МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ ДЕТЕЙ


Abstract

PHYSIOLOGIC EFFECTS OF ENDURANCE TRAINING IN YOUNGER SCHOOL AGE CHILDREN

L. L. Golovina, Dr. Biol., Russian state academy of physical culture, Moscow

Yu. A. Kopylov, Ph. D.

N.V. Polyanskaya, Dr. Med. Institute of Age Physiology in Russian Education Academy, Moscow

Key words: physical education, training load, motor capacities.

The purpose of this study was to reveal the dynamics of the endurance's formation in children.

16 boys and 19 girls 9 - 10 years of age acted as subjects in this research.

As a result of the study it bad been concluded that the functional indices of boys and girls in the response on the same loads changed differently. The power indices in boys raised more intensively than ones in girls at the period of endurance's training. The endurance training stimulates the speed and the endurance capacities' improvement simultaneously at the initial stage but in what follows the endurance indices improve themselves on the background of the speed's development depressing.


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат биологических наук Л.Л. Головина
Российская государственная академия физической культуры

Кандидат педагогических наук Ю.А. Копылов
Кандидат медицинских наук Н.В. Полянская

Институт возрастной физиологии РАО

Ключевые слова: физическое воспитание, тренировочная нагрузка, двигательные качества.

Проблема формирования выносливости у детей школьного возраста выходит за рамки двигательной подготовленности, но сопряжена с такими важнейшими показателями, как уровень здоровья, физическая работоспособность, индивидуальный стиль жизнедеятельности, соотношение с другими двигательными качествами. Как показали исследования [2, 7-9], общая выносливость - один из важнейших показателей, корреспондирующих с уровнем здоровья детей и подростков. Многочисленные исследования, проведенные в области адаптации к тренировочной нагрузке на выносливость, показали, что существует два вида лимитирующих факторов ее развития - средовые и генетические [3,6]. По данным разных авторов, выносливость генетически детерминирована на 80-90% и ее развитие может происходить только в этих, достаточно жестких, пределах [6]. Вместе с тем средовые факторы - тренировочная нагрузка и индивидуальный стиль жизни - могут внести существенные коррективы если не в абсолютный уровень развития выносливости, то в ее динамику на протяжении разных тренировочных периодов. Известно, что тренировочная нагрузка в младшем школьном возрасте в процессе развития выносливости [1,5] может достигать значительной величины, однако эти данные получены преимущественно на юных спортсменах, что не позволяет использовать их в полном объеме для построения учебно-педагогического процесса физического воспитания в общеобразовательной школе.

С учетом указанных выше факторов была определена цель исследования: выявить динамику формирования выносливости в процессе специальных тренировочных занятий и сопоставить ее:

- с тренировочной нагрузкой различного уровня;

- с показателями полового диморфизма;

- с динамикой изменения показателей (по данным двигательных тестовых заданий и показателям становой силы).

В исследовании приняли участие школьники: 16 мальчиков и 19 девочек 9-1 Олег. По показателям физического развития и состояния здоровья все испытуемые были отнесены к основной медицинской группе.

Эксперимент по развитию выносливости строился следующим образом:

- тренировочные занятия (по 45 мин каждое) проводились два раза в неделю на протяжении 8-недельного цикла;

- в качестве тренировочного средства использовался бег;

- через каждые две недели проводились тестовые испытания выносливости (бег на 1000м), скорости (бег на 30м) и сократительных характеристик нервно-мышечного аппарата (становая сила); результаты групп мальчиков и девочек обрабатывались отдельно.

Дополнительно тестировались следующие физиологические показатели:

- время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге), с;

- жизненная емкость легких, л;

- кистевая динамометрия, кг. Было составлено две группы испытуемых - МН и БН, выполняющих соответственно на одном занятии малую (бег до 1200 м) и большую (бег до 3000м) нагрузки.

Таблица 1. Изменения в тестовых показателях у мальчиков двухгрупп (МН и БН) после 8-недельного тренировочного цикла

Показатели Группа БН Группа МН Достоверность различий, р
Бег на 1000 м, мин 5,7 +0,1 6,1 +0,1 <0,01
Бег на 30 м, с 6,7 +0,1 6,4+0,1 <0,05
Задержка дыхания, с 48,8 + 2,0 40,2 + 1,9 < 0,001
Жизненная емкость легких, л 2,2+0,1 1,9+0,1 <0,05
Сила правой кисти, кг 22,3 + 0,3 21,4+0,3 <0,05
Сила левой кисти, кг 20,5 + 0,3 19,6 + 0,3 <0,05
Становая сила, кг 59,2 + 2,8 48,2 + 2,9 <0,01

Таблица 2. Изменения в тестовых показателях у девочек двух групп (МН и БН) после 8-недельного тренировочного цикла

Показатели Группа БН Группа МН Достоверность различий, р
Бег на 1000 м, мин 6,0+ 0,1 6,3 +0,1 <0,05
Бег на 30 м, с 6,9+ 0,1 6,6 + 0,1 <0,05
Задержка дыхания, с 42,6 + 1,9 37,4 + 1,8 <0,05
Жизненная емкость легких, л 1,8+0,1 1,7 +0,1 н.д.
Сила правой кисти, кг 19,6 + 0,3 19,4 + 0,3 н.д.
Сила левой кисти, кг 15,8 +0,3 16,0 + 0,3 н.д.
Становая сила, кг 39,2 + 2,9 31,4 + 2,7 <0,05

Таблица 3. Сравнение различных показателей мальчиков и девочек 9-10 лет до начала тренировоч-ного цикла (усредненные данные для МН и БН групп)

Показатели Группа БН Группа МН Достоверность различий, р
Бег на 1000м, мин 6,8 + 0,1 7,0+0,1 Н.Д.
Бег на 30м, с 6,1 + 0,1 6,3+0,1 Н.Д.
Задержка дыхания, с 35,8 + 1,5 30,2 + 1,8 <0,05
Жизненная емкость легких,л 1,9 + 0,1 1,8 + 0,1 Н.Д.
Сила правой кисти, кг 19,8+0,3 17,4 + 0,4 <0,001
Сила левой кисти, кг 17,2+0,3 14,6 + 0,4 <0,001
Становая сила, кг 42,6 + 2,7 30,0 + 2,7 <0,01

Соотношение нагрузки и тестовых показателей оказалось следующим. В группе мальчиков (табл. 1), использующих малую тренировочную нагрузку, результаты в беге на 1000 м улучшились в среднемна14 + 1,2% от исходного уровня. В группе, выполняющей большую тренировочную нагрузку, спортивный результат в беге на 1000 м улучшился в среднем на 18 + 1,5% (различия статистически достоверны). Скоростные качества (бег на 30 м) в начале тренировочного цикла (к 4-й тренировочной неделе) в группах МН и БН улучшились, но результаты в группе МН были статистически выше. К концу тренировочного цикла время бега на 30 м в обеих группах улучшилось, причем в группе БН в большей степени, чем в группе МН (р < 0,05). Полученные данные корреспондируют с ранее зафиксирован
ными результатами, что говорит о возможном и существенном ухудшении одного двигательного качества за счет другого. Известно, что такой феномен наблюдается по большей части у спортсменов высокой квалификации, но, как показали наши исследования, возникает и у детей после высокой физической нагрузки, которую использовали в настоящем исследовании.

Сравнение исследуемых показателей в группах МН и БН у девочек (табл. 2) выявило картину, примерно аналогичную изменениям, зарегистрированным в группах у мальчиков.

Согласно полученным результатам силовые показатели у девочек в меньшей степени подвержены изменениям в процессе тренировки выносливости по сравнению с аналогичными показателями у мальчиков такого же паспортного возраста.

В группах МН и БН у девочек было выявлено, что спортивные результаты в беге на 1000 м улучшились в большей степени (р < 0,05), чем в соответствующих группах МН и БН у мальчиков. Также более выражено улучшение результатов в беге на 30 м в первой половине тренировочного цикла по сравнению с результатами у мальчиков. Снижение показателей в 30-метровом беге выражено меньше, чем у мальчиков.

Таким образом, проведенное исследование показало следующее:

- функциональные показатели мальчиков и девочек в ответ на одну и ту же нагрузку изменяются по-разному;

- тренировочная работа на выносливость на начальном этапе стимулирует повышение как выносливости, так и скоростных показателей, а в дальнейшем показатели выносливости продолжают улучшаться на фоне угнетения скорости движений;

- силовые показатели мальчиков в большей степени повышаются в процессе тренировки выносливости, чем аналогичные показатели у девочек;

- интенсивность повышения показателя выносливости в ответ на одинаковую тренировочную нагрузку в группах МН и БН у девочек выше по сравнению с аналогичными группами у мальчиков.

Сравнение абсолютных результатов разных тестовых показателей у мальчиков и девочек показало, что по большинству из них достоверные различия отсутствуют, что соотносится с ранее полученными данными других авторов [4]. Вместе с тем динамика изменений этих показателей различается и выражение зависит от полового диморфизма (табл. 3).

Согласно данным табл. 3 показатели, связанные с силовыми характеристиками, в группе девочек достоверно ниже по сравнению с показателями у мальчиков. Однако результаты в двигательных тестах в обеих группах не различаются, что можно объяснить слабой степенью использования силового компонента в процессе выполнения бега на выносливость и на скорость, что характерно для организации нервно-мышечного аппарата у детей данного возраста [4].

Литература

1. Голощапов Б.Г., Прокудин Б.Ф. Оптимизация нагрузок при непрерывном беге на этапе предварительной спортивной подготовки младших школьников //Теория и практика физической культуры, 1982, № 7, с. 28-29.

2. Копылов Ю.А. Компоненты моторики, определяющие показатели здоровья младших школьников //Тез. докл. Республ. научно-практ. конф. "Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта". Ашхабад, 1991, ч. III, с. 60.

3. Новожилова О.В. Соотношение наследственных и средовых влияний на развитие некоторых двигательных качеств у девочек 8-15 лет //Спорт, психофизиологическое развитие и генетика. М., 1976.

4. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 160 с.

5. Травин Ю.Г., Дьяконов В.В. Легкая атлетика. Возрастные особенности развития двигательных качеств школьников и юных спортсменов. М., 1983. - 54 с.

6. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: ФиС, 1984. - 151 с.

7. Fox К., Biddle S. Health-related fitness in schools - philosophical and psychological implications //The Bulletin of Physical Education, 1987, v. 23, p. 28-39.

8. Lamb K.L., Brodie D.A., Roberts K. Physical fitness and health-related fitness as indicators of a positive health state //Health Promotion, 1988, v. 3, p. 171-182.

9. Schutz R.W., Small F.L., Camme F.A. et al. Inventories and norms for children's attitudes toward physical activity //Research Quarterly for Exercise and Sport, 1985, v. 56 p, 256-265.

Поступила в редакцию 10.03.98


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!