ЗА РУБЕЖОМ


Abstract

VALUES ORIENTATIONS AND LIFESTYLE OF SOUTH KOREA PHYSICAL CULTURE COLLEGE STUDENTS: SOCIOLOGICAL ASPECT

Rho Hyung Chul, professor

Cho Son University, Kwang Ju, South Korea

Lee Woo Seung

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: lifestyle, physical culture college students, sociological aspect.

The purpose of this research was to analyse the value orientations and lifestyle of South Korea physical culture college students.

Methods used in current research were questionnairing and interviewing. 415 sports branches students of 4 colleges in 3 South Korea towns were examined.

The sociological research shows, that more popular types of sport are acrobatics and swimming. Students have an interest to types of sport and healthy lifestyle. They pay attention to their weight also.

The given sociological research had been held due to financial support of Kwang Ju University.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И СТИЛЬ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ИФК ЮЖНОЙ КОРЕИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Профессор Но Хёнг Чхол,
Университет Чо Сон, г. Канг Чжу

Ли Ву Сын
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: образ, стиль жизни, студенты ИФК, социологический аспект.

В Корее большое внимание уделяется развитию спорта и физической культуры в целом. Успехи страны в международных соревнованиях, несомненно, повышают ее престиж, поэтому забота о спорте в последнее время стала неотъемлемым элементом правительственной политики. Быстрый рост уровня доходов населения позволил развернуть широкое строительство спортивных сооружений и других объектов. В результате спорт вошел в повседневную жизнь, причем особую популярность приобретают так называемые "зрелищные" виды спорта.

В 1982 г. в стране было образовано Министерство спорта, в задачи которого входили популяризация физической культуры и спорта по всей стране и обеспечение необходимой государственной поддержки Азиатским играм 1986 г. и летней Олимпиаде 1988 г. В 1991 г. министерство было переименовано в Министерство по делам молодежи и спорта, которое в 1993 г. было объединено с Министерством культуры. Национальный фонд развития спорта, основанный в 1972 г., отвечает за изыскание и использование финансовых средств на развитие национального спорта и за повышение уровня спортивных достижений в Корее. Любительским спортом руководит Корейская ассоциация любительского спорта, состоящая из 44 отдельных спортивных федераций.

Анализ системы физкультурного образования, проблем подготовки специалистов для области физической культуры не будет полным без изучения особенностей главных участников этого процесса - студентов физкультурных вузов.

Целью данного исследования было изучение социальных и культурных особенностей студентов ИФК, их отношения к различным сторонам профессиональной подготовки, ориентаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью и теми вопросами, которыми им предстоит профессионально заниматься.

Для реализации поставленной цели нами использовались методы анкетирования, статистическая и графическая обработка данных. Методика анкетного опроса как прием социологического обследования включала в себя две стороны: интервьюирование и анкетирование, осуществляемые параллельно. Нами были опрошены 415 студентов спортивных факультетов четырех институтов в трех городах Южной Кореи: Корейского университета физической культуры (Сеул), университета Чо Сон (Канг Чжу), университетов Кён Чжу и Донг Кук (Кён Чжу).

В качестве опросника использовалась разработанная нами анкета. С ее помощью оценивались спортивная активность, здоровье, питание, учеба и специализация.

Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство студентов занимаются только одним видом спорта (70,8%), 15,2% опрошенных - двумя, 14,0% - тремя. Причем самым популярным среди выбравших один вид спорта является плавание. Данным видом спорта занимаются 20% студентов из 415 опрошенных. На втором месте по популярности стоит баскетбол (17% опрошенных), на третьем - бодибилдинг (10%), на четвертом - футбол (9%). Популярность плавания объясняется повышенным интересом большинства населения к этому виду спорта и в этой связи высоким социальным запросом к професии "инструктор по плаванию". Массовость таких видов спорта, как баскетбол, футбол, акробатика, видимо, связаны с их зрелищностью. Сравнительно непопулярны среди выбравших один вид спорта - бокс, борьба, фехтование, кэндо, гребля, спортивная ходьба, бег трусцой, бейсбол.

Среди занимающихся двумя видами спорта наиболее популярна как второй вид спорта акробатика (66,50%), на втором месте - плавание (12,86%), на третьем - кегельбан (4,13%). Как третий вид спорта также наиболее популярна акробатика (63,00%), затем - плавание (28,17%) и кегельбан (4,15%). Как видим, многие корейские студенты-спортсмены успешно совмещают три вида спорта: акробатику, плавание и кегельбан (или другие сочетания).

Поступив в институт, молодые люди обычно (65,8%) прекращают выступать в крупных соревнованиях. На наш взгляд, это вызвано большой занятостью в другой жизнедеятельности, нежеланием тренироваться и отказом от карьеры в "большом спорте". Лишь 34,2% респондентов занимаются спортом "высших достижений" на международном, национальном, областном, краевом, столичном, городском уровнях.

На вопрос анкеты: "Предпочитаете ли Вы определенную марку спортивной экипировки?" - нами получено 96 отрицательных и 319 положительных ответов, что составило 23,1 и 76,9% соответственно. Из 319 человек, ответивших утвердительно, большинство отдали свое предпочтение "Nike". На втором месте фирма "Adidas", на третьем - "Reebok". Остальные марки спортивной экипировки пользуются меньшей популярностью среди молодежи. Достоверность различий - на 5%-ном уровне значимости.

Стаж занятий спортом у студентов институтов физической культуры Южной Кореи в среднем составляет 15-20 лет (36,1% опрошенных), 10-15 лет - у 32,5%, от 5 до 10 лет - у 18,3%, менее 5 лет - у 9,6%, более 20 лет - у 3,3% респондентов.

Один из вопросов анкеты освещал ситуацию о количестве тренировок в неделю. Большинство студентов, когда они были школьниками, кроме уроков физкультуры посещали спортивные секции 4 раза в неделю (31,1%), 21,1% бывших школьников тренировались 2 раза в неделю, 16,1% - 7 раз в неделю, 13,7% - 3 раза, 11,8% - один раз в неделю, 4,8% - 6 раз, 1,2% - 5 раз в неделю.

По итогам анкетирования выяснилось, что у большинства молодых людей (39,5%) отец не занимался спортом (физкультурой) никогда. У многих (36,6%) занимался раньше, а у 23,3% продолжает заниматься.

Матери 62,2% опрошенных никогда не занимались спортом (физкультурой), 18,1% раньше занимались, у 19,8% продолжают заниматься.

Следующий раздел анкеты посвящался изучению отношения студентов к своему здоровью. Нас интересовал вопрос: "Какой образ жизни - здоровый или нездоровый - ведут студенты южнокорейских вузов?"

В настоящее время для поддержания здоровья студенты достаточно активно занимаются спортом (физической культурой) - в среднем 62,2% опрошенных; стараются обеспечить здоровое питание 36,9%; следят за своим весом 41,9%; принимают лекарства 41,2%; регулярно ходят на осмотр к врачам 42,7%; снимают стресс 33,3%; стремятся не курить 25,8% и даже совсем не курят 27,0%; стремятся не употреблять алкогольные напитки 31,6% и даже совсем не пьют 11,1% (пьющих 10,8%); соблюдают режим дня на "отлично" 5,8%, средне - 47,7%, не выполняют 3,9% студентов. Бывают на свежем воздухе, часто выезжает на природу 36,6% молодых людей, очень часто 7,0%; совсем не выезжают 6,3%. Больше половины респондентов (52,7%) полагают, что делают достаточно много для своего здоровья

На вопрос о курении чуть более половины (50,6%) ответили "да" и 49,4% - "нет". Причем первые курят в среднем от 5 до 10 сигарет в день. Возраст начала курения - 18-20 лет. Вероятно, необходимо в этом возрасте в институтах физической культуры усилить пропаганду вреда курения.

При исследовании образа жизни студентов нас интересовал вопрос, насколько здоровым студенты считают свое питание. Большинство из них полагают, что питание бывает не всегда здоровым.

В ходе исследования выяснилось, что большая часть студентов (97,8%) не пробовала наркотики. Из тех, кто пробовал, начали это делать в 16-18 лет. Это еще один момент, на который надо обратить внимание администрации вузов Южной Кореи.

Часть анкеты была посвящена исследованию отношения студентов к учебе и специализации студентов.

Как показал социологический анализ, большая часть опрошенных изучает иностранные языки, значительно меньшая часть - компьютер, оставшаяся часть, несмотря на небольшой процент, проявила очень широкие интересы: медицина, зарабатывание денег, психология, философия, другие виды спорта, экономика, бизнес и менеджмент.

На вопрос о посещаемости студенты ответили следующим образом: 76,6% - 5 дней в неделю (все учебные дни), 13,2% - 4 дня, 3,4% - 3 дня, 4,3% - 6 дней (вероятно, день для самостоятельной работы они проводят в библиотеках и лабораториях вузов). В целом отметим образцовую посещаемость корейскими студентами спортивных учебных заведений.

Как показало исследование, 65,5% студентов 20-22 часа в неделю проводят в академии. Чуть меньше заняты учебой - 14,9%, которые проводят в академии 18-20 часов. 9,2% студентов учатся от 16 до 18 часов в неделю. Таким образом, посещаемость у студентов очень хорошая.

Дома повышают уровень своего образования немногие студенты, затрачивая до 1 часа в неделю (45,3%), от 1 до 10 часов (13,3%), более 10 часов (5%) или вообще не уделяют времени самостоятельной подготовке (36,4%).

Аналогично обстоят дела с работой в библиотеке: 59,8% студентов в течение семестра вообще не посещают библиотеку, 30,1% работают в ней менее 5 часов в неделю, более 5 часов проводят в библиотеке 10% корейских студентов, из этих 10% от 40 до 45 часов углубленно занимаются самоподготовкой в библиотеке 0,2%.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что большинство опрошенных положительно высказались об учебе в спортивном вузе. Они удовлетво рены в целом как формой обучения, так и ее содержанием, за исключением несоответствия рынку труда. Удовлетворенность обучением зависит от многих обстоятельств. Студенты оценивали следующие аспекты учебной ситуации: сочетание теории и практики, формы преподавания и обучения, содержание учебных дисциплин, ситуацию с площадью, контакт с преподавателями, контакт с другими студентами.

В последующем разделе анкеты были даны ответы на вопросы о финансовой ситуации студентов. Наибольшей части студентов (57,8%) требуются 200-400 $ США в месяц. Требующиеся деньги большинство студентов получают от семьи. Стипендию в спортивных вузах Южной Кореи получают только спортсмены высокого класса (члены сборной команды) и отличники.

Более состоятельные семьи могут увеличивать содержание своим студентам (до 1000 $ и больше), чтобы финансовые проблемы не мешали учебе. Собственных заработков и сбережений у большинства студентов (84,1%) нет. 11,1% студентов зарабатывают до 500$, 3,1% от 500 до 1000 $, и остальные 1,7% - более 1000 $. Причем большинство студентов не занимаются заработками в учебное время. Очевидно, те из них, кто все же работает, занимаются этим в каникулы, выходные дни или по вечерам.

У большей части опрошенных работа не связана со спортом. 18,31% работают преподавателями, 5,06% - служащими, остальные - официанты, судьи (спортивные), секретари, работники прессы, сервиса, бюро путешествий и др. Большая часть работающих (16,9%) занята на работе в среднем меньше 10 часов в неделю, от 10 до 20 часов - 7,5%, более 20 часов - 10,3% человек.

В следующем разделе анкеты были затронуты профессиональные планы будущих специалистов. Проранжируем предложенные анкетой профессии в порядке их предпочитаемости. Наиболее предпочитаемой оказалась профессия спортивного менеджера. Далее порядок такой: школьный учитель, реабилитолог (специалист по ЛФК), тренер, активный спортсмен (профессионал), спортивный журналист, преподаватель в вузе (исследователь в науке), специалист по организации досуга в области физической культуры. Остальные выбрали профессии репетитора, тренера для дошкольников.

Незначительная часть опрошенных предпочла профессии вне области физической культуры. Это такие профессии: бизнес (предприни матель), военнослужащий, государственный служащий; дальнейшая учеба, силовые структуры, частный детектив, торговля.

После окончания учебы студенты предпочли такие организационные структуры для будущей работы (проранжируем): спортивный клуб, школа, спортивное общество, спортивный вуз, клиника (реабилитационный центр), средства массовой информации, общественные объединения, на предприятии, в коммерческой организации (например, фитнесстудия и т.д.), в туристической системе, в спортивной индустрии (производство спортивных товаров для потребителя). Остальные хотят работать в армии, на рынке, в государственных учреждениях, силовых структурах.

Большинство студентов (74,2%) надеются со временем открыть свое дело, и лишь 5,8% хотят быть служащими. Оценивая вероятность реализации планов на будущее, студенты высказали различные мнения.

В будущей профессии самым главным студенты считают самые разные факторы: высокий заработок, удовольствие от работы, возможность самому заниматься спортом, помочь другим получить удовольствие от занятий спортом, разнообразие этой работы, хорошая рабочая атмосфера, высокий престиж, самоутверждение, многочисленные контакты с другими людьми, вырастить чемпиона, "мне это нравится", общение с детьми.

Заключение. Образ жизни студенчества является интегральным показателем того, каковы мотивы, ценностные ориентации, содержание, способы и формы жизнедеятельности будущего специалиста.

Социологический анализ показал, что студенты институтов физической культуры Южной Кореи в основном ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, стараются обеспечить здоровое питание, следить за своим весом, принимают лекарства и регулярно ходят на осмотр к врачам, закаливаются, выезжают на природу, не употребляют наркотики, достаточно отдыхают.

Студенты спортивных факультетов с большим желанием учатся, образцово посещают занятия в вузе, хотя, по их мнению, содержание учебного процесса не соответствует требованиям рынка труда.

Высокая посещаемость занятий и желание хорошо учиться в вузе высоко коррелирует с намерениями студентов в будущем работать по специальности: 72,2% опрошенных надеются со временем открыть свое дело.

Такие планы должны подкрепляться положительным отношением к освоению знаний, что и показал проведенный анализ.

Профессия спортивного менеджера (начальника спортивной команды, управляющего спортивным клубом, руководителя спортивной организации) наиболее оплачиваема в Южной Корее по сравнению с другими профессиями этой отрасли. Видимо, экономические возможности профессии менеджера и определили особый интерес к ней студентов институтов физической культуры. Хотя в будущей профессии их наряду с высоким заработком привлекает и возможность получать удовольствие от работы.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!