективность рабочих движений обеспечивается благодаря сократительным функциям мышц.

Суперработа, которая должна быть выполнена пловцом, ведет к глубинным изменениям во всех системах, в том числе и мышечных группах, поэтому важнейшим условием является предвидение умения расслаблять мышцы после выполнения рабочих движений.

Для развития силовых показателей рекомендуется выполнять следующие упражнения.

На суше. Лежа на подкатывающейся тележке или на других тренажерных устройствах, позволяющих выполнять имитационные движения с силовой направленностью, их следует делать в режиме тренируемой дистанции. Возрастание темпа, изменение ритма движений смещаются к концу выполняемых программ. Тренирующий эффект должен достигаться за счет не только преодоления сопротивления, но и ускорения выполняемых движений и количества повторений.

В воде. Плавание в полной координации, плавание одними руками или одними ногами. Плавание на привязи с амортизатором. Плавание в ластах. Все упражнения следует выполнять с учетом временных и метрических параметров финишной зоны тренируемой дистанции. Темп, ритм, изменение в прилагаемых усилиях - все смещается в зону предполагаемого финиша. Вхождение в финишную зону должно быть плавным, возрастание скорости постепенным. Все движения должны выполняться осознанно, контролироваться осмысленно и постоянно сопоставляться с эталоном.

При выполнении финиша определенное значение приобретают координационные способности и их развитие в связи с интенсификацией работы, увеличением темпа плавательных движений. Для формирования новых связей и повышения координационных способностей рекомендуется выполнять следующие упражнения.

На суше. Различные гимнастические упражнения на снарядах и без них. Создание различных игровых ситуаций в баскетболе, гандболе, футболе.

В воде. Плавание в соревновательном режиме, плавание с изменением направления, плавание с выполнением кульбитов, переворотов и тд. Плавание с отягощениями. Плавание в ластах, с лопатками, с грузилами, тормозными устройствами. При выполнении всех этих упражнений необходимо четко фиксировать в сознании и осмысливать структуру движений.

При выполнении финиша как в условиях тренировочного процесса, так и в процессе соревнований необходим контроль со стороны тренера за временными параметрами. Осуществляется он следующим образом. В индивидуальном порядке определяется финишное пространство для каждого пловца, а затем такое же пространство определяется на расстоянии удаления от старта в 12-13 м (чтобы не сказывалось влияние старта). Затем на соревнованиях регистрируются их временные показатели (первого и второго участка). Эти данные становятся исходными ориентирами в тренировочном процессе пловцов. Теперь перед пловцом ставятся задачи с ориентацией на временные показатели первого участка: проплыть с такой же скоростью или на 0,1-0,2 с выше и финишный участок. При проплывании длинных дистанций контролируются и промежуточные участки, чтобы не было падения скорости плавания.

Проведенные исследования дают основание утверждать, что целенаправленная подготовка пловцов в выполнении финиша в течение 4-4,5 мес. (январь - апрель) приводит к улучшению результатов в плавании вольным стилем соответственно на дистанциях: 50 м - 0,3 с; 100 м - 1,31 с; 200 м - 2,11 с, что подтверждается актом внедрения.

При этом чем выше спортивный результат пловца и чем значительнее показатели его в финишной зоне, тем содержательнее вклад финиша в соревновательную деятельность. Одновременно происходит и увеличение финишного пространства. Если в начальном периоде подготовки оно может равняться 5-6 м, то в дальнейшем возрастает до 17-22 м. Все эти параметры несколько ниже у женщин в силу более низких скоростных показателей.

Изложенные в статье организационно-психологические и физиолого-педагогические подходы к финишной подготовке в плавании могут быть взяты на вооружение и в других видах спорта. При этом тренеры и спортсмены должны соответственно скорректировать временные и метрические параметры к определенному виду спорта.

Поступила в редакцию 24.10.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!