ТЕОРИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Abstract

ABOUT FUNDAMENTALS OF SPORTS ACTIVITIES' OPHTHALMO- ERGONOMICS

Yu. V. Menkhin, Dr. Hab. Ped., professor

Moscow state academy of physical culture, Malakhovka,

A. N. Tambovsky, Ph.D., lecturer

Ryazan state radiotechnical academy, Ryazan

Key words: visiokinematics of sports situation,

ophthalmoergonomics of spots activities, complex approach, optimization of athlete's vision working, tactical-technical preparation.

Basing on the system character of an athlete's training and considering its tactical-technical component, the authors show the important role of the vision in athletes' activities, they emphasize the topicality of the complex approach to the visual component of his (her) motor activities and they come in the end to the conclusion about the necessity to form a new direction of an athlete's training - ophthalmoergonomics of the sports activities.


ОБ ОСНОВАХ ОФТАЛЬМОЭРГОНОМИКИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Менхин
Московская государственная академия физической культуры

Кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Тамбовский
Рязанская государственная радиотехническая академия

Ключевые слова: система подготовки спортсмена, тактическое мастерство, зрительное восприятие, тактическое мышление, визокинематика спортивной ситуации, офтальмоэргономика спортивной деятельности, комплексный подход, оптимизация работы зрения спортсмена, тактико-техническая подготовка.

Подготовка спортсмена - сложная многокомпонентная многофакторная система. От согласованности составляющих ее подсистем и блоков зависит как успешность процесса подготовки, так и ее конечный результат.

При этом чем больше значимых факторов учитывается и чем четче их взаимодействие, организуемое педагогом (тренером), тем выше и надежнее результат. Выяснение этих факторов, увязывание их с общей системой - одна из актуальных и перспективных проблем.

В общей системе подготовки спортсмена одной из важных подсистем является тактико-техническое совершенствование. В рассматриваемом нами аспекте можно допустить, что его функциональную основу составляют умения спортсмена быстро и объективно оценить и визуально осмыслить фиксируемую ситуацию, а затем своевременно и эффективно принять правильное решение для достижения наилучших результатов в конкретных ситуациях своей спортивной деятельности.

При занятиях спортом, как и в повседневной жизни, человек осуществляет свою целенаправленную деятельность в пространстве, решая главным образом три основные задачи: 1) выбор направления движения; 2) сохранение направления движения; 3) совмещение этого направления движения с конечной целью передвижения [17]. Решению этих задач активно способствуют сенсорные системы (главным образом зрительная, слуховая, тактильная).

Для подавляющего большинства видов спорта ведущим анализатором (или одним из них) является зрительный. С помощью органов зрения спортсмен воспринимает окружающую обстановку, действия противника и своих партнеров по команде, анализирует свое отношение к окружающим условиям, ориентируется в пространстве, осуществляет теку-щий и конечный контроль за результатами своих действий. С помощью зрительных восприятии создаются возможности познания размеров, цвета, расстояний и скоростей движений предметов и их взаимных (относительных) расположении [8,17,19,32,33 и др.].

Это указывает на то, что в спортивной деятельности зрение способствует решению главным образом тактических вопросов.

Важность данной сенсорной системы для спортсмена отмечается во многих работах [4,7,8,10,11,19,20,26,32 и др.]. Исследовались влияние различной двигательной активности (видов спорта) на зрение [2,7,11,20] и, наоборот, роль зрения при занятиях спортом [6,10, 26,32,38], уточнялись рабочие параметры зрительной системы в некоторых видах спорта [10,11,20,26,30,38 ]. Проводилось значительное количество работ и по другим вопросам связей двигательной активности и зрительных параметров. Комплексный подход при рассмотрении всех этих связей зрительного аспекта практически не использовался, хотя большинство исследователей часто опирались на результаты работ в других науках: офтальмологии, физиологии, психологии и др. [1,3,5-8,10,11,19,23,29,37].

Важность зрения в деятельности спортсмена, специфика исследовании зрительной системы предопределяют необходимость именно комплексного подхода в изучении этой системы в спорте. Поэтому данное направление исследований должно базироваться на синтезе комплекса наук: офтальмологии, психологии, педагогики, физиологии, теории и методики спортивной тренировки, математики, биомеханики, электротехники и других.

Особенности измерения зрительных параметров спортсмена обуславливают разработку оригинальных исследовательских средств и методов. Например, изучение характера работы зрительного аппарата стрелка из винтовки сопровождалось появлением целого ряда изобретений и рацпредложений [31,32].

Интенсивность жизнедеятельности человека в современных условиях, важность зрения в ее результативности способствовали появлению нового научного направления - офтальмоэргономи-ки, занимающейся оптимизацией работы зрения человека в конкретных видах его деятельности на базе многостороннего комплексного подхода [28]. Данное направление правомерно распространить на систему подготовки спортсмена, определив его как "офтальмоэргономика спортивной деятельности" (ОЭСД) [34], или спортивная офтальмоэргономика. При этом отличительной чертой ОЭСД является ее психолого-педагогическая направленность, способствующая через совершенствование тактико-технической подготовки спортсмена достижению им максимальных и одновременно стабильных спортивных результатов.

Офтальмоэргономический подход к деятельности спортсмена позволяет систематизировать обширное количество опубликованного материала, затрагивающего вопросы зрения в спорте, определять направления дальнейших исследований с разработкой соответствующих средств и методов, избегать целого ряда противоречий как в воззрениях на проблему, так и в трактовании результатов этих исследований.

Решение этих и многих других аналогичных вопросов очень затруднительно без представления цели и задач спортивной офтальмоэргономики. Первые попытки сформулировать их уже предпринимались [13, 33,34]. Они позволили обозначить основные вопросы офтальмоэргономики спортивной деятельности. Однако анализ постоянно увеличивающегося исследовательского материала по проблеме "зрение - спорт"и синтезирование работ в смежных науках (офтальмологии, психологии, биомеханике, педагогике, физиологии, офгальмоэргономикеидр.) позволяют практически постоянно уточнять задачи ОЭСД и соответственно варианты их решения.

Таким образом, все вышесказанное определяет офтальмоэргономику спортивной деятельности как направление в системе подготовки спортсмена, цель которого - разработкатеоретических и практических основ оптимизации работы зрения спортсмена, способствующих формированию и совершенствованию тактико-технического мастерства для проявления спортсменом своих максимальных возможностей в конкретных видах спорта. Исходя из этого мы полагаем, что одним из важных критериев (и способов обеспечения) тактико-технической готовности спортсмена может стать Офтальмоэргономический критерий. В нашем представлении критерий офтальмоэргономики спортивной деятельности - это совокупность обобщенных знаний и офтальмоэргоно-мических умений спортсмена, осуществляемых в тренировочных и соревновательных формах [34]. При этом составные части данного критерия, по нашему мнению, отражаются в задачах ОЭСД как частных задачах управления деятельностью спортсмена. Рассматривая последние детально, мы считаем целесообразным сделать к ним ряд комментариев.

Первой задачей является уточнение роли зрения в двигательной активности спортсмена на основании изучения и описания характеристик зрительного анализатора (и его визокинематики) как компонента системы "спортсмен-спортивная ситуация". Под "ситуацией" мы понимаем как условия и характер тренировок и соревнований, так и тактические особенности индивидуальных и командных видов спорта и их тренировочных процессов. При этом желательно делать акцент на исследованиях в реальных для спортсмена условиях, что требует от специалистов разработок оригинальных устройств и методов. Важность визокинематики (характера движений глаз) для деятельности спортсмена неоднократно отмечалась отечественными и зарубежными исследователями [2, 4, 6, 10, 11, 20, 32, 34, 37]. Однако в детальном изучении глазодвигательной активности спортсмена делаются практически первые шаги [19, 32]. Для определения цифрового выражения роли зрительного анализатора в деятельности спортсмена М. Минаев (1984) предложил использовать методику психофизиологического анализа, проводимого методом алгоритмического описания, применяемого при анализе работы операторов в инженерной психологии [32]. Правомерность такого подхода представляется нам несколько дискуссионной. Однако его обсуждение в рамках нашей статьи мы считаем неуместным.

Решение этой первой задачи поможет более объективно корректировать глубину и точность решения других задач спортивной офтальмоэргономики. На сегодняшнем этапе развития ОЭСД для корректного решения данного вопроса мы считаем главным набор большого статистического материала, относящегося к спортивной офтальмоэргономике, что, в свою очередь, поможет объективно оценить место ОЭСД в общей системе подготовки спортсмена.

Следующая задача ОЭСД - определение основных характеристик зрительно-глазодвигательной деятельности человека в конкретных видах спорта. При этом важным становится знание взаимосвязей своеобразных систем " глаз - рука"," глаз - нога" [8,15]. На наш взгляд, определяющим здесь является связь характера работы зрительного аппарата (его пространственно-временных параметров) с характером двигательной активности спортсмена. Эффективность этой связи во многом определяет результативность спортсмена, то есть точность и надежность его деятельности [10,27]. Специфика же реализации данной связи позволяет специалисту судить об особенностях индивидуального стиля деятельности спортсмена [16], облегчая тренеру постановку тактических задач как индивидуально спортсмену, так и команде в целом. Сказанное позволяетговорить, что зрительной системе спортсмена приходится решать главным образом метрические задачи, то есть производить оценку пространственно-временных параметров визуально фиксируемой ситуации: размеров, расстояний, скоростей, углов, амплитуд, соотношений ее элементов. Как показывают проведенные исследования, при решении этих задач особое место отводится движению глаз [4,22,32,35,36]. Первые попытки специалистов уточнить характер работы зрительного аппарата спортсмена в конкретных видах спорта (в частности, в пулевой стрельбе) выявили существование визокинематических картин прицеливания (спортивной ситуации) (ВККП, или ВККСС) [32,34]. Эти картины - строго определенные траектории движений глаз спортсмена при визуальной фиксации картины прицеливания (спортивной ситуации). ВККСС формируется согласованной работой окологлазных мышц и цилиарной (аккомодационной) мышцы и зависит от уровня подготовленности спортсмена, его психологического состояния, опыта, амплуа и уров-ня мышления [19, 32, 35]. Однако часто параметры ВККСС далеки от оптимальных, что влечет за собой целый ряд ошибок, совершаемых спортсменом [32]. Их причину мы объясняем интуитивным путем формирования ВККСС, минимальными знаниями в этой области и тренера, и его воспитанника. Таким образом, при решении данной задачи ОЭСД необходимо учитывать, что "смотреть - не значит видеть, но видеть - значит понимать".

Как показывают наши предварительные исследования, обучение спортсменов оптимальной визоки-нематике положительно сказывается на росте и стабильности спортивных результатов не только в стрельбе, но и в баскетболе, волейболе, футболе, теннисе и других видах [32]. Здесь необходимо отметить, что эта эффективность достигается за счет повышения как тактического, так и технического мастерства [10,23,32]. Произошедшие в тактико-технической подготовленности сдвиги можно объяснить повышением уровня умений спортсмена визуально выделять основные элементы спортивной ситуации и на основании их пространственно - временных параметров принимать конкретные, более правильные, возможно, типовые, но не обязательно стандартные решения. Это, в свою очередь, позволяет говорить о своеобразных корректировках в тактическом мышлении спортсмена.

На связь характера визокинематики с процессами человеческого мышления специалисты указывали уже давно [8, 9, 25, 35]. Делались попытки выяснить взаимосвязь глазодвигательной активности с тактичес-ким мышлением спортсмена и соответственно с его элементарными тактическими действиями [4,19]. Однако несовершенство применяемых методик, отсутствие общих задач исследований у разных специалистов, малый объем статистического материала несколько осложняют формулировку общих выводов этих исследований по данному вопросу.

Таким образом, решение первых двух задач ОЭСД поможет объяснить механизмы оценки визуальной информации в ходе спортивных занятий, механизм принятия спортсменом соответствующих решений; обосновать принцип текущего оф-тальмоэргономического контроля за их двигательной реализацией и при необходимости внесения в двигательный режим спортсмена корректировок для достижения цели его решения.

Помимо этого анализ "тактики" зрительной работы высококвалифицированных спортсменов, большого исследовательского материала в разных областях наук позволяет разработать оптимальные варианты ВККСС с учетом специфики вида спорта и амплуа спортсмена. Это будет способствовать переводу характера движений глаз по оценке ситуации из категории "случайных" в категорию "систематических". Такая трансформация глазодвигательной активности может привести к более четкой синхронизации управления спортсменом своими движениями на базе формирования внутреннего афферентного синтеза, который заранее подготавливает весь комплекс команд, выработанных в соответствующих упражнениях. Естественное следствие этого - значительное увеличение скорости ответной реакции. Представляется существенным заметить, что это происходит уже с учетом имеющейся антиципации [29].

Следующей задачей ОЭСД является оптимизация условий двигательной активности спортсмена и специфической при этом зрительной деятельности в конкретных видах спорта. Анализ довольно большого количества работ по условной теме "зрение и спорт" показал, что данная задача привлекала внимание многих исследователей. Результаты их работ способствовали внедрению в практику целого ряда рекомендаций по специальным очкам, контактным линзам, светофильтрам, моноклям, диафрагмам, различным ограничителям, освещенности и в редких случаях даже по цветовой гамме. Оценка эффективности предлагаемых средств и методов производилась только по конечному спортивному результату, что, на наш взгляд, представляется дискуссионным, так как не позволяет судить о возможном влиянии данных средств на характер работы зрения, на сам зрительный аппарат через некото-рое время после тренировок и соревнований. Явно мало работ, всесторонне затрагивающих вопросы зрительного утомления спортсмена [2,6,7,26] и его предотвращения с помощью специальных средств и методов (тактических и технических) [26,32].

В современном спорте можно отметить целый ряд условий деятельности человека, которые мало или совсем не учитывают как параметров зрительного анализатора, так и характера работы зрения. Например, проведенный нами специальный опрос тренеров и спортсменов в игровых командных видах спорта показал, что выбор цвета формы игроков и даже рисунков на ней (в частности, полос) выбирается ими (в основном тренерами) произвольно, субъективно, без учета того, что 7% мужчин и 0,5% женщин имеют значительные недостатки зрения в цветоощущении и около 14% - в частотно-контрастной характеристике [17, 32]. Естественно, что все это сопровождается целым рядом ошибок в деятельности спортсмена. Субъективность такого выбора можно объяснить практическим отсутствием необходимого методического материала.

Некоторые специалисты видят основной путь оптимизации отмеченных условий в разработке главным образом оптических средств, облегчающих работу зри-тельного аппарата спортсмена [32]. Нам же такой подход представляется очень узконаправленным [30,34]. Предварительные результаты наших исследований показывают, что на эффективность деятельности спортсмена (в частности, футболиста) влияют освещен-ность места соревнований (яркость, цвет), цвет гетр, мяча и даже бутс, форма и цвет ворот (с сеткой) и, конечно, цвет и однотонность маек и трусов. Степень влияния связана как с общими, так и с индивидуальными параметрами зрения. Особенно актуально решение третьей задачи ОЭСД в видах спорта, где от спортсмена требуется высокая точность действий и чаще всего в условиях жесткого временного дефицита (стрельба, игровые виды, фехтование, бокс, теннис и другие). По нашему мнению, эффективность оптимизации условий для зрения спортсмена должна оцениваться по изменениям таких параметров, как разрешающая способность зрения, визоконтрастометрия, время переаккомодации, глазодвигательная активность, зрительное утомление, зрительная работоспособность. Очень интересными тестами могут оказаться специфические тесты на эффективность решения тактических задач, на определение уровня специфического логического мышления [24,25].

Четвертая задача ОЭСД - очень емкая по содержанию. Она предусматривает разработку средств и методов по изучению, формированию и совершенствованию оптимальных режимов работы зрительного аппарата, точнее его глазодвигательной составляющей, в процессе спортивной деятельности. Другими словами, на базе выяснения оптимальных параметров ВККСС, ее связи с работой цилиарной мышцы (то есть параметров объемного зрения спортсмена) и анализа результатов смежных наук необходимо разработать принципы и методы обучения своеобразной оптимальной "тактике" визокинематики с учетом вида спорта и амплуа спортсмена. При этом данная "тактика" обязана способствовать совершенствованию его тактической деятельности. Однако говорить здесь только о тактической подготовленности будет несколько некорректно. Это связано с тем, что формирование оптимальной визокинематики ведет к большей успешности процесса обучения спортсмена за счет более быстрого и более правильного освоения им элементов техники спортивных движений [32].

Одним из пунктов данной задачи ОЭСД мы считаем и качественное оформление учебно-методического материала (с точки зрения офтальмоэргономи-ки), используемого в подготовке спортсменов, тренеров, судей. К нынешним вариантам его оформления имеется довольно много претензий [ 14].

Любой специалист при попытке решения вышеуказанной задачи ОЭСД столкнется с вопросом выбора методики регистрации глазодвигательной активности спортсмена. Еще больше сложностей возникает при разработке соответствующего средства. Эти вопросы неплохо проанализированы в работе [32]. В ней указывается на возможность применения как в изучении, так и в формировании оптимальных параметров ВККСС устройств, использующих принципы фотоэлектротехники, электроокулографии и индукции (для окологлазных мышц) и биопотенциалометрии и регистрации кривизны хрусталика (для цилиарной мышцы), позволяющих проводить эксперименты в естественных для спортсмена условиях.

Главными недостатками проводимых ранее работ по вопросам глазодвигательной активности в спорте мы считаем статичность условий измерений, значительное несоответствие экспериментальных условий условиям реальной спортивной деятельности, отсутствие специально разработанных средств и методов исследований и как следствие невысокую точность измерений. Недостаточное количество объективных результатов по спортивной визокинематике затрудняет выработку практических рекомендаций по ее формированию и совершенствованию.

Во многих видах спорта деятельности спортсмена свойствен динамичный характер.

Это обстоятельство указывает на необходимость исследования динамического зрения занимающихся спортом [18] и формирования у них оптимальной визокинематики с учетом результатов этих исследований [30,37,38]. Однако в настоящее время обучение тактическому мастерству осуществляется в основном на статичных примерах (схемах, таблицах, задачах, рисунках) [12,19,24,25].

Мы попытались практическим путем выяснить возможную разницу в результативности деятельности спортсмена в естественных (динамичных) и статичных условиях. На примерах стрелков, волейболистов, футболистов (около 2500 результатов) было определено, что разница в их тактико-технической результативности составила 28-51 % [32]. Использование же в тренировочном процессе (в частности, стрелков) специальных видеотренажеров, имитирующих динамичные условия прицеливания, способствовало ускорению этого процесса на 6-13% [13, 32]. Получены первые предварительные данные о положительном влиянии формирования ВККСС в динамичных, естественных для спортсмена, условиях на помехоустойчивость и надежность его соревновательной деятельности.

У некоторых специалистов могут возникнуть скептические вопросы о целесообразности такого комплексного подхода к зрению спортсмена в ряде видов спорта, например борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, гимнастике. Вероятно, мнение этих специалистов как раз и основывается на малом исследовательском материале по ОЭСД. К тому же они не учитывают роли зрения в подготовке спортсмена, где наглядность - один из главных ее принципов. Многие психологи, изучающие вопросы зрения в деятельности человека, утверждают, что "видеть надо учиться" [8,9,35,36]. То есть для повышения эффективности тренировочного процесса - для лучшего освоения знаний и формирования умений и тренеру, и его воспитаннику целесообразно учесть и влияние зрения на процесс подготовки спортсмена.

Пятой задачей спортивной офталымоэргономики является разработка специальных зрительных тестов для спортсмена с целью практического обоснования принципов спортивного офтальмоэргономического отбора по пригодности к конкретному виду спорта, по ориентации на определенную специализацию (амплуа), по оценке состояния зрительно-глазодвигатель-ной системы спортсмена на конкретном этапе его тренировочного или соревновательного процесса. При этом рядтестов можно использовать дляуточнения психологического состояния спортсмена. Оцениваемые параметры должны иметь как динамичный, так и статичный характер. Например, решение данной задачи для спортсменов-стрелков способствовало разработке тестов по оценке уровня работоспособности глазодвигательных мышц (тест t310) и цилиарной мышцы (тест tпа ). Помимо этого были уточнены (с учетом специфики пулевой стрельбы) количественные параметры очень емкого в офтальмоэргономи-ке теста - визоконтрастометрии [30,32]. Полученные результаты будут полезны и при диагностике возможных патологий зрения спортсмена.

Очень интересными и с практической, и с теоретической точек зрения могут оказаться офтальмоэрго-номические тесты на внимательность, тактическое мышление. При их разработке целесообразно использовать визуальное представление специальных таблиц, рисунков, схем и тестирование в реальных для спортсмена условиях (поле, корт, ринг). Такой двойственный подход к разработке данного вопроса объясняется тем, что около 60% спортсменов (особенно игровиков) испытывают различные трудности в практическом решении тактических задач непосредственно на поле по сравнению со схемными или макетными вариантами.

Отдельно стоит выделить игровые тесты ввиду их специфичности и многообразия, особенно при использовании вычислительной техники [21].

При решении данной задачи необходимо учитывать два момента: 1) тестирование помогает тренеру и спортсмену судить о перспективности и подготовленности последнего и при отмеченных у него отклонениях от нормальных значений (учитывающих специфику спорта) выбирать пути их нивелирования; 2) вместе с тем "нет ничего проще, чем завысить исходные требования к занимающимся" [26]. Доказательством сказанного могут служить работы А.А. Савицкаса и Ю.З. Розенблюма (1985) и М.Д. Во-лошиновой и др. (1985), где показано, что миопия до -1,5 Д практически не ухудшает точности прицеливания, а клиническая рефракция положительно влияет на прицельную способность глаза [32].

Следующей, шестой, задачей ОЭСД являются разработка параметров зрительного утомления и зрительной работоспособности и их влияние на результативность деятельности спортсмена. Естественно, что поиск информативных методик должен базироваться на аналогичных разработках в офтальмоэргономике [28] и на позициях общей и спортивной физиологии. Для выяснения эффективности двигательной активности спортсмена, для определения границ его помехоустойчивости и надежности [27], для дальнейшего выбора профилактических и восстановительных мероприятий для зрения конкретного спортсмена необходимо определение диапазона физиологических колебаний основных, можно сказать профессионально значимых, зрительных функций, за пределами которых начинается переутомление, превышение числа предельно допустимых ошибок (с учетом вида спорта, игрового амплуа).

Экспериментальные исследования особенностей работы зрительного аппарата сгрелков-пулевиков [32] и игроков в настольный теннис показали, что для спортсменов характерны четыре этапа зрительной работоспособности (врабатывание, мобилизация, оптимальная работоспособность, утомление), а их продолжительность мало зависит от спортивного опыта. Вместе с тем обнаружено, что на временные параметры этих этапов основное влияние оказывают уровень подготовленности спортсмена и владение им оптимальной визокинематикой (ВККСС). Знание тренером таких конкретных особенностей зрения своих воспитанников должно способствовать более объективному подходу к разработке индивидуальных тренировочных и соревновательных (в частности, тактических) заданий, например по ритму прицеливания [32].

Анализ зрительно-глазодвигательных параметров стрелков, теннисистов, боксеров показал, что за 3-4-дневный соревновательный цикл недо-восстановление большинства параметров достигает 2,5-13,7%. Конкретные диапазоны их возможных изменений определяются исходными данными зрения, квалификационным уровнем спортсмена, мотивацией в достижении результата, условиями соревнований. Снижение же отмеченных физиологических параметров практически всегда негативно сказывается на результатах спортсмена.

Седьмая, последняя, задача спортивной офтальмоэргономики предусматривает разработку мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния условий спортивной деятельности на зрительную систему спортсмена и разработку средств и методов профилактики зрительного утомления и восстановления (реабилитации) зрительной работоспособности занимающегося спортом. На необходимость решения этой задачи указывает много примеров, и в частности содержание предыдущего абзаца. Очень много еще неясностей по влиянию на зрительный аппарат спортсмена таких видов спорта, как бокс, бобслей, восточные единоборства, велосипедный, гимнастика, скоростной спуск, теннис, хоккей, тяжелая атлетика, все виды стрельбы и другие. Несмотря на то что эти вопросы заинтересовали специалистов уже давно, явных сдвигов в их комплексном решении пока не произошло [2,7, 11, 20,26, 32].

При рассмотрении данной задачи значительный интерес могут представлять работы сотрудников сектора комплексного компьютерного видеотренинга ВНИИФКа (рук. сектора проф. Г.Г.Демирчог-лян), занимающихся вопросами профилактики зрительного утомления и реабилитации зрения человека средствами физической культуры. Ими разработан целый ряд видеотренажеров и гимнастик для глаз, которые с успехом могут быть использованы в учебно-тренировочных процессах спортсменов.

Медикаментозное повышение зрительной работоспособности в спорте объективно оценить очень сложно. Это связано с предубеждением к медицинским препаратам самих спортсменов и их тренеров, с неясностью возможных побочных эффектов, сложностью специальных исследований.

Более перспективными в данном вопросе представляются физиотерапевтические методы, например такие, как вибростимуляция и лазерная стимуляция органов зрения спортсмена, причем с помощью уже специально разработанной аппаратуры [23,32].

К мероприятиям, способствующим предотвращению негативных зрительных проявлений в спорте, можно отнести ознакомление спортсмена и тренера с основами спортивной офтальмоэргономики, с наиболее важными работами в этой области, с возможностями и ролью зрения в определенном виде спорта, с необходимостью бережного отношения к зрению.

Мы считаем, что комплексное решение задач ОЭСД приведет к повышению эффективности процесса подготовки спортсмена в конкретных видах спорта, позволит продлить активную спортивную жизнь высококлассным спортсменам. Для этого необходимо учитывать, что сформированные зрительные навыки требуют периодических тренировок для поддержания их на определенном уровне. Еще одной причиной таких тренировок может оказаться смена спортсменом своего амплуа, влекущая за собой предъявление новых требований к работе зрительного аппарата.

Мы также предполагаем, что большей объективизации результатов в субъективно-оценочных видах спорта (фигурном катании, гимнастике, прыжках в воду (с трамплина) и даже в игровых) будет способствовать знакомство спортивных судей с основами спортивной офтальмоэргономики.

В заключение необходимо заметить, что наша работа носит чисто постановочный характер. В ней мы отразили свое видение проблемы зрения в спорте, ее актуальность, попытались сформулировать цель офтальмоэргономики спортивной деятельности и пути ее достижения. Думается, что дальнейшие исследования в этой области помогут уточнить большинство основных моментов ОЭСД.

Литература

1. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии //Проблемы принятия решения. М., 1976.

2. Базарный В.ф., Уфимцева Л.П., Оладо Э.Я. Влияние различных двигательных режимов на развитие функциональных возможностей органа зрения //Офтальмологический журнал, 1985, № 4.

3. Барчукова Г.В. формирование тактико-технического мастерства в индивидуально-игровых видах спорта (на примере настольного тенниса ): Автореф. докт. дис. М., 1995.

4. Башлыков И.П. Куда смотреть? (Направление взора и движения глаз в спортивном задании) // Теория и практика физической культуры., 1989, №2.

5. Бондарь С.И. Динамика технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменок в годичном цикле тренировки (на примере женского футбола): Автореф. канд. дис. Малаховка, 1992.

6. Беляев Б.В. О зависимости объема внимания и точности восприятия от практической деятельности: Докл. АПН РСФСР, 1959.

7. Вайзман Н.В. О приспособляемости органов зрения к физической нагрузке //Теория и практика физической культуры, 1956, №4.

8. Восприятие и действие (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер и др.). М., 1967.

9. Глезер В.Д. Зрение и мышление. - Л.: Наука, 1985.

10. Голомазов С.В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: Автореф. докт. дис. М., 1997.

11. Давтян Е.Л. Исследование взаимосвязи специальной выносливости и показателей функционального состояния зрительной сенсорной системы у баскетболистов-юношей 15 - 16 лет: Автореф. канд. дис. Л., 1978.

12. Данилов В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе (теория и методика): Автореф. докт. дис. М., 1996.

13. Демирчоглян Г.Г., Тамбовский А.Н. Некоторые аспекты офтальмоэргономики прицеливания //Тез. Всесоюзн. на-учн. конф. по проблемам олимпийского спорта. М., 1991.

14. Докучаева Г.В. О наглядности обучения студентов ИФК // Теория и практика физической культуры, 1989, №10.

15. Залкинд М.С. Воспроизведение скорости точностных движений //Матер. Х Всесоюзн. научн. конф. по физиологии, морфологии и биомеханике мышечной деятельности. Тбилиси,1968.

16. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах: Автореф. докт. дис. М., 1996.

17. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

18. Липперт С. Динамическое зрение //Инженерная психология за рубежом. М., 1967.

19. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. - М.: ФиС, 1981.

20. Медведев В.В. Быстрота и точность зрительных восприятии в зависимости от состояния тренированности // Теория и практика физической культуры, 1967, № 9.

21. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. -М.: Высшая школа, 1995.

22. Нотой Д., Старк Л. Движение глаз и зрительное восприятие //Восприятие /Под ред. Н.Ю. Алексеенко. - М.: Мир, 1974.

23. Полякова Т.Д. Психолого-педагогические основы управления движениями в стрелковом спорте: Автореф. докт. дисс. Минск, 1993.

24. Прейс М.П. Эффективность игровых действий высококвалифицированных спортсменов в экстремальных условиях соревнований: Автореф. канд. дисс., М., 1990.

25. Пьянов Б.Н. Индивидуализация тактической подготовки теннисистов 13-16 лет в зависимости от интеллектуальной деятельности: Автореф. канд. дисс., М., 1995.

26. Розенблюм Ю.З., Ливадо Е.И. Физкультура, спорт, зрение //Вестник офтальмологии, 1987, т. 103, №5.

27. Смирнов Ю.М., Зулаев И.И. Надежность в спорте: исходные понятия и основные показатели // Теория и практика физической культуры, 1996, №4.

28. Сомов Е.Е. Основы офтальмозргономики. - Л.: Наука, 1989.

29. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. - М.: ФиС. 1982.

30. Тамбовский А.Н. О некоторых нормативных показателях зрительного аппарата юных стрелков //Тез. XII Всесоюзн. научн. конф. "Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов". Ярославль, 1989. М., 1989, ч. 2.

31. Тамбовский А.Н., Ястребков А.Б. Устройство для определения глазодвигательных функций. А.с. № 1673040 (СССР), 1991.

32. Тамбовский А.Н. Подготовка стрелка-пулевика с применением методик оптимизации глазодвигательных функций процесса прицеливания: Дис. Малаховка, 1995.

33. Тамбовский А.Н. Офтальмоэргономические проблемы в современном спорте //Тез. III Всерос. науч.-практ. конф. "Физическая культура и спорт в современной жизни". Воронеж, 1995.

34. Тамбовский А.Н. Офтальмоэргономические аспекты двигательной активности спортсмена //Труды VIII научн.-метод, конф. РГРТА "Методы обучения и организация учебного процесса в вузе". Рязань, 1997.

35. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. - М.: Наука, 1965.

36. Collewing H., Mark E., Van der Gansen T.C. Precise recording of Human eye movements //Vision Res., 1975, v. 15, 13.

37. Ripoll H. Etude de la coordination visio-manuelle du tir au pistolet de vitesse //Education physique et sport, 1984, 189.

38. Whiting H.T.A., Gill Е.В., Stephenson J.M. Critical Time intervals for taking in flight information in a ball-catching task / /Ergonomics, 1970, v. 13, 2.

Поступила в редакцию 16.12.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!