|
"ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО - КТО?.." Кто-то из них, возможно, мечтал о лаврах заслуженных тренеров, кто-то - о научных и методических открытиях, кто-то - о громкой педагогической карьере. А оказались они все вместе в подмосковном Голицыно, в школе-интернате с, мягко говоря, нетривиальным наименованием - "для детей с нарушенным интеллектом". И ни для кого из них это не было крушением надежд. Они пришли сюда в поисках ответа на вопрос "Если не мы, то кто?" и однозначно нашли его. ... Нынче Олег работает плотником в своем родном интернате. Закончил Одинцовское ПТУ и вернулся "домой". Директор возражать не стал: парень прожил здесь восемь лет, вырос на глазах, так не гнать же его. В семью Олега никогда не тянуло: матери, оставившей его младенцем в роддоме, он был не нужен. Мальчишку перекидывали из одного детдома в другой, и в итоге он оказался в голицынской школе. В первое время хамил учителям, закатывал истерики - словом, нервы у парня расшатаны были донельзя. В обычной школе его выгоняли бы с уроков, таскали к директору. Но в голицынской школе такие "методы воспитания" отвергнуты раз и навсегда. Конечно, понянчиться с парнем пришлось немало, особенно учителю физкультуры Петру Григорьевичу Колодяжному. Зато сейчас Олег ходит за ним, как тень, и все время спрашивает: "Может, надо что-то сделать? Вы только скажите, я помогу". А в свободное время привычно идет в тренажерный зал, занимается с гантелями, "тягает" штангу... Да, школа здесь необычная. В перемену иду по коридору первого этажа. Мимо молнией проносится какое-то вихрастое существо и орет на бегу что есть силы. Я инстинктивно прижимаюсь к стене и зажимаю уши. Из двери учительской в этот момент выходят два заместителя директора - Людмила Николаевна Галаева (по учебной части) и Валерий Андреевич Житный (по воспитательной). Ну, думаю, сейчас кому-то попадет по первое число. Ничуть не бывало. Проводив взглядом визжащий "метеор", Валерий Андреевич улыбается и спрашивает: - Удивляетесь? Нигде такого не видели? А у нас в школе принцип: орешь - ори, бежишь - беги себе на здоровье, никто тебя не остановит. Только не круши ничего по дороге. Мы же понимаем: ребятам надо куда-то свою энергию девать, трудно в их возрасте чинно прогуливаться по коридору или стены подпирать. Пусть двигаются как можно больше. Мы даже упражнения специальные придумали, одно во всей школе прижилось. Показать? Он подзывает проходящую мимо девочку: - Света! Давай попрыгаем? Та сгибает руки, Валерий Андреевич подхватывает ее под локти, и девочка делает три легких и высоких прыжка. - У нас вся школа, от мала до велика, вот так прыгает, - говорит Житный. - Особенно малыши любят, и им ни один учитель, ни один старшеклассник не откажется помочь. А упражнение само по себе очень полезное: у прыгающего задействованы мышцы всего туловища - ног, груди, спины, плечевого пояса... Это в Житном заговорил уже бывший профессиональный спортсмен, один из сильнейших в прошлом фехтовальщиков страны. Почти тридцать лет он проработал тренером, шесть лет возглавлял молодежную команду СССР. Нынешний старший тренер сборной России по сабле Олег Глазов - его ученик. А здесь Валерий Андреевич подбрасывает вверх смеющуюся девчушку, и я не знаю, кто из них больше радуется - взрослый или ребенок. - Здоровье ребят для нас - на первом плане, - вступает в разговор Людмила Николаевна. - Почти все поступают в школу с какими-нибудь отклонениями, в медицинских картах - полный "набор": сколиоз, нарушения зрения, плоскостопие, последствия травм. "Профиль" нашего интерната вы знаете, так мы решили: в здоровом теле - здоровый ум. Если в умственном развитии наши воспитанники в чем-то отстают пока от своих сверстников (Так уж сложилась у них судьба!), то пусть хоть будут здоровыми, выносливыми, крепкими. Какими здесь растут ребята, я вижу на стенде чуть не во всю длину школьного коридора. Почетные грамоты, призы и медали, фотографии победителей. Ежегодно команда принимает участие в спартакиаде школ-интернатов области, в программе которой - одиннадцать видов спорта. Бассейна поблизости нет, но многие ребята хорошо плавают: несколько месяцев подряд учитель физкультуры Колодяжный возил их по субботам в бассейн в Наро-Фоминский район. У себя оборудовали площадки и тренажерный зал. "Физкультурный уклон" возник в Голицынском интернате не сам по себе. Решение внести коррективы в программу было принято пять лет назад на педсовете, а для того, чтобы осуществить его на практике, потребовалось сформировать коллектив единомышленников. И мне вспомнилось, как при первой встрече директор школы Анатолий Артемьевич Щербин сказал мне: "У нас каждый учитель - талант. Никого не могу выделить". Коллектив создавался долго, по крупицам. Людей случайных, по убеждению директора, в школе быть не должно. Да они и сами долго здесь не задерживались - ни педагоги, ни воспитатели, ни обслуживающий персонал. Те, что остались, сделали это по убеждению и по призванию. Физкультура в интернате - не "предмет", а образ жизни. На довольно обширной территории школы - лес, на полянах которого ребята с воспитателями проводят свободное время в шумных играх. Любой педагог школы готов (и умеет!) сыграть в лапту или в "казаков-разбой ников": недаром за плечами у "зама по воспитанию" - спортивно-педагогическое прошлое. Валерий Житных организовал для коллег практические семинары по подвижным играм, по простейшим физкультурным занятиям. Во всей школе во второй половине дня проводится "спортивный час", в старших классах по программе - три (вместо двух) урока физкультуры в неделю. Вспоминая все, что рассказыва ли мне мои собеседники в Голицынском интернате, я невольно задумываюсь над тем, с какими странностями порой сталкивает нас жизнь. Одни, с позволения сказать, "педагоги", спровадив портящих им "картину" учеников в спецшколу, вздыхают с облегчением: отвязались. Другие, вместо того чтобы формально "расписаться в приеме" (дескать, кормит государство - и ладно!), ломают голову над тем, как помочь таким ни в чем не виноватым детям встать на ноги в прямом и переносном смысле, вернуть их в общество. Нянчатся с ними за копеечные зарплаты, возвращают убежавших, уговаривают остаться. В интернате категорически запрещено повышать голос на учеников. Наверное, поэтому дети безо всякой боязни заходят в учительскую или в директорский кабинет, проказничают на переменах. Несколько лет назад здесь был сделан твердый выбор между введением железной дисциплины и созданием домашней атмосферы - в пользу второго пути. Каждого ребенка в интернате все взрослые знают по имени, знают, как он развит и на что способен. Тренеры-профессионалы, Житный, Колодяжный и их коллега Анатолий Николаевич Слугин, изучив возможности своих питомцев, разделили их на четыре группы. В первую входят наиболее развитые, двигательно одаренные. Они занимаются в школьных секциях, из них набирают участников команд интерната на районные и областные соревнования. Во второй и третьей группах упор делается на общефизической подготовке, на постепенном развитии физических качеств и спортивных навыков. Верх признания для кого-либо из ребят второй группы - приглашение на тренировку в секцию, а там, глядишь, и зачисление в сборную школы. В четвертой группе - самые слабые ребята, им доступны лишь упражнения лечебной физкультуры. Принцип разделения на группы действует в каждом классе, на каждом уроке физкультуры. Легко представить себе, сколько хлопот добавляется при этом учителю, но правило это - непреложно для всех. Валерий Житный пришел в интернат из большого спорта, закончив вдобавок пединститут, у Колодяжного и Слугина за плечами - высшее физкультурное образование, но в спортивной работе с ребятами от них не отстают и остальные педагоги. Воспитатель Алла Зайченкова зимой ходит со школьниками на лыжах, летом - в турпоходы, руководит секциями настольного тенниса, бильярда и шашек. А замдиректора по хозяйственной части Олег Михалапов минувшей зимой пригласил голицынских любителей лыжного спорта на организованные им "Рождественские гонки", где к лыжникам школы присоединились четыре десятка жителей поселка. У Олега Леонидовича задумка - сделать эти массовые (для Голицыно) состязания традиционными. Физическая культура, поставленная во главу "воспитательного угла", помогла "сместить акценты" и в сознании ребят. Еще несколько лет назад лидерами среди них были те, кто, скажем, нюхал клей или подворовывал по мелочам. А угнавший оставленный на улице велосипед или мотоцикл вообще ходил в героях! Теперь таких не понимают, над ними смеются. "Знаменитостью" становится тот, кто попал в сборную школы, завоевал медаль, чья фотография украшает школьный стенд. Я стою у стенда и всматриваюсь в лица ребят. Они разные: серьезные, улыбчивые, озорные, - но я не могу поверить, что это лица детей "с нарушенным интеллектом". Вот две чемпионки школы по легкой атлетике, почти взрослые девушки. Обе смотрят в объектив серьезно, почти торжественно, соответственно поводу для съемки. Чемпион школы и участник областных соревнований по шашкам. Обыкновенный милый парень, каких мы десятками встречаем на улицах. И так - на всем стенде. Кстати, о шашках. Это - повальное увлечение в интернате. В шашки играют команда на команду, класс на класс, неудача в первенстве школы воспринимается так же "горячо", как проигрыш любимой футбольной команды (болельщиков здесь, как вы понимаете, тоже хватает). И еще о шашках. Все имеющиеся в школе комплекты (по несколько в каждом классе) изготовлены руками ребят. Тут многое привыкли делать своими руками - и не только ребята. Никого не удивляло, когда директор и мужчины-учителя, закатав до колен тренировочные брюки, вместе со старшими учениками месили бетон для строительства спортзалов. Зато в Голицынской школе их три: игровой, тренажерный и лечебной физкультуры! Инвентарь зачастую собирается "с миру по нитке" и бережно хранится. И неважно, что пара лыж может оказаться разноцветной, важно, что лыжи (как, кстати, и коньки) есть у каждого без исключения ученика школы! Летом исполняется сорок лет существованию интерната в Голицыно. К юбилею директор мечтает открыть свой школьный стадион. Есть рабочие руки школьных энтузиастов, есть надежды на обещание Одинцовского департамента народного образования выделить на строительство пять миллионов (к сожалению, "старых") рублей, и на помощь фирм-меценатов. Впрочем, если эти надежды и не сбудутся, то все равно стадиону - быть, поскольку есть в Голицынской школе дружная команда единомышленников, которые на абстрактный вопрос "А кто поможет?" - конкретно отвечают: "Мы!". Татьяна КУЗИВ, пос. Голицыно - Москва На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |