ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИИ


Abstract

Psycho-regulating Training in System of Athletic Preparation in Students and Their Value Orientations’ Formation

N.A. Fomin,
Dr. Hab., professor;

A.Yu. Ryabov,
Ph.D., lecturer,

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: psycho-regulating athletic gymnastics, bodybuilding, powerlifting, fitness, value orientations.

To ascertain the role of the psycho-regulating training in the system of students’ athletic training and value orientations’ formation was the aim of this study.

95 students acted as subjects in 2 experimental groups. The verbal formulae of the psycho-regulating training were chosen by the system of A.V. Alekseyev and G.N. Sytin

Analysis of the results revealed that the conceptual model of the harmoniously developed, socially active personality’s forming functions efficiently at the process of studies in the athletic gymnastics. The formation of the moral value orientations in that case can be achieved successfully when keeping to the next conditions:

- the personality-oriented approach to learning and bringing up;

- the harmonic combination of motor actions’ performing with the psycho-regulating training;

- the employment of all possible means of self-organization, self assertion, independence in actions of pedagogical actions’ subjects.


ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩАЯ ТРЕНИРОВКА В СИСТЕМЕ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
И СТАНОВЛЕНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомин
Кандидат педагогических наук А.Ю. Рябов

Ключевые слова: психорегулирующая атлетическая гимнастика, бодибилдинг, пауэрлифтинг, фитнесс, ценностные ориентации.

Формирование социально-активной личности в гармонии с физическим развитием - важное условие подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в обществе, развивающемся по законам рыночной экономики. Взаимоотношения физического развития и нравственного становления личности в процессе занятий физическими упражнениями получило научное обоснование в теории и методике физического воспитания [2, 4, 5, 7, 12, 13, 15, 18, 19].

В работах [8, 11, 12, 14, 16 и др.] проблема соотношений физического совершенствования и нравственных ориентаций личности получила глубокое теоретическое обоснование.

Менее исследованной эта проблема оказалась в работах, посвященных содержанию атлетической гимнастики (бодибилдинга, пауэрлифтинга, фитнесса). Роль атлетической гимнастики как средства физического совершенствования раскрывается в исследованиях С.М. Вайцеховского, В.В. Кузнецова, В.М. Смолевского, М.Л. Украна, В.Г. Фохтина, А.М. Шлемина, В.М. Шубова, Б. Доббинса, М. Калланджера, Д. Уайдера и др. О значимости атлетической гимнастики в становлении нравственно оправданных ценностных ориентаций сведения содержатся в единичных работах (А.П. Исаев, В.В. Ягодин и др.). До настоящего времени не изжита традиционная недооценка нравственно-ценностной составляющей этого вида физических упражнений. Действительно, стихийный, неуправляемый процесс "накачки" мускулов может привести к тому, что физически сильный, способный к совершению нравственного поступка (например, защита слабого от бандитского нападения) атлет может оказаться в положении человека, для которого добро и зло вполне уравниваются величиной вознаграждения за безнравственное деяние. Переход от нравственно оправданной функции к асоциальным формам деятельности у человека с размытыми представлениями о нравственных основах бытия совершается без мук совести. Вместо законопослушного, нравственного члена общества социум получает потенциального разрушителя нравственных устоев.

Рис. Изменение морфометрических показателей у студентов опытных и контрольных групп на завершающем этапе эксперимента (в % от исходного уровня)

Нами было проведено исследование роли психорегулирующей тренировки в системе атлетической подготовки и становлении ценностных ориентаций студентов.

В исследовании приняли участие 95 студентов опытных и контрольных групп. Для дифференцированной оценки роли психорегулирующей тренировки атлеты были разделены на две группы: первая опытная (обычный режим тренировки) и вторая опытная группа, в тренировочный режим которой включалась психорегулирующая тренировка. Словесные формулы психорегулирующей тренировки подбирались по системе А.В. Алексеева и Г.Н. Сытина.

Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с определением достоверности различий в изменении изучаемых показателей и корреляционному анализу.

Анализ результатов изменения показателей физического развития студентов опытных и контрольных групп показывает, что занятия атлетической гимнастикой приводят к статистически достоверному приросту показателей выполнения упражнений силового и скоростно-силового характера.

Анализ изменений морфометрических показателей, произошедших в течение 9-месячных занятий атлетической гимнастикой, позволил установить, что наиболее выраженное увеличение объемов скелетной мускулатуры наблюдалось в опытной группе, занимающейся по программам атлетической гимнастики с применением психорегулирующей тренировки. Так, окружность (обхват) бедра у мужчин увеличилась с 52,4 до 61,3 см (прирост составил 17% от исходного уровня). Обхват голени увеличился на 8,1% (рис. 1). По сравнению с первой опытной группой увеличение объемов рассмотренных групп мышц оказалось статистически значимым (р<0,05).

У женщин обеих опытных групп прирост объемов мышечной массы оказался статистически недостоверным. Такие изменения не были для нас неожиданными: программа фитнесс не была рассчитана на увеличение мышечной массы. Главная задача этой системы - гармоническое физическое развитие и улучшение пропорций тела. Поэтому у женщин не наблюдалось увеличения мышечной массы, столь характерного для мужчин на начальном этапе занятий атлетической гимнастикой. В контрольных группах студентов наблюдалась тенденция увеличения мышечных объемов, но как у мужчин, так и у женщин это увеличение было статистически недостоверным.

Сопоставление показателей физической подготовленности и физического развития студентов, занимающихся атлетической гимнастикой, не дает основания для сомнений в безусловном положительном влиянии занятий как на функциональное состояние, так и на изменение морфометрических показателей физического развития.

Увеличение мышечной силы отразилось не только на повышении результатов выполнения силовых и скоростно-силовых упражнений, но и на выносливости к длительной малоинтенсивной работе.

Рассматриваемые величины прироста силовых, скоростно-силовых показателей, выносливости в опытных группах, применявших психорегулирующую тренировку в системе занятий атлетизмом, статистически достоверно отличались от соответствующих данных первой опытной группы. Психофизиологические механизмы воздействия словесных формул психорегулирующей тренировки принято связывать не столько с повышением активизирующего влияния их осознаваемого смысла, сколько с неосознаваемой частью установки на достижение результата (Д.Н. Узнадзе). Не уменьшая значимости подобной точки зрения, мы тем не менее считали необходимым подчеркивать усиление роли сознательного регулирования состояния занимающегося, опираясь на хорошо разработанную концепцию Г.Н. Сытина о сознательной, эмоционально-волевой регуляции состояния объекта словесного воздействия.

Рис. Изменение ценностных ориентаций личности в процессе занятий атлетической гимнастикой (в % от ответов к исходному уровню)

В опытных группах, где психорегулирующая тренировка была структурным элементом занятий, наблюдалось отчетливое (статистически значимое, р < 0,05) увеличение и мышечной силы и объема мышечной массы. При этом наиболее выраженный прирост объемов наблюдался в тех группах мышц, которые являются "ключевыми" при демонстрации силы . Так, обхват плеча у мужчин 2-й опытной группы (с добавлением психорегулирующей тренировки) за девять месяцев занятий увеличился на 5,0 см (в 1-й группе - на 4,2 см). У женщин опытной группы с занятиями психорегулирующей тренировкой, окружность плеча увеличилась на 1,2 см. Конечно, дело здесь не столько в отсутствии у женщин потребности демонстрировать бицепсы, сколько в целенаправленности занятий. Комплексы упражнений, включенные нами в систему фитнесс для женщин, были направлены не столько на увеличение мышечной массы, сколько на улучшение пропорций тела и формирование красивой фигуры. А это обеспечивалось главным образом уменьшением слоя подкожной жировой клетчатки. Так, окружность бедра у женщин 2-й опытной группы уменьшилась за время наблюдений с 55,8 до55,1см.Прирост мышечной массы нивелировался уменьшением жировой массы бедра.

Как показали результаты педагогического эксперимента, становление нравственно оправданных ценностных ориентаций возможно при соблюдении достаточно жестких условий организации занятий атлетической гимнастикой. Выраженный рост физических возможностей спортсмена может быть направлен в равной мере в русло как социально оправданных, так и асоциальных (агрессивных, противоправных) действий. Поэтому представляется бесспорным использование педагогически организованных занятий атлетической гимнастикой и психорегулирующей тренировки для формирования ценностных ориентаций личности, которые отвечали бы нравственным нормам социума.

В современной психолого-педагогической литературе принято считать, что личностные побудительные причины (мотивы, мотивации) являются субъективным выражением объективных потребностей человека в проявления жизнедеятельности в какой-либо форме. Мнения подавляющего большинства специалистов теории и методики физического воспитания о приоритете физических упражнений как средства физического воспитания (Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.П. Филин, Н.А. Фомин) неоспоримы. Но нельзя не признать, что, воздействуя на высшие структуры аппарата, порождающего психофизиологические функции, физические упражнения создают благоприятный фон для восприятия словесных инструкций, в которых заложена установка на нравственно-ценностные ориентации.

Анкета для выяснения ценностных ориентаций личности (ЦОЛ) в сфере занятий атлетической гимнастикой (личностный опросник ЦОЛ), включает в себя 32 утверждения, с которыми респондент может соглашаться или не соглашаться. Возможен и третий вариант - неопределенность позиции ("сомневаюсь", "бывает по-разному").

Абсолютный уровень сформированности ЦОЛ выявлялся через соотнесение взятых в цифровом выражении усредненных показателей (баллов) занимающихся оцениваемой группы с максимально возможными оценками соответствующих параметров (в % от максимально возможного уровня). Так, максимально возможная сумма баллов по информационно-познавательному компоненту ЦОЛ в сфере оздоровительной направленности атлетической гимнастики составляет 8 баллов. Средняя ее величина в 1-й опытной группе составила 4,3 в исходных и 4,4 - в конечных данных. Относительно максимально возможного количества баллов эти величины составляют 53,7 и 55,0 % соответственно.

Для оценки динамики изменения ценностных ориентаций занимающихся атлетической гимнастикой нами был применен опросник, разработанный А.Я. Найном и др., одобренный Центром развития личности РАО. Эта методика позволяет выявить изменения уровня сформированности ценностных ориентаций личности в сфере занятий атлетической гимнастикой по следующим компонентам ценностей и мотиваций.

Личностные предпочтения ЦОЛ

Социально-значимые предпочтения ЦОЛ

Рис. Изменение структуры ценностно-мотивационного компонента в процессе занятий атлетической гимнастикой: 1 - 1-я опытная группа, 2 - 2-я опытная группа, 3 - контрольная группа

1. Информационно-познавательный компонент ЦОЛ в сфере оздоровительной направленности занятий атлетической гимнастикой.

2. Ценностно-мотивационный компонент атлетической гимнастики в личностных предпочтениях.

3. Потенциально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере оздоровительной направленности атлетической гимнастики.

4. Реально-деятельностный компонент ЦОЛ в сфере развития мышечной силы и пропорций тела.

5. Информационно-познавательный компонент ЦОЛ в сфере развития мышечной силы и пропорций тела.

6. Ценностно-мотивационный компонент ЦОЛ атлетической гимнастики в сфере социально оправданных мотиваций.

Анализ результатов изменения ценностных ориентаций личности студентов в сфере занятий атлетической гимнастикой показывает, что наиболее существенные изменения ценностных ориентаций произошли в реально-деятельностном компоненте развития мышечной силы и пропорций тела.

Статистически недостоверными оказались сдвиги показателей в информационно-познавательном компоненте ЦОЛ (р<0,05). Показатели ценностно-мотивационного компонента занятий атлетической гимнастикой в социально оправданных мотивациях увеличились в 1-й опытной группе с 4,0 до 5,1 балла; во 2-й - с 3,8 до 6,1 балла (межгрупповые различия существенны: р<0,05). Прирост показателей потенциально-деятельностного компонента составил в первой опытной группе 0,4 балла, во второй - 1,8 (межгрупповые различия достоверны: р<0,05).

Анализ результатов изменения ценностных ориентаций у женщин опытных групп показал, что при сохранении общей тенденции к повышению уровня мотиваций к занятиям атлетической гимнастикой у них оказалась менее выраженной потребность (и соответственно ценностная ориентация) в развитии мышечной силы.

Изменение ценностных ориентаций в информационно-познавательной, деятельностной и мотивационной сферах в целом представлено на рис.2, из которого видно, что наиболее существенные сдвиги произошли у испытуемых обеих опытных групп в ценностно-мотивационном компоненте ЦОЛ. Для выяснения структуры сдвигов ценностных предпочтений нами была разработана анкета из72 вопросов-утверждений, которые позволяли более детально проанализировать изменения частных элементов ценностно-мотивационного компонента ЦОЛ.

Анализ данных анкетного опроса показал, что в результате целенаправленной психорегулирующей тренировки во 2-й опытной группе мужчин положительный сдвиг в выборе социально-ценностных предпочтений составил 68,4%. В 1-й опытной группе мужчин, занимавшихся атлетической гимнастикой в обычном режиме, эти сдвиги составили 27,5%. Близки к приведенным величинам и изменения ценностных ориентаций, наблюдавшиеся у женщин опытных групп (рис.3).

Полученные результаты позволяют сделать заключение об эффективности функционирования концептуальной модели управления формированием гармонически развитой, социально активной личности в процессе занятий атлетической гимнастикой. Становлению нравственных ценностных ориентаций в процессе занятий атлетической гимнастикой способствуют следующие условия:

а) изменение исходных принципов и приоритетов управления физическим и духовным совершенствованием в пользу личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;

б) переход от преимущественно физического тренинга к системе гармонического сочетания многократного выполнения двигательных действий с психорегулирующей тренировкой;

в) использование педагогических средств самоорганизации, самоутверждения, самостоятельности в действиях субъектов педагогического воздействия.

Литература

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.: ФиС, 1985. -192 с.

2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1991, № 7, с.37-41.

3. Вайцеховский С.М., Киселев А.Г. Принцип тренировки "Бодибилдинг" //Теория и практика физической культуры, 1989, № 7, с. 20-22.

4. Выдрин В.М. Введение в специальность. - М.: ФиС, 1980. - 119 с.

5. Дикунов А.М. Структура педагогического мастерства // Теория и практика физической культуры, 1994, № 2, c.14-16.

6. Доббинс Б. Азбука роста. Краткий курс для начинающих // Сила и красота, 1996, № 12, c. 56-62.

7. Зациорский В.М. Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека. - М.: ФиС, 1965.

8. Ильин Е.М. Психофизиология физического воспитания и спорта. - М.: Просвещение, 1983. - 223с.

9. Калланджер М. Бодибилдинг: 10 факторов восстановления // Сила и красота, 1996, № 2, с. 72-75.

10. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: ФиС, 1970. - 208 с.

11. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М.: ФОН, 1995. - 395с.

12. Лубышева Л.И. Концепции физкультурного образования: Теория и методика //Теория и практика физической культуры, 1994, № 3, c. 14-19.

13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543с.

14. Найн А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного, многоуровневого высшего физкультурного образования //Теория и практика физической культуры, 1995, № 10, c. 46-47.

15. Неверкович С.Д., Никифоров В.Е. Методы и средства изучения психологической структуры спортивной деятельности //Теория и практика физической культуры, 1978, № 7, c. 9-12.

16. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Педагогика, 1987. - 223с.

17. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. - М.: Энергоиздат, 1990. - 416с.

18. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980. - 255с.

19. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. - М.: ФиС, 1986. - 186с.

20. Фохтин В.Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. - М.: ФиС, 1991. - 77с.

21. Шубов В.М. Красота силы. - М.: Советский спорт, 1990. - 59с.

22. Ягодин В.В. Атлетическая гимнастика. - Екатеринбург, 1993. - 150с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!