Abstract INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITIES IN TENNIS B. N. Pyanov, A. V. Rodionov, Dr. hab., professor All-Russian research institute of physical culture, Moscow I. S. Tuchasshvily Moscow state institute of radiotechnic, electronics and automatics, Moscow Key words: tennis-player, individual peculiarities, individual style, sports technique and tactics The purpose of this study was to define the character of the playing actions' distributions in dependence on the tennis - players' individual sports activities' peculiarities. The method of the "playing portrait" of tennis - players' is offered, which can be used to elaborate the athletes' individual model characteristics in accordance with the type models. The offered formalized complex characteristic of tennis - players with the different individual styles of activities includes four main indices: the morphological status, the properties of the nervous system, physical capacities and the psychological qualities.
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕННИСЕ Б.Н. Пьянов, доктор
психологических наук, профессор Новосибирский
государственный технический университет Ключевые слова: теннисист, подготовка, индивидуальные особенности, индивидуальный стиль, спортивная техника и тактика. Постановка проблемы. Подготовка высококвалифицированных теннисистов в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного совершенствования с учетом общих закономерностей адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, частных особенностей становления спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфологического и психического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей. По существу, каждый выдающийся теннисист не только отличается своеобразным игровым почерком, но и готовится к соревнованиям, применяя специфическую тактику реализации средств и методов подготовки. Попытки излишней унификации в подготовке теннисистов, которые имели место ранее, приводили к тому, что в некоторые интервалы времени в советском теннисе было много мастеров среднего уровня, но не было выдающихся спортсменов со своеобразным, присущим только им игровым почерком. Сейчас другая крайность: все направлено на работу с узким кругом сформировавшихся профессионалов, без расширения системы отбора оригинальных талантов. Этими положениями определяется роль проблемы индивидуализации подготовки высококвалифицированных теннисистов с учетом факторов, определяющих формирование индивидуального стиля деятельности (ИСД). Решение этой проблемы позволяет на основе знаний о закономерностях формирования ИСД определять индивидуализированные механизмы динамики тренированности теннисистов, разработать методические подходы по управлению тренировочным процессом теннисистов с различным ИСД. Гипотеза. Мы предполагаем, что в многолетней подготовке теннисиста, если условно исключить первые два уровня (этапа) - начальной подготовки и массового спорта, - происходят количественные и качественные изменения тех компонентов, которые и определяют это мастерство: физической, технико-тактической и психологической подготовленности. Таким образом, процесс становления спортивного мастерства проявляется в динамике отдельных показателей подготовленности спортсмена, имеющих выраженную индивидуальность и влияющих на формирование индивидуального стиля деятельности. Динамика спортивного совершенствования (макродинамика) влияет на динамику тренированности (мезодинамику) и динамику состояния подготовленности к игре (микродинамику), причем взаимосвязь таких динамических характеристик определяется индивидуальными особенностями спортсменов. Знани етаких закономерностей позволит эффективно реализовывать принцип индивидуального подхода в подготовке теннисистов. Методика и обсуждение результатов. Для анализа особенностей индивидуального стиля деятельности теннисиста нами применялись два метода: метод анкетирования (для спортсменов) и метод экспертных оценок (для тренеров). В качестве экспертов привлекались ведущие тренеры страны. Помимо этого изучались морфофун-кциональные и психодинамические особенности теннисистов (Б.А. Вяткин, 1973; И.Ш.Тучашвили, 1995). Если под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то возникают задачи определения конкретной системы "субъект - объект", желательного состояния, к которому она должна прийти (цель управления), выделения существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (группа управляющих и возмущающих действий), выделения тех воздействий, в отношении которых психофизиологические особенности данной личности являются противодействующим фактором, поиска путей управления формированием индивидуального стиля деятельности. Такой методический подход особенно значим при изучении и формировании индивидуального стиля экстремальной деятельности, какой является спорт выс-ших достижений. Из этих методологических положений мы исходим в собственном исследовании. В доступной нам литературе по теории и методике тенниса мы почти не нашли экспериментальных работ, раскрывающих механизмы индивидуального стиля игры или формулирующих рекомендаций по диагностике этого стиля или использования его в тренировочном процессе, хотя об "игровом почерке" отдельных высказываний различных специалистов достаточно много. Исключение составляют работы Т.С. Ивановой (1976), которая совершенно справедливо указывает на необходимость изучения индивидуальных особенностей подхода к подготовке теннисистов и выбора наиболее рационального стиля ведения игры. При этом она указывает на показатели отдельных психических и психофизиологических функций, которые, по ее мнению, с возрастом претерпевают незначительные изменения и определяют индивидуальные особенности теннисиста. Вызывает только удивление, что автор относит к "малоизменяющимся" точность мышечно-двига-тельных ориентировок и устойчивость внимания, а "качествами и свойствами личности" называет прогнозирование и время удержания максимального усилия, скорость переработки информации и др. Нельзя считать строгим подход к линейной десятибалльной оценке качеств и свойств личности теннисиста, если только он не применяется исключительно с целью иллюстрации. В работе Т.В. Корнеевой (1983) индивидуальные особенности теннисистов рассматривались со стороны уровня развития психических (преимущественно сенсомоторных) качеств, особенностей оперативного мышления, стиля мышления (алгоритмический, эвристический), свойств личности, а также стиля игровой деятельности ("атакующийу сетки", "универсальный", "атакующий с задней линии"). Установлено, что в парных играх сочетание игроков, играющих в атакующем стиле у сетки, составляет 49,3%; 23,4% пар представлены сочетанием стилей "атакующий у сетки" - "универсальный"; 17,3% пар - "универсальный" - "универсальный". Б.Н. Пьяновым (1995) выделено три типа тенниси-стов, различающихся по виду мыслительной деятельности и индивидуальным способностям: - рациональный тип, отражающий склонность к практическому преобразованию, переделыванию, улучшению, усовершенствованию и действенной реализации планов; - рефлексивный тип, отражающий склонности к познанию взаимосвязей между объектами и явлениями, к объединению частей в целое, к оценке значимости отдельных процессов в общей системе функционирования; - рецептивный, воспринимающий, тип, отражающий склонность к оперированию образами, фантазии, воображению и творчеству. Рациональный стиль игровой деятельности формируется на базе силовой подготовленности и общей выносливости, рецептивный стиль - на основе скоростно-силовых качеств, рефлексивный стиль отличается менее высоким уровнем подготовленности по сравнению с другими. Таблица 1. Характер распределения игровых высшей квалификации действий в зависимости от ИСД теннисистов
Таблица 1. Комплексная характеристика теннисистов с различными ИСД
Наиболее полно эта проблема раскрывается в обзорной статье С.П. Белиц-Геймана, А.П. Скороду-мовой (1981) по итогам международной методической конференции специалистов по теннису социалистических стран. Обобщая исследования, выполненные в Чехословакии, авторы показали, что для анализа индивидуального стиля деятельности теннисистов высокого класса необходимо рассматривать шесть групп факторов: 1) антропометрические данные, 2) психофизиологическое развитие, 3) психические особенности, 4) физические качества, 5) техническую подготовленность, 6) тактическую подготовленность. При этом впервые было предложено рассматривать перечисленные группы факторов с учетом стиля игры спортсменов. Рекомендовано условно разделять игроков на 3 категории: А - "подача - сетка"; В - "универсальный" по всему корту; С - "у задней линии". Поскольку ведение игры различными стилями требует специфического проявления определенных качеств, можно предположить, что теннисисты разных категорий (А В С) будут отличаться и по своим функциональным возможностям. Данный материал представляет несомненный интерес, но ценность его значительно снижена по двум причинам: выделение трех типических групп слишком мало дифференцирует индивидуальную манеру ведения игры и помимо этого в представленном материале не указано, в каких конкретно параметрах игровой деятельности проявляется данный стиль и в каких конкретно показателях индивидуальных особенностей (исключая длину тела) он проявляется. В отличие от других специалистов, предлагавших ту или иную рубрикацию ИСД мы сочли необходимым выделить основной и сопутствующие признаки ИСД. Например, основной признак ИСД - С (универсальный), однако в зависимости от противника, от характера игры и собственного состояния спортсмен может склоняться к стилю Д (контратакующему). Несмотря на то что атакующий стиль (группа А), казалось бы, наиболее активный, однако некоторые спортсмены с таким стилем довольно часто в игре с равным соперником обмениваются ударами с задней линии, особенно если этому стилю соответствуют такие же стили соперников. Как правило, спортсмены универсального стиля считают, что им больше бы подошел активный, контратакующий стиль, атакующие с задней линии (ИСД-В) идеальным для себя считают универсальный стиль (ИСД-С). Спортсмены контратакующей манеры (ИСД-Д, как правило, этот стиль является соответствующим другим) считают идеальным для себя ИСД-ВС (универсальная манера со склонностью к атаке с задней линии). Представителей ИСД-Е в чистом виде выделить не удалось, также, как и представителей ИСД-А У спортсменов с соответствующими показателями ИСД-Д есть тенденция считать идеальным для себя ИСД-А Как видим, спортсмены высшей квалификации в целом правильно понимают тенденции современного тенниса, считая наиболее перспективными стили универсальный и атакующий. При этом, однако, они исходят из собственных возможностей, хотя в ряде случаев дают им неадекватную оценку, что будет показано ниже. Нами была предпринята попытка определить характер распределения игровых действий в зависимости от особенностей ИСД теннисистов (табл. 1). Этой таблицей удобно пользоваться тренеру при составлении игрового "портрета" теннисиста, а также при разработке индивидуальных модельных характеристик теннисистов в соответствии с типовыми моделями. Формализованная комплексная характеристика теннисистов с различным ИСД приведена на табл.2. Характеристика включает в себя четыре основных показателя: а) физическое развитие (рост, тип телосложения), б) свойства развития психических качеств. При общих закономерностях в распределении отдельных тренировочных средств как по объему, так и по интенсивности внутри одного дня наблюдаются ярко выраженные вариации, обусловленные индивидуальным стилем деятельности теннисистов (табл. 3). Общее время тренировочной нагрузки несущественно различается у теннисистов с различным ИСД, хотя несколько большую работу, как правило, проделывают спортсмены со склонностью к контратакующей манере ведения игры. У этих же спортсменов наблюдается тенденция применения в большом объеме такого средства специальной подготовки, как игра по элементам. Теннисисты с ИСД-А (атакующие) стремятся больше тренировочного времени затратить на игру. При разминке и использовании относительно простых средств СП (например, подача) наблюдается наиболее высокая интенсивность спортсменов ИСД-А (атака) и В (атака с задней линии) - ЧСС достигает величины 135 уд/мин. Что касается игры по элементам, и особенно тренировочной игры, то наибольшей интенсивности достигают в этих средствах СП теннисисты с ИСД-А (атака) и Д (контратака), у которых ЧСС колеблется в пределах 162-170 уд/мин. Эти два противоположных типа, по существу, представляют собой иллюстрацию диалектического закона единства и борьбы противоположностей: первый проделывает интенсивную работу для того, чтобы создать предпосылки к захвату инициативы в игре и навязыванию противнику своей линии поведения, вто-рой проделывает такую же интенсивную работу, чтобы эффективно противостоять атакующему игроку. Именно у теннисистов с ИСД-Д обнаружена наиболее высокая плотность тренировочных занятий - до 64% (необходимо напомнить, что при учете чистого времени мы фиксировали только те моменты, в которые спортсмен выполняет заданную моторную работу в режиме деятельности). Спортсмены с универсальным стилем ИСД (С) располагают наиболее широким арсеналом тактических средств. Это позволяет им вести тренировки с более низкой по сравнению с теннисистами других ИСД интенсивностью: у спортсменов ИСД-С наибольший процент аэробной работы (62%) и незначительный - анаэробной работы (10%), тогда как теннисисты ИСД-А и Д около 15% тренировочных нагрузок выполняют в анаэробном режиме, о чем свидетельствуют величины ЧСС после нагрузки порядка 180 уд/мин и выше. Индивидуализация тренировочного процесса представляет собой также следующее: - спортсменам с ИСД-А и В в ординарном МЦ рекомендовалось повысить интенсивность средств специальной подготовки с увеличением параметров объемов игры по элементам; спортсменам с ИСД-Д и Е во "втягивающем" МЦ довести интенсивность средств ОФП, а в "ударном" МЦ интенсивность игры со счетом; - предложено рационализировать соотношение средств "игра по элементам"; - "тренировочная игра" в соотношении 50:50% - для представителей ИСД-С и АДЕ, 55:45% - для представителей остальных ИСД работа в анаэробном режиме должна достигать 20% у представителей ИСД-Д и АДЕ и 15-18% - у остальных. Конкретные варианты реализации методического подхода к индивидуализации подготовки теннисистов высшей квалификации зависят от динамики их тренированности в годовом цикле и решаемых в нем задач. вый проделывает интенсивную работу для того, чтобы Таблица 3. Типовая характеристика тренировочного сеанса у высококвалифицированных тен-нисистов с различным ИСД
Литература 1. Белиц-Гейман С.П. Основные положения стратегии и тактики игры //Теннис (ежегодник). - М.: ФиС, 1977, с. 30-38. 2. Вяткин Б.А. Индивидуализация психологической подготовки спортсменов-гребцов на основе интегральной характеристики индивидуальности //Психологическая подготовленность спортсменов. - М.:ВНИИФК,б/н, 1978, с. 57-58. 3. Герон Э. Психоспортограмма //Психология и современный спорт. - М.:ФиС, 1973, с. 40-61. 4. Дойль В. Психологические проблемы развития психических качеств у спортсменов //Психология и современный спорт. - М.: ФиС, 1973, с. 121-143. 5. Ивойлов А.В. О построении процесса повышения спортивного мастерства //Теория и практика физической культуры, 1984, №3, с. 54-56. 6. Игнатьева В.Я. Двигательная деятельность гандболисток в соревнованиях //Теория и практика физической культуры, 1982, №9, с. 12-14. 7. Киселев Ю.Я. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям //Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979, с. 102-122. 8. Кошкин И.М., Мосунов Д.Ф., Птупш О.В. Методика обобщения опыта работы тренера //Теория и практика физической культуры, 1984, №6, с. 10-13. 9. Кузнецов В.В., Новиков А.А. Основы современной концепции спортивной подготовки и пути дальнейшего ее совершенствования //Проблемы современной системы подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: ВНИИФК, б/н, в III, 1977, с. 3-25. 10. Наринская А.Л., Иоселиани К.К. Разработка экспериментально-психологической методики для изучения устойчивости и переключения внимания в условиях заданного темпа непрерывной умственной деятельности //Тезисы докладов на II съезде общества психологов. - М.: Энергия, 1965. - 375с. 11. Психология спорта высших достижений /Ред. А.В. Родионов. - М.: ФиС, 1979. - 142с. 12. Родионов А.В. Актуальные психические состояния в спорте // Теория и практика физической культуры, 1976,№ 12, с. 66-68. 13. Родионов А.В. Психологические основы тактической подготовки //Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979, с. 93-102. 14. Скородумова А.П. Легкость сложных приемов //Спортивные игры. - М.: ФиС, 1984, № 5, с. 35-37. 15. Скородумова А.П. Современный теннис: основы тренировки. - М.: ФиС, 1984. - 160с. 16. Топышев О.П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта: Автореф.докт.дис. М., 1989. - 44с. 17. Худадов Н.А. Основы психологической подготовки спортсмена/ /Психология спорта. - М.: ФиС, 1974, с. 438-459. 18. Черникова О.А. Психологическая характеристика тенниса // Психология спорта. - М.: ФиС, 1959, с. 110-132. Поступила в редакцию 01.08.97 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |