ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИИ


Abstract

Valeology: Problem, Education of Students at Technical Higher Educational Institution

V.P. Zaitsev, Med. D., professor

Belgorod state technologic academy of building materials, Belgorod

Key words: health, valeologycal education, physical culture, medicine, higher educational institution.

The purpose of this study was to substantiate the organization of the approaches to forming the healthy life style’s principles in students of the therapeutic physical training groups.

The working programme "Valeology" for the first course students had been elaborated. It was the basis of the complex system for the students’ valeologycal treatment and education.

The offered system of the health improvement and educational measures integrating the opportunities of the valeology and physical education department, medical room, sanatorium-preventorium and feeding-center helped to keep and strengthen the students’ health.


ВАЛЕОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА, ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Кандидат медицинских наук, профессор В.П. Зайцев
Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов, Белгород

Ключевые слова: здоровье, валеологическое воспитание и образование, физическая культура, медицина, высшее учебное заведение.

Валеология - учение о формировании, укреплении и сохранении здоровья. Современная жизнь и высокий темп развития общества предъявляют повышенные требования к здоровью человека. Однако и сам человек и общество в целом не уделяют должного внимания данной проблеме. Слово "валеология" происходит от латинского "valeo" - быть здоровым. В бывшем СССР этот термин впервые ввел И.И. Брехман в 1980 году. Ее "неторопливые шаги" стали проявляться на всех этапах: в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также среди населения. Рост заболеваемости среди населения страны, в том числе среди студентов, требует неуклонного совершенствования и научного обоснования их валеологического воспитания и образования.

Со здоровьем, безусловно, связан и образ жизни человека. Образ жизни каждого индивидуума и в целом общества может повлиять на здоровье отдельного человека и на здоровье нации. Эти два фактора связаны между собой и отражают единый социально-биологический комплекс. Проблема образа и стиля жизни человека подробно и профессионально изложена в работах [1, 9, 11, 14, 15, 18]. Разработки, представленные в работах [2, 7, 13, 19], также имеют свою ценность в определении и оценке здоровья человека, в том числе и детей.

Однако о здоровье, образе и стиле жизни студентов работ очень мало [5, 12, 17]. Так, М.Я. Виленский и А.Г. Горшков [6] посвятили свой труд основам здорового образа жизни студентов, но проблема валеологического воспитания и образования студентов в нем отсутствует.

В настоящей работе определена цель: изучить организацию валеологических подходов при формировании основ здорового образа жизни студентов I курса, занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах. Для разрешения данной цели поставлены задачи: изучить мероприятия по оздоровлению студентов на кафедре валеологии и физического воспитания, в условиях здравпункта, санатория-профилактория и комбината питания БелГТАСМ; разработать систему валеологического воспитания и образования студентов.

Для реализации цели и задач использованы: авторская рабочая программа на 1997/98 ученый год по курсу "Валеология" для студентов I курса; тексты лекций, методических разработок и другая учебно-педагогическая документация по валеологии; врачебно-контрольные карты обследованных нами студентов I курса в 1996/97 гг.; опыт работы кафедры, здравпункта, санатория-профилактория и комбината питания.

Анализ состояния здоровья жителей России, изложенный в "Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации" (1997), свидетельствует о значительной распространенности заболеваний среди населения. Это подтверждается и нашими исследованиями (см. таблицу), и исследованиями ученых и педагогов [1, 3, 10, 16, 18].

В обследовании студентов участвовали терапевты, хирург, ортопед, психоневролог, окулист, психолог, а также педагоги с физкультурным образованием. Использовались клинические методы исследования, функциональная проба Руфье, методы исследования физического развития (соматоскопия, антропометрия), спирометрия, тонометрия, динамометрия мышц кисти и спины.

Проведенное комплексное обследование помогло врачам и педагогам определить физическое развитие и функциональное состояние организма студентов, рекомендовать им лечебные и профилактические мероприятия во время учебы и в то же время правильно распределить в ту или иную группу для занятий физической культурой (основную, подготовительную, специальную), а при необходимости освободить от занятий.

Самой распространенной патологией у студентов была патология опорно-двигательного аппарата: 52% в 1996 г., 71,2% в 1997 г. Второе и третье места занимали заболевания органов зрения и уха, горла, носа. На долю болезней внутренних органов приходилось 20% в 1996 г. и 17,9% в 1997 г. Среди них чаще всего встречались заболевания органов кровообращения и пищеварения.

Обобщенные материалы по заболеваемости студентов явились основанием для разработки авторских рабочих программ по физической культуре и валеологии. По курсу валеологии на 1997/98 учебный год она рассчитана на 50 ч: лекции - 16 ч, практические занятия - 12 ч, лабораторные занятия - 16 ч, семинарские занятия - 4 ч, коллоквиум - 2 ч. Данная программа предусматривала воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные мероприятия и дала возможность студентам:

а) овладеть современными знаниями о здоровых и больных; о пограничном и патологическом состояниях; об адаптации организма;

б) привить им мотивационно-ценностное отношение к укреплению и сохранению здоровья;

в) получить знания в организации валеологической службы в учебных заведениях, оздоровительно-физкультурных учреждениях и использовать их в профилактике заболеваний;

г) овладеть знаниями, навыками и умениями по использованию средств, форм и методов валеологии в оценке физического развития, уровня здоровья и профилактических мероприятий;

д) приобрести опыт творческого использования валеологического воспитания и образования для достижения жизненной цели.

В системе оздоровления студентов важное место в академии отводилось повседневной работе здравпункта и санатория-профилактория. Они располагают профессиональными кадрами и хорошей производственной базой, что позволяло проводить следующие лечебно-профилактические мероприятия: медикаментозное лечение, санацию полости рта, фитотерапию, электросветолечение (КУФ, УФО, солюкс, электрофорез и др.), водолечение (души, ванны), теплолечение, ингаляцию, прием минеральной воды, лечебный массаж, лечебную физкультуру.

Организации питания студентов уделялось и уделяется особое внимание. На территории академии работает собственный комбинат питания, располагающий кондитерским цехом, тремя столовыми и тремя буфетами с широким ассортиментом. В меню имеются диетические блюда, цены на питание снижены на 30%. Кроме того, при санатории-профилактории имеется столовая на 56 посадочных мест. В ней отпускаются блюда по диетическим столам № 5, 7, 15. Питание студентов организовано на высоком профессиональном уровне и максимально приближено к месту учебы и проживания студентов.

Разумная организация оздоровительных мероприятий в условиях кафедры валеологии и физического воспитания, здравпункта, санатория-профилактория и комбината питания способствовала укреплению и сохранению здоровья студентов. Такой опыт работы служб и ведомств академии помог разработать комплексную систему валеологического воспитания и образования студентов (см. схему).

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Проблема "Здоровье студентов" в настоящее время является актуальной и важной в системе здравоохранения и физической культуры.

2. Выявлена значительная распространенность заболеваний студентов I курса. Причем у 61,2% обследованных диагностировано от двух до пяти заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата.

3. В связи с неблагоприятной патологической картиной у студентов, поступивших на I курс, процесс их валеологического воспитания и образования в условиях вуза следует начинать именно с I курса на кафедре физического воспитания в сотрудничестве со здравпунктом, санаторием-профилакторием и комбинатом питания.

4. К изучению проблемы "Здоровье студентов" и разработке мероприятий по ее реализации следует привлекать ученых и педагогов разных направлений: врачей (в т.ч. педиатров), биологов, физиологов, гигиенистов, педагогов (в т.ч. дошкольных учреждений), философов, социологов и специалистов по физической культуре.

Литература

1. Александров О.А. Комплексная программа здоровья. - М.: Медицина, 1988. - 96 с.

2. Бальсевич В.К., В.А. Запорожанов. Физическая активность человека. - Киев: Здоров’я, 1987. - 224 с.

3. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993. - 400 с.

4. Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. - М.: Наука, 1980. - 120 с.

5. Войтенко Е.П., Л.И. Гугучкина. Медико-социальный аспект пропаганды физической культуры среди студентов-медиков /Учебно-исследовательская работа студентов: Сб. научно-мед. работ. - Харьков: ХГИФК, 1995, с. 264-269.

6. Виленский М.Я., А.Г. Горшков. Основы здорового образа жизни: Учебн. пос.
- М.: МНЗПУ, 1995. - 90 с.

7. Граевская Н.Д. Совместная работа врача и педагога в управлении тренировочным процессом /Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина, 1984, с. 152-169.

8. Государственный доклад о состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 1994 году //Здравоохранение Российской Федерации, 1997, № 3, с. 3-5.

9. Жолдак В.И., Л.А. Калинкин. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы //Теория и практика физической культуры, 1997, № 8, с. 2-7.

10. Зайцев В.П. Валеология - учение о здоровье: Учебн. пос. Харьков: ХГИФК, 1996. - 161 с.

11. Зайцев В.П., И.Д. Варавин, И.И. Варавин и др. Здоровье человека и профилактика заболеваний. - Белгород: БелГТАСМ, 1998. - 216 с.

12. Иванов Г.Г., В.Н. Воронцов. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в вузе /Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. V международн. научн.-практ. конф. - Ижевск: Издательство Удмурт. ун-та, 1996, с. 40-41.

13. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988. - 144 с.

14. Лисицин Ю.П. Влияние образа жизни и факторов риска //Превентивная кардиология: Руководство
/Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1987, с. 53-67.

15. Лишук В.А., Е.В. Мосткова. Основы здоровья: Обзор. Актуальные задачи, решения, рекомендации. - М.: РАМН, 1994. - 134 с.

16. Лишук В.А., Е.В. Мосткова. Девять ступеней к здоровью. - М.: Книжная Компания, 1997. - 320 с.

17. Мищенко В.Ю., В.П. Зайцев. Оздоровительные мероприятия для студентов в условиях санатория-профилактория учебного заведения /Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. научн. работ. - Белгород: БГУ, ХГИФК, 1997, с. 442-444.

18. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. - Минск: Беларусь, 1994. - 350 с.

19. Физкультура в режиме продленного дня школы /Под ред. С.В. Хрущева. - М.: ФиС, 1986. - 112. с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!