КОНСУЛЬТАЦИИ


Abstract

RATING AND PROBLEM-MODULE EDUCATION IN SCHOLASTIC PROCESS ON PHYSICAL EDUCATION

T.G. Kovalenko,

N.V. Sharkevich,

A.I. Rodionov, P.V. Zhukov

Volgograd state university, Volgograd

Key words: rating, problem-module education, modulating of scholastic process on physical education, students of special branch.

The represent the advantage of the rating system in physical education process was the aim of this paper.

In comparison with the traditional 5-mark system, the offered one allows to make students' knowledge evaluating more detailed and more objective. 100-mark system improves the tracing of educational process'es dynamics.

Special medical branch students are already using this system. It also helps to divide all students into different groups (health, average mark, whole semester rating), what allows to adapt educational process to their individual features.


РЕЙТИНГ И ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Т.Г. Коваленко, Н.В. Шаркевич, А.И. Родионов, П.В. Жуков
Волгоградский государственный университет, Волгоград

Ключевые слова: рейтинг , проблемно-модульное обучение, модулирование учебного процесса по физвоспитанию, студенты специального учебного отделения.

Рейтинговая система оценки и проблемно-модульное обучение (ПМО) как современные технологии все шире используются в процессе подготовки современного специалиста. Одной из важных особенностей ПМО является системная структуризация учебного процесса. Для такой технологии обучения, как показали наши исследования, подходит рейтинговая система оценки успеваемости студентов по физической культуре.

Рейтинг позволяет более детально оценивать студентов в процессе обучения, активно вовлекать их в учебный процесс и соблюдать требования объективности. Использование ПМО и рейтинга на кафедре физического воспитания Волгоградского государственного университета показало, что применение таких технологий сопровождается увеличением учебной информации, требующей ее статистической обработки, анализа и визуального представления при помощи ПЭВМ.

Для оценки различных видов учебной деятельности студентов традиционно используют 5-балльную шкалу, которая не всегда адекватно определяет уровень знаний и физической подготовленности студентов. В такой шкале оценок разница между ближайшими оценками - один балл (дискретность оценки dd5 = 1), что составляет достаточно большую величину даже от максимальной оценки и в относительных единицах равна 20%. Объективность и обоснованность оценки при таком подходе снижаются, и результаты оценивания носят достаточно приближенный характер. 5-балльная система оценок позволяет менее детально отслеживать динамику учебного процесса, которая в вузе больше применяется при итоговой аттестации, а не как мера оценки текущего изменения знаний и уровня физического развития студентов.

Для устранения вышеуказанных недостатков 5-балльной шкалы была разработана и внедрена в учебный процесс по физическому воспитанию многобалльная система оценки (рейтинг) знаний и умений студентов.

Как показывает педагогическая практика, опытный преподаватель может оценить успеваемость студентов с точностью около 0,1 балла по 5-балльной шкале. Можно предположить, что теоретическим пределом такой точности оценки будет величина 0,05, то есть в этом случае новая дискретность оценки составит d5* = 0,05. Так как оценки удобно выставлять целыми баллами, то увеличение d5* в 20 раз приведет к тому, что максимальная оценка в 5 баллов преобразуется в максимальную оценку в 100 баллов. Получается 100-балльная шкала оценок с дискретностью d100 = 1. В результате имеем, что ближайшим оценкам (d5 = 1) в 5-балльной системе соответствует интервал в 20 баллов в 100-балльной шкале (d100 = 1). Таким образом, сглаживается психологический эффект от "магических" цифр 2, 3, 4 и 5.

Для 100-балльной шкалы можно выделить четыре характерных диапазона оценок: 1) "неудовлетворительно"; 2) "удовлетворительно"; 3) "хорошо"; 4) "отлично".

На рисyнке представлена взаимосвязь между 100-балльной и 5-балльной шкалой. В качестве примера здесь выбрано следующее распределение баллов по диапазонам оценок (a - количество баллов): 0ЈaЈ55 - "неудовлетворительно"; 56ЈaЈ77 - "удовлетворительно"; 78ЈaЈ94 - "хорошо"; 95Јa - "отлично".

Зависимость между 100-балльной и 5-балльной шкалой может быть существенно нелинейной. Это дает возможность преподавателю через рейтинг влиять на учебный процесс таким образом, чтобы добиться выполнения поставленной педагогической задачи, например путем изменения границ диапазонов оценок.

Модуль № 2.1. СМО (спортивные игры)

2-й семестр

Обязательно:

I. Ответить на 3 теоретических вопроса (по выбору);

II. Выполнить 3 практических задания (по выбору).

88 и более баллов - "отлично",

70- 87 - "хорошо",

56- 69 - "удовлетворительно".

I. Теоретические вопросы

Вопросы

Баллы
1 Какие спортивные игры вы знаете, их краткая характеристика? 4
2 Баскетбол, краткая характеристика 4
3 Волейбол, краткая характеристика 4
4 Ручной мяч, краткая характеристика 4
5 футбол, краткая характеристика 4
6 Развитие спортивных игр в Волгограде. Каких ведущих игроков и тренеров вы знаете? 3
7 Что такое «Street ball», характеристика? 3
8 Места проведения занятий, соревнований по волейболу, инвентарь, спортивная форма 3
9 Места проведения занятий, соревнований по баскетболу, инвентарь, спортивная форма 3
10 Места проведения занятий, соревнований по футболу, инвентарь, спортивная форма 3
11 Ручной мяч, соревнования, инвентарь, форма 3
12 Отличие подвижных игр от спортивных. Какие подвижные игры вам знакомы? 2
13 Краткая историческая справка об одном из видов спортивных игр (по желанию) 2
14 Какие качества развивает баскетбол? 2
15 Виды соревнований по игровым видам спорта 2

II. Практические задания

Виды физической деятельности

Контрольные нормативы
  30 баллов 26 баллов 17 баллов
1 Передача б/б мяча на дальность двумя руками от груди Более 9 м 7,00-8,99 6,00-6,99
2 Передача б/б мяча двумя руками от груди на точность, в круг диаметром 50 см на высоте 1,5 м. Расстояние 2,5 м (колич. передач) 18 и более 13-17 8-12
3 Штрафные броски из 5 попыток 3 2 1
  29 баллов 25 баллов 16 баллов
4 Броски с 5 точек 3 2 1
5 Передача волейбольного мяча сверху в круге не ниже 1 м 15 12 9
6 Передача волейбольного мяча снизу в круге не ниже 1 м 15 12 9
7 Подача мяча через сетку женщиной 10 8 6
8 Передача мяча в 6-ю зону мужчиной 10 8 6

Модулирование учебного процесса 2-го семестра студентов специального медицинского отделения совместно с применением рейтинга представлено на схеме.

Для модулей № 2.1 и № 2.2 используется 100-балльная, а для модуля № 2.3. - 50-балльная шкала. Каждое занятие, которое посетил студент, оценивается в 20 баллов по 100-балльной шкале. За весь 2-й семестр максимальное число баллов за модуль № 2.4 составит в сумме 340 баллов. В итоге была выбрана следующая система оценок по рейтингу:

менее 480 баллов - "неудовлетворительно";

480 - 512 - "удовлетворительно";

515 - 557 - "хорошо";

560 и более - "отлично.

Типичная структура модулей № 2.1 и № 2.2 представлена выше.

Модуль № 2.3 ТОФК состоял из наборов теоретических вопросов, которым соответствовало определенное число баллов.

При определении общего рейтинга за семестр учитывались баллы, полученные студентами за дополнительные виды учебной деятельности.

p42_pic.jpg (29741 bytes)

Рис.

Таблица. Дополнительные виды учебной деятельности

1. Участие в соревнованиях 40 баллов

2. Участие в межвузовских соревн. 80 баллов

3. Подготовка рефератов 20 баллов

4. Активность на занятии 5 баллов

5. Участие в учебно-метод. работе 10 баллов

6. Участие в исслед. работе 10 баллов

Схема

Информация, полученная в результате применения проблемно-модульной технологии и рейтинга, обрабатывалась и анализировалась в табличном процессоре MS EXCEL 97. Для хранения и структурирования информации была разработана база данных в системе MS ACCES 7.0. Это позволяет сделать отдельные выборки по динамике учебного процесса для каждого студента, группы, курса и факультета, а также определять соответствующие рейтинги.

Студенты, которые набирали 514 и более баллов, освобождались от итоговой семестровой аттестации и получали зачет "автоматом".

Анализ полученных результатов показывает, что применение модульной технологии обучения и рейтинга позволяет отслеживать динамику обучения по модулям отдельного студента, по различным специальным медицинским группам, а также качество выполнения учебной программы по целой группе, выделяя подгруппы студентов с близкими значениями рейтинга.

Поступила в редакцию 28. 07. 99


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!