Abstract METHODOLOGY OF INFORMATIONAL AREA'S FORMING IN PHYSICAL EDUCATION O.V. Zhbankov, Ph.d., lecturer Moscow state N.E. Bauman technical university, Moscow Key words: pedagogical process, technology of teaching, realization of didactic processes, change of informational process's geometry, teaching environment, individualization of control. The aim of this paper was to expound the unfolded conception of the informational area's forming in the physical education at higher educational institutions, basing on computer technologies' realization. The author considers that this idea can be realized by using the educational area, functioning as a teaching environment. The computer pedagogics allows to make a teaching person to be an active participant of the educational process. It helps teacher to mark the individual trajectory of the student physical state's correction.
|
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Кандидат
педагогических наук, доцент О.В. Жбанков Ключевые слова: педагогический процесс, технология обучения, осуществление дидактических процессов, изменение геометрии информационного пространства, обучающая среда, индивидуализация контроля и управления. В физическом воспитании (ФВ), как и в любом педагогическом процессе, можно выделить исходное состояние, результат и процесс перехода от первого ко второму. Исходное состояние обучаемых, методы и средства обучения, позволяющие достигнуть результата обучения, определяют содержание технологии обучения. Технология неразрывно связана с формой действия процесса познания в обучении. Одна из важнейших проблем построения технологии ФВ в вузе - сформировать заинтересованное отношение студента к предмету, побудить интерес к возможности строительства здорового тела, формирования собственного здоровья в самом широком смысле этого понятия [1, 3, 7, 14]. Только при условии осознания обучающимся реальной возможности такого воздействия на собственный организм становится возможным эффективное решение частных двигательных задач, составляющих содержание любого учебного занятия. Более того, трансформация абстрактно сознаваемого содержания предмета ФВ в сознательно контролируемое двигательное действие может произойти лишь на основе актуализации этого осознания для конкретного обучаемого. Этот процесс невозможен без выполнения еще одного дидактического требования, вытекающего из принципа сознательности. Имеется в виду требование сознательности результата обучения [6, 12]. Несомненно, дидактическое требование сознательности должно быть безоговорочно распространено на результат не только процесса физического воспитания вообще, но и конкретного учебного занятия и даже конкретного двигательного задания. Только осознание результата собственной деятельности на всех этапах процесса физической активности способно пробудить и поддерживать внутренние действия, посредством которых содержание двигательного задания трансформируется в сознании студента в побудительный мотив к действию. Такой взгляд на использование принципа сознательности в ФВ актуализирует проблему информатизации этого процесса. Ведь традиционно данная проблема рассматривается педагогами через призму реализации дидактического принципа наглядности [6, 9, 13]. Проблема информатизации процессов ФВ решается в ходе разработки и реализации методологии построения информационного пространства (как учебной базы), позволяющего синтезировать новые методы организации учебно-тренировочного процесса. Методология информатизации процесса ФВ - самостоятельная область знаний. Она - результат творческого осмысления практической деятельности и представляется как органичная (весьма специфическая) часть педагогических методов ФВ. Построение ее возможно на базе методов ряда технических областей знаний (вычислительной техники, информатики, оптики), общей педагогики, психологии и других дисциплин, обеспечивающих реализацию качественно новых методов учебно-педагогической деятельности в ФВ. Эффективность использования новых технологий зависит от решения проблемы формирования информационного пространства (ИП), дающего возможность не только комплексно использовать различные методы автоматизированной обработки информации, но и эффективно реализовать важнейшие дидактические принципы и частные педагогические методики. По сути, речь идет о построении образовательного пространства. Взаимодействие технологий, использующих лишь различные средства обработки информации, не подкрепленные дидактической поддержкой, не может обеспечить достаточную эффективность. ИП процесса ФВ возникает тогда и существует до тех пор, пока функционирует система "педагог - обучаемый". Оно возникает в процессе деятельности этой системы, становится ее элементом и перестает существовать после ее разрушения (окончания учебного цикла) [2, 8]. Очевидно, что совокупность моделей знаний педагога, составляющая его интеллектуальный и профессиональный фонд (профессиональные знания, опыт и накопленные методические материалы), и обучаемого (общие знания и представления о предмете) имеет четко выраженную форму и может быть использована для получения других конструкций (учебных и тренировочных программ, специальных упражнений, технических средств обучения и контроля). Поэтому можно утверждать, что при использовании традиционных (бумажных) носителей информации совокупность профессиональных знаний педагога, с одной стороны, и ощущений, представлений и реакции на них обучаемого, с другой стороны, облеченные в некоторые формы взаимодействия, создают пространство с заранее определенной организацией-структурой (рис.1). Рис. 1. Структура
информационных отношений в процессе ФВ при
использовании традиционных средств обработки
информации. Применение новых технологий для обработки информации обусловливается в первую очередь изменением материально-технической базы процесса ФВ. Развитие материально-технической базы процесса создает условия для реализации иных (в данном случае автоматизированных) способов обработки и хранения информации. В процессе внедрения высоких информационных технологий (hightech) могут быть сформированы базы данных процесса ФВ на машиночитаемой основе. Рис. 2. Структура
информационных отношений в системе ФВ при
использовании методов компьютерной обработки
информации и магнитных или лазерных носителей. Базы данных процесса ФВ могут содержать различную информацию: учебную, методическую, медико-биологического характера, научную и т.п. Это основа формирования образовательного компонента, поднимающего смысловое значение предмета ФВ до уровня валеоло-гического образования [7]. Каждое направление образовательной информации может формироваться в виде самостоятельной базы данных со своей специфической структурой. Совокупность таких баз данных и методов их организации и обращения к ним определяет информационное пространство ФВ [8]. ИП процесса ФВ, определяемое совокупностью баз данных, может существовать и в форме традиционных документов, и в форме баз данных, записанных в память компьютера, и в форме баз знаний, и в комбинации этих форм. При этом радикально изменяется геометрия ИП - оно становится многомерным, объемным (рис. 2). В таком ИП принципиально возможно возникновение и существование сколь угодно большого количества связей, расширяющих обмен информацией в системе "педагог - обучающийся". Тем не менее качественные изменения в системе ФВ наступают лишь тогда, когда технические средства, реализуя более эффективные способы организации традиционных методов ведения процесса, позволяют сформировать новые формы и методы деятельности. Именно этот процесс может и должен привести педагога к трансформации ИП в пространство образовательное, обладающее функциями обучающей среды [8]. ИП процесса ФВ с функциями обучающей среды может быть использовано как для функционирования собственно процесса, так и для реализации отдельных функциональных систем ва-леологической направленности (неспецифические виды и формы оздоровительной физической активности, реабилитация функциональных возможностей систем организма средствами физической активности, реализация спортивных программ) . Задача педагога при этом состоит в создании системы сбора, обработки, хранения и использования информации об этапном, текущем и оперативном состоянии студента. В системе должна использоваться такая информация, которая по своему объему, структуре, модальности и форме предъявления была бы доступна для восприятия студента, понятна ему. Более того, именно ее отражение в сознании студента должно побуждать мотив к двигательному действию, направленному на "построение" собственного здоровья. Говоря системным языком, можно утверждать, что между базами данных и другими элементами системы ФВ существуют информационные связи (отношения), реализация которых влияет на эффективность функционирования всей системы. Обратим внимание на то, что эффективность функционирования системы ФВ, определяемая ее характеристиками и параметрами, зависит не только от таких показателей, как время получения первичной контрольной информации, время обращения к базе данных, время поиска информации в базе данных, объем базы данных и т.д. Важное значение имеют также выбор носителя информации, способ организации базы данных. Но главное - интеллектуальный уровень, алгоритм анализа содержания базы данных и форма предъявления пользователю (студенту). При традиционной организации процессов ФВ, ориентированных на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства такого воздействия выступают лишь возможности человека (личностные качества преподавателя), существуют определенные пределы эффективности функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности. Совокупность же компонентов, составляющих обучающую среду процесса ФВ, позволяет расширить возможность реализации дидактических принципов (наглядности, сознательности, непрерывности др.), активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогическую сторону процесса и тем самым оказывают решающее влияние на эффективность функционирования системы ФВ. Совершенно очевидно, что такая система может быть создана и эффективно функционирует только на базе комплексного педагогического контроля. При этом задачей этапного контроля (помимо традиционной оценки успеваемости в семестре) становится донесение до сознания студента информации о перманентном состоянии собственного организма. В настоящее время в качестве средств этапного контроля используются тесты, с помощью которых определяют уровни преимущественного развития отдельных физических качеств. В этом случае студенты ориентированы на достижение определенных нормативных показателей, соответствующих конкретному этапу обучения (академическому семестру). Такой подход не учитывает исходного уровня подготовленности отдельного студента и реакции его организма на физическую нагрузку, особенностей его ан-тропоморфологического типа и нервной организации, то есть не находят отражения именно индивидуальные особенности отдельной личности. К тому же тестирование дает возможность дифференцирование оценивать лишь отдельные качества, а не подготовленность и тем более - состояние в интегральном виде. Трудность заключается в многомногомерности результатов, получаемых в отдельных упражнениях [11, 14]. Использование различных таблиц для перевода разномерных результатов в баллы проблемы не решает. Применение информационных технологий позволяет коренным образом изменить ситуацию. Использование приведенного метода контроля не ориентирует студента на выполнение некоего, не всегда понятного и доступного норматива. Сравнение с гармоничной моделью реально зафиксированных результатов позволяет обучаемому увидеть истинный уровень состояния собственного организма и конкретные слабые места. То есть происходит дедуктивное сопоставление индивидуальности с набором неких общностей. Текущий контроль призван дополнить картину, обнажив и персонифицировав индивидуальные особенности реакции организма на физическую и психоэмоциональную нагрузку, полученную на конкретном занятии. Кроме того, полученная в ходе текущего контроля информация делает наглядной динамику восстановления функций в микроцикле (между занятиями), что создает предпосылки для формирования в сознании обучающегося ассоциативных связей между образовательной и практической сторонами процесса. Технологии, основанные на использовании средств и методов оперативного контроля, довершают формирование обучающей среды, позволяя реализовывать индивидуальные управляющие (корригирующие) режимы выполнения конкретных тренировочных программ в рамках учебного занятия. Здесь ведущее место отводится таким техническим средствам управления, как индивидуальные кардиолидирующие устройства и компьютерные программы - таймеры, в рамках которых реализуются индивидуальные режимы "круговых" комплексов. Задачи этапного и текущего контроля созвучны генеральным задачам ФВ высшей школы (адаптация к условиям учебы в вузе, создание функциональной базы для достижения общего и профессионального долголетия студента как биологической системы). Поэтому важно, чтобы педагог и студент получали информацию о состоянии основных систем и функций организма, определяющих степень адаптации к условиям учебной деятельности и социально-бытовой среды. К таковым, по нашему мнению, следует отнести: - опорно-двигательный аппарат (уровни развития физических качеств, быстроты, силы, координации, гибкости); - системы энергообеспечения и кардио-рес-пираторная (различные виды выносливости); - психофизическая функция (способность реализации наличного двигательного и интеллектуального потенциала). Очевидно, что творческое применение возможностей информационных технологий при получении, обработке, хранении и использовании такой контрольной и управляющей информации позволит радикально изменить организацию процесса ФВ. Обратим внимание на то, что представляется здесь принципиальным. Накопление и оперативное использование больших массивов информации о физическом, психофизическом и адаптационном состоянии студентов позволяет создавать модели этих состояний, характеризующие различные стадии адаптированное™ к условиям внешней среды. Именно подобные семантические модели наряду с реальными данными становятся для педагога ориентирами в оценке динамики этих состояний, то есть, по сути, успеваемости. Таким образом, у педагога появляется возможность отказаться от пресловутых нормативов. Успеваемость студента при таком подходе может быть оценена на индивидуальной основе, по степени усвоения им корригирующих воздействий преподавателя. Построение процесса ФВ на базе информационных технологий - суть проблема формирования ИП ФВ, обладающего функциями обучающей среды. Решение этой проблемы позволяет педагогу организовать направленное воздействие на рефлекторные механизмы студента, активизировать их, что закладывает основы подлинной индивидуализации процесса, поднимает его на иной качественный уровень. Литература 1. Бокуть Б.В., Сокорева С.И. и др. Вузовское обучение:. Пробл. активизации. - Минск: Университетское, 1988. - 94 с. 2. Вербицкий А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе //Советская педагогика, 1986, с. 75-78. 3. Годик М.А., Тимошкин В.Н. Исследование двигательной активности студентов с помощью компьютерной экспертизы // Теория и практика физической культуры, 1990, № 2, с. 32-33. 4. Зайцева В.В. и др. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре для женщин с избыточной массой тела // Теория и практика физической культуры, 1995, № 4. 5. Зациорский В.М., Бондаревский Е.Я., Петросян А.Н. Спортивная метрология. Проблема оценки спортивных достижений. М.: ГЦОЛИФК, 1975. - 86 с. 6. Леонтьев А.И., Галылер И.Н. П.Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение. - Л.: Педагогика, 1964. 7. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Теоретико-методологическое обоснование физического воспитания студентов //Теория и практика физической культуры, 1991, № 6, с. 9-12. 8. Меняев М.Ф. Компьютерная технология обучения: Учебн. пос. для препод. политехн. вузов. - М.: Изд-во МГТУ, 1991. - 69 с. 9. Михеев В.И. Всесоюзный семинар по методологическим проблемам: Проблемы психологии обучения и педагогики высшей школы //Вестник высшей школы, 1985, с. 33-34. 10. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высш. образов, в России, 1994, № 2, с. 45-50. 11. Протасова М.В., Артемова А.Б. О дифференцированной зачетной оценке по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы //Теория и практика физической культуры, 1988, №4, с. 14-15. 12. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 13. Садовников Е.С. Пути решения оздоровительных задач в процессе физического воспитания в вузе //Теория и практика физической культуры, 1989, № 4, с. 38-39. 14. Чоговадзе А.В., Рыжак М.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов //Теория и практика физической культуры, 1993, №7, с. 8-10. Поступила в редакцию 22.04.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|