ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИИ


Abstract

UP-TO-DATE TECHNOLOGIES OF VALEOMETRY AND HEALTH PROMOTION OF THE POPULATION

Bundzen P.V., Dr. Hab. Med., professor

Balandin V.I., lecturer, Dr. Med.

Evdokimova O.M.,
Dr. Med.

Zagrantsev V.V.,
Dr. Med.

Saint-Petersburg Research Institute of Physical Culture, Saint-Petersburg

Key words: health, valeometry, psycho-physical training, biopower, homeostasis, personal values, spiritual-active potential.

The article analyses the eperience of the development of some works in the field of sports valeometry and the elaboration of healthy technology-integrated psycho-physical training. On the basis of studing the state of health in students and adult people in the North-West region of Russia we develop the conception of the alterated psycho-somatic state as a primary form of pre-unhealthy state of health. Taking into consideration some theoretical principles of axeology, as well as psychology exercising and mental training we are grounding the advisability of using the methods of "creative" valeology and the conversion of the knowledge accumulated in non-traditional medicine for the reproduction of health, the formation of some aims for a healthy way of life and the rise of spiritual-active potential of a personality.


TPFKN9.gif (6552 bytes)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВАЛЕОМЕТРИИ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Доктор медицинских наук, профессор П.В. Бундзен
Кандидат медицинских наук, доцент В.И. Баландин
Кандидаты медицинских наук О.М. Евдокимова, В.В. Загранцев
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

Ключевые слова: здоровье, валеометрия, психофизическая тренировка, биоэнергетический гомеостаз, личностные ценности, духовно-деятельностный потенциал.

Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок - проблема первостепенного значения. Об этом свидетельствуют усилия Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), проблемные международные согласительные конференции ВОЗ и ФИМС1, Сеульская декларация VI Всемирного конгресса "Спорт для всех" (1996), Российские ассамблеи и конгрессы.

В отечественной науке проблема сохранения и укрепления здоровья чаще всего соотносится с оригинальным направлением, которое определяется как валеология [9]. При этом, учитывая, что проблема здоровья охватывает широкий комплекс медико-биологических, психологических, физкультурно-оздоровительных и социальных наук, в настоящее время сложились и многочисленные направления валеологии, отличающиеся своими методическими подходами.

В оздоровительной физической культуре проблема укрепления здоровья изначально являлась центральной [7], а в 1986 г. усилиями НИИФК была сформирована первая в нашей стране региональная программа по Северо-Западному региону "Укрепление здоровья населения средствами физической культуры", отличавшаяся от медицинских программ именно ориентацией на сохранение и "воспроизведение" здоровья.

Однако следует полностью согласиться с мнением, высказанным Л.И. Лубышевой [28], что, к сожалению, безграничный "валеологический потенциал" физической культуры до настоящего времени еще далеко не востребован.

Развивая в течение последних лет исследования в области валеологического подхода в оздоровительной физической культуре, мы придерживаемся следующей трактовки понятия здоровья [13].

Здоровье - это психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания.

Указанная дефиниция, с нашей точки зрения, не только позволяет отдифференцировать качество здоровья от благополучия (Wellness), присутствующего, как известно, в определении здоровья ВОЗ, но и детерминирует специфику подхода к селекции как методов валеометрии, так и путей сохранения и укрепления здоровья в оздоровительной физической культуре.

С практической точки зрения высказанные выше соображения определили два основных проблемных направления развития работ сектора спортивной медицины СПбНИИФК: во-первых, разработку автоматизированных скрининговых диагностико-консультационных систем для определения состояния психосоматического здоровья населения и персонифицированной "консультативной" поддержки активного, здорового стиля жизни и, во-вторых, синтез технологии оздоровительной психофизической тренировки, фактически основанной на конверсии знаний, накопленных в спорте высших достижений, и нацеленной на "возрастание" психофизических резервов организма.

Правомерность ориентации исследований в рамках вышеуказанных проблем подтверждается прежде всего спецификой изменений состояния здоровья населения, и особенно подрастающего поколения, в настоящий период времени. Уже первые исследования, проведенные с помощью скрининговой диагностико-консультационной системы "ОФИС" [10, 12], показали крайнюю малочисленность группы населения, которая по субъективным и объективным критериям, признанным в отечественной спортивной медицине, может быть охарактеризована как группа "здоровых". Процент здоровых лиц, как показали исследования, колеблется от 12 до 35% в зависимости от возрастного ценза. При этом обращает на себя внимание крайняя неоднородность состояния физической подготовленности и нервно-психического статуса обследованных, составляющих группу "здоровых".

В связи с этим встала проблема поиска методов измерения состояния здоровья, которые позволили бы объективно оценить именно ослабление психофизических резервов организма, предшествующих развитию как донозологических изменений состояния здоровья, так и, естественно, устойчивых патологических состояний.

Исследования сотрудников сектора [2, 5, 10, 16, 22, 24, 29] свидетельствуют, что к числу указанных методов прежде всего следует отнести методы, диагностирующие состояние авторегуляционных процессов на уровне центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы: динамическая омегаметрия (патент РФ № 2013775, 1994), системно-симметрийный анализ ЭКГ процессов вегетативной регуляции. Сочетание этих диагностических методов с анализом факторов риска развития диабета и атеросклероза с помощью сухой химии (Б.И. Фельдкорен) открыло принципиально новые возможности в скрининговых исследованиях здоровья населения.

Вторую группу методов составили до настоящего времени считающиеся "нетрадиционными" методы акупунктурной диагностики: с помощью компьютерных систем "Зодиак" (анализ кси-потенциала; патент РФ № 2087125, 1997) и методов Накатани. Характерно, что внедрение в "измерение здоровья" данных методов позволило обеспечить неинвазивную экспресс-диагностику взаимодействия механизмов эрго- и трофотропной регуляции и холистическую диагностику состояния биоэнергетического гомеостаза организма.

Третью группу методов составляют психофизические методы, ориентированные на диагностику толерантности к физической (метод Борга) и психической (психоэмоциональная устойчивость) нагрузкам. Эти методы в сочетании с многопараметрической диагностикой нервно-психического статуса (метод "POMS") позволяют, как показывают проведенные исследования, достаточно объективно оценить психофизиологические резервы организма.

И, наконец, пристальное внимание в исследованиях было уделено разработке подхода к поиску метода, совмещающего парадигмы "адаптационной" и "креативной" валеологии [37]. Критериям этого взаимодействия, с нашей точки зрения, в наибольшей степени отвечал тест "Wellness"1, адаптации и изучению адекватности применения которого в валеометрии посвящена специальная серия исследований.

Данные, полученные на большом контингенте населения Санкт-Петербурга и обобщенные в ряде отчетов о НИР и диссертационных работ, свидетельствуют, что более чем у 55% практически здоровых лиц приведенный выше комплекс валеометрических методов обнаруживает измененное психосоматическое состояние (ИПСС). Важно подчеркнуть, что, по нашему мнению, ИПСС - это состояние психофизиологических резервов, которое характеризуется неустойчивостью процессов системной и межсистемной авторегуляции физиологических функций. При этом мы считаем, что ИПСС, по всей видимости, является патогенетической основой формирования так называемых "измененных состояний массового сознания" [34].

Крайне существенно отметить, что разработанный комплекс валеометрических методов позволил выделить ряд характерных особенностей ИПСС, в число которых входят:

- заметное преобладание принципиально устранимых негативных факторов над генетически детерминированными, в частности социальной неудовлетворенностью в сочетании либо с курением либо со снижением неспецифической резистентности организма;

- дизадаптационные явления со стороны нервно-психического статуса, в которых проявляется тревожная и депрессивная направленность;

- снижение субъективного уровня личностного благополучия, главным образом в сфере эмоционального и физического состояния;

- неадекватное (выражающееся в завышении или в занижении) восприятие интенсивности физической нагрузки и дисгармоничность активности звеньев биоэнергетической системы организма.

На последнем положении следует остановиться подробнее, ибо совершенно очевидно, что "передозировка" физических нагрузок в этих случаях способна не только усугубить ИПСС, но и практически полностью разрушить мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Существенно, что в проведенных исследованиях [22, 23] была выявлена связь восприятия интенсивности физической нагрузки с психотипом личности, а также доказано, что низкий уровень личностной тревожности, высокие показатели силы нервных процессов способствуют более легкому восприятию интенсивности (выше субмаксимального уровня) нагрузок.

Если обратиться к литературе по валеологии последних лет, то нельзя не заметить обилия валеометрических систем [3, 4, 20, 36]. Однако, несмотря на многочисленность развиваемых подходов, совершенно очевидно, что подавляющее большинство из существующих методов изначально ориентировано в парадигме так называемой "адаптационной" валеологии.

Из материалов исследований, приведенных выше, следует, что ИПСС сопоставимо с так называемым "третьим состоянием", которое описывается в литературе как состояние, когда "резервы функциональных систем организма сдвинуты в сторону истощения" [25]. Однако эта особенность сосуществует в функциональной структуре ИПСС с другой, не менее важной, с нашей точки зрения, характеристикой - изменением оценки личностного благополучия, включая снижение духовного благополучия, а также черты социально-психологической дезинтеграции.

Таким образом, при изучении особенностей ИПСС мы реально сталкиваемся с фактором, который присутствует в известном определении здоровья, данным ВОЗ в начале 70-х годов, - психическое и социальное благополучие личности, но анализ которого не учитывается в подавляющем большинстве валеометрических систем. Более того, обращает на себя внимание то, что в определении здоровья ВОЗ, с точки зрения аксиологии, присутствует иерархия неоднозначных личностных ценностей, как инструментальных, так и терминальных (см. подробнее [8, 41]).

Вряд ли правомерно утверждать, что здоровье само по себе является изначальной терминальной ценностью1 для человека, определяющей всю систему жизненных установок личности. В большинстве случаев, как известно, у здорового индивида ценностный аспект "здоровья" активно проявляется на уровне сознания исключительно в условиях снижения функциональных резервов, причем и в этом случае он скорее выступает как инструментальная ценность.

В связи с этим особую значимость, с нашей точки зрения, приобретает концепция "интегративной валеологии" (см. выше), с позиции которой оздоровительные технологии должны обеспечивать гармонизацию всей системы ценностных ориентаций человека, реинтегрируя "здоровье" в систему достижения высших ценностей существования личности [28, 37].

Примечательно, что осознание принципиальной значимости этой проблемы уже с середины 80-х годов привело к тому, что ряд известных специалистов в области физической культуры и спорта1 [35, 40] приступили к разработке психотехник, которые в ходе сопряженной психофизической тренировки позволяли обогатить процесс оздоровления процессами гармонизации внутреннего мира личности и гуманистическими целевыми установками [33].

Все изложенное выше послужило основанием для разработки в наших исследованиях оздоровительной технологии, в основу которой была положена концепция развивающей психофизической тренировки - ментального тренинга.

Суть данной концепции состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармоничного развития физических возможностей и духовно-деятельностного потенциала личности.

Данный подход в целом имеет глубокие исторические корни. Если обратиться к одному из известных изречений, которое широко используется в оздоровительной физической культуре и спорте, а именно к словам сатира Ювинала (I-II вв. н.э.), то в оригинале оно звучит следующим образом: "Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом" (сатира 10, издание 1937 года, с. 84) [38].

Приоритет физической культуры и спорта в сопряжении физического и духовно-эстетического совершенства личности неоспорим [1, 7, 20, 27, 30, 32 и др.]. Поэтому именно теоретические концепции спортивной науки (в отличие от клинической медицины), с нашей точки зрения, представляют наибольшую ценность в разработке оздоровительных технологий холистического2 уровня.

Именно в рамках данной парадигмы и развивалась система интегрированной психофизической тренировки (ИПФТ) [11, 14, 39].

Специфику технологии ИПФТ составляют:

- использование комплиментарного воздействия физических упражнений и ментального тренинга на совершенствование механизмов кортико-висцеральной регуляции, повышение стресс-устойчивости организма и иммунной защиты организма;

- использование и адаптация новых систем физических упражнений (софрапедагогика, биоэнергопластика, калланетика) для восстановления биоэнергетического гомеостаза и повышения духовно-деятельностного потенциала личности [26, 31];

- развитие психических качеств и навыков, обеспечивающих позитивное развитие и рост эстетических идеалов личности.

Разработка технологии ИПФТ и проверка ее эффективности были проведены в России на широком контингенте населения: учащиеся общеобразовательных и профессиональных школ, училищ олимпийского резерва, студенты вузов, занимающиеся в спортивных секциях и клубах [2, 6, 15, 18, 21, 39].

В ходе исследований было доказано, что ИПФТ приводит к достоверному усилению оздоровительного эффекта физических упражнений, повышению психоэмоциональной устойчивости и активации системы иммунитета, особенно Т-системы. При этом в экспериментальных группах купируются энергодефицитные состояния, наблюдается повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями, возрастает субъективная оценка личностного благополучия.

Интереснейший материал, с психолого-педагогической точки зрения, показывающий изменение ценностных ориентаций личности в условиях систематического ИПФТ, был получен в исследованиях В.Н. Кожевникова с группой психологов (1995) в общеобразовательных школах г. Красноярска. Авторами было показано, что применение ИПФТ в течение пяти месяцев учащимися старших классов существенно изменяет стиль их поведения, интерперсональных взаимоотношений (взаимоуважение), снижает агрессивность, уменьшает число нарушений общественного порядка во внеурочное время.

В Санкт-Петербурге В.И. Баландиным с сотрудниками было выполнено несколько серий исследований по применению ИПФТ в общеобразовательных школах, УОР и ШВСМ. Так, в гимназии № 2 под наблюдением находилось 29 учащихся 7-го класса, которые один раз в неделю в течение шести месяцев на уроках физической культуры под руководством преподавателя прослушивали базисный курс ментального тренинга. При этом 6 гимназистов дополнительно в домашних условиях один-два раза в неделю самостоятельно прослушивали аудиокассеты программы; 6 учащихся этого класса, освобожденные от занятий физкультурой, служили контрольной группой. Учащиеся дважды (в начале занятий ментальным тренингом - в ноябре и в конце учебного года - в мае) комплексно обследовались с целью изучения динамики изменения психических процессов, психических состояний и некоторых свойств личности. Через шесть месяцев при повторном обследовании было выявлено статистически достоверное улучшение показателей психических процессов (памяти, внимания, скорости переработки информации и др.) и изменения психических состояний (нервно-психической адаптации, фрустрационной толерантности, эмоциональной устойчивости) у гимназистов, применявших на уроках физкультуры ментальный тренинг. Более выраженные изменения отмеченных показателей выявлены у занимавшихся ментальным тренингом два-три раза в неделю, у них и успеваемость оказалась наилучшей.

Исследования, проведенные на спортсменах УОР, показали, что у применявших ментальный тренинг после основной тренировки от трех до пяти раз в неделю в течение двух-трех месяцев выявлены положительные изменения сердечной деятельности (экономизация в покое, снижение напряжения процессов экстракардиальной регуляции на тестирующую нагрузку и др.), улучшение психомоторных показателей (за счет снятия закрепощенности и повышения психомоторной координации). Улучшились концентрация, устойчивость и переключаемость внимания, скорость переработки информации, а также устойчивость психических процессов при эмоциональной нагрузке. Сочетанное воздействие физической и ментальной тренировок позволяет повысить также эмоциональную устойчивость и фрустрационную толерантность спортсменов, снижает личностную и реактивную тревожность, уменьшает процент реакций явной фрустрации и повышает результативность выступлений на соревнованиях [6].

В исследованиях, проведенных совместно со специалистами Скандинавского международного университета (Оребро, Швеция)1, было выявлено, что независимо от существующих кросскультурных различий систематическая ИПФТ (не менее 8 недель) по специальному комплексу "креативных" программ ментального тренинга приводит к снятию энергодефицитных состояний, гармонизации активности звеньев биоэнергетической системы организма и изменениям процессов моторно-психического синтеза [15]. Этот феномен заключается в приближении пропорций графических изображений, активно синтезируемых обследуемыми на экране компьютера, к так называемой "золотой пропорции" [19], являющейся универсальным критерием гармонии и красоты в природе и искусстве (живопись, музыка, архитектура, поэзия). Выявленный феномен служит прямым экспериментальным доказательством модулирующего влияния систематического ИПФТ на процессы эстетического предпочтения личности.

Обобщение всего вышеизложенного дает основание утверждать, что валеометрия и синтез оздоровительных технологий, базирующиеся на теоретических концепциях спортивной науки и интегративной валеологии, по всей вероятности, являются наиболее перспективными направлениями развития работ, позволяющими подойти к решению триады: позитивное развитие личности - укрепление здоровья населения - духовное возрождение нации.

Литература

1. Агеевец В.У. Физическое образование в России. СПб, 1996. - 31 с.

2. Азончик Л.Л. Динамика состояния психосоматического здоровья учащихся ПТУ с донозологическими изменениями состояния здоровья //Вестник спортивной медицины России. 1995, № 3-4, с. 33.

3. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики //Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб: Наука, 1993, с. 49-60.

4. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Максимов А.Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебн.-метод. пособие. В двух частях. Ч. I. - Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. - 55 с.

5. Баландин В.И. Диагностика и прогноз функциональной готовности спортсменов //Вестник спортивной медицины России. 1995, № 3-4, с. 85.

6. Баландин В.И., Бундзен П.В. Современная технология повышения психофизиологических резервов - ментальный тренинг. //Матер. Всероссийской научн.-практ. конф. "Тенденции развития спорта высших достижений". М., 1997, с. 12-17.

7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.

8. Бендюков М.А., Прохорцев И.В. Перспективы развития шейпинга как интегрированной системы психофизической тренировки //Труды I научно-практической конференции по проблемам шейпинга. 1994, с. 5-9.

9. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. - 206 с.

10. Бундзен П.В. Теоретические основания разработки и опыт применения системы "ОФИС" для укрепления здоровья средствами массовой физической культуры. - В сб.: Спорт и здоровье. СПб, 1992, с. 5-14.

11. Бундзен П.В. Оздоровительный психофизический тренинг: принципы построения и практическая результативность //Вестник спортивной медицины России. 1995, № 3-4, с. 23.

12. Бундзен П.В., Дибнер Р.Д., Лисицына Л.Н., Осетинский М.Г. Автоматизированная система "ОФИС": оценка состояния здоровья и назначение физических упражнений //Теория и практика физической культуры. 1991, № 8, с. 24-27.

13. Бундзен П.В., Дибнер Р.Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения //Теория и практика физической культуры. 1994, № 5-6, с. 6-12.

14. Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Унесталь Л.-Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения (аналитический обзор) //Теория и практика физической культуры. 1996, № 8, с. 57-63.

15. Бундзен П.В., Унесталь Л.-Э. Теоретико-экспериментальные обоснования развития технологии ментального тренинга //Вестник Балтийской академии. Вып. 11, 1997, с. 7-14.

16. Бурэ Н.П. Возможности системно-симметрийного анализа ЭКГ для оценки сердечной деятельности лиц, занимающихся физической культурой и спортом //Материалы международного конгресса "Физическая культура, спорт и здоровье нации". СПб, 1996, с. 246.

17. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.

18. Вайник Г.А. Воздействие ментального тренинга на психофизическое состояние женщин, занимающихся шейпингом //Материалы международного конгресса "Физическая культура, спорт и здоровье нации". СПб, 1996, с. 163.

19. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990. - 238 с.

20. Волков В.Ю., Волкова Л.М., Зверев В.В., Давиденко Д.Н. Компьютерные разработки в валеометрии //Вестник Балтийской академии. 1996, вып. 9, с. 28-32.

21. Гаврилова Е.А., Исакова В.А. Стресс-лимитирующий эффект ментального тренинга //Материалы международного конгресса "Физическая культура, спорт и здоровье нации". СПб, 1996, с. 165.

22. Евдокимова О.М. Особенности восприятия интенсивности физических нагрузок у лиц молодого возраста, не занимающихся спортом. - В сб.: Спорт и здоровье. СПб, 1992, с. 184-189.

23. Евдокимова О.М. Психофизиологический анализ субъективной интенсивности физических нагрузок //Физиология человека. 1994, т. 20, № 2, с. 67-68.

24. Загранцев В.В., Козлов В.Г., Быстров В.Н., Бундзен П.В. Донозологическая диагностика состояния здоровья с помощью прибора "Зодиак-94", регистрирующего слабые поля //Международный конгресс "Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине". СПб, 1997, с. 164.

25. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шлепов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России //Валеология, 1996, № 1, с. 7-18.

26. Курис И.В. Методика работы в измененном состоянии сознания //Вестник Балтийской Педагогической академии. 1997, вып. 12, с. 75-95.

27. Лесгафт П.Ф. Руководство. 1912, ч. 1, с. 262-263.

28. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6, с. 10-15.

29. Макатун М.В., Малинин А.В. Оценка донозологических изменений в сердечно-сосудистой системе по динамике процессов вегетативной регуляции сердечного ритма при активном ортостазе //Вестник спортивной медицины России. 1995, № 3-4, с. 34.

30. Пономарев Н.А. Гуманизм, духовность и физическая культура. - В сб.: Теория и методика физической подготовки. СПб, 1994, с. 117-126.

31. Попова Т.В. Оздоровительные психофизические упражнения //Материалы международного конгресса "Физическая культура, спорт и здоровье нации. СПб, 1996, с. 177.

32. Пуни А.Ц. Психологические основания физического образования по П.Ф. Лесгафту. //Очерки по истории физической культуры. - Вып. IV, 1949, с. 103-118.

33. Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного направления //Мозг и разум. М., 1994.

34. Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. - СПб: Гарт-Курсив, Фонд "Ленинградская галерея", 1996. - 8 с.

35. Унесталь Л.-Э. Психические навыки для спорта и жизни. - В сб.: Спорт и здоровье. СПб, 1992, с. 29-35.

36. Фомин В.С. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптационных свойств организма //Теория и практика физической культуры. 1996, № 7, с. 18-23.

37. Хруцкий К.С. Интегративная модель валеологии как целостной науки и практики //Валеология. 1997, № 2, с. 5-12.

38. Ювинал. Сатиры. Academia, 1937.

39. Bundzen P. Psychophysical training and wellness //9-th European Congress on Sports Medicine. - Porto, Portugal. 1997, p. 60.

40. Orlick T. and Partington "Mental links to excellence" //The Sport Psychologist. 1988, N 1, p. 4-17.

41. Rokeach M. The Nature of attitudes. - The Intern. Encyclopedia of the Social Sciences. - V. 1. - N.Y. - 1968.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: