Abstract FUNDAMENTALS OF YOUTH'S CONTINUOUS PHYSICAL CULTURE EDUCATION AT STAGES OF WORKING AND ENGINEERING PROFESSION V.P. Jydkikh, Ph. D., lecturer Voronezh state pedagogical university, Voronezh Key words: physical culture education, physical culture education, professional - applied physical training, production physical culture, professional -applied physical culture, work, professional activities. The purpose of this study was to consider the problem of the continuous physical culture education and the likely ways of its solving. The next stages of a worker's and an engineer's development in the physical culture and sport had been substantiated: the pre - professional stage; the basic professional stage; the stage of the professional improvement and the mastery. There are the inherent tasks in each stage, containing the forms of a work and physical education. They are systemly united with the orientation to the purpose - the training of a highly skilled specialist with the help of the professional purposefulness in physical education at educational institutions, production bodies etc.
|
ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ЭТАПАХ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФЕССИЙ Кандидат
педагогических наук, доцент В.П. Жидких Ключевые слова: физкультурное образование, физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка, производственная физическая культура, профессионально-прикладная физическая культура, труд, профессиональная деятельность. В свете программных установок, положений реформы общеобразовательной и профессиональной школы, решений о перестройке высшего и среднего специального образования, концепции педагогического образования встает проблема непрерывного образования, осуществляемого в школе, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в течение всего периода трудовой деятельности человека [1,2,4, 11, 12]. Особое значение идея непрерывного образования имеет в сфере подготовки специалистов инженерно-строительного профиля. У нас, по существу, отсутствует система непрерывного инженерного образования. В разной степени это относится и к физкультурному образованию рабочего и инженера. Профессиональное развитие рабочего и инженера в области физической культуры и спорта включает три этапа: 1) допрофессио-нальный этап; 2) базовый профессиональный этап; 3) этап профессионального совершенствования и мастерства. Каждому этапу присущи задачи, содержащие формы работы и физического воспитания, которые системно объединяются с ориентацией на цель - подготовку высококвалифицированного специалиста и достижение им высокого уровня профессиональной деятельности с помощью профессиональной направленности физического воспитания в учебных заведениях, производственных коллективах и т.д. Допрофессиональный этап. Качество работы на допрофессиональном этапе связано с постановкой физического воспитания в школе, содержанием программы и методикой обучения на уроках физической культуры и в процессе внеклассных занятий физическими упражнениями [3,5, б]. Центральным документом, отражающим позиции физического воспитания в школе и необходимые положения по конкретному воплощению их в жизнь, служит инновационная образовательная программа для учащихся средней образовательной школы (1-11-й классы) 1995 г. (Н.И. Алексеев, В.З. Афанасьев и др.). В отличие от ранее существовавших данная программа характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системы знаний, умений и навыков, необходимых для уверенного проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями [З]. Программой предусматриваются три этапа обучения, на каждом из которых практические занятия сочетаются с теоретико-методическими уроками: первый этап - "Учись у учителя" - охватывает детей младшего школьного возраста (с 1-го по 4-й классы) и определяет уровень начального физкультурного образования; второй этап - "Учись вместе с учителем" - основывается на первом этапе, охватывает подростков среднего школьного возраста (с 5-го по 9-й классы) и определяет уровень неполного среднего физкультурного образования; третий этап - "Учись быть учителем" - базируется на предшествующих этапах, охватывает юношей и девушек старшего школьного возраста (с 10-го по 11-й классы) и определяет уровень полного физкультурного образования. Основополагающим для построения программы является социальный заказ на выпускников школы, который конкретизируется в цели физического воспитания и "модели выпускника" (9-й и 11-й классы), содержащие конкретные показатели физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья, специальных знаний, умений, навыков в области физической культуры. Цели и задачи дифференцируются по группам классов, модельные требования - для учащихся каждого класса. На этом основываются структура и содержание процесса физического воспитания в школе, что находит отражение в программе, учебных пособиях для учителей физической культуры и в учебниках для учащихся по физической культуре под редакцией различных авторов [3, 5-7]. Для осуществления оценки качества физического воспитания в школе необходимо начать разработку "Автоматизированной системы управления физическим воспитанием в школе". В условиях активной компьютеризации это вполне реально. Работа на допрофессиональном этапе проводится совместными усилиями школы, высших и средних специальных заведений [7]. Организационными формами на допрофесси-ональном этапе являются комплекс "школа - вуз", лицеи, колледжи, гимназии и т.д. Программы должны строиться на материале физического воспитания с ориентацией на будущую профессию по различным специальностям. Предполагается проведение лекций и практических занятий, применение активных методов обучения. Программа по физической культуре должна быть тесно связана с соответствующими программами учебного процесса в данном вузе, что создает благоприятные условия для поступления в вуз и успешной профессиональной подготовки. Базовый профессиональный этап - этап обучения профессии. Базовая профессиональная подготовка осуществляется в средних специальных и высших учебных заведениях [8-10, 14, 16,17, 19]. На базовом этапе
профессиональной подготовки работа по
физическому воспитанию долж Успешность профессиональной подготовки в любой сфере обусловлена тремя положениями: "цели обучения (для чего учить), содержание обучения (чему учить), принципы организации учебного процесса (как учить)" [19, с.5]. Определение цели - важнейший системообра-зующий фактор в подготовке специалистов в учебных заведениях. В известной мере это отражено в квалификационной характеристике специалиста, в которой содержатся общие требования к специалисту и указание, что он должен знать и уметь. Известно, что знания никогда не существуют сами по себе: они всегда являются элементом какой-то деятельности (каких-то умений). Выход здесь в том, чтобы разработать систему задач, разукрупняющих цель. Каждая задача предполагает умение, необходимое для ее решения, каждое умение предназначается для решения той или иной группы задач, знания включены в конкретное умение [5, 13,14, 16, 18, 19]. Соотношение "знания - умения - деятельность" в физическом воспитании имеет два аспекта. Первый состоит в том, что двигательные действия как предмет обучения в своем развитии проходят такой путь: представление, двигательное умение, двигательный навык, двигательное умение высшего порядка. В этом процессе знания играют важную роль на всех этапах и существенно влияют на скорость и качество формирования умения и навыка. Навыки входят в структуру умений высшего порядка, в конечном счете образуя двигательную деятельность. Второй аспект заключается в том, чтобы "знания - умения" первого аспекта эффективно использовать в профессиональных "знаниях - умениях", например инженера в области физической культуры и спорта. Здесь знания "охватывают" блок "знание - умение", первого аспекта, т.е. профессиональные, которые реализуются в умениях профессиональных в конечном счете в деятельность специалиста со средним и высшим образованием [6, 14-17,19]. Таким образом, цели подготовки специалиста конкретизируются в задачах, которые ему предстоит решать как рабочему и инженеру производства, и умениях применять знания и освоенный материал по физическому воспитанию в производственном коллективе [9,10]. Вышеизложенное находит системное выражение в модели специалиста, в структуре которой выделяют три категории задач и видов деятельности: первая отражает особенности современного мира, вторая обусловлена особенностями общественно-политического строя страны, третья диктуется требованиями профессии, специальности [6, 10,13,14,19]. Достижение целевых установок и модельных требований специалиста принципиально изменяет подходы к определению содержания обучения, а также содержанию образования как интегрированного итога взаимодействия преподавателей и учащихся, студентов на предметной основе профессиональной подготовки. От предметного обучения, системного подхода - к интеграции содержания обучения, которое обеспечивает целостное образование, эмер-джентно отражающее структуру профессии и деятельности специалиста (10]. Социальный заказ и модель специалиста определяют структуру и содержание процесса его подготовки в учебных заведениях, набор дисциплин учебного плана, учебных программ по этим дисциплинам, всю "технологическую линию" профессиональной подготовки учащихся и студентов. Процесс профессиональной направленности физического воспитания будущих специалистов должен быть органически связан с содержанием их физического воспитания, модельными требованиями к выпускникам учебных заведений, тенденция - на развитие и содержание физического воспитания населения страны [5-10, 15-18]. Из сказанного вытекает необходимость тесной взаимосвязи разработки цели, задач, средств, методов и т.д. как физического воспитания, так и профессиональной подготовки учащихся и студентов учебных заведений. Центральное место в системе профессиональной подготовки будущих специалистов занимает целенаправленное использование специально подобранных средств и методов физического воспитания. Это направление получило название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Она является составной частью программы физического воспитания в вузах. ППФП - специализированный педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств, двигательных навыков и функций организма, способствующих успешному освоению и совершенствованию профессии. ППФП должна строиться в единстве и взаимосвязи (в соответствующих соотношениях с общей физической подготовкой (ОФП) [8-10]. Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на успешность профессиональной деятельности через перенос двигательных навыков и умений, которые осуществляются в связи с общностью структурных и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием различных упражнений, приемов, действий. Это дает возможность в результате занятий физическими упражнениями быстрее сформировать трудовые двигательные навыки. Несомненно, что в переносе существенную роль играют также и волевые качества человека [10]. В связи с этим нами исследовались особенности обучения учащихся общеобразовательных школ и студентов инженерно-строительных вузов, в частности строительно-технологических факультетов, которые имеют свою специфику. Суть ее состоит в структуре производственных практик. На первом этапе обучения (9-11 - и классы) школьники и (1-3-й курсы) студенты овладевают профессиями рабочих (бетонщиков, арматурщиков, операторов узлов и механизмов и др.), а на втором этапе студенты (4-5-й курсы) - инженеров. Для обоснования содержания ППФП как неотъемлемой части физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов инженерно-строительных вузов нами изучены условия труда рабочих и инженеров в производстве строительных изделий и конструкций, где учащиеся и студенты проходят производственную практику. Исходя из особенностей учебно-производственной деятельности учащейся молодежи при подготовке их к будущей профессиональной деятельности, а также изучения условий труда и требований, предъявляемых к физическим и психофизиологическим функциям квалифицированных специалистов строительного производства, можно выделить два основных этапа в содержании ППФП, которая должна быть направлена на развитие и совершенствование у учащихся и студентов следующих качеств: - на первом этапе (с 9-го по 11-й класс у школьников и с 1-го по 3-й курс у студентов) на основе их всесторонней физической подготовленности - развитие и совершенствование физических и психофизиологических функций и профессиональных качеств при освоении рабочих профессий: быстроты и точности движений, выносливости, внимания; - на втором этапе - с 4-го по 5-й курс у студентов - профессионально важных для инженерной деятельности качеств и психофизиологических функций: общей, статической выносливости и устойчивости к гиподинамии, быстроты, развития функции внимания, эмоциональной устойчивости, личностных качеств, составляющих структуру организаторских способностей. Содержание программы ППФП в школе и вузе должно состоять из теоретического и практического разделов [8-10]. Теоретическая подготовка предусматривает формирование у школьников и студентов прочных знаний по организации физического воспитания с профессиональной направленностью и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме труда и отдыха. Основу практического раздела должны составлять специально подобранные упражнения из видов спорта, предусмотренных государственными программами для школи вузов. Для развития профессионально важных качеств целесообразно использовать бег на короткие дистанции, кросс, прыжки в длину, в высоту с разбега, метание мяча по внезапно появляющейся цели, броски мяча различными способами, элементы гимнастических упражнений, скакалку, спортивные игры, упражнения с отягощениями, в парах, подтягивание, сгибание рук в упоре лежа, упражнения со звуковым и световым сигналом и пр. Для совершенствования профессионально важных качеств, характерных для инженерных профессий, рекомендуются подвижные и спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч) и их элементы, выполняемые в усложненных и экстремальных условиях (без зрительного контроля, с определенным тактическим заданием) и др. [8-10]. Оптимальным следует считать 8-9-часовой недельный двигательный режим с 35-40%-ным содержанием ППФП на этапах освоения как рабочей, так и инженерной профессии, используя для этого утреннюю гимнастику, физкультурные паузы, программные занятия по физическому воспитанию, дополнительные и факультативные занятия по спортивным ифам и другие внеучебные мероприятия. Целесообразно использовать на занятиях игровой и соревновательный методы, а для повышения эффективности урочных форм занятий проводить их по методу круговой тренировки с применением различных средств физической культуры в целях воспитания основных (базовых) и профессионально важных двигательных качеств [8-10]. Этап профессионального совершенствования и мастерства рабочего и инженера характеризуется преемственностью базового и дополнительного образования и самообразования. К государственным формам относятся факультеты повышения квалификации при вузах, стажирование в учебных и научных учреждениях, обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство, к общественным - методические объединения, обмен опытом, семинары, конференции, систематическое самообразование. Вся практическая работа должна быть направлена на более полное профессиональное совершенствование специалиста. Содержание форм и методов занятий в процессе профессионального совершенствования не должно повторять обучения в вузе, здесь упор должен быть сделан на практическом профессиональном опыте на основе деятельностного подхода, на активных методах обучения. Выбор содержания и форм занятий предоставляется специалисту. При этом занятия строятся на основе индивидуального подхода. Функции ППФП работников строительного профиля на этапе профессионального совершенствования и мастерства таковы: - совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, двигательных и волевых навыков; - совершенствование профессионально важных органов и систем; - повышение профессиональной работоспособности; - укрепление здоровья, повышение устойчивости к профессиональным и профессионально обусловленным заболеваниям, травматизму; - повышение профессионального мастерства, продуктивности профессионального труда; - содействие росту социальной и трудовой активности. Успех в социальной и трудовой активности определяют: - физическое состояние не ниже среднего; - высокий уровень функционирования головного мозга; - хорошее состояние и функционирование центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, сосудов и систем амортизации головного мозга, глазодвигательного аппарата; - высокая общая выносливость организма; - способность точно чувствовать и дозировать наибольшие по величине силовые напряжения; - статическая выносливость мышц спины, устойчивость к гиподинамии; - различные виды реакций (простая, выбора, на движущийся объект, слежения); - способность быстро овладевать навыками движений руками, пальцами рук, быстрые и точные движения руками, пальцами рук, способность согласовывать движения рук и пальцев, хорошая подвижность суставов рук; - наблюдательность; - объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость внимания; - большая скорость переработки информации; - способность противостоять эмоциональным напряжениям; - дисциплинированность; - выдержка (при работе с людьми); - помехоустойчивость, выносливость, быстродействие, коммуникативность; - навыки рациональной ходьбы, произвольного расслабления мышц, выразительной речи, быстрого запоминания, решения оперативных задач, самореализации психических состояний, мобилизации волевого усилия; - знания, навыки, умения, привычки в области производственной физической культуры работников строительного профиля, ППФП. Разработанные нами средства и методы решения задач ППФП на этапе профессионального совершенствования и мастерства специалистов строительных изделий и конструкций показали их значительную эффективность. Системное объединение основных положений трех этапов в единую концепцию непрерывного физкультурного образования и ее реализация существенно повышают эффективность физического воспитания в нашей стране в широком плане. Литература 1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. - М.:Политиздат, 1984. - 112с. 2. Концепция педагогического образования. М., 1989. - 14с. 3. Физическая культура. Общеобразовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11-й классы). - М.: Радиоисвязь, 1995. - 17с. 4. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране // "Правда", 1987, 27 марта. 5. Железняк Ю.Д. В новых условиях - новая программа//Физическая культура в школе, 1987, № 10, с. 29-33. 6. Железняк Ю.Д. В новых условиях - новый учитель //Физическая культура в школе, 1989, №2, с. 33-36. 7. Железняк Ю.Д. и др. Педагогические принципы формирования программ по физической культуре учащейся молодежи //Теория и практика физической культуры, 1989, № 8, с. 24-26. 8. Жидких В.П. Исследование профессионально-прикладной физической подготовки студентов строительно-технологических факультетов применительно к условиям производственной деятельности //Тез. докл. Всерос. научно-метод. конф. по совершенствованию физкультурно-массовой и спортивной работы со студентами вузов. Ижевск, 1983, с. 84-85. 9. Жидких В.П. О системном подходе при подборе средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки студентов //Тез. докл. межвуз. научно-практ. конф.: "Вопросы совершенствования урока физической культуры". Воронеж, 1987, с. 31. 10. Жидких В.П., Кабачков В.А. и др. Физическое воспитание с профессиональной направленностью студентов инженерно-строительных вузов: Метод, указ. - М.: Госкомитет СССР по народному образованию, Московский инженерно-строительный институт, 1990. 11. Жидких В.П. Концепция физического воспитания студентов педагогического института. - Воронеж: ВГПИ, 1992. - 11 с. 12. Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка //Теория и методика физического воспитания. - М.:ФиС,1976,т.2,с.71-88. 13. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием по специальностям педагогических институтов. М., 1985. - 96с. 14. Корецкий В.М. Современные проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов физкультурных вузов по специальностям //Теория и практика физической культуры, 1983, № 10, с. 42-44. 15. Кузнецов В.С. Программированные учебные материалы как дидактические средства активной познавательной деятельности студентов //Теория и практика физической культуры, 1987, №9,с.18-20. 16. Новые методы и средства обучения. - М.: Знание, 1988, №1 (5). - 119 с. 17. Неминущий Г.Л. и др. Учебный процесс в физкультурном вузе как научная проблема и методология ее исследования (опыт системного анализа //Теория и практика физической культуры, 1987, №9, с. 15-17. 18. Программы педагогических институтов; Сборник №3 (специальности № 2114 и 2115). - М.: Просвещение, 1987. - 121с. 19. Голызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хозловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. - Саратов: Университет, 1987. - 175 с. Поступила в редакцию 05.08.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |