ИНФОРМАЦИОН-
НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Abstract

MODERN INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF SPECIALISTS FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORT (opportunities, problems, perspectives)

P.K. Petrov, Ph. D., lecturer

Udmurt state university, Izhevsk

Key words: modern informational technologies, specialist for physical culture and sport, education.

This paper is devoted to the problem of present-day informatization at all sides of life, and in particular case, the physical education's informatization problem.

The author means, that informatization of physical education must achieve two basic aims. The first aim is specialists' training for next professional activity, and the second is the rising of specialists preparedness level.

Some resources to solve this problems (telecommunications, virtual reality, computer inculcation, etc.) are offered.


СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
(возможности, проблемы, перспективы)

Кандидат педагогических наук, доцент П.К. Петров
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Ключевые слова: современные информационные технологии, специалист по физической культуре и спорту, образование.

Люди каждого нового поколения должны готовиться (развиваться) так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколениями, но и той, которая появится в будущем. Они должны быть подготовлены к дальнейшему развитию науки и техники. Иначе говоря, сейчас как никогда прежде обучение и воспитание подрастающего поколения должны быть ориентированы на будущее. Конечно, принцип преемственности обучения и воспитания (их ориентировки на жизнь в обществе будущего) - это общий принцип для всех времен. Но современные темпы научно-тех нического прогресса ни в какое сравнение не идут с теми, которые были прежде и, надо полагать, будут увеличиваться и далее [5].

В истории человечества выделяют три глобальные социотехнологические революции - аграрную, индустриальную и информационную. Последняя из них происходит в настоящее время и реализуется как процесс информатизации общественной жизни, внедрения современных информационных технологий. Конечным результатом информационной революции должно стать создание новой постиндустриальной, информаци онной цивилизации. Информатизация общества представляет собой целенаправленный процесс изменения социальной информационной среды. Цель информатизации общества состоит в повышении эффективности эксплуатации ресурсов общества путем системной компьютеризации всех этапов жизненного цикла информации - ее создания, накопления, хранения, обработки и использования. Под информационными ресурсами понимается совокупность информации как продукт деятельности населения.

В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим становится отношение людей к информации. Информация становится таким же стратегическим ресурсом современного общества, каковыми были продукты питания в "аграрном" обществе или энергетические ресурсы - в "индустриальном". Различие в уровне информационного обеспечения сегодня становится одной из причин дисбаланса экономического развития передовых и слаборазвитых стран, порождает нестабильность в отношениях между странами. Современная стратегия прогресса передовых стран мира базируется на концепции всестороннего культурного, интеллектуального, профессионального и физического развития потенциала личности. При этом в реализации ее целей основное место отводится системе образования. Сегодня посредством повышения уровня образованности населения развитые страны мира получают почти половину валового национального продукта [3]. Поэтому информатизация образования в мире в целом, и в России в частности, приобретает огромное значение. Успехи нашей страны в ХХI веке, ее возможность выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современной образовательной и информационной сферы общества [4]. Состояние нформационной сферы в решающей мере зависит от степени образования в стране.

Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном , так и на глобальном уровне [12].

Войти в ХХI век образованным человеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики [4]. Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информаци онной компоненты в систему подготовки будущего специалиста. Это полностью относится и к специалистам по физической культуре и спорту. Ведь не секрет, что на сегодняшний день большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации как профессионально, так и психологически. Однако до настоящего времени не разработана педагогическая концепция подготовки указанных специалистов в условиях использования современных информационных технологий, требующих внесения значительных коррективов в физкультурное образование, с тем чтобы специалист в этой области имел четкое представление о том, где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества. В связи с этим логично заключить, что данные требования должны найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях государственных образовательных стандартов нового поколения [1].

Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими , научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в физкультурное образование, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [1, 2, 7, 8, 11, 13, 14].

Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей:

- первая как наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу - подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества;

- вторая - повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Первая цель должна достигаться современным подходом к содержанию физкультурного образования, предполагающим изучение информационных технологий как средства предъявления, обработки и усвоения информации. Знание данных технологий, умелое их использование создают реальные возможности для включения в подготовку специалиста принципиально нового содержания, ранее недоступного для применения в процессе обучения. Навыки поиска, отбора, оценки информации и ее дальнейшего использования постепенно начинают рассматриваться как базовый компонент общей грамотности. До недавнего времени, когда умение использовать информационные технологии в профессиональной деятельности не являлось столь важным фактором подготовки специалиста, информационная подготовка в институтах и на факультетах физической культуры сводилась к "прослушиванию" небольшого, мало профессионально ориентированного курса типа "Информатика", чаще всего без наличия материально-технической базы, что уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Основными задачами информационной подготовки в настоящее время должны быть:

- обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информации как научной дисциплины;

- изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров;

- формирование умений и навыков работы на персональном компьютере;

- освоение методов работы с информационными и телекоммуникационными технологиями;

- изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Содержание основных компонентов информационной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту. При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на лабораторных и практических занятиях.

Обеспечение необходимого уровня информационной культуры специалиста не может быть целью только одной учебной дисциплины, необходимо внедрение современных информационных технологий во все специальные дисциплины профилирующих кафедр, что требует определенного уровня профессиональной подготовки профессорско-пре подавательского состава, его знакомства с потенциальными возможностями этих технологий, умением использовать эти возможности в своей практической и научной деятельности. Этот момент является весьма актуальным и педагогически значимым, так как студенты на деле, то есть в процессе учебно-тре нировочных занятий, проведения научных исследований и т.д., должны видеть и на себе испытать преимущества и возможности современных информационных технологий. Поэтому вопрос о том, где и как использовать современные информационные технологии в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, а также в их профессиональной деятельности приобретает практическое значение, требует постоянного анализа и обобщения, так как не всегда и не везде есть целесообразность их применения [9].

Уже сейчас очерчиваются основные направления использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту [1, 2, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14]. К ним можно отнести:

- создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам;

- обучающие мультимедиа системы;

- создание и использование баз данных;

- моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса;

- использование информационных технологий для обслуживания соревнований;

- использование информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности;

- использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

- автоматизированные методы психодиагностики;

- автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности;

- автоматизированные методы функциональной диагностики;

- организацию дистанционного обучения и т. д.

Достижение второй цели практически неразрывно связано с первой. Принципиальное решение задачи повышения уровня подготовки специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий кроется не столько в области технических возможностей современных технологий, сколько в отсутствии научно-методического обеспечения использования этих достижений [7, 8, 9, 10].

Анализ современного состояния области обучения на базе передовых информационных технологий показывает, что два фактора - технологии и теории обучения - действуют без должной связи между собой. Важно, чтобы в учебный процесс входили не просто новые технические средства, а новые образовательные технологии, направленные на решение собственно образовательных задач, а значит, глубоко осмысленные с позиций педагогической науки, теории обучения, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, что усиливает необходимость проведения глубоких исследований в этой области [1, 7, 8, 9, 10]. В этой связи приобретает особую актуальность разработка дидактических и методических принципов использования современных информационных технологий в учебном процессе, педагогическом осмыслении накопленного в других областях опыта, проведения соответствующих научных и методических работ по созданию и изучению возможностей педагогических программных средств в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

Определенный интерес в этом плане представляют мультимедиа технологии, "Виртуальная реальность" и средства телекоммуникаций. Так, например, весьма эффективны дидактические материалы, подготовленные на основе мультимедиа технологий (программы для контроля и самоконтроля знаний, обучающие мультимедиа системы по спортивно-педагогическим дисциплинам, справочно-информационные энциклопедии и т.п.). Технология мультимедиа не только превращает компьютер в полноценного собеседника, но и позволяет студентам, не выходя из аудитории (спортзала, дома), присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, занятиях ведущих тренеров, в соревнованиях различного ранга, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить образовательные, культурные и спортивные центры мира. При этом необходимо особо подчеркнуть, что в этом случае происходит параллельная передача аудио- и визуальной информации на персональный компьютер в сочетании с использованием больших объемов информации и интерактивными возможностями работы: произвольный переход от одного места к другому, осуществление поиска разделов по содержанию, организация режима вопросов и ответов, использование разветвленных сюжетов и т.д.

Современные технологии "Виртуальная реальность" обеспечивают стереоскопическое представление видеоинформации на экране, ее стереозву чание, а также управление аудиовидеоинформаци ей специализированными манипуляторами и голосом. Они дают возможность перемещать объекты в виртуальном пространстве, применяют методы интерактивного манипулирования объектами, компьютерную имитацию зрительных, слуховых, осязательных, моторных (двигательных) ощущений, что в перспективе может решить многие проблемы моделирования учебно-тренировочного процесса (обучение сложнокоординационным спортивным двигательным действиям, решение тактических задач, создание различных проблемных ситуаций в постановке учебно-воспитательного процесса).

Значительное место в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту могут занять глобальные телекоммуникаци онные сети, например "Интернет". Благодаря "Интернету" создаются совершенно новые возможности для студентов, спортсменов, судей по спорту и тренерско-преподавательского состава: проведение телеконференций; обмен информацией; организация совместных исследований обучаемых из различных учебных заведений; организация консультативной помощи обучаемым, спортсменам и тренерам из научно-методических и спортивных центров; организация сети дистанционного обучения; формирование умения добывать информацию из разнообразных источников, банков знаний, банков данных, хранить ее, передавать и обрабатывать.

Преподаватели благодаря доступу к сетям телекоммуникаций не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-мето дической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными и т.п. Использование новых информационных технологий дает преподавателю возможность достигать дидактических целей, применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. проектировать обучающую среду. Ориентиро ванные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Он становится основным поставщиком предметных целей обучения с учетом неоднородности и значимости учебных дисциплин. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда. Новые информационные технологии освобождают его от изложения обучаемым значительной части учебного материала и от рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков. Намечается качественный сдвиг в существующих сегодня отношениях между преподавателями и студентами. Компьютеры выступают третьим партнером в учебном процессе. Они предоставляют новые возможности другим его участникам и требуют изменения сложившихся между ними отношений.

Информатизация профессионального физкультурного образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки специалистов. Овладение современными информационными технологиями становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и в области физической культуры и спорта, что требует разработки и внедрения в учебный процесс профессионально ориентированных программ и курсов, направленных на овладение основами необходимых знаний и накопление личного опыта их использования в своей профессиональной деятельности.

Заключение. Анализ состояния вопроса показывает, что, несмотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе высшего физкультурного образования, они еще не нашли должного применения. Для решения поставленных задач необходимо:

- разработать педагогическую концепцию подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных и коммуникационных технологий;

- сформулировать основные требования к информационной подготовке специалистов по физической культуре и спорту для включения в квалификационные характеристики и в государственные образовательные стандарты нового поколения;

- проводить дальнейшие научные исследования с целью изучения возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорта;

- подготовить к изданию учебники и учебно-методические пособия, в том числе и в электронном варианте, для обеспечения учебного процесса с учетом профессиональной направленности будущих специалистов по физической культуре и спорту;

- планомерно осуществлять повышение квалификации профессорско-преподавательского состава ИФК и ФФК по вопросам использования современных информационных технологий в физкультурном образовании;

- целенаправленно решать вопросы, связанные с оснащением физкультурных учебных заведений соответствующими техническими средствами и коммуникациями.

Литература

1. Железняк Ю.Д., Воробьева Е.Л. Факультеты физической культуры: от информационного обеспечения - к информационным технологиям //Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работы с населением. Ижевск, 1999, с. 180-183.

2. Зайцева В.В. Компьютерная модель индивидуального подхода в физическом воспитании на основе учета типа морфо-функциональной конституции //Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы). М., 1999, с. 162-165.

3. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы, перспективы реформирования высшего образования России. - М.: Республика, 1995. - 328 с.

4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации /Бюллетень "Проблемы информатизации высшей школы", 1998, № 3-4 (13-14).

5. Ломов Б.Ф. Системность в психологии /Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. - М.: Изд-во "Институт практической психологии". - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 384 с.

6. Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работы с населением: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования ФФК. /Ред. кол.: П.К. Петров, к.п.н., доц. (отв. ред.) и др. - Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 1999. - 378 с.

7. Петров П.К. Новые информационные технологии обучения в профессионально-педагогической подготовке студентов ПФФК //Программированное обучение и компьютеризация в учебно-тренировочном процессе. Ижевск, 1996, с. 46-53.

8. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Широков В.А. Обучающая мультимедиа-система по восточным единоборствам (на примере каратэ-до) //Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 11/12, с. 55-58.

9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994. - 205 с.

10. Роберт И.В. Перспективные направления научных исследований в образовании // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работы с населением. Ижевск, 1999, с. 180-183.

11. Розин Е.Ю. Компьютерная реализация педагогической диагностики и контроля за физическим состоянием и специальной подготовленностью спортсменов (на примере гимнастики) //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 3, с. 19-22.

12. Тихонов А.Н. Национальная система образования при переходе к информационному обществу //Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998, Бюллетень №1-2, с.11-26.

13. Тихонов И.И. Технические средства обучения (от диапроектора - к компьютеру) // Теор. и практ. физ. культ., 1986. № 4, с. 40-43.

14. Федоров А.И. Информатизация высшего физкультурного образования: проблемы и пути решения //Физическая культура: состояние, перспективы, проблемы. Челябинск, 1999, с. 58-60.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!