К ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ


Abstract

METHODICAL PRINCIPLES OF REGIONAL PROJECTS' CONTROL IN HEALTH-IMPROVEMENT PHYSICAL CULTURE

D.I. Dyakov, Dr. biol., professor

S.V. Lyubimov, Dr. econ. hab., professor

Khabarovsk state technical university, Khabarovsk

G.I. Lyubimova, postgraduate

Khabarovsk state institute of physical culture

Key words: physical culture, health-improvement, regions, control of projects, investitions, problems, economical safety of health, system programs.

The aim of this study was to elaborate the methodical principles of regional projects' control in the area of the health-improvement physical culture.

The authors mark the specific features of Russian economies' philosophy: the concept of social aspect as a function of economy;

the vagueness of perspectives an the cunning behavior of the government; the attempts to solve all the problems, ignoring the human being, his (her) demands and opportunities. The author analyse the defects of the domestic reformations in physical culture movement at contemporary period and suggests some ways to achieve the safety of population's health.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кандидат биологических наук, профессор Д.И. Дьяков
Хабаровский государственный институт физической культуры

Доктор экономических наук, профессор С.В. Любимов
Хабаровский государственный технический университет

Аспирантка Г.И. Любимова

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, регионы, управление проектами, инвестиции, проблемы, экономическая безопасность здоровья, целевые программы.

Крайнее обострение социально-экономических проблем в целом и на Дальнем Востоке в особенности, ослабление роли государственной политики в территориальном развитии объективно диктуют формирование региональной системы воспроизводства рабочей силы в принципиально новых - рыночных - условиях. Новые идеи и цели, оценки и критерии развития физической культуры оздоровительной направленности, иная мотивация здоровья людей требуют притока инвестиций в этот объективно сложный, стохастический процесс.

Предпринятая попытка позволяет, с учетом выявленного уровня развития оздоровительной физической культуры в регионе, на основе и методами нового научного направления - управления проектами - определить круг проблем и разработать методические принципы их преодоления (разрешения).

На современном этапе рыночных реформ в российской экономике первостепенное значение приобретает улучшение инвестиционного климата, как необходимая предпосылка оживления хозяйствен-ной конъюнктуры и перехода к стадии экономического подъема, и на этом фоне обязательный рост инвестиций в социальную сферу: здравоохранение, культуру, оздоровительную физическую культуру.

К числу факторов, обусловивших в целом неблагоприятный инвестиционный климат в России, относятся социально-политическая нестабильность, высокая инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис неплатежей, нехватка средств у предприятий и сокращение бюджетных ассигнований на инвестиционные цели, высокий уровень налогов и процентных ставок за кредит.

Сокращение внутренних инвестиций не удается восполнить притоком в страну иностранного капитала, масштабы которого не соответству-ют потребностям российской экономики. Инвестиционный климат в Рос-сии оценивается зарубежными вкладчиками капитала как неблагоприятный, ее рейтинг среди потенциальных получателей инвестиций низок вследствие слабости законодательной базы и правовой чехарды, социально-политической нестабильности и экономического кризиса. Страны с рыночной экономикой неоднократно переживали кризисы различного характера и глубины и неизменно успешно выходили из них (великая депрессия 30-х годов в США, послевоенная разруха в Германии и Японии и др.). Все эти страны создали условия для расширения инвестиций и стали на путь экономического подъема и процветания, превратившись за два-три десятилетия в великие экономические державы, где приматом всей деятельности является здоровье человека.

Стимулирование эффективных инвестиций - это именно тот вопрос, от решения которого зависит сегодня будущее, в том числе и здоровье населения России.

Для их оценки необходимы преобразования в инструментарии расчетов в рамках нового научного направления - управление проектом. Если принципы регулирования финансового, фондового и товарных рынков достаточно хорошо изучены и активно используются в последнее время государственными и коммерческими структурами, то в отношении применения методов управления проектами в области социальной сферы, в частности инвестирование проектов в оздоровительной физической культуре, остается много неясностей.

Цель исследования - разработка методических принципов по управлению проектами в области оздоровительной культуры, включающей, во-первых, обобщение и применение теоретических положений управления проектами в сфере социальной экологии здоровья; во-вторых, применение специальных инструментальных исследовательских средств по выявленным проблемам; в-третьих, обобщение, анализ и при необходимости разработка методики оценки потенциала здоровья человека, эффективности мероприятий по его поддержке на оптимальном (общественно необходимом) уровне в рыночных условиях.

Несмотря на динамизм общих идей преобразования экономика в настоящее время по-прежнему остается ресурсно-расточительной, милитаризованной, с низкой инвестиционной активностью, человека и здоровье потребляющей, слабо ориентированной на потребности человека. Характерное для российской экономики понимание социального аспекта как производного от экономического не могло не сказаться на состоянии здоровья и развитии физкультурного движения. Неопределенность перспективы и лукавое поведение правительства в области реформирования социальной сферы, попытка разрешить накопившиеся в ней проблемы с односторонних, узкоэкономических позиций, оставляя нетронутым главное - самого человека, его потребности и возможности - все это приводит к непоправимым последствиям. Анализ отечественной практики реформирования физкультурного движения в переходный период выявил следующие основные недостатки:

- недооценку роли физкультурного движения в региональном развитии и абсолютную зависимость преобразований в этой сфере от результатов деятельности в экономике, отсутствие механизма предоставления финансовых льгот физкультурному движению;

-декларативный характер выполнения отдельных мероприятий по социальной защите здоровья без проведения политики его экономической безопасности и стоимостной оценки потенциала здоровья;

- отсутствие разумного государственного протекционизма в области поддержки оздоровительной физкультуры;

- отсутствие субъективно-функциональных характеристик и учета рыночных условий при разработке оздоровительных программ (в частности, в рамках программы "Дальний Восток") и организационно-экономических механизмов реализации и внутренних источников финансирования;

- отсутствие государственной программы здорового образа жизни, продолжающаяся в средствах массовой информации реклама спиртных и табачных изделий, создание культа дорогих и трав-моопасных видов спорта;

- выбор в качестве приоритетного финансирования спорта высших достижений и относительный успех на Олимпийских играх в Атланте;

- практическая сложность применения методического инструментария экономической оценки инвестиционных проектов в области физкультурного движения в условиях экономики риска.

Вместе с тем одним из общепринятых средств достижения эффективности экономики, повышения инвестиций в человека является рынок. Сегодня стратегия обобществления условий оздоровления населения, думается, исчерпала себя. Теперь вместо нее рынок объективно выдвигает идею самостоятельного, личностного, деятельного начала в поддержании и укреплении здоровья, основанного на непосредственном личном труде.

Экономическая безопасность здоровья предполагает определенную самостоятельность сферы здравоохранения и физкультурного движения и основывается на следующих посылках:

1. Огромным резервом общественного развития является не только экономика, но главным образом - люди, потенциал их здоровья.

2. Здоровье - природный, генетический фактор и слабо воспроизводимый ресурс, цена которого в общественном развитии и далее будет приоритетно возрастать.

3. Как экономический ресурс потенциал здоровья должен производиться, распределяться (обмениваться) и оцениваться наравне со всеми материальными ценностями.

Поэтому поддержание здоровья на оптимальном (общественно необходимом) уровне может рассматриваться как дополнительный доход общества в виде экономической ренты здоровья. На уровне территории, предприятия рентные платежи есть издержки (налог) за пользование потенциалом здоровья, предложение которого имеет фиксированный неэластичный характер.

К другим средствам обеспечения экономической оптимальности здоровья следует отнести:

- организацию регионального рейтингового мониторинга здоровья населения;

- организацию экспериментальных образователь-ных полигонов здорового образа жизни;

- формирование соответствующих социально-экономических механизмов оздоровления людей, где в качестве "платы" за здоровье может выступать пониженный страховой тариф при медицинском страховании или паспорт здоровья, оценивающий потенциал здоровья для найма на работу.

Проведение этих мероприятий связано с реформированием государственного управления физкультурным движением и здравоохранением, разрешением противоречий между возрастающими потребностями общества в восстановлении жизнеспособности нации, его трудового и генетического потенциала, с одной стороны, и имеющимися здесь малыми возможностями государственных секторов этих отраслей - с другой.

Особо выделим проблемы, связанные с преодолением массового пренебрежения к укреплению здоровья лиц, имеющих отклонения в нем с рождения, или инвалидам, при этом следует не ослаблять, а усиливать заинтересованность всех субъектов в воспроизводстве здоровья.

Нельзя не отметить тенденцию регионального подхода к воспроизводству здоровья, в связи с тем что на региональном уровне эти проблемы проявляются контрастнее, в известном смысле, с соответствующим мультипликативным "эффектом". Увеличение затрат на воспроизводство здоровья человека во многом зависит от значимости качественных параметров жизнеобеспечения (в условиях прогнозируемого притока русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья) на региональном уровне.

Реформирование отечественной экономики требует генерации новых идей, новых целей, разработки экономической оценки и критериев развития физкультурного движения, иной мотивации здоровья людей и мотивации качественного труда работников сферы физической культуры и спорта, новых подходов к экономической стандартизации и ценообразованию оздоровительных услуг, оценке экономической эффективности инвестиционных проектов в области физкультурной работы, поиска эффективных источников их финансирования. Другими словами, рыночные условия диктуют радикальное реформирование старой системы физкультурного движения.

Переход от централизованного управления народным хозяйством к рыночным отношениям существенно изменяет экономические отношения между участниками хозяйственной деятельности. Рынок исключает монополизм, превалирование одной государственной собственности и централизованное управление инвестициями; изменяет инвестиционную политику государства и его субъектов, структуру инвестиционной сферы, состав и роль инвесторов на рынке инвестиций. Под влиянием всех указанных изменений происходит модификация и самого понятия "инвестиции" - наполнение его новым экономическим содержанием.

Природа функционирования инвестиций связана с необходимостью вложения средств - инвестиций в развитие экономики страны. Характер экономического развития страны и ее динамика отражаются в инвестиционной политике [ 1 ].

При командно-административной системе управления объектом инвестиционной политики являлись государственные заказы, а субъектом инвестиционной сферы и инвестиционной деятельности выступали государственные институты. Рыночная же экономика характеризуется тем, что значительно расширяется число участников инвестиционной деятельности, в том числе и ее субъектов, которые функционируют в рыночной среде. При этом роль государства как регулятора рыночных отношений не утрачивается, напротив, сохраняется достаточный государственный сектор, устраняющий стихийность рыночных механизмов. Одновременно с помощью методов государственного регулирования создаются условия государственной сферы - сферы частной деятельности за счет создания для нее благоприятного инвестиционного климата на основе эффективных мотиваций, финансов и кредитных рычагов. Это, в свою очередь, обеспечивает значительное расширение источников инвестиций.

Система управления физкультурным движением, ориентированная на рыночные экономические отношения, обуславливает появление наряду с государственными частных инвестиций и должна обеспечивать равные возможности как государственным, так и частным инвестициям. При этом в процессе осуществления инвестиционной политики государство посредством рыночных регуляторов создает условия для реализации интересов различных инвесторов эффективно вкладывать свои инвестиции и закреплять за собой определенную область инвестиционной сферы. Следует заметить, что направления практической реализации инвестиций во многом зависят от привлекательности с точки зрения скорого получения прибыли, возврата инвестору денежных средств.

Особо выделимте обстоятельство, что сферой инвестиционной деятельности в области физкультурно-го движения является повышение эффективности проектов по увеличению потенциала здоровья человека и необходимое преодоление тяжелого "наследия" массового пренебрежения двигательной активностью оздоровительной направленности.

Таким образом, инвестиционная сфера тесно связана с рынком инвестиций и рынком инвестиционных товаров (здоровье человека как высшая ценность цивилизации) . Субъекты инвестиционной сферы реализуют инвестиционный спрос и предложение, вступая в определенные экономические взаимоотношения по поводу движения (реализации) инвестиций с целью получения дохода и социального эффекта.

Исходя из этого можно определить, что же такое инвестиции, какова их роль в условиях переходного периода. Инвестиции выражают все вилы имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты инвестиционной сферы, в результате чего достигается экономический (формируется прибыль) и социальный эффект.

В состав этих ценносгей входят следующие:

-движимое и недвижимое имущество (стадионы, спортивные залы, бассейны, спортивное оборудование, другие материальные ценности);

- денежные средства, целевые банковские вклады, кредиты, ценные бумаги;

- интеллектуальные ценности: авторские права, лицензии, методики по повышению потенциала здоровья, "ноу-хау" и другие;

- права пользования землей и другими природными ресурсами, прочие имущественные права.

Для исследования этого сложного стохастического процесса необходимо построение экономико-статистических моделей, в которых посредством различ-ных коэффициеннов регрессии (а соответственно с последующей оценкой коэффициентов эластичности) можно оценить ставки (вариации процента ставки) налога, направленные на выполнение социальных программ. Тем самым можно моделировать процесс возможных привлечений средств, в том числе - процесс благотворительности, который до революции был ши-роко распространен на Руси. Разумное освобождение от тяжелого бремени налогов, государственный протекционизм процессу направления денежных средств на развитие социальных программ позволят повысить их эффективность.

Изменение парадигмы управления в России: развитие рыночных отношений, легитимизация различных форм собственности, ликвидация планово-распределительной системы, создание новых рыночных организационных структур - предопределило внедрение в практику принципиально новых форм регулирования экономики государства, базирующихся на целевых программах и проектах.

Под целевой программой понимается адресный документ, включающий комплекс социально-экономических мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и направленных на решение актуальных проблем наиболее эффективным путем и в установленные сроки. В настоящее время, в соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации, целевые программы разрабатываются для комплексного решения неотложных экономических, социальных, экологических проблем развития страны. Вместе с тем решение сложных задач разработки управления программами в условиях неопределенности относительно социально-экономических условий их реализации не имеет в настоящее время в России адекватных методов решения [3].

В разрабатываемых в России как в стране с переходной экономикой инвестиционных проектах необ-ходимо учитывать специфику ее социально-экономического положения. Данная специфика состоит прежде всего в высокой неопределенности относительно экономических и организационных условий будущей реализации проектов, что выражается в постоянных изменениях правовой базы, высоких темпах инфляции, нестабильности валютных курсов и т.п. В этих услови-ях особое значение приобретают вероятностно-статистические методы экономического и финансового анализа, позволяющие учесть стохастический характер исходных параметров [2].

Поскольку проектный анализ является сложной комплексной задачей, решение которой требует большого объема исходной информации для принятия ре-шения, ас применением вероятностно-статистических методов объем информации резко увеличивается, за-дача проектного анализа в любой области не может быть успешно решена без применения широкого арсенала современных программно-технических и телекоммуникационных средств.

Структурно-функциональная модель оценки инвестиционных проектов включает три основных блока:

- расчетные комплексы по всем видам анализа проекта (коммерческий, технический, финансовый, экологический, социальный, экономический, организационный), результатом работы которых являются вычисленные значения основных показателей проекта по соответствующим разделам;

- базы и банки данных, содержащие достоверную и необходимую для работы расчетных комплексов информацию;

- метабаза данных, содержащая информацию о формате и месторасположении информации в базах и банках данных.

Окончательное решение об одобрении рассматриваемого проекта или отказе от его реализации принимается совместно руководителем проекта, заказчиком и инвестором, причем учитываются цели, задачи и конкретная ситуация, которая складывается в данное время.

Задачей системы оценки проектов является оценка проекта по ряду объективных критериев, которая может рассматриваться в качестве основы для последующего решения руководителя или эксперта.

Методической основой оценки проекта в целом служит проектный анализ, организационной оценки - методы социальной психологии, экономической оценки - методика экономического анализа затрат и результатов.

Естественно, что успех управления, т.е. степень достижения косвенных целей, зависит как от структуры и характеристик управляющего механизма и управляемого объекта (физкультурного движения в целом или составной ее части), так и от внешней среды, в которой реализуется проект и осуществляется управление процессом его реализации. От этого зависят, как правило, оба основных компонента: результаты и затраты, сочетание которых в конечном итоге определяет эффективность проекта в том или ином способе (варианте) его управления.

Особо важно правильное понимание наиболее общих принципов и соответствующих методов их реализации. Можно выделить три группы таких принципов:

- методологические принципы, относящиеся к концептуальной стороне дела и мало зависящие от специфики проекта;

- методические принципы, непосредственно связанные со спецификой проекта, его экономической и финансовой привлекательностью;

-операционные принципы, облегчающие процесс расчета эффективности проекта с информационно-вычислительной точки зрения.

Пионерность применения методов современного управления проектами в области оздоровительной физической культуры, безусловно, требует учета сле-дующих аспектов:

1. Специфичность проекта. Это определяет в конечном итоге содержание конкретных показателей эффективности, их структуру, способы синтеза.

2. Несовпадение интересов различных участников проекта и процесса управления. Не только позиции, но и исходные параметры и методы, а значит, и результаты оценки у них могут быть разными. Следовательно, расчет нужно производить с учетом мнения каждого участника процесса.

3. Динамичность процесса. Необходимо учитывать, что структура проекта и характеристики входящих в него объектов изменяются под влиянием внутренних (управляющих) воздействий и внешних возму-щений.

4. Ограниченная управляемосгь. Прошлым управлять нельзя, его можно и нужно лишь учитывать при принятии дальнейших решений. По этому уже осуществленные невозвратные затраты надо исключать из расчета сравнительной эффективности различных вариантов управления проектами.

5. Неполнота информации. Объективно она имеется всегда и встречается в виде как риска, так и неопределенности. Поэтому при реальном управлении проектами полезно использовать адаптивные системы, выбирающие следующий управляющий шаг с учетом получаемой от управляемой системы обратной связи. На расчетной же стадии целесообразно непосредственно учитывать неопределенность и риск путем либо корректировки исходных параметров (например, добавляя к дисконту "рисковую премию"), либо проведения многовариантных расчетов (анализ чувствительности, разработка различных сценариев, процедуры статистических испытаний методом Монте-Карло и т.д.).

6. Структура капитала. При оценке проекта необходимо учитывать то, что проект, как правило, финансируется за счет как собственного, так и заемного капитала. Между тем эти виды капитала различаются по ряду характеристик, в том числе по характеристикам риска, поэтому схема финансирования может значительно влиять на эффективность проекта, целесообразность того или иного метода управления им.

Многообразие используемых в отечественной и зарубежной практике критериев эффективности конкретного инвестиционного процесса, методов их выбора и оптимизации обусловлено, на наш взгляд, взаимодействием двух факторов. С одной стороны, это различие в целях, которые могут преследовать организаторы проекта при осуществлении инвестиций, а с другой - разнообразие условий внешней экономической среды и оценка их финансового состояния, собственных финансовых возможностей и способности привлечения заемных средств на достаточно длительный период времени.

С классической (достаточно разработанной) точки зрения все инвестиционные процессы целесообразно разделить на две основные группы: поддерживающие и увеличивающие прибыль. К первой группе можно отнести инвестиции, поддерживающие непрерывность производственного процесса (обновление или замещение основных фондов) или позиции предприятия на рынках сбыта. Для их оптимизации целесообразно использовать критерий минимизации затрат - наиболее эффективным будет признан вариант, обеспечивающий достижение желаемой цели с минимальными затратами (издержками). В области оздоровительной физической культуры все мероприятия, нацеленные на поддержку необходимого потенциала здоровья, опосредованно влияют на результаты хозяйственной деятельности, и в общем виде они направлены на получение желаемой прибыли.

На начальном этапе исследования в качестве минимальности затрат можно принять минимум интегральных дисконтированных издержек - для процессов, охватывающих достаточно длительный период времени (например, больше 1 года, что не вызывает сомнений), особенно в условиях высокого уровня инфляции и необходимости обращения к заемным средствам. При этом ставка дисконта, вероятно, должна определяться исходя из стоимости мероприятий и, следовательно, будет существенно зависеть от источника финансирования (банковский кредит, бюджетное финансирование и др). Именно этот критерий, на наш взгляд, наиболее адекватен существующим реалиям.

В переходный период действие ряда факторов резко возрастает и становится определяющим. При наличии высокого уровня инфляции и при использовании заемных средств создается опасность потери всех капитальных вложений, вплоть до банкротства. Из-за этого представляются более значимыми сочетания ограничений на капитал и сроки его окупаемости. Именно срок окупаемости инвестиционных средств становится одним из основных ограничений в нестабильной экономике и при неясности дальнейших перспектив развития. В таких условиях, при невысокой капиталоемкости мероприятий (а оздоровительная физическая культура к ним относится) и их значительной мобильности, можно выделить особую группу проектов и использовать в качестве основного критерия срок окупаемости капитала, который обычно служит как ограничение или дополнительная информация при принятии решений.

Суровость природно-климатических условий, наличие ряда причин исторического характера, особенности географического положения Дальнего Востока требуют усиления региональной составляющей в воспроизводстве здоровья. Рыночные отношения поставили любого инвестора перед дилеммой: вкладывать или нет, и какова вероятность благоприятного исхода инвестиционного проекта?

Рецепты "улучшения" инвестиционного климата известны, исходя из опыта зарубежных стран. Это необходимость пересмотра взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов регионов; внесение коррективов в налоговое законодательство - создание льготного налогового и кредитного режима для инвестиций социальной сферы; стимулирование иностранных инвестиций и т.п.

В области создания научных основ оптимизации инвестиционного климата предусматривается разработка критериев и показателей экономической оценки социальных программ, отвечающих международным стандартам и условиям перехода к рынку, что обеспечит подготовку соответствующих нормативных и ме-тодических документов. Именно этим актуальным вопросам посвящена работа. Проводимое исследование преследует как чисто научные, так и сугубо практические цели - повышение потенциала здоровья людей, занимающихся оздоровительной физической культурой в рыночных условиях.

Литература

1. Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". Ведомости съезда нар. деп., 1991, №2 9, ст. 1005.

2. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирования инвестиционных проектов. - М.: ИКЦ "ДИС", 1977. - 160 с.

3. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. - СПб.: "ДваТ-рИ", 1996. - 610 с.

Поступила в редакцию 2.12.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!