Abstract PRINCIPLES OF MONITORING SYSTEM'S ORGANIZATION FOR DIAGNOSTICS OF CHILDREN'S SPORTS FITNESS L.A. Semyonov, Dr. Hab., professor S.V. Isakov, Dr. Med., lecturer Ural state technical university, Ekaterinburg Key words: diagnostics, children, sports fitness, monitoring system. The aim of this study-was to elaborate the system of children sports finesse's identification with a help of computer technologies. The next stages of the monitoring system for the diagnostics of sports fitness were substantiated: - the creation of the data bank; - the testing of children, computer data processing, revelation of children with the high and low indices of physical preparedness; - the creation of data bank for the children with the high indices of physical preparedness; - the fundamental testing of children; - the order about the recommended king of sport; - the monitoring of a child's progress in the recommended kind of sport.
|
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СПОРТИВНОЙ ПРИГОДНОСТИ ДЕТЕЙ Доктор педагогических наук,
профессор Л.А. Семенов Уральский государственный технический университет Ключевые слова: диагностика, дети, спортивная пригодность, мониторинговая система. Проблема определения спортивной пригодности детей, или, как она обычно трактуется, первичного отбора, всегда существовала и в нашей стране и за рубежом. Многие ее теоретические и методические аспекты раскрыты достаточно полно [1-14]. Но, к сожалению, несмотря на разработанность целого ряда положений проблемы, какой-либо целостной системы определения спортивной пригодности детей в России до сих пор не существует. Дети, как правило, приходят заниматься в ту или иную спортивную секцию случайно: вместе с товарищами, по желанию родителей. В лучшем случае учитель физической культуры в школе посоветует заниматься каким-либо видом спорта, или тренер из ближайшей ДЮСШ (чаще всего по собственной инициативе) придет на школьные соревнования и увидит спортивно одаренного ребенка. Как следствие многие из детей занимаются "не своим" видом спорта, тратят годы и, не достигая сколько-нибудь значимых результатов, уходят из спорта разочарованными. В то время как в другом виде спорта они, возможно, смогли бы достичь высоких результатов. Многие же из спортивно одаренных детей так и не приходят в спорт вообще: они просто не ориентированы на это, не знают о своих способностях. Думается, что отсутствие системы в определении спортивной пригодности детей является и одной из существенных причин неудач наших спортсменов на международной арене в последние годы. Вместе с тем на сегодняшний день в России имеются предпосылки для создания такой системы, причем без сколько-нибудь существенных финансовых затрат. Наряду с теоретической разработанностью многих аспектов проблемы важной предпосылкой является развитие компьютерных технологий. Мы считаем, что использование компьютера для создания банка данных о способностях детей и отслеживания их динамики, т.е. организация мониторинга, позволит в значительной мере решить проблему диагностики спортивной пригодности детей. В общем виде организация мониторинговой системы диагностики спортивной пригодности детей может быть представлена следующим образом (см. схему). Основные этапы организации мониторинговой системы диагностики спортивной пригодности детей Первый этап заключается в тестировании всех учащихся общеобразовательных школе использованием методик, предусмотренных школьной программой по физическому воспитанию (а также временным Государственным стандартом по физической культуре в общеобразовательной школе). В этих базовых школьных документах вводится оценка основных физических качеств, прежде всего кондиционных (силы, быстроты, выносливости, гибкости). За основу могут быть взяты и тестовые методики, которые предлагаются популяризируемыми в России в настоящее время "Президентскими состязаниями", а также "Тестами" - программой мэра Москвы. Но следует заметить, что, во-первых, тестирование по нескольким программам, включающим разные методики, затруднительно для учителя. Во-вторых, в "Президентских состязаниях", например, нет каких-либо нормативов, что осложняет диагностику, предполагающую, как известно, оценку в сравнении с конкретными нормативами. Понятно, что показатели физической подготовленности не могут быть исчерпывающими для определения спортивной пригодности ребенка, но ориентирующее начало для некоторых видов спорта, особенно циклических и скоростно-силовых, в них, безусловно, есть. В настоящее время в большинстве школ тестирование проводится в начале и конце учебного года, и его результаты фиксируются лишь в классном журнале или индивидуальной тетради учителя, оставаясь невостребованными ни самими учителями (с целью внесения коррективов в учебный процесс), ни директорами школ (для оценки качества работы учителя). Невостребованными эти результаты остаются и учреждениями дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности (к которым прежде всего относятся ДЮСШ). А очевидно, что школьники, обладающие основными физическими качествами, превосходящими средний (или более того - высокий) уровень, могли бы чрезвычайно заинтересовать тренеров. Что же нужно для того, чтобы эти сведения поступали в ДЮСШ? В идеальном варианте целесообразно, чтобы в каждой школе был создан банк данных о физической подготовленности учащихся. Этот вариант представлен на схеме наличием второго и третьего этапов. При этом на втором этапе, после проведения тестирования в школе, формируется банк данных для отслеживания индивидуальных и групповых изменений в уровне физической подготовленности на протяжении всего периода обучения в школе. Для этого первоначально формируются списочные составы классов, после чего для каждого учащегося вводятся даты и результаты контрольного тестирования. Затем с помощью пятиуровневой шкалы (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий уровни) оцениваются индивидуальные показатели по каждому основному физическому качеству. Далее вся информация может быть отсортирована, в том числе с выделением списка детей с высоким уровнем развития того или иного качества (или комплекса качеств) и, наоборот, с низким. (В настоящее время такая компьютерная программа, названная нами "Паспорт физической подготовленности", разработана и успешно используется в ряде школ г. Екатеринбурга, в значительной мере оптимизируя труд учителей физической культуры при обработке результатов тестирования.) Полученные данные могут использоваться в школе с целью внесения соответствующих коррективов в содержание и организацию занятий по физической культуре. Прежде всего это относится, по-видимому, к физически ослабленным детям, с которыми необходимо проведение направленной коррекционной работы. Список же детей с проявлением высокого уровня развития того или иного физического качества (или комплекса качеств) следует передать в учреждение, ведомство, занимающиеся детским спортом, где и создается специальный банк данных о физически одаренных детях. В том же случае, если в школе нет банка данных, то в принципе учителю физической культуры несложно составить такой список вручную. Тем более что в школах число физически одаренных детей не столь велико. На этом этапе возникает проблема: кто, какое учреждение, ведомство, какое структурное подразделение должно собирать информацию о детях с высокими физическими показателями. Думается, что это будет зависеть от конкретных условий. Очевидно, что в большом городе этим может заниматься районный спорткомитет, который передает информацию в муниципальную ДЮСШ. Возможен также вариант, при котором вся информация поступает непосредственно в ДЮСШ, где за этот участок работы отвечает конкретный человек. В Екатеринбурге, например, создано негосударственное учреждение "Центр диагностики и коррекции физического состояния детей и подростков", одна из функций которого - создание такого централизованного информационного банка данных. Но так как первоначальная информация о детях с высоким уровнем физической подготовленности должна дойти до ДЮСШ, очевидно и то, что здесь должно проводиться углубленное обследование этих детей с целью определения конкретной предрасположенности их к занятиям тем или иным видом спорта. На этом этапе наряду с углубленной диагностикой кондиционных способностей должна проводиться оценка телосложения, координационных способностей, свойств нервной системы и мотивации ребенка. На сегодняшний день, как уже отмечалось, имеются научно обоснованные данные по модельным характеристикам в различных видах спорта, выделены наиболее информативные, наследственно обусловленные факторы, которые при определении спортивной пригодности детей следует учитывать в первую очередь. Важно, чтобы эти данные дошли до детских тренеров в виде конкретных рекомендаций (в частности, подготовленная авторами статьи книга). Следует также предусмотреть возможность создания в ДЮСШ некоего консультативного совета по определению спортивной пригодности детей с возможным привлечением специалистов кафедр академий, факультетов физической культуры. Таким образом, на основании углубленной комплексной оценки ребенку рекомендуется определенный вид спорта. (Следует отметить при этом, что даже при самом упрощенном варианте, когда тренеры ДЮСШ лишь целенаправленно, на основе имеющейся информации "просматривают" детей с высокими показателями физической подготовленности с выполнением ими специфических для данного вида спорта тестов, коэффициент полезного действия такого отбора в значительной мере повысится.) На этом технологическая цепочка определения спортивной пригодности не прерывается. Очень важно исключить ошибки при рекомендациях. Поэтому в структуре ДЮСШ целесообразно создание своего банка данных о детях, занимающихся в различных секциях, с включением в него, во-первых, названных исходных характеристик, во-вторых показателей, определяющих так называемый вторичный отбор. На каждого занимающегося, таким образом, составляется паспорт. При этом предполагается постоянное отслеживание прогрессирования ребенка в рекомендуемом виде спорта и в случае необходимости его переориентация на другую спортивную специализацию. Для этого нами разработана компьютерная программа "Спортивный отбор", которая по своим характеристикам связана с общешкольной программой "Паспорт физической подготовленности". Таким образом, при решении несложных организационных вопросов и внедрении компьютерных программ обеспечивается тесная связь детского спорта со школьной физической культурой, в результате чего через "сито" отбора (пусть предварительного) постоянно "пропускаются" все школьники. В настоящее время предлагаемый подход экспериментально проверяется, получены предварительные, но достаточно убедительные положительные результаты. Литература 1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.:ФиС, 1986. - 192 с. 2. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры, 1980, №1, с. 31-34. 3. Бальсевич В.К. Выявление и развитие спортивного таланта //Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. СПб. 1994, с.З. 4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС, 1980. - 127 с. 5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка пловцов. - М.: ФиС, 1986. - 191 с. 6. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей. //Теория и практика физической культуры, 1993, № 5, с. 41. 7. Волков А.В. Физические способности детей и подростков. - Киев; Здоровье, 1981. - 120 с. 8. Локо Я.Л. Об основе теории спортивного отбора. // Биологическое обоснование физического воспитания и спортивной техники учащихся: Тр. по физ. культ. Тартуского гос. ун-та Тарту, 1979, с. 86-95. 9. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с. 10. Платонов В.Н., Запорожанов В.А. Теоретические аспекты отбора в современном спорте. // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке: Сб. научных трудов, - Киев: КГИФК, 1990, с. 5-27. 11. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. - М.: ФиС, 1973. -216с. 12. Сергиенко Л.П. Близнецы в науке. - Киев: Вища школа, 1992. - 234 с. 13. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт, - М.: ФиС, 1976. - 236 с. 14. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: ФиС, 1984. - 151 с. Поступила в редакцию 10.05.98 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|