Abstract INDICATION AND IMPROVEMENT OF INTERFERENCE KILLING FEATURE IN TACTIC -TECHNICAL ACTIONS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS N.A. Nevmyanov, Ph. D. All - Russia Research Institute of Physical Culture, Moscow Key words: young football players, tactic - technical actions, interference, interference killing feature, methodology of improvement. The aim of this study was to elaborate the methods for the essential raising of young football players' actions effectiveness in the conditions of the interferences of a play. The results of the research had shown that one of the most important criteria characterizing a football player's mastery is the degree of his interference killing feature to the unexpected deviations of a play. The training process's control aimed to raise the young athletes' interference killing feature must provide the analysis of their special preparedness taking into consideration the degree of special coordination capacities, the diagnosis of technical preparedness, and the elaboration of their improvement programme.
|
ОЦЕНКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ Н.А. Невмянов Ключевые слова: юные футболисты, тактико-технические действия, помехи, помехоустойчивость, методология совершенствования. В футболе, как и в любой конфликтной игре, регламентированной правилами, устойчивость к экзогенным сбивающим факторам игры (скорость передвижения, противоборство соперника), являясь важнейшей составляющей надежности действий [5] футболиста, в значительной степени характеризует уровень его мастерства [12,14-16]. Наиболее трудный период адаптации к взрослому, иначе говоря, к скоростному, жесткому футболу выпадает на долю юных спортсменов (15-16 лет), которые находятся на пороге перехода в команды мастеров. Именно в этом возрасте формируются основные профессиональные качества для игры на высшем уровне [1, 6, 10, II]. Но, к сожалению, реальность такова, что подавляющее большинство выпускников ДЮСШ остается за бортом "большого" футбола по причине профессиональной непригодности. Поэтому разработка научно обоснованной методики, способствующей существенному повышению помехоустойчивости выполнения технико-тактических действий (ТТД) в условиях сбивающих факторов игры, чрезвычайно актуальна для решения вопросов подготовки квалифицированного резерва в команды мастеров и сборные команды России, что и обусловило постановку следующих задач исследования: - систематизация условий выполнения ТТД по признаку координационной сложности (КС); - разработка новой системы регистрации ТТД и анализа специализированных нагрузок с учетом КС; - усовершенствование 5-балльной системы оценки выполнения технических приемов (ТП) в процессе тренировки [13]; - программирование и реализация процесса подготовки. В соответствии с КС выполнения ТП все игровые ситуации имеют три степени координационной сложности (СКС): - 1-я СКС - в оптимальных условиях выполнения ТП (на месте либо на удобной, невысокой скорости движения), т.е. когда действия футболиста не лимитированы пространством и временем; 2-я СКС-в условиях сложных пространственно-временных отношений игрока и мяча, в основе которых лежит дефицит времени и пространства (высокая скорость движения, пассивные препятствия и т.п.); 3-я СКС - в условиях активного сопротивления, оказываемого одним, двумя и более игроками (выполнение ТТД в условиях единоборств, персональной опеки, группового отбора и т.п.), наиболее сильно усложняющими двигательную координацию футболиста. На основе общепринятой методики оценки количества и точности (безошибочности) выполнения ТП [9] разработана система обследования соревновательной деятельности с учетом трех СКС. Для определения целевой точности выполнения ТТД в условиях тренировки разработана 5-балльная система оценка, в которой основными критериями технического мастерства являются точность (безошибочность) реализации двигательной задачи, быстрота и своевременность ее выполнения. При этом быстрота определяется не временем выполнения ТП, что трудноизмеримо в процессе педагогических наблюдений, а количеством касаний мяча, адекватно отражающих скоростные действия игрока. Так, наряду с точным выполнением высокие баллы даются за удары по воротам без подработки (с хода); поощряются точные и своевременные передачи, поддерживающие высокий темп упражнения; высоко оцениваются приемы, обводки и отборы, выполненные касанием мяча с одновременным созданием необходимых условий для дальнейших действий, что само по себе убыстряет темп. Таким образом, разработанная классификация нагрузок и методы оценки тренировочной и соревновательной деятельности с учетом СКС позволили проанализировать уровень подготовленности и объемы нагрузок, выполняемых футболистами разной спортивной квалификации, что дало возможность разработать программу подготовки 15-16-летних спортсменов СДЮШОР, ориентированную на уровень технической подготовленности (прежде всего помехоустойчивости) футболистов 2-й лиги чемпионата России (уровень модельных характеристик). Основной сдерживающий фактор в подготовке квалифицированного резерва - явное несоответствие параметров тренировочной нагрузки требованиям игры. Так, 15-16-летние футболисты СДЮШОР в процессе игр более половины всех ТТД (53 - 55%) проводят на скорости и в условиях противоборств с соперником, в то время как в тренировке такие упражнения составляют лишь 24 -26% всего объема специальной подготовки. Для сравнения: в квалифицированных взрослых командах процентные соотношения КС специализированных нагрузок не только достигли уровня соревновательных, но зачастую и превышают их. Так, в команде "Динамо" (Киев) в период ее наивысших успехов на международных и внутренних соревнованиях (1974 - 1990гг.) в тренировочных моделях типа А, В, Дог 60 до 88% объема специальной подготовки проводилось в скоростном режиме и в условиях жесткой опеки со стороны обороняющихся [4,8]. В педагогическом эксперименте с 15- 16-летними футболистами СДЮШОР, продолжавшемся в течение 9 месяцев, в экспериментальной группе в отличие от контрольной (при одинаковом общем объеме специальной подготовки и идентичных условиях для занятий) осуществлялось поэтапное увеличение доли нагрузок повышенной КС (с целью достижения модельных характеристик помехоустойчивости, соответствующих уровню футболистов 2-й лиги чемпионата России). На предварительном этапе эксперимента в первые 2 месяца нагрузки увеличились на 6%, при традиционной подготовке, равной 26,2% (26,2 + 6 = 32,2); в следующие 2 месяца-еще на 10% (32,2 + 10 = 42,2); на основном этапе эксперимента (в течение 5 месяцев) нагрузкам на скорости и в условиях единоборств отводилось более половины всего объема специальной подготовки (42,2 + 10 = 52,2), при процентном соотношении нагрузок, выполняемых в условиях 2-й и 3-й СКС, равном примерно 60:40. При этом строго учитывался принцип цикличности в усложнении условий выполнения [14]. Только достаточно прочное усвоение техники выполнения упражнений в менее сложных условиях (на уровне промежуточных модельных характеристик) являлось основанием для перехода к повышению КС нагрузок. Фактически вдвое увеличившийся объем КС нагрузок (с 26,2 до 52,2%), систематическое осуществление коррекции точности выполнения ТП с помощью балльной оценки [13], индивидуализация процесса подготовки [2], а также построение занятий с учетом сопряженного воздействия на технику и физические качества занимающихся [3,6,8] способствовали существенному повышению уровня технической подготовленности, оцениваемой в процессе тренировок. Экспериментальная программа подготовки оказалась более эффективной прежде всего в плане повышения устойчивости выполнения ТП к сбивающим факторам (скорость, единоборства). Об этом свидетельствуют результаты сравнительного анализа балльной оценки целевойточности ТП (двух участвующих в эксперименте команд: Пэ = 18, Пк = 17) с помощью X-критерия Ван-дер-Вардена [7]: в условиях 1 -и СКС (Xst 5,33 > Хф 2,63) различие статистически недостоверно, в то время как в условиях 2-й (< Хф 9,51) и 3-й СКС) < Хф 8,75) показатели экспериментальной группы существенно выше (р < 0,01). Реализация данной программы способствовала также существенному улучшению показателей соревновательной деятельности. У футболистов экспериментальной группы увеличилось количество ТТД выполняемых в оптимальных условиях (с 45 до 55% всех ТТД), с соответственным уменьшением их на скорости (с 37 до 32%) и в борьбе (с 18 до 13%), что положительно отразилось на показателях общего КЭ, а также повысилась помехоустойчивость (по показателям КЭ) при непосредственном воздействии сбивающих факторов (с 0,55 до 6,0 и с 0,44 до 0,49 в условиях 2-й и 3-й СКС соответственно) , т.е. по качеству игры юные футболисты экспериментальной группы вплотную приблизились к взрослым квалифицированным спортсменам, отвечающим требованиям 2-й лиги чемпионата России (разноразность по исследуемым показателям соревновательной деятельности статистически недостоверна). О заметном повышении мастерства свидетельствуют успехи футболистов экспериментальной группы в соревнованиях на первенство Москвы среди СДЮШОР, где после педагогического эксперимента они заняли 2-е призовое место по сравнению с 9-м местом в предыдущем году. И наиболее обнадеживающим итогом педагогического эксперимента является то, что 12 игроков команды приглашены в команды мастеров. Выводы 1. Исследования показали, что одним из важнейших критериев, характеризующих мастерство футболиста, является степень его помехоустойчивости к сбивающим факторам игры (скорость движения, противоборство соперника и др.), так или иначе усложняющим двигательную координацию. 2. Управление тренировочным процессом с целью повышения помехоустойчивости футболистов предусматривает анализ специальной подготовки с учетом трех СКС, диагностику технической подготовленности с помощью 5-балльной системы оценки, определение эталонного уровня (модельных характеристик), которого необходимо достичь, и соответственно с этим составление программы развития координационных способностей на основе поэтапного увеличения доли нагрузок повышенной КС (в соответствии с принципом цикличности усложнения КС нагрузок). 3. В процессе непосредственной реализации программы повышения помехоустойчивости футболистов осуществляются систематическая коррекция точности выполнения ТП с помощью балльной оценки, индивидуализация процесса подготовки, построение занятий с учетом сопряженного воздействия на технику и физические качества. 4. Проверка статистической значимости различий технической подготовленности и показателей соревновательной деятельности двух участвовавших в эксперименте команд показала, что экспериментальная программа подготовки оказалась более эффективной, и прежде всего в плане повышения устойчивости к сбивающим факторам игры. Литература 1. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС, 1980. - 126 с. 2. Джанузаков К.Ч. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса футболистов 16-17 лет на основе педагогического контроля: Автореф. канд. дис. М., 1982. - 23 с. 3. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов М., ФиС. - 154 с. 4. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. - Здоров'я, 1985. - 136 с. 5. Ивойлов А.В. Проблемы помехоустойчивости движений человека. В сб. научн. тр.: Помехоустойчивость спортсмена. Волгоград, 1981, с. 3 - 10. 6. Иманалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Канд. дис. М., 1993. 7. Лакан Г.ф. Биометрия. - М.: Высшая школа, 1990. - 350 с. 8. Лобановский В.В., Базилевич О.П. Организация учебно-тренировочного процесса в команде "Динамо" (Киев). В сб. метод, матер, по футболу (1). М., 1976, с. 31 - 52. 9. Морозов Ю.А. Предыгровая разминка как фактор формирования готовности футболистов к игре: Автореф. канд. дис. М., 1968. - 26 с. 10. Мосягин С. Программа учебных лет. Футбол - Хоккей, 1977, № 24, с. 6 - 7. 11. Мосягин С.М., Алешков И.А., Скоморохов Е.В. Чемпионат Европы-84 среди юношей. Ежегодник: футбол. - М.: ФиС, 1985, с. 10 - 16. 12. Рымашевский Г.А. Экспериментальное обоснование некоторых путей повышения надежности выполнения технико-тактических действий футболистов высокой квалификации: Канд.дис. М.,1978. 13. Седов Ю.С., Невмянов А.М. Программированное совершенствование технико-тактических действий футболистов. Матер. Всесоюзн. научно-метод. конф. по футболу. М., 1973, с. 61 - 69. 14. Футбол: Учебн. пос. для тренеров /Общ. ред. С.А. Савина. - М.: ФиС, 1969. - 276 с. 15. Хедергог К.-Х. Новая футбольная школа. - М.: ФиС, 1976. - 238 с. 16. Чанади А. футбол (техника). - М.: ФиС, 1978. - 254 с. Поступила в редакцию 10.03.98 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |