|
СПОРТ, ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ, КУЛЬТУРА В № 1 нашего журнала за 1998 г. уже содержалась информация о серии сборников под общим названием "Спорт - Духовность - Культура", изданных научной школой доктора философских наук, профессора В.И. Столярова. Продолжением этого издания являются новые девять выпусков тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы", которые выпустил Гуманитарный Центр "СпАрт" Российской государственной академии физической культуры в связи с ее 80-летием. Издание этой новой серии сборников преследует две основные задачи: во-первых, представить в наиболее полном и систематизированном виде результаты многолетних исследовний профессора В.И. Столярова и его учеников по теме: "Спорт, духовные ценности, культура" и, во-вторых, сопоставить их работу с работами других исследователей, чтобы читатель имел возможность познакомиться со всем широким спектром мнений, теоретической концепцией, методологией подходов, прикладных программ и технологий, связанных с указанной тематикой. Составители сборников стремились включить в них работы, написанные учеными и общественными деятелями различных стран, с разных (нередко даже противоположных) позиций, чтобы представить весь широкий спектр мнений, теоретических концепций, методологических подходов, прикладных программ, связанных с темой "Спорт, духовные ценности, культура". Первый выпуск серии посвящен анализу исторических и теоретико-методологических оснований, которые необходимо учитывать при обсуждении и решении проблемы "Спорт, духовные ценности, культура". Сборник включает в себя следующие работы: Пьер де Кубертен "Победи самого себя"; Хуан Антонио Самаранч "Спорт, культура и искусство"; В.В. Кузин, Б.А. Никитюк "Спорт, культура, экология души"; Н.Н. Чесноков, Н.Ю. Мельникова "Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения"; Е. Косевич (Польша) "Рождение Кубертеновской мысли"; А.И. Исмаилов "Спорт и игра"; М.Я. Сараф "Спорт и культура (исторический анализ)" и В.И. Столяров "Спорт и культура (методологический и теоретический аспекты проблемы"). В этих работах обсуждаются процессы формирования и развития спорта как социально-культурного феномена, идеи основателя современного олимпийского движения Кубертена и его последователей, методологические принципы и теоретические концепции, которые дают возможность правильно оценить место спорта в мире культуры, и т.д. Во втором сборнике главное внимание уделено вопросам, касающимся современного спорта и олимпийского движения: соответствуют ли они гуманистическим идеалам, содействуют ли и в какой мере их реализации? Насколько полно в современном спорте реализуется огромный гуманистический, культурный потенциал? Какое место современный спорт и олимпийское движение занимают в системе ценностей современной культуры? и др. В сборнике два раздела. Первый раздел объединяет работы, которые посвящены обсуждению гуманистических идеалов и идей олимпизма: Святослав Рерих "Мы ответственны в своих мыслях..." ; Н.А. Бердяев "О назначении человека"; А. Швейцер (Франция) "Культура и этика"; Б. Пойзнер, Э. Захарова "Проблема образования и ницшевский идеал самосозидающей личности"; Э.В. Ильенков "Об идолах и идеалах"; А.Л. Готсдинер "К проблеме многосторонних способностей"; Л.П. Арская "Компас надежд (Пьер де Кубертен)"; П. Макинтош (Великобритания) "Мотивация спортсменов-олимпийцев"; Мохамед Мзали (Тунис) "Портрет олимпийского атлета" и В.И. Столяров "Олимпийский атлет и спартианец - две модели гармонично развитой личности". Второй раздел сборника включает работы, в которых с позиций гуманистических идеалов дается оценка современному спорту и олимпийскому движению: В.С. Родиченко "Олимпийское движение в канун III тысячелетия: гармонизация интересов"; Жан М. Ляйпер (Канада) "Олимпийский идеал - является ли он по-прежнему философской основой Олимпийских игр?"; Диана Биндер (Канада) "Честная игра в спорте - идеал и реальность"; Н.Н. Чесноков "Ориентация специалистов на реализацию гуманистических идеалов в спорте и их подготовленность к этой работе"; Збигнев Кравчик (Польша) "Спорт и современные образцы культуры"; Гюнтер Люшен (Германия) "Спорт и культура" и В.И. Столяров "Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения". В третий выпуск вошли работы, в которых обсуждаются проблема гуманизации современного спорта и пути ее решения. Сборник включает в себя три раздела. В первом разделе представлены следующие работы: И.М. Быховская - "Гуманизм или технократизм: два стиля мышления в спорте"; С. Волошин (Польша) - "Спасем гуманистические ценности спорта! (спорт и воспитание)"; Мария Т. Эллисон (США) - "Новый гуманизм в международном аспекте: наука и спорт как формы культурного обмена"; М. Дупона, К. Петрович (Словения) - "Спорт как качество жизни молодежи"; Йозеф Финдлер (Австрия) - "О гуманизации спорта высших достижений"; С.И. Гуськов - "О некоторых тенденциях развития международного спортивного движения и российского спорта в XXI в."; Л.А. Мазур - "Онтологические основания спорта и гуманистические ценности культуры"; М. Клемент (Югославия), А.Г. Егоров (Россия) - "Синтетический характер проблемы гуманизации спорта". Авторы этих работ ставят вопросы о перспективах и путях повышения гумани-стической ценности современного спорта и олимпийского движения, пытаются осмыслить суть, роль и значение данной проблемы и формулируют самые общие концептуальные подходы к ее решению: либо не видят смысла в гуманизации современного спорта (особенно спорта высших достижений), считают ее невозможной, либо, напротив, убеждены в необходимости и реальности такой гуманизации, хотя и не указывают каких-то конкретных путей достижения этой цели. Во втором разделе сборника представлены работы, авторы которых не ограничиваются обоснованием необходимости гуманизации современного спорта, повышения вклада олимпийского движения в реализацию гуманистических идеалов и ценностей, а вносят конкретные предложения относительно того, как это можно сделать, разрабатывают программы и технологии этой цели. В этом разделе помещены следующие работы: В.И. Столяров - "Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт"; А.Г. Егоров - "Олимпийское движение и социокультурные процессы в современной России"; В.К. Бальсевич - "Гуманистический вектор спорта высших достижений"; Джон Т. Пауэлл (Канада) - "Формирование спортсменов-олимпийцев"; Л.Н. Рогалева - "Гуманизация спорта как фактор повышения спортивного мастерства" и С.В. Дмитриев - "Магия духовного мира в двигательных действиях человека". Авторы работ третьего раздела сборника - Бронислав Билинский (Польша), Алексей Самойлов (Россия) и К. Палеологос (Греция) - обращаются к античному периоду развития спорта и олимпийского движения с целью не только понять прошлое, но и найти в этом прошлом некоторые гуманистические ориентиры для будущего. Четвертый выпуск содержит работы, в которых дан анализ "плюсов" и "минусов" традиционной модели спорта, основанной на остром соперничестве, жесткой конкуренции спортсменов, и обсуждается вопрос о возможности альтернативных моделей спорта, обладающих более высоким гуманистическим, культурным потенциалом. Работы, включенные в этот выпуск: Р. Юнгк (Австрия) - "Мягкие Игры": размышления об "иной модели"; Г. Ленк (Германия) - "Собственное достижение: социально-философский анализ и "адамическая" защита позитивной культуры достижений"; "Дискуссия по докладу Г. Ленка; Т. Орлик (Канада) - "Игры и спорт, основанные на сотрудничестве"; Л.А. Калинкин - "Экоспорт"; В.А. Сироткин - "Артбол: спортивное искусство с мячом для всех"; Институт Международного спорта (США) - "Проект Всемирных Игр школьников-спортсменов"; Спортивный Союз Земли Нордрейн-Вестфален (Германия) - "Проект "Фамилиада": концепция" и В.И. Столяров - "Спартианские игры - новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интегарции с искусством". Пятый сборник посвящен обсуждению взаимоотношения спорта с искусством и путей их интеграции. Он содержит следующие работы: Пьер де Кубертен - "Спорт и искусство"; В.Думе (Германия) - "О правде, ошибках и возможностях в отношениях между спортом и искусством"; Ф. Ландри (Канада) - "Результаты дискуссии участников 26-й сессии МОА на тему: "Спорт, искусство и олимпизм"; П. Арнольд (Великобритания - "Эстетические аспекты спорта"; М.Я. Сараф - "Спорт и художественная культура"; Г. Витт (Германия) - "Эстетическое, художественное и спортивное"; И. Черны (Чехия) - "Игра как искусство и искусство как игра"; В. Липоеньски (Польша) - "Спорт и поэзия"; Ю.Г. Коджаспиров - "Новые грани исторического союза спорта и музыки""; К. Зухора (Польша) - "Сближение спорта с искусством"; Л. Миллер - "Гимнастика, подобная танцу"; Т.С. Лисицкая - "Ритм + пластика"; Г. Майклз, Х. Фангер, А. Мельхиор - "Театр спорта и движений: Материалы для практики" и В.И. Столяров - "Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции". Предмет обсуждения работ шестого выпуска - спорт и олимпизм как элементы системы образования и воспитания детей и молодежи, содержание, формы и методы олимпийского образования и спартианской системы воспитания. В сборник включены следующие работы: В.В. Кузин - "Пути совершенствования системы высшего физкультурного образования на основе единой федеральной комплексной программы"; Н.Н. Чесноков - "Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта и общегуманистические тенденции современного общественного развития"; В.С. Родиченко, В.И. Столяров - "Олимпийское образование и современные тенденции развития в области политики и идеологии"; С. Жуковская (Польша) - "Олимпийское воспитание молодежи: традиции, современность, перспективы"; Л.И. Лубышева - "Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования"; Хосе Мария Кахигал (Испания) - "Олимпизм как зеркало и модель общества"; Н.В. Печерский, А.Ф. Сучилин - "Концептуальные основы олимпийского образования"; Г. Поликарпова - "Как бы нам не опоздать"; В.И. Усаков - "Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников"; В.И. Столяров, С.Ю. Баринов - "Обсуждение проблем олимпийского образования в МОА (аналитический обзор)"; В.И. Столяров - "Олимпийское образование и спартианская система воспитания"; Г.П. Петлеваный, А.Г. Егоров - "Опыт практической реализации спартианской системы олимпийского образования"; О.С. Макарова, А.А. Чунаев - "Спартианский воспитательно-образовательный комплекс: "Игра. Спорт. Диалог""; В.И. Столяров, С.Ю. Баринов - "Место принципов "Фэйр плэй" в концепции олимпизма и системе олимпийского образования" и М.Я. Сараф - "Принципы "Фэйр плэй". Спорт. Воспитание (обзор)". В центре внимания работ седьмого сборника - детский спорт. В первом разделе сборника представлены труды, авторы которых формулируют общий концептуальный подход к проблеме детского спорта и его гуманизации: считают нужным вовлекать детей в спорт или выступают против этого, дают определенный ответ на вопрос о роли и значении спорта для детей и т.д. В этот раздел включены такие работы: В.В. Кузин - "Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания"; Доклад и рекомендации I Международной конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт"; В.И. Столяров - "Неклассическая (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта"; П. Вуолле (Финляндия) - "Социальные параметры спорта", М.Я. Сараф - "О продуктивности философско-педагогических идей Канта и Шлейермахера для осмысления детского спорта"; М. Дупона, К. Петрович (Словения) - "Спорт как качество жизни молодежи"; С.И. Гуськов, Л.Б. Кофман - "Спорт и американская школа"; Бенджамин Спок (США) - "Жертвы стресса - дети"; О. Промптова - "Чудо-дети": носители Божьего дара или жертвы?"; Е.М. Геллер (Белоруссия) - "Игровая направленность как фактор гуманизации детско-юношеского спорта"; Лиа Манолиу (Румыния) - "Спорт с детьми: опасность или шанс?"; Немецкий Спортивный Союз (ДСБ) - "Дети в спорте высоких достижений". Второй раздел выпуска посвящен обсуждению актуальных проблем развития детско-юношеского движения и тех концепций, программ, в которых предлагаются определенные пути решения этих проблем. Этот раздел содержит работы А.П. Зотова - "Актуальные проблемы детско-юношеского физкультурно-спортивного движения"; Всемирные юношеские игры-98 и движение "Олимпийская юность Москвы"; А.А. Исаева - "Новое олимпийское движение "Олимп""; Л.И. Лубышевой - "Президентские состязания" - новый проект организации физкультурно-спортивного движения детей и молодежи"; В.И. Столярова - "Детское спартианское движение России"; П. Капустина (Германия) - "Новые игры и игровое движение в Германии". Третий раздел сборника содержит работы, в которых предлагаются новые технологии, методики, методические принципы, содействующие развитию детского спорта, повышению его гуманистической ценности. Это работы В.К. Бальсевича, М.П. Шестакова - "Концепции альтернативных форм организации физического воспитания школьников"; В.А. Колычева - "Социально-педагогический принцип активизации и детский спорт"; С.Д. Неверковича - "Ненасильственная парадигма системы физического воспитания дошкольников"; О.В. Козыревой - "Спорт в системе образования, воспитания и организации досуга детей дошкольного возраста"; Ю.Т. Черкесова - "Как обезвредить спорт"; Комиссии "Хиллари" (Новая Зеландия) - "Программа "Киви-спорт"; Н.Д. Власовой - "Эта умная игра "СпАрт"". В работах восьмого выпуска раскрыты вопросы организации и проведения новых и имеющих ярко выраженную гуманистическую направленность форм физкультурно-спортивной работы с инвалидами. В сборник включены следующие работы: Эрнст ван Аакен (США) - "Инвалидам нужен спорт!"; В.И. Столяров, Т.И. Губарева, Е.А. Лубышев - "Спартианская программа социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья"; Г.В. Дремова, П.Л. Соколов, В.И. Столяров - "Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП"; Н.В. Ганзина, Т.И. Губарева - "Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП"; Г.Я. Цейтлин, Н.Н. Ларионова, Т.И. Губарева - "Концепция и программа реабилитации детей с онкопатологией" и А. Бреггинс (Великобритания) Ориентирование по тропам". Девятый сборник, завершающий юбилейную тематическую серию, включает в себя две работы: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков - "Теоретический и практический вклад Академии в решение проблемы повышения культурной, духовно-нраственной ценности современного спорта" и В.И. Столяров, Н.В. Кудрявцева - "Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения". В этих работах под определенным углом зрения подводятся итоги обсуждения указанных выше проблем и намечаются перспективы их дальнейшего теоретического и практического решения. В заключение подчеркнем, что выпуск отмеченных сборников по указанной тематике позволяет заполнить информационную брешь по необычайно важным и актуальным проблемам данной темы. Для отечественных ученых, занимающихся социологическими, философскими, культурологическими, педагогическими проблемами физической культуры и спорта, а также для практических специалистов, работающих в области физического воспитания, спорта, культуры, организации досуга населения, появилась уникальная возможность познакомиться с наиболее важными (и прежде всего новыми) теоретическими концепциями, методологическими подходами, прикладными программами, технологиями, которые связаны с осмыслением места спорта в системе явлений культуры, поиском путей повышения его гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности, укреплением связей с искусством и другими сферами культуры. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |