Abstract About Principle of Vagueness in Sports Pedagogy I.G. Geraschenko, A.I. Shamardin, Yu.A., Zubarev, A.A. Kudinov, Volgograd state academy of physical culture, Volgograd Key words: principle of vagueness, definiteness, chaos, streamliningness, constructivity, individuation The purpose of this paper was to consider the principle of vagueness in the sports pedagogy The authors analyze facts and reasons of the vagueness in the contemporary pedagogical theory and practice and forecast the probable versions of this situation’s development. The role of an athlete’s spirituality increases in the situation of a vagueness and the necessity of a moral choice. The level of culture and spiritual qualities influences on sports results and on the general physical culture of a personality. The principle of vagueness can be added to the other principles of the sports pedagogy and the physical culture education. The authors show the philosophic and the pedagogic interpretations of the vagueness’ idea in the domestic, eastern, and western scientific conceptions of education and other areas of human activities.
|
О ПРИНЦИПЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ Доктор философских наук,
профессор И.Г. Геращенко Ключевые слова: принцип неопределенности, определенность, хаос, упорядоченность, конструктивность, индивидуация. Неопределенность пронизывает сейчас все общество. И чем определеннее пытаются вести себя люди, тем, как ни странно, неопределенность в целом только усиливается. Груз неопределенности возрастает благодаря ускорению темпа жизни, опасности потерять работу, не обеспечить свою старость. Впрочем, русские пословицы и поговорки уже давно предупреждают о наличии неопределенности в обществе и дают некоторые рекомендации по ее преодолению: "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что", "Знал бы куда упасть, соломку подстелил" и т.д. Неопределенность характерна и для современного физкультурного образования. Прежде всего "неопределенными" и "неопределимыми" становятся сами школьники и студенты. Одна из жалоб педагогов, что ученики стали неуправляемыми. И это действительно так, потому что неуправляемыми стали сами взрослые, и в этом как раз и заключается преимущество демократии. В антропологической педагогике дается такое определение: "человек - это эксцентрическое существо", т.е. существо, не имеющее четко выраженного центра. Получается, что неопределенность заложена в самой природе человека. В современной западной философии и педагогике эта неопределенность осмысливается как "бытие - между" (С. Кьеркегор), "анонимные силы" (К. Ясперс), "ускользание и абсурдность" (А. Камю), "неукорененность в бытии" (М. Хайдеггер), "спонтанность повседневности" (Б. Вальденфельс), "полумгла и бесконтрольность сознания" (К. Юнг), "теоретический плюрализм и борьба альтернатив" (П. Фейерабенд). В педагогике Я. Корчака показательно следующее заявление: "Я хочу научить понимать и любить это дивное, полное жизни и ярчайших неожиданностей творческое "не знаю" современной науки о ребенке". Педагогика сотрудничества как раз и ориентирована на установление контакта педагога с учеником в ситуации неопределенности. У педагога просто нет иного механизма, чтобы добиться от воспитуемого определенного поведения. Но ведь педагогический процесс, хотим мы этого или нет, предполагает некоторую культуру подчинения. Однако это подчинение должно быть не механическим и силовым, а основываться на естественном уважительном отношении к личности педагога. Там, где никакого подчинения педагогу нет, отсутствует и сам образовательный процесс, вернее, он превращается в стихийный. Необходимо, наверное, нечто среднее между авторитарными системами образования и полностью раскрепощенными, где вместо уроков собираются группы по интересам, а педагог становится простым товарищем для своих учеников или студентов. Человек нуждается в каких-то островках определенности среди бурного моря непредсказуемости. Трудность заключается еще и в том, что в общественных науках вообще, и в спортивной педагогике в частности, не удается создать последовательной программы по преодолению неопределенности. Быть может, такую программу нельзя создать в принципе. Существует множество конкурирующих между собой педагогических теорий и методик, а педагог вынужден опираться на собственный опыт, интуицию и мастерство [1]. На Западе уже давно сложилась такая ситуация в спортивной педагогике, когда отсутствуют единые, общепринятые методологические и методические рекомендации. В последние годы там наблюдается усиление тенденции использования концепций культурно-антропологической школы, которая сложилась в 30-х годах нашего столетия в результате взаимного сближения антропологии, педагогики и психологии. В ее центре находится абстрактный индивид с его самореализацией. Эта идейно-теоретическая программа уходит своими корнями в педоцентризм и идеологию свободного физвоспитания. В педагогических теориях физического воспитания в последнее время все шире начинают использоваться идеи "гуманистической педагогики". Руководствуясь положениями "гуманистической педагогики", западные теоретики предлагают разного рода "модели" физического воспитания. Такая теория ориентирует педагогов на выявление "уникальных" потенций индивида под лозунгом его самореализации. Промежуточное положение между этими направлениями в спортивной педагогике занимают различные варианты фрейдистской и неофрейдистской трактовки индивидуального становления человека. Они накладывают довольно четкий отпечаток на западную литературу по вопросам физического воспитания и формирования личности [3]. Деидеологизация в области спортивного образования, положительная сама по себе, тем не менее привела к росту неопределенности. Каждый воспитанник оказался перед самостоятельным выбором той или иной концепции смысла собственной жизни. Однако неподготовленное сознание воспринимает далеко не самую лучшую линию поведения. Среди различных концепций смысла жизни (гуманистической, религиозной, скептической, эпикурейской, кинической и др.) приоритет, к сожалению, отдается потребительству. Именно ориентация на максимальное потребление материальных благ кажется многим молодым людям гарантом безопасности в мире неопределенности. Следствием этого становится криминализация спорта, когда хорошо развитые физические данные становятся источником личного обогащения любыми, в том числе уголовно наказуемыми, средствами. В ситуации неопределенности и морального выбора возрастает роль духовных качеств спортсмена. Уровень культуры и духовности может оказывать непосредственное воздействие на спортивные результаты, ведь в спорте высших достижений побеждают, как правило, яркие индивидуальности, которые обладают не только выдающимися физическими качествами, но и развитой психикой, интеллектом, что позволяет им вдумчиво и творчески осваивать методику тренировки, планировать свои выступления, психологически настраиваться на соревнования. Если вернуться к истокам таких популярных в настоящее время гимнастик и медитаций, как йога и дзэн-буддизм, то окажется, что первоначально это были философские системы, в которых органически сочетались физические упражнения, медитация, интеллектуальные размышления и беседы с педагогами. Уже в самом понятии "физическая культура" заложено единство телесных и духовных качеств личности. Все больше уходит в прошлое чисто механический подход к физической культуре и спорту как одной лишь тренировке тела. Спортсмен, интересующийся только спортом, вряд ли достигнет выдающихся результатов. Наша неопределенная повседневная жизнь все больше начинает напоминать спорт. Состязание происходит уже не только на спортивной площадке, но и в различных сферах деятельности, приобретая форму конкуренции. Показательна в этом смысле эволюция слова "рекорд". Первоначально рекорд означал памятную отметку, которую пришедший первым конькобежец делал в трактире на балке. Позже рекордом стали называть выдающиеся достижения в различных видах деятельности, привнося тем самым игровой характер в экономику, технику, политику, образование и т.д. Игра объединяет в себе и спортивную состязательность, и духовность. В древних культурах состязания были частью ритуальных праздников, в дальнейшем физическая культура и спорт выделились в самостоятельную область, сохраняя характер игры. В настоящее время игра больше присуща любительскому спорту, в профессиональном же спорте она становится подчиненным моментом. Развитие спорта протекает таким образом, что игра воспринимается все серьезнее. Правила становятся строже и детальнее. Уровень достижений постоянно повышается. Следствием этого становится отсутствие игровой беспечности у профессионала. Духовность физического развития человека проявляется также в красоте спортивных состязаний, гармоничности упражнений. Чем выше профессионализм, тем красивее выступление спортсмена. Грубая физическая сила не вызывает эстетического удовольствия. Наоборот, скоростно-силовые качества, демонстрируемые состязающимися спортсменами, почти всегда являются зрелищными и привлекают зрителей. В отечественной теории и методике физической культуры выделяют общеметодические принципы (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности) и принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания: принцип непрерывности процесса физического воспитания, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, циклического построения системы занятий, возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания [1, 8]. Л.И. Лубышева сформулировала четыре основных фактора, которые определяют инновационный характер мероприятий по реализации физкультурного воспитания в вузе: во-первых, новое осмысление информационно-образовательного подхода; во-вторых, преимущественная направленность технологических решений на использование индивидуального подхода к обучению и воспитанию; в-третьих, деятельностный подход; в-четвертых, непрерывность процесса физкультурного воспитания [7]. К перечисленным принципам физкультурного воспитания с полным основанием можно добавить и принцип неопределенности. Этот общепедагогический принцип находит свое применение и в спортивной педагогике. Современная теория спортивной педагогики содержит в себе элемент неопределенности, что связано с многообразием методологических и методических подходов к физкультурному образованию. Важна в этой связи проблема начала педагогической теории. Неопределенность здесь присутствует в том, что начало педагогической теории является единством всех противоположностей, заключенных в данной теории, но единством абстрактным, т.е. берущим эти противоположности в непосредственном или неразличенном единстве. Само различие присутствует там только как момент опосредования в непосредственном, в чем и заключается источник развития данной теории. Начало педагогической теории есть не только единство всех категорий данной теории, но и неразличенное единство всех ее принципов. Это означает, что если начало теории выбрано правильно, то даже количество категорий и принципов, при обязательном условии их содержательности, не может быть произвольным. И наоборот, развитая система категорий и принципов становится важнейшим критерием теоретичности данной науки. Необходимо также проводить различие между принципом как началом теории и принципом как ее результатом. В ходе развития педагогической теории исходные принципы обогащаются конкретным содержанием, становятся более наполненными. Это же относится к принципу неопределенности. Первоначально это абстрактный принцип, а по мере формирования теории физического воспитания сама неопределенность понимается более определенно. В этом заключается диалектика развития принципа неопределенности. Начало педагогической теории является абстрактным тождеством принципов и категорий философии и педагогики, обучения и воспитания, теории образования и ее предмета, процесса и результата, цели и средств образования. Вначале физкультурное обучение не существует вне воспитания, и наоборот; непосредственно реализуется известное положение о том, что обучение воспитывает, а воспитание обучает. Соотношение физкультурного обучения и воспитания носит конкретно-исторический характер. Вначале дано их исходное единство, затем происходит поляризация двух сторон учебного процесса. Наступает состояние, когда обучение не воспитывает, а воспитание не обучает. Непосредственное отождествление того и другого на этом историческом этапе просто невозможно. Это как раз то положение, когда обучение воспитанности носит формальный и догматический характер, т.е. воспитать человека пытаются чисто формальными доводами. Наконец, обучение снова начинает непосредственно воспитывать только на уровне содержательной культуры мышления. Принцип неопределенности проявляется в многообразии методологических программ, задействованных в физкультурном воспитании. Так, в современной педагогической науке Германии выделяют шесть исходных методологических позиций: воспитание как своеобразное "принуждение", вызывающее у нас ассоциацию с платоновской теорией натягивания и ослабления нитей души в мифах о людях-куклах; воспитание как руководство, осуществляемое более старшим и опытным; воспитание как управление и надзор, восходящее к И. Ф. Герберту; воспитание как создание условий для развития и роста в духе установок Ж.-Ж. Руссо; воспитание как приспособление к заданным нормам, ставшее отправной точкой бихевиористских наук; воспитание как помощь в жизни, получившее развитие в педагогической теории И.Г. Песталоцци [3]. Эти же методологические программы находят свое применение и в спортивной педагогике Германии. Неопределенность спортивной педагогики заключается также в том, что она и ее предмет первоначально находятся в абстрактном тождестве. Это означает, что теория на ранних этапах развития человека и общества еще совершенно не противостоит реальной практике обучения. Спорт еще не выделился в самостоятельную область деятельности и знаний. Практическое обучение является первичным, оно представляет собой ту начальную форму обучения, из которой развиваются все остальные формы, в том числе такие высокоорганизованные, как институциональные. В теории педагогики желательно начинать исследование с того же, с чего начинает свое существование ее предмет. Поэтому, когда обучение педагогике ограничивают школой и вузом или даже расширяют его до целенаправленного воздействия на личность воспитанника, все равно происходит обеднение содержательной стороны педагогики. Неопределенность усиливается, так как возможна истинная и неистинная теория обучения, а также истинный и неистинный предмет обучения. Граница между этими полярностями не является жесткой, ибо отсутствует однозначный критерий абсолютной истинности или ложности педагогической теории. При соотношении названных возможностей получается четыре варианта: во-первых, неистинная теория обучения соответствует неистинному предмету (когда ложная теория превращается в неэффективную методику спортивной тренировки); во-вторых, неистинная теория обучения противостоит истинному предмету (когда спортсмен развивается вопреки существующим теориям и методикам); в-третьих, истинная теория направлена на неистинный предмет (когда эффективные методы обучения не находят своего адекватного применения из-за существующих в обществе экономических и политических проблем); в-четвертых, соответствие истинной теории истинному предмету (когда целенаправленная реализация принципов обучения ведет к формированию развитой личности). Сейчас уже стало ясно, что неопределенности и случайности избежать в принципе нельзя, и там, где раньше наука была готова однозначно предсказывать вполне определенные следствия из определенных причин, она стала предсказывать распределение вероятностей. Хаос, случайность, неустойчивость до самого последнего времени считались врагами научных теорий и тщательно из них изгонялись. Положение изменилось в связи с появлением и развитием синергетики - направления междисциплинарных исследований, занимающегося изучением процессов самоорганизации в системах самой разной природы. Синергетика выдвинула чрезвычайно смелую, новую и оказавшуюся весьма плодотворной идею о самопроизвольном возникновении порядка из хаоса. Случайность, нестабильность, неустойчивость стали рассматриваться как важные факторы развития [5]. Закономерности, открытые синергетикой, могут быть использованы и в спортивной педагогике. В истории отечественной педагогики и философии идея неопределенности русского характера была особенно популярна. Для западного наблюдателя эта неопределенность выступала как вечная загадка русской души. С.Л. Франк не случайно назвал свой основной философский трактат "Непостижимое". Результатом философских размышлений Льва Шестова стал "Апофеоз беспочвенности". В своих "Философских письмах" П.Я. Чаадаев прямо заявил: "Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное". Большинство отечественных мыслителей сходились на мысли о бесконечной подвижности русского человека, об открытости его мировоззрения самым различным инновациям, о вечном поиске первооснов бытия и смысла собственной жизни. Но в исторической неопределенности русского характера скрывается и некоторая опасность: возможность превращения относительной неопределенности во всеобщий хаос. Н.А. Бердяев видел три пути выхода из этого хаоса. Первый исход фатальный. Продолжающееся распадение космоса природного и космоса социального, хаотизация мира, где присутствует не хаос начала, а хаос конца, война всех против всех. Второй - насильственный, механический порядок коллектива, организованность, не оставляющая места свободе, деспотизация мира. Третий - внутреннее преодоление хаоса, победа над техникой, духовное восстановление иерархии ценностей, соединенное с существованием социальной правды [2]. Предпочтительным является третий путь, но нельзя отрицать актуальности и первых двух. Преодоление неопределенности в образовании, насколько это вообще возможно, следует связывать с органическим сочетанием духовного и экономического возрождения России. Абсолютизация "чистой духовности" или "меркантильного интереса" напоминает печально известное противопоставление души и тела в истории философии или интеллектуального и физического воспитания в истории педагогики. Данный спор сейчас трансформировался в противостояние прагматиков и антипрагматиков. Появилoсь два типа престижных специальностей: экономически-юридические и универсально-культурологические. Возникает проблема взаимопонимания между этими полярностями. Одним из путей взаимопонимания может стать относительное сближение подлинной духовности с некоторыми элементами прагматизма. Данный симбиоз условно можно определить как гуманистический прагматизм. Трудности его достижения вполне понятны, и вытекают они из возможности или невозможности достичь универсальной системы образования. В области спорта это проявляется в коммерциализации и некотором противостоянии профессионального и любительского спорта. В спортивной педагогике доля неопределенности присутствует и в проблеме соотношения биологического и социального в человеке. Предысторию обучения образует "первоначальное накопление" таких особенных биологических характеристик, наличие которых только и делает возможным переход к всеобщему биологическому носителю человеческих свойств. Особенная и одновременно всеобщая биология человека становится действительной предысторией его обучения как овладения совокупностью всех его человеческих определений. Биологические предпосылки являются необходимыми, но недостаточными. Только социальные условия формирования человека в единстве с биологическими предпосылками необходимы и достаточны. Когда древние греки говорили о неразвитом человеке, что он не умеет ни читать, ни плавать, они хотели этим подчеркнуть постоянное стремление гармоничной личности к самосовершенствованию в физическом и духовном плане. Если же человек, научившись читать и плавать, этим ограничивался, вряд ли можно считать его реализовавшим в себе идею полноценного человека. Проблема здорового образа жизни интересовала людей всегда, но никогда она не имела окончательного решения. Например, известный средневековой мыслитель Плотин испытывал отвращение к собственному телу и мирился с ним только потому, что оно является временным носителем бессмертного духа. Ведя аскетический образ жизни, Плотин дожил до преклонного возраста. Многие диеты пошли от религиозных постов. Занятия физической культурой, конечно же, полезны и необходимы для организма, но они не исчерпывают всей проблемы здорового образа жизни. Известный мыслитель Гурджиев считает, что человеческий организм напоминает часы, пружина которых имеет определенный запас прочности, рассчитанный, скажем, на 10 лет. При бережном использовании пружина способна продержаться и 15, и 20 лет, в противном случае может сломаться и через 2-3 года. Проблему долголетия Гурджиев связывал с умением бережно расходовать запас энергии, доставшийся человеку от рождения. Отождествление человека с машиной имеет давние традиции. Еще французский философ Ламетри в своем известном сочинении "Человек-машина" утверждал, что человек - это очень сложная и высокоорганизованная, но все-таки машина. Чтобы машина долго работала, за ней необходимо аккуратно ухаживать. Подобные взгляды, но уже с точки зрения биологии и физиологии развивал И.И. Мечников. Он разработал широко известную методику предотвращения старения организма в результате систематического приема кисломолочной продукции. Но все-таки большинство мыслителей придерживаются того взгляда, что телесное здоровье в значительной степени определяется здоровым духом. Н.К. Рерих и его последователь А. Клизовский создали целое учение о психической энергии, пронизывающей все мироздание. И здоровье человека зависит от количества этой энергии, от умения компенсировать ее потери за счет общения с природой. Неиспользованная психическая энергия ведет к различным осложнениям, отсутствие ее в организме - к целому ряд тяжких заболеваний. В дзэн-буддизме здоровье связывается с медитацией, с умением очистить сознание от ненужной информации. Классическая педагогика ориентировалась на открытие однозначных закономерностей учебного процесса. В настоящее время ситуация, в том числе и в спортивной педагогике, изменилась. Независимо от того, насколько осознана и осознана ли вообще природа неопределенности, последняя живет во всеобщей системе взаимодействий, выступая реальным компонентом развития. Сами по себе неопределенные, как и определенные процессы не являются ни чем-то сугубо отрицательным, ни исключительно положительным. Они пронизывают ткань бытия, обнаруживая себя в поведении сложных систем [6]. В современном естествознании в связи с изучением проблемы неопределенности используются следующие понятия, которые могут найти свое применение в спортивной педагогике. Энтропия - мера хаотизации, степень рассеивания энергии. Бифуркация - раздвоение. Это понятие широко используется при анализе социальных систем, так как общество является неравновесной системой, его кризисы и переломные этапы свидетельствуют о приближении к точкам раздвоения. Результаты действия бифуркационного механизма труднопредсказуемы. Флуктуация - возмущение, возникающее как под воздействием внешней среды, так и в самой системе. Диссипативная система (по которой рассеиваются возмущения) - это характеристика поведения системы при флуктуациях, охвативших ее полностью. Важнейшее свойство диссипативной системы - повышенная чувствительность. Аттракторы - центры, к которым тяготеют элементы. Аттракторы как бы вбирают в себя хаос, структурируют среду и являются участниками созидания порядка. Турбулентность - потеря устойчивости, вихреподобные образования в системе. Ламинарность - упорядоченный режим функционирования. Попыткой преодоления неопределенности в спортивном образовании, придания учебному процессу упорядоченности является конструктивная деятельность. Конструктивный подход в спортивной педагогике предполагает работу преподавателя в ситуации постоянной подвижности и изменчивости образовательных стандартов, ориентиров. Целью конструктивной деятельности педагога является реализация принципа индивидуации в образовании. Индивидуация включает в себя максимально возможный учет индивидуальных особенностей и стремлений учащихся в рамках выбранной специальности. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. 2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1980, с. 281. 3. Воробьев Н.Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы. - Волгоград: ВГАФК, 1997, с. 50, 61-62. 4. Геращенко И.Г. Роль принципов диалектики в дидактике. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992. 5. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994, с. 56-57. 6. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1994, с. 4-5. 7. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992, с. 76-77. 8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры человека. - М.: ФиС, 1991, с.86-113. 9. Образование в конце ХХ века. Вопросы философии, 1992, № 9, с. 3-21. 10. Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984. 11. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы. Вопросы философии, 1995. № 11, с. 3-34. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|