КОНСУЛЬТАЦИИ


Abstract

INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITIES IN TENNIS

B. N. Pyanov,
Novosibirsk state technical university, Novosibirsk

A. V. Rodionov, Dr. hab., professor All-Russian research institute of physical culture, Moscow

I. S. Tuchasshvily Moscow state institute of radiotechnic, electronics and automatics, Moscow

Key words: tennis-player, individual peculiarities, individual style, sports technique and tactics

The purpose of this study was to define the character of the playing actions' distributions in dependence on the tennis - players' individual sports activities' peculiarities.

The method of the "playing portrait" of tennis - players' is offered, which can be used to elaborate the athletes' individual model characteristics in accordance with the type models.

The offered formalized complex characteristic of tennis - players with the different individual styles of activities includes four main indices: the morphological status, the properties of the nervous system, physical capacities and the psychological qualities.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕННИСЕ

Б.Н. Пьянов, доктор психологических наук, профессор
А.В. Родионов,
И.Ш. Тучашвили

Новосибирский государственный технический университет
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики

Ключевые слова: теннисист, подготовка, индивидуальные особенности, индивидуальный стиль, спортивная техника и тактика.

Постановка проблемы. Подготовка высококвалифицированных теннисистов в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования с учетом общих закономерностей адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, частных особенностей становления спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфологического и психического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей. По существу, каждый выдающийся теннисист не только отличается своеобразным игровым почерком, но и готовится к соревнованиям, применяя специфическую тактику реализации средств и методов подготовки. Попытки излишней унификации в подготовке теннисистов, которые имели место ранее, приводили к тому, что в некоторые интервалы времени в советском теннисе было много мастеров среднего уровня, но не было выдающихся спортсменов со своеобразным, присущим только им игровым почерком. Сейчас другая крайность: все направлено на работу с узким кругом сформировавшихся профессионалов, без расширения системы отбора оригинальных талантов. Этими положениями определяется роль проблемы индивидуализации подготовки высококвалифицированных теннисистов с учетом факторов, определяющих формирование индивидуального стиля деятельности (ИСД). Решение этой проблемы позволяет на основе знаний о закономерностях формирования ИСД определять индивидуализированные механизмы динамики тренированности теннисистов, разработать методические подходы по управлению тренировочным процессом теннисистов с различным ИСД.

Гипотеза. Мы предполагаем, что в многолетней подготовке теннисиста, если условно исключить первые два уровня (этапа) - начальной подготовки и массового спорта, - происходят количественные и качественные изменения тех компонентов, которые и определяют это мастерство: физической, технико-тактической и психологической подготовленности. Таким образом, процесс становления спортивного мастерства проявляется в динамике отдельных показателей подготовленности спортсмена, имеющих выраженную индивидуальность и влияющих на формирование индивидуального стиля деятельности. Динамика спортивного совершенствования (макродинамика) влияет на динамику тренированности (мезодинамику) и динамику состояния подготовленности к игре (микродинамику), причем взаимосвязь таких динамических характеристик определяется индивидуальными особенностями спортсменов. Знани етаких закономерностей позволит эффективно реализовывать принцип индивидуального подхода в подготовке теннисистов.

Методика и обсуждение результатов. Для анализа особенностей индивидуального стиля деятельности теннисиста нами применялись два метода: метод анкетирования (для спортсменов) и метод экспертных оценок (для тренеров). В качестве экспертов привлекались ведущие тренеры страны. Помимо этого изучались морфофун-кциональные и психодинамические особенности теннисистов (Б.А. Вяткин, 1973; И.Ш.Тучашвили, 1995).

Если под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то возникают задачи определения конкретной системы "субъект - объект", желательного состояния, к которому она должна прийти (цель управления), выделения существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (группа управляющих и возмущающих действий), выделения тех воздействий, в отношении которых психофизиологические особенности данной личности являются противодействующим фактором, поиска путей управления формированием индивидуального стиля деятельности. Такой методический подход особенно значим при изучении и формировании индивидуального стиля экстремальной деятельности, какой является спорт выс-ших достижений. Из этих методологических положений мы исходим в собственном исследовании.

В доступной нам литературе по теории и методике тенниса мы почти не нашли экспериментальных работ, раскрывающих механизмы индивидуального стиля игры или формулирующих рекомендаций по диагностике этого стиля или использования его в тренировочном процессе, хотя об "игровом почерке" отдельных высказываний различных специалистов достаточно много.

Исключение составляют работы Т.С. Ивановой (1976), которая совершенно справедливо указывает на необходимость изучения индивидуальных особенностей подхода к подготовке теннисистов и выбора наиболее рационального стиля ведения игры. При этом она указывает на показатели отдельных психических и психофизиологических функций, которые, по ее мнению, с возрастом претерпевают незначительные изменения и определяют индивидуальные особенности теннисиста. Вызывает только удивление, что автор относит к "малоизменяющимся" точность мышечно-двига-тельных ориентировок и устойчивость внимания, а "качествами и свойствами личности" называет прогнозирование и время удержания максимального усилия, скорость переработки информации и др. Нельзя считать строгим подход к линейной десятибалльной оценке качеств и свойств личности теннисиста, если только он не применяется исключительно с целью иллюстрации.

В работе Т.В. Корнеевой (1983) индивидуальные особенности теннисистов рассматривались со стороны уровня развития психических (преимущественно сенсомоторных) качеств, особенностей оперативного мышления, стиля мышления (алгоритмический, эвристический), свойств личности, а также стиля игровой деятельности ("атакующийу сетки", "универсальный", "атакующий с задней линии"). Установлено, что в парных играх сочетание игроков, играющих в атакующем стиле у сетки, составляет 49,3%; 23,4% пар представлены сочетанием стилей "атакующий у сетки" - "универсальный";

17,3% пар - "универсальный" - "универсальный". Б.Н. Пьяновым (1995) выделено три типа тенниси-стов, различающихся по виду мыслительной деятельности и индивидуальным способностям:

- рациональный тип, отражающий склонность к практическому преобразованию, переделыванию, улучшению, усовершенствованию и действенной реализации планов;

- рефлексивный тип, отражающий склонности к познанию взаимосвязей между объектами и явлениями, к объединению частей в целое, к оценке значимости отдельных процессов в общей системе функционирования;

- рецептивный, воспринимающий, тип, отражающий склонность к оперированию образами, фантазии, воображению и творчеству. Рациональный стиль игровой деятельности формируется на базе силовой подготовленности и общей выносливости, рецептивный стиль - на основе скоростно-силовых качеств, рефлексивный стиль отличается менее высоким уровнем подготовленности по сравнению с другими.

Таблица 1. Характер распределения игровых высшей квалификации действий в зависимости от ИСД теннисистов

Показатели игровой деятельности Группы
А С А Е
У сетки Х        
С задней линии   X     X
По всей площадке     X X  
Выигрыш геймов на своей подаче, % 75 60 60 55 50
Количество ударов при розыгрыше очка (в среднем) 5-6 8-10 6-8 8-10 9-12
Распределение игровых действий, %
С лета 65 20 55 30 15
С задней линии 35 80 45 70 85

Таблица 1. Комплексная характеристика теннисистов с различными ИСД

Признаки Группы
А С Е
Физическое развитие Высокий рост, тип телосложения - эктоморф Средний рост, среднее телосложение, ближе к мезоморфу Средний рост, среднее телосложение Средний рост, тип телосложения - эндоморф Ниже среднего роста, тип телосложения - мезоформ
Проявление свойств Подвижны, сенситив-ны, эмоционально реактивны, с недостаточно толерантной психикой, нединамичны Инертны, несён-ситивны, толеран-тны Подвижны, сенситивны, нединамичны, толерантны Подвижны, сенситивны, динамичны Подвижны, сенситивны, толерантны
Физические качества Быстрота передвижений ++ + + + + + + ++
"Быстрая сила" удара + ++ +++ + + + ++
Прыгучесть + + + + + ++ + +
Ловкость + + + + + + ++
Общая выносливость + + +++ ++ + ++
Специальная выносливость + + + + + + + + +
Психические качества Быстрота простой реакции + ++ + + + + + + +
Быстрота дифференцирующей реакции + ++ + + + ++ ++ +
Точность антиципирующей реакции +++ +++ +++ + ++
Точность чувства времени + ++ + ++ + + + + +
Точность сенсомотор-ной координации + + + + + ++ + +
Быстрота оперативного мышления + + + ++ + + + + + +
Точность оперативного мышления + + + + + + +
Рефлексивное мышление + + + + + + + - +-+

Наиболее полно эта проблема раскрывается в обзорной статье С.П. Белиц-Геймана, А.П. Скороду-мовой (1981) по итогам международной методической конференции специалистов по теннису социалистических стран. Обобщая исследования, выполненные в Чехословакии, авторы показали, что для анализа индивидуального стиля деятельности теннисистов высокого класса необходимо рассматривать шесть групп факторов: 1) антропометрические данные, 2) психофизиологическое развитие, 3) психические особенности, 4) физические качества, 5) техническую подготовленность, 6) тактическую подготовленность. При этом впервые было предложено рассматривать перечисленные группы факторов с учетом стиля игры спортсменов. Рекомендовано условно разделять игроков на 3 категории: А - "подача - сетка"; В - "универсальный" по всему корту; С - "у задней линии". Поскольку ведение игры различными стилями требует специфического проявления определенных качеств, можно предположить, что теннисисты разных категорий (А В С) будут отличаться и по своим функциональным возможностям.

Данный материал представляет несомненный интерес, но ценность его значительно снижена по двум причинам: выделение трех типических групп слишком мало дифференцирует индивидуальную манеру ведения игры и помимо этого в представленном материале не указано, в каких конкретно параметрах игровой деятельности проявляется данный стиль и в каких конкретно показателях индивидуальных особенностей (исключая длину тела) он проявляется.

В отличие от других специалистов, предлагавших ту или иную рубрикацию ИСД мы сочли необходимым выделить основной и сопутствующие признаки ИСД. Например, основной признак ИСД - С (универсальный), однако в зависимости от противника, от характера игры и собственного состояния спортсмен может склоняться к стилю Д (контратакующему).

Несмотря на то что атакующий стиль (группа А), казалось бы, наиболее активный, однако некоторые спортсмены с таким стилем довольно часто в игре с равным соперником обмениваются ударами с задней линии, особенно если этому стилю соответствуют такие же стили соперников.

Как правило, спортсмены универсального стиля считают, что им больше бы подошел активный, контратакующий стиль, атакующие с задней линии (ИСД-В) идеальным для себя считают универсальный стиль (ИСД-С). Спортсмены контратакующей манеры (ИСД-Д, как правило, этот стиль является соответствующим другим) считают идеальным для себя ИСД-ВС (универсальная манера со склонностью к атаке с задней линии). Представителей ИСД-Е в чистом виде выделить не удалось, также, как и представителей ИСД-А У спортсменов с соответствующими показателями ИСД-Д есть тенденция считать идеальным для себя ИСД-А

Как видим, спортсмены высшей квалификации в целом правильно понимают тенденции современного тенниса, считая наиболее перспективными стили универсальный и атакующий. При этом, однако, они исходят из собственных возможностей, хотя в ряде случаев дают им неадекватную оценку, что будет показано ниже.

Нами была предпринята попытка определить характер распределения игровых действий в зависимости от особенностей ИСД теннисистов (табл. 1).

Этой таблицей удобно пользоваться тренеру при составлении игрового "портрета" теннисиста, а также при разработке индивидуальных модельных характеристик теннисистов в соответствии с типовыми моделями.

Формализованная комплексная характеристика теннисистов с различным ИСД приведена на табл.2.

Характеристика включает в себя четыре основных показателя: а) физическое развитие (рост, тип телосложения), б) свойства развития психических качеств.

При общих закономерностях в распределении отдельных тренировочных средств как по объему, так и по интенсивности внутри одного дня наблюдаются ярко выраженные вариации, обусловленные индивидуальным стилем деятельности теннисистов (табл. 3).

Общее время тренировочной нагрузки несущественно различается у теннисистов с различным ИСД, хотя несколько большую работу, как правило, проделывают спортсмены со склонностью к контратакующей манере ведения игры. У этих же спортсменов наблюдается тенденция применения в большом объеме такого средства специальной подготовки, как игра по элементам. Теннисисты с ИСД-А (атакующие) стремятся больше тренировочного времени затратить на игру.

При разминке и использовании относительно простых средств СП (например, подача) наблюдается наиболее высокая интенсивность спортсменов ИСД-А (атака) и В (атака с задней линии) - ЧСС достигает величины 135 уд/мин. Что касается игры по элементам, и особенно тренировочной игры, то наибольшей интенсивности достигают в этих средствах СП теннисисты с ИСД-А (атака) и Д (контратака), у которых ЧСС колеблется в пределах 162-170 уд/мин. Эти два противоположных типа, по существу, представляют собой иллюстрацию диалектического закона единства и борьбы противоположностей: первый проделывает интенсивную работу для того, чтобы создать предпосылки к захвату инициативы в игре и навязыванию противнику своей линии поведения, вто-рой проделывает такую же интенсивную работу, чтобы эффективно противостоять атакующему игроку. Именно у теннисистов с ИСД-Д обнаружена наиболее высокая плотность тренировочных занятий - до 64% (необходимо напомнить, что при учете чистого времени мы фиксировали только те моменты, в которые спортсмен выполняет заданную моторную работу в режиме деятельности).

Спортсмены с универсальным стилем ИСД (С) располагают наиболее широким арсеналом тактических средств. Это позволяет им вести тренировки с более низкой по сравнению с теннисистами других ИСД интенсивностью: у спортсменов ИСД-С наибольший процент аэробной работы (62%) и незначительный - анаэробной работы (10%), тогда как теннисисты ИСД-А и Д около 15% тренировочных нагрузок выполняют в анаэробном режиме, о чем свидетельствуют величины ЧСС после нагрузки порядка 180 уд/мин и выше.

Индивидуализация тренировочного процесса представляет собой также следующее:

- спортсменам с ИСД-А и В в ординарном МЦ рекомендовалось повысить интенсивность средств специальной подготовки с увеличением параметров объемов игры по элементам; спортсменам с ИСД-Д и Е во "втягивающем" МЦ довести интенсивность средств ОФП, а в "ударном" МЦ интенсивность игры со счетом;

- предложено рационализировать соотношение средств "игра по элементам";

- "тренировочная игра" в соотношении 50:50% - для представителей ИСД-С и АДЕ, 55:45% - для представителей остальных ИСД работа в анаэробном режиме должна достигать 20% у представителей ИСД-Д и АДЕ и 15-18% - у остальных.

Конкретные варианты реализации методического подхода к индивидуализации подготовки теннисистов высшей квалификации зависят от динамики их тренированности в годовом цикле и решаемых в нем задач.

вый проделывает интенсивную работу для того, чтобы

Таблица 3. Типовая характеристика тренировочного сеанса у высококвалифицированных тен-нисистов с различным ИСД

Параметры тренировочных нагрузок Группы ИСД
I(А) II(В) III(C) IV(A)
Общее время тренировки: чистое время тренировки, мин 118/72 113/65 118/69 123/79
Моторная плотность тренировки, % 61 57 58 64
Интенсивность разминки, зона 4 4' 2 2
Время выполнения подачи, мин 15 18 15 14
Интенсивность выполнения подачи, зона 7 7 6 6
Игра по элементам, мин 30 38 40 51
Интенсивность игры по элементам, зона 12 7 8 10
Тренировочная игра, мин 55 42 48 46
Интенсивность тренировочной игры, зона 21 14 17 21
Аэробная работа, % 51 57 62 55
Аэробно-анаэробная работа, % 32 34 28 30
Анаэробная работа, % 17 9 10 15

Литература

1. Белиц-Гейман С.П. Основные положения стратегии и тактики игры //Теннис (ежегодник). - М.: ФиС, 1977, с. 30-38.

2. Вяткин Б.А. Индивидуализация психологической подготовки спортсменов-гребцов на основе интегральной характеристики индивидуальности //Психологическая подготовленность спортсменов. - М.:ВНИИФК,б/н, 1978, с. 57-58.

3. Герон Э. Психоспортограмма //Психология и современный спорт. - М.:ФиС, 1973, с. 40-61.

4. Дойль В. Психологические проблемы развития психических качеств у спортсменов //Психология и современный спорт. - М.: ФиС, 1973, с. 121-143.

5. Ивойлов А.В. О построении процесса повышения спортивного мастерства //Теория и практика физической культуры, 1984, №3, с. 54-56.

6. Игнатьева В.Я. Двигательная деятельность гандболисток в соревнованиях //Теория и практика физической культуры, 1982, №9, с. 12-14.

7. Киселев Ю.Я. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям //Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979, с. 102-122.

8. Кошкин И.М., Мосунов Д.Ф., Птупш О.В. Методика обобщения опыта работы тренера //Теория и практика физической культуры, 1984, №6, с. 10-13.

9. Кузнецов В.В., Новиков А.А. Основы современной концепции спортивной подготовки и пути дальнейшего ее совершенствования //Проблемы современной системы подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: ВНИИФК, б/н, в III, 1977, с. 3-25.

10. Наринская А.Л., Иоселиани К.К. Разработка экспериментально-психологической методики для изучения устойчивости и переключения внимания в условиях заданного темпа непрерывной умственной деятельности //Тезисы докладов на II съезде общества психологов. - М.: Энергия, 1965. - 375с.

11. Психология спорта высших достижений /Ред. А.В. Родионов. - М.: ФиС, 1979. - 142с.

12. Родионов А.В. Актуальные психические состояния в спорте // Теория и практика физической культуры, 1976,№ 12, с. 66-68.

13. Родионов А.В. Психологические основы тактической подготовки //Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979, с. 93-102.

14. Скородумова А.П. Легкость сложных приемов //Спортивные игры. - М.: ФиС, 1984, № 5, с. 35-37.

15. Скородумова А.П. Современный теннис: основы тренировки. - М.: ФиС, 1984. - 160с.

16. Топышев О.П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта: Автореф.докт.дис. М., 1989. - 44с.

17. Худадов Н.А. Основы психологической подготовки спортсмена/ /Психология спорта. - М.: ФиС, 1974, с. 438-459.

18. Черникова О.А. Психологическая характеристика тенниса // Психология спорта. - М.: ФиС, 1959, с. 110-132.

Поступила в редакцию 01.08.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!