Abstract SOCIO-EDUCA TIONAL MONITORING OF THE INDEXES OF PHYSICAL ACTIVITY, HEALTH STATE AND SCHOOLCHILDREN CULTURAL DEVELOPMENT A.G. Komkov, Ph. d., Saint-Petersburg research institute of physical culture Key words: scboolchildren, health, culture, activity, physical education, life style, socialization, monitoring. The aim of the investigation was to analyse the problem of increasing the level of school-aged children's physical activity on the basis of using the socio-educational monitoring data, characterizing the correlation of psycho-social health, behavior and the pupil's attitude to physical culture. Physical activity is defined as a versatile phenomenon with a hierarchy complex of qualitatively different properties, processes and states, manifested in their development. The conditions of schoolchildren vital functions are considered from the point of view of the optimum combination of the elements of social infrastructure and pedagogical system. The basic method of investigation is a mass sociological questioinnairing in schoolchildren. The realization of the given approach is carried out of within the limits of the participation in the international project "Health Behavior in School-Aged . Children" that is accomplished under the aegis of the World Health Organization. There has created especial informative system, containing the data base of the sociological questionnairing of 110 thousand schoolchildren from different countries of Western and Eastern Europe, as well as Israel and Canada.
|
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ Кандидат
педагогических наук, старший научный сотрудник
А.Г. Комков Ключевые слова: школьники, здоровье, культура, активность, физическое образование, стиль жизни, социализация, мониторинг. Введение. Нестабильная экономическая обстановка и как следствие снижение жизненного уровня населения, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение детей, возможности их жизнеобеспечения, развития и социализации [22], рост стоимости жизни привел к резкому снижению культуры людей в отношении здоровья [14]. Положение детей в России с социальной точки зрения характеризуется тем, что разрушается система оздоровительного отдыха, детского спорта, дошкольного воспитания, снижается качество образования, наметились негативные тенденции в социальной сфере [24]. В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей и молодежи ухудшилось. В соответствии с вышеизложенным необходимо более полно использовать возможности, которыми располагает система физического образования для решения задач укрепления здоровья, улучшения двигательной подготовленности и воспитания здорового стиля жизни у школьников. Предмет "физическая культура" в школе органически включен в общую систему образования детей, установлена его ценность для личности и общества, а также воспитательное, образовательное, оздоровительное и общекультурное значение [5]. Вместе с тем это единственная учебная дисциплина, которая формирует у учащихся грамотное отношение к себе, своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, потребности в укреплении здоровья [20]. Приоритетными в совершенствовании системы физического образования являются направления, связанные с применением таких форм и методов обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формирует ценностное отношение детей и молодежи к средствам физической культуры [1]. Деятельностный подход к формированию физической культуры, основанный на идеях развития личности, на самоопределении в творческом овладении способами физкультурно-спортивной деятельности, должен быть рассмотрен как один из основных в переосмыслении цели, задач, сущности содержания школьной физической культуры [13]. На основании научных данных о психофизическом состоянии, социальной активности школьников создаются различные варианты учебных программ, более целенаправленно планируется учебный процесс по физическому воспитанию, используются различные пути повышения его эффективности [8, 12, 18 и др.]. Между тем есть основания полагать, что успех формирования у школьников положительного отношения к определенным видам занятий физической культурой и спортом во многом зависит от правильного взаимодействия организованного воспитания и влияния социальной среды [10]. В современных условиях изучаются типичные для учащихся стратегии понимания здорового стиля жизни, их представления о собственном здоровье, доминирующие у них в школе психические состояния, мотивационные и смысловые основания образовательной деятельности школьников [25]. Исследования позволяют зафиксировать связь между изменениями в со-циокультурной среде, в деятельности школы и формирующимся социальным типом молодого человека на этапе завершения школьного образования [9]. Основными направлениями исследований по данной проблеме в отечественной и зарубежной науке являются: 1) развитие методик измерения физической активности (количественные показатели характера, объема и интенсивности); 2) оценка физической подготовленности и ее взаимосвязь с состоянием здоровья, культурным развитием; 3) изучение эффекта различных видов физической активности; 4) анализ уровня физической активности различных возрастных групп; 5) изучение особенностей формирования физической активности и ее влияния на здоровье; 6) разработка новых методик проведения занятий физическими упражнениями с детьми; 7) изучение диагностической и прогностической роли тестирующих упражнений для детей; 8) создание национальных баз данных о здоровье, физической активности и двигательной подготовленности детей. Постановка проблемы. Изучение человека, начиная с философской антропологии и кончая психологией и педагогикой, позволяет увидеть, что он является не плоским, одномерным, чисто природным или чисто социальным существом и не двусторонней биосоциальной, а трехсторонней - биосоциокультурной системой [II]. Активность человека характеризует не всякая деятельность, а лишь такая, которая обусловлена внутренними причинами, направлена не только на сохранение, но и на совершенствование системы, элементом которой является личность. Она выражается как качественной, так и количественной стороной деятельности. Основанием для постановки проблемы является сложившееся в сфере образования противоречие, связанное с тем, что не всегда учитываются особенности поведения детей, самооценка ими своего социального, физического и психического здоровья, отношение к физической культуре. Поскольку физическая активность рассматривается нами с позиций ее взаимосвязи с факторами здоровья и культурного развития, мы остановились на решении проблемы в трех аспектах: социальном, физическом и психическом. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде, физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальная культура - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Физическая культура - процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической, телесной природы. Психическая культура - психическая характеристика личности человека, она образуется из определенных свойств личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Социальная активность - это сознательная деятельность, ориентированная на формирование социальных качеств личности, на преобразование объективных социальных условий, характеристика деятельности, отражающая степень реализации и развития социальных возможностей человека. Физическая активность - это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей. Психическая активность - организация психической деятельности человека в соответствии с потребностями социального взаимодействия и приспособления к условиям окружающей среды. Условия жизнедеятельности школьников в социально-педагогическом аспекте необходимо рассматривать с позиции оптимального сочетания элементов социальной инфраструктуры и педагогической системы. Социальная инфраструктура - материально-технические, социально-организованные и культурно-бытовые факторы жизнедеятельности. Педагогическая система включает в себя следующие взаимосвязанные элементы: учащихся, цели обучения и воспитания, содержание образования, дидактические процессы, учителей, организационные формы. Приведенная классификация соотношения понятий, естественно, не является полной и единственно возможной. Исходя из положенного в ее основу принципа классифицирования, выводимого из общих теоретических понятий и связанных с ними представлений, эта классификация является рабочей, положенной в основу конкретизации и систематизации показателей оценки процесса формирования и результативности физической активности. В то же время рассматриваемые проблемы не только важны с описательной, объясняющей и систематизирующей точки зрения, но и значимы в диагностическом, прогностическом плане. Методы. Проведение обследований школьников, связанных с различными аспектами оценки их физического состояния, достаточно широко используется как в практике работы школ, так и для решения научных задач. В то же время особенно актуальным представляется нам проведение анализа отношения детей и молодежи к физической культуре и их деятельности, направленной на физическое совершенствование и укрепление здоровья. Использование социологических методов исследования - один из путей, позволяющих решать задачи оценки эффективности существующей системы физического воспитания детей и разработки современных подходов к ее совершенствованию. Стандартный в своей основе цикл социологических исследований дает возможность сопоставлять результаты при их повторном выполнении. Основным методом исследования является массовый социологический опрос школьников. Отправным пунктом для социологической интерпретации здоровья считается определение, принятое ВОЗ: здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов [21]. В процессе работы над проблемой использован отечественный опыт разработки концепции физической активности человека [2], а также результаты исследования факторов формирования физической культуры и здорового образа жизни школьников [4, 6]. Представляет значительный интерес проведение международных и межрегиональных социологических исследований, цель которых - выявление общего и специфического в социальных процессах и явлениях, а также панельных повторных исследований, проводимых по единой программе с использованием единой методики и процедур анализа данных. Реализация указанного подхода осуществляется в условиях участия в международном проекте Health Behavior in School-Aged Children (HBSC), проводимого под эгидой ВОЗ и Европейского регионального бюро ВОЗ. Участие в разработке стандартной версии анкеты для проведения социологического опроса по данной программе дает возможность использовать научный опыт зарубежных стран в решении научно-прикладных проблем укрепления здоровья детей школьного возраста и применения в этих целях методов социологической и поведенческой науки. Процедура и организация международного обследования школьников регламентирована специальным исследовательским протоколом [26]. Массовые обследования школьников по программе HBSC нацелены на изучение аспектов стиля жизни и поведения, связанного с укреплением здоровья в контексте деятельности детей и молодежи. В исследовании приняли участие школьники 10-15 лет 24 стран и регионов Европы, Израиля и Канады, результаты опубликованы в официальном издании ВОЗ [30]. В России было опрошено 4059 учащихся 5-11-х классов школ Санкт-Петербурга. Информационная система, содержащая базу данных социологического опроса 110 тысяч школьников различных стран, позволяет проводить многоаспектный анализ социально-педагогических условий формирования физической активности учащихся различного возраста. Результаты. В качестве иллюстрации полученных результатов целесообразно привести сравнительные данные, характеризующие уровень физической активности школьников различных стран по показателю продолжительности занятий физическими упражнениями в свободное от учебного процесса в школе время в течение недели (табл. 1). В табл. 2-5 приводятся выборочные данные по ограниченному количеству участвовавших в исследовании стран, представляющих интерес для анализа по социально-экономическим и географическим признакам (в табл. 1 они выделены знаком "*"). В набор обобщенных показателей взаимосвязи физических и психических компонентов развития школьников, их социализации вошли наиболее значимые составляющие их жизнедеятельности (состояние,условия, поведение, взаимоотношения). Данные характеристики, с учетом современных концепций развития личности ребенка [23], подразделяются на следующие основные элементы: самооценка (физическое, психическое, социальное здоровье); влияние среды (семья, школа, социально-педагогические факторы); активность (мотивация, достижения, учеба, досуг, вредные привычки); общение (с родителями, учителями, сверстниками). Некоторые показатели самооценки школьниками состояния своего здоровья представлены в табл. 2 (физическое), 3 (психическое), 4 (социальное). Немаловажное значение имеет желание школьников изменить свою фигуру [7]. При формировании здорового образа жизни детей школьного возраста используются социально-психологические механизмы, которые лежат в основе социальной поддержки через средства массовой коммуникации и посредством личных контактов [З]. В табл. 5 содержатся данные о продолжительности просмотра детьми телевизионных передач. Таблица 1. Фактический уровень физической активности школьников (в %, п= 110303 чел.)
Таблица 2. Школьники, которые считают себя вполне здоровыми (в %)
Таблица 3. Школьники, которые считают себя вполне удовлетворенными жизнью (в % ]
Таблица 4. Школьники, которые удовлетворены своими школьными достижениями (в %)
Таблица 5. Школьники, которые смотрят телевизор 4 ч и более в день (в %)
Обсуждение. Педагогическая диагностика предполагает применение актуализированных воздействий на отдельные половозрастные группы учащихся по результатам исследования учебного процесса физического воспитания, изучения условий и эффективности с целью его оптимизации и обоснования роли для общества. Применяемая в рамках педагогической ди-агностики оценочная деятельность представляет собой дифференцированный и взаимосвязанный процесс, обусловленный влиянием институциональных, личных и ситуативных факторов. Среди задач использования диагностических методов целесообразно выделить ориентацию на совершенствование объективной оценки совместной работы педагогов в направлении укрепления здоровья и формирования культуры личности школьника, атакже общественно значимой функции - повышения уровня физической активности. Известно, что важность социального прогнозирования, одним из компонентов которого является прогноз здоровья, культуры и активности школьников, не сводится только к интерпретации возможных проблем определения соотношения необходимых и случайных тенденций. Прогнозирование уровня физической активности детей школьного возраста может оказывать определенное влияние на процесс совершенствования системы физического образования. Оно выступает как эффективное средство влияния на деятельность специалистов физической культуры, работающих с детьми, атакже на управленческий персонал, который принимает решения о содержании программ физического образования школьников. Важнейшее значение для совершенствования физического воспитания приобретает применение социально-педагогического мониторинга, под которым понимается форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах и социальной инфраструктуре, обеспечивающей непрерывное слежение за учебным процессом и условиями жизнедеятельности, а также дающей возможность прогноза их развития. Сравнение оценочных суждений представляет собой получение объективной информации об исследуемом процессе с позиции выделения общего, характерного для международного сообщества, и специфического, присущего конкретному региону. Высокоразвитая техника, компьютеризация и информационные технологии, содействующие благосостоянию людей, приводят к неожиданному побочному эффекту: физическая акселерация обгоняет развитие духовной сферы, что способствует деградации человека [19]. Иными словами, социальное развитие не успевает за физическим развитием школьников. Это сказывается в снижении у школьников уровня удовлетворенности жизнью и самооценки здоровья. В соответствии с указанным изменяется социальная направленность физического образования (как основного, так и дополнительного), которое в современных условиях должно иметь интегративный характер. В контексте изучения социального поведения школьников существует необходимость многопрофильного анализа особенностей самоуправления и самосовершенствования, выявления возможностей для реализации основных целей образования (воспитания, обучения, развития) в сфере формирования физической культуры личности. Условия жизнедеятельности детей и молодежи (обучение в школе, проживание в семье, организация досуга) и их воздействие на уровень физической активности предполагают изменение показателей здоровья школьников. Изучение вопроса о том, каким образом школьник овладевает функциями управления собственной деятельностью, и в частности своим физическим совершенствованием, приводит к понятию интериоризации социальных отношений, в которые учащийся вступает в процессе общения с родителями, учителями, сверстниками. Очевидно, что процесс перехода "от внешнего к внутреннему" - лишь одна сторона проблемы. Другая сторона - экстериоризация уже освоенных внутренних функций во внешней деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Таким образом, для формирования рациональной физической активности детей школьного возраста одинаково важны оба процесса - интериоризации и экстериоризации. В рассматриваемом случае важнейшее значение имеет социальная активность школьника, когда, включаясь во взаимодействие со сверстниками, учителями, родителями, другими социальными агентами, он осваивает различные роли и функции, преобразует внешнее во внутреннее. Но, чтобы развивать внутренние функции (например, потребность в занятиях физическими упражнениями), он опять переходит от внутреннего к внешнему, вступая в активное межличностное взаимодействие. Заключение. Цикл исследований, проведенных сотрудниками сектора социально-педагогических проблем оздоровительной физической культуры СПб НИИФК в период с 1992 по 1997 год [25,26, 27, 28, 29, 30 и др.], позволил установить тенденцию снижения уровня физической активности школьников с возрастом, выявить детерминанты физической активности детей и их взаимосвязь с элементами образа жизни, разработать стандартизированную анкету для проведения массовых социологических опросов. Экспериментально апробирована методика изучения уровня физической активности, создана база данных, позволяющая использовать полученную научную информацию для анализа отношения школьников к физической культуре, изучения социально-педагогических условий формирования и оценки результативности физической активности детей. В результате исследования уточнено положение о том, что физическая активность как разновидность человеческой деятельности представляет собой многогранное явление со сложной иерархией качественно различных свойств, процессов, состояний, которые в своем функционировании, развитии проявляются системно. Создание структурно-функциональной модели, содержащей комплекс качественных и количественных детерминант физической активности детей школьного возраста, системное рассмотрение проблем формирования рациональной физической активности в прикладном смысле позволяет управлять действием конкретных социально-педагогических факторов в реальном процессе физического образования. Методика оценки уровня физической активности детей школьного возраста как элемента стиля жизни рассматривается в качестве диагностического и прогностического инструментария проблем оздоровления детей средствами физической культуры, а также изучения влияния на указанные процессы социальных и педагогических факторов. Перспективы дальнейшего использования разработанной методики массового социологического опроса школьников заключаются в регулярном его проведении на территории различных регионов в целях изучения динамики изменения уровня физической акгивности, состояния здоровья и показателей стиля жизни. Создание и использование научно-обоснованных методик социально-педагогической диагностики призвано оптимизировать процесс образования, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов. Изучение уровня физической активности детей школьного возраста, отработка технологии получения и использования комплексной научной информации предполагают разработку новых региональных программ физического образования детей. Стандартизация данной методики связана с использованием социально-педагогического мониторинга, предусматривающего проведение социологического опроса и объективной оценки физического состояния детей школьного возраста на основе тестирования. Литература 1. Бальсевчч В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры, 1995, № 4. 2. Бальсевчч В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоров'я, 1987. 3. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1994, № 9. 4. Виноградов П.А., Душонин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., 1996. 5. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Физическая культура // Физическая культура в школе, 1993, № 6. 6. Гендчн А.М., Майер Р.А., Сергеев М.И. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. - Новосибирск, 1989. 7. Головина Л.Л., Кокова Е.И., Копылов Ю.А. Структура мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, №3. 8. Жолдак В.И., Коротаева Н.В. Социология физической культуры и спорта. - М, 1994. 9. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Комитет по образованию Санкт-Петербурга, ГУПМ, СПб. 1995. 10. Ильин Е.П. От культуры физической - к культуре здоровья//Теория и практика физической культуры, 1994. №7. 11. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Изд-во СПб Гуманитарного Университета профсоюзов, 1996. 12. Кардялис К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников к физкультурно-спортивной деятельности: Докт. дис. - М., 1990. 13. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре / Уч. пособие для студентов, аспирантов и слушателей ФПР - М.: ГЦОЛИФК, 1992. 14. Кваша А.Я. Демографическое развитие России // Вестник Российской Академии наук, 1994, т.64, № 11. 15. Комков А.Г., Гуринович Е.Г., Зинчешо М.В., Ашпипов Г.Л. Физическая активность, здоровье и стиль жизни школьников / / В сб.: Физическая культура, спорт и здоровье нации. Материалы международного конгресса. СПб, Россия, 1996. 16. Комков А.Г. Научно-методические проблемы формирования физической активности школьников (социально-педагогический аспект) // В сб.: Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи. - СПб.:СПбНИИФК, 1996. 17. Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников // физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, №3. 18. Курдюков Б.Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры. Канд. дис., Краснодар, 1994. 19. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская.-СПб., 1996. 20. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. - М., 1992. 21. Матрос А.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. - Новосибирск: Изд-во РАМН, 1992. 22. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 38. 23. Развитие личности ребенка: Пер с англ./ Общ. ред. А.М. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. 24. Рыбинский Е.М. Положение детей в России // Педагогика, 1994, №6. 25. Социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы 90-х годов / Комитет по образованию Санкт-Петербурга, ЦПИ, СПб, 1995. 26. Health Behavior in School-Aged Children: A WHO Cross-National Survey. Research protocol for the 1993-94 Study. - Copenhagen, Denmark, 1993. 27. Komkov A.G., Antipov G.L., Gurinovich E.G. Physical Activity Levels of School-Aged Children in Saint-Petersburg // Current Research into Sport Sciences: an International Perspective. Plenum Press. New-York and London, 1996. 28. Komkov A.G., Kirillova E.G., Ball S.D. Assessment of Physical Activity Level in School-Aged Children and Effectiveness of Physical Education Curriculum // The Second Annual Congress of the European College of Sport Science. Abstracts I. Copenhagen, Denmark, 1997. 29. Komkov A.G., Rogozkin V.A., Gurinovich E.G., Varlachev G.K. Physical Activity and Health Behavior among Adolescents: Results from the St.Petersburg Youth Study. Physical Education and Sport'94//Wo rid Congress. Berlin, Germany, 1994. 30. The Health of Youth. A Cross-National Survey. - WHO Regional Publication, European Series No.69, Printed in Canada, 1996. Поступила в редакцию 24.12.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|