ТУРИЗМ: ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ


Abstract

ABOUT REGIONAL COMPLEX GOAL PROGRAM "DEVELOPMENT OF TOURISM AT MOSCOW REGION IN 2001 - 2005 YEARS"

L.T. Novikova, the minister of Moscow Region Government on education and culture

V.A. Kvartalnov, Dr. Hist., professor, academician, the Russian international academy of tourism rector

Key words: development of tourism, goal program, industrial aspect, tourist complex, monuments of history and culture, development of an infrastructure.

The purpose of this paper is the complete review of the regional complex goal program "Development of Tourism at Moscow Region in 2001 - 2005 years", developed by the Russian international academy of tourism.

The aim of the Program - the elaboration of regional strategy and basic directions of activity on the development of tourism in the Moscow region, conforming to a modern situation in economic and social area of the region.

The basic problem of the Program - the building of a the high performance and competitive tourist complex, capable to satisfy recreational needs of the multimillion population of Moscow and Moscow region, Russian and foreign tourists.


О РЕГИОНАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 гг."

Министр Правительства Московской области по делам образования и культуры Л.Т. Новикова

Доктор исторических наук, профессор, ректор РМАТ В.А. Квартальнов

Ключевые слова: развитие туризма, целевая программа, индустриаль ный аспект, туристский комплекс, памятники истории и культуры, развитие инфраструктуры.

По поручению Комитета по физической культуре, спорту и туризму Московской области РМАТ с 1996 г. занимается разработкой концепции и целевой программы развития туризма в Московской области.

Цель Программы - определение региональной стратегии и основных направлений деятельности по развитию туризма в Подмосковье, соответствующих современной ситуации в экономической и социальной сферах региона.

Основная задача Программы - создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, способного удовлетво рить рекреационные потребности многомиллионного населения Москвы и Московского региона, российских и иностранных туристов.

Разработанная в РМАТ концепция развития туризма в Подмосковье базируется на следующих принципах:

- приоритетное значение туризма в формировании новой хозяйственной структуры области; создание в сфере туризма каждого четвертого нового рабочего места в области;

- создание системы образовательных центров туризма как важного фактора устойчивого развития региона и роста профессионализма;

- законодательная поддержка механизмов самофинансирования Программы;

- выявление приоритетов социального туризма в Подмосковье.

В течение 1999 г. РМАТ совместно с Администрацией Московской области, Мособлспорткомитетом и Комитетом по спорту и туризму Государственной думы были организованы научно-практические конференции в четырех секторах Подмосковья (в Сергиевом Посаде, Воскресенс ке, Серпухове, Волоколамске) с целью объединить научные, исполнительные и производственные силы для развития туризма на этих территориях, разработать общую стратегию и тактику формирования туристской занятости.

Высокий рекреационный потенциал районов Подмосковья обусловлен следующими факторами:

- благоприятными природными рекреационными ресурсами (разнообразными ландшафтами, достаточно комфортными биоклиматическими условиями, широким распространением минеральных вод и лечебных грязей);

- наличием крупнейших памятников культуры, духовно-религиозных центров, археологических, архитектурных, исторических и мемориальных комплексов;

- развитой рекреационной сетью;

- высокой транспортной обеспеченностью;

- имеющейся социокультурной инфраструктурой, включающей большое количество музеев, имеющих не только местное, но и федеральное значение;

- наличием высокопрофессиональных кадров среди работников музеев, культурных центров и санаторно-курортных учреждений;

- складывающейся системой профессионального туристского образования (РМАТ, ГАСБУ, сеть филиалов, факультетов и институтов РМАТ).

Богатые рекреационные ресурсы Подмосковья позволяют превратить этот регион в один из самых перспективных для развития туризма в России. Дополнительными стимулирующими факторами являются:

- возрождение популярности местных музеев, здравниц и живописных местностей среди москвичей, жителей Подмосковья и принимаемых туристов;

- включение части этой территории в "природно-исторический парк Средней России", создаваемый по указу Президента РФ;

- невозможность основных, традиционных, местных форм хозяйствования (сельского и лесного) стать рычагами для экономического, социального и духовного возрождения региона, вынужденных искать новый экономический ориентир.

Однако, несмотря на большие возможности, туризм в Подмосковье развит недостаточно и крайне неравномерно. Наиболее рекреационно освоены пристоличные территории, а в отдельных районах рекреационные учреждения единичны или вообще отсутствуют (Лотошинский, Шаховской).

Туризм - комплекс, а не область, ибо поглощает использование возможностей многих отраслей.

Для процветания туристского комплекса необходимо развитие у населения корпоративного сознания личной заинтересованности каждого жителя в успешности функционирования каждого туристского учреждения и предприятия в регионе, будь то санаторий, постоялый двор, кафе или бензозаправочная станция, музей, объект посещения, показа, отдыха или оздоровления, ответственности за внешний облик своего населенного пункта и культуры поведения в нем.

Действенность Программы, разрабатываемой академией совместно в Мособлспорткомитетом, будет зависеть от степени участия в ней исполнительных органов, предпринимателей, работников культуры, краеведов и просто активных, заинтересованных жителей.

Индустриальный аспект Программы

Концепция расчета показателей региональной целевой комплексной программы "Развитие туризма в Московской области" (2001-2005 гг.) основывается на анализе существующего положения в регионе и перспективах отраслевых преобразований.

Так, анализ данных последних периодов показывает, что объем услуг по предприятиям туристской отрасли в Московской области составляет более 1 млрд руб. (январь 1999 г.). При этом коэффициент заполняемости гостиниц составляет 53%, а предприятий санаторно-оздоровительно о комплекса лишь 15%. Причиной неудовлетворительного состояния в данных категориях предприятий является чрезмерная изношенность их материально-технической базы. В ряде случаев коэффициент изношенности зданий и оборудования составляет 70-90%. Вместе с тем цены на пребывание в местах отдыха, лечения и размещения остаются достаточно высокими, что не способствует привлечению контингента туристов и отдыхающих.

Таким образом, стоит задача реконструкции названных объектов.

При этом предусматриваются либо сохранение существующего порядка цен, либо частичное их повышение, а также реконструкция туристских объектов области (без нового строительства). Если поднять уровень заполняемости гостиниц хотя бы до нормативного (70%), то это позволит принимать туристских посетителей в 1,5 раза больше, а по предприятиям санаторно-оздоровительного комплекса соответственно в 4,7 раза. Для 4-го и 5-го этапов, т.е. последующего пятилетия, это представляется достаточно напряженным проектом развития туризма в области.

В качестве результирующих показателей представлены:

- предполагаемый объем услуг в двух вариантах с сохранением и частичным увеличением существующего размера цен;

- размер прибыли, рассчитываемый по нему, из расчета 30%-ной ставки и срок окупаемости капитальных вложений. Он составляет по вариантам соответственно 7,3 и 3,6 года.

Предусматривается комплексный подход к развитию туризма. Так, помимо средств, выделяемых на реконструкцию объектов размещения (49-50%), предполагается определенную часть финансовых ресурсов использовать на восстановление сопутствующих подразделений туристского комплекса, так как без решения этой задачи невозможно получить максимальную отдачу предполагаемых ресурсов.

Итак, на реконструкцию средств размещения необходимо выделить 5,2 млрд руб., которые рассчитываются, исходя из средних проектных затрат на реконструкцию гостиниц (960 у.е.) и количества существующих объектов реконструкции. Вполовину ниже определены нормы для санаторно-оздоровительных учреждений, так как уровень оргтехоснастки здесь соответственно ниже, но количество объектов реконструкции больше в 3 раза. Поэтому средства, выделяемые на названные направления, составляют соответственно 2,1 и 3,1 млрд рублей.

Вторая половина планируемых финансовых ресурсов отведена сопутствующим отраслям в размере 5,2 млрд рублей.

Объемы капитальных вложений представлены нами в динамике до 2005 года, при этом для капиталоемких подотраслей предусмотрен основной объем вложений ресурсов в первые два года предстоящего пятилетия с учетом ускорения капиталоотдачи.

Для менее капиталоемких отраслей и разумного "встраивания" график функционирования объектов реконструкции сферы гостеприимства предусматривает смещение сроков основного финансирования на более отдаленные периоды.

Для научно-технологической проработки проекта и экологического обоснования предусмотрен раздел финансирования на 2000 год. Его размер равен 6,5 млн руб., который складывается в том числе из расчета обоснования и разработки программ для районов (39) и городов (10).

В качестве дополнения к разрабатываемой концепции приведен структурно-инвестиционный подход к решению данной проблемы.

Данный подход базируется на двух основных принципах:

- определении туризма как ключевого элемента региональной экономики;

- инвестировании объектов или отраслей с учетом максимизации потребительной стоимости и минимизации капитальных вложений.

Целесообразно остановиться на конкретных структурных элементах Программы развития туризма.

Формирование туристского комплекса

Система программных мероприятий охватывает основные направления стратегического планирования в создании и развитии туристского комплекса: расширение географии турпоездок, развитие маршрутов (туров) и т. д. При этом выделяются два основных показателя: объем туристских потоков и уровень сети туристских объектов.

Объем туристских потоков учитывает количество посетителей (отдельно отечественных и иностранных) по трем группам: пребывающих в стационарных помещениях, путешествующих на теплоходах и однодневных посетителей.

Уровень сети туристских объектов определяет качественное состояние объектов размещения туристов:

-  цепь мотелей, кемпингов, придорожных гостиниц и постоялых дворов на основной маршрутной, внутренних и радиальных трассах;

-  цепь высококлассных гостиничных комплексов, в основном в деловых центрах области;

-  цепь гостиниц, клубов, туристских деревень, кемпингов, пансионов, постоялых дворов, частных пансионов, квартир в пригородных зонах, исторических селах;

-  цепь малых гостиниц, частных пансионов в исторических городах области.

Учитывая неудовлетворительный спрос на объекты высокой комфортности, следует предусматривать, что около 14% новых мест будет 4-звездочного уровня, 32 % - 3-звездочного и 54 % - 1 - 2-звездочного уровня.

Объем финансирования по данному пункту Программы - самый высокий и составляет 49,5 %.

По замыслу разработчиков Программы источники финансирования могут быть различные: межтерриториальные, акционерный капитал, частные инвестиции. Однако ввиду ограниченности объемов финансирования (в отличие от требуемых) следует применять принцип "точечного" вливания средств по конкретным объектам с учетом сроков их окупаемости и капиталоотдачи.

Восстановление и поддержка памятников истории и культуры

В список памятников, подлежащих восстанов лению и реставрации в рамках Программы, будет включено около 250 ед. объектов. Памятники распределены по двум основным группам.

1. Памятники выдающейся значимости или особенно характерные для зодчества региона, находящиеся в крайне неудовлетворительном либо аварийном состоянии, представляющие интерес для культурно-познавательного использования (музеи, выставки, экскурсионный показ) - церкви, храмовые комплексы, монастыри, здания, связанные с памятными историческими событиями и лицами , и т. п. (130 памятников).

Для восстановления памятников этой группы практически нет возможностей привлечения значительных единовременных вложений. Концепция местной бюджетной поддержки предусматри вает реализацию новой схемы налогообложения региона путем "замораживания" налоговых платежей на уровне 1999 г., чтобы обеспечить создание регионального инвестиционного фонда (за счет прироста налогов) для финансирования отдельных структур Программы.

2. Памятники, которые также представляют большой культурно-познавательный интерес, но наряду с этим имеют возможность туристского и другого связанного с ним функционально-ту ристского использования - здания, изначально предназначенные для коммерческих целей (гостиницы, торговые ряды, лавки), либо здания, назначение которых не противоречит коммерческому туристскому использованию (жилые дома, усадебные комплексы, хозяйственные постройки).

В Программу рекомендуется включить порядка 120 памятников, использование которых в целях туризма является на сегодняшний день единственным реальным шансом их сохранения.

Для восстановления историко-культурных памятников может использоваться муниципальный займ (выпуск облигаций) или механизм экономических зон туризма и отдыха. Анализ структуры денежной массы в регионе показывает, что данный механизм в 1,5 - 2 раза может превысить государственное финансирование, т. е. дать 15 - 20% дополнительных средств. Однако использование средств граждан должно, по мнению разработчиков, подкрепляться их участием в управлении Программой.

Предусматривается организация частного инвестиционного финансирования.

Реконструкция и благоустройство исторических городов

Исторические города Московской области относятся к числу одних из наиболее древних в стране.

В системе программных мероприятий предусматривается сосредоточить финансовые и организационные усилия на городах, которые по своему историко-культурному значению и узловому положению на маршрутных трассах являются потенциальными центрами развития международного туризма области.

В число основных центров входят города Дмитров, Сергиев Посад, Кашира, Серпухов, Звенигород, Зарайск и др.

В целях соблюдения принципа приоритетности Программой предусматривается приведение в надлежащий вид микрозон осмотра и размещения объектов туристского обслуживания (10 - 15 % исторических территорий), в том числе:

- благоустройство основных въездов в город, главных улиц и подъездов к памятникам, оборудование видовых площадок;

- ремонт фасадов и совершенствование городского дизайна;

- вторичная реконструкция и новое строительство в зонах пребывания туристов.

К числу приоритетных можно отнести мероприятия по разгрузке исторических центров от транзитных транспортных потоков, а также сохранение и включение в систему туризма старинных сельских поселений и придание им особого статуса охраняемых территорий - Южное Подмосковье, Иосифо-Волоколамский природно-исторический парк. Объем затрат на реконструкцию исторических городов и прилегающих к ним зон составляет около 2 млрд руб., или 24% от общих затрат по Программе. Источниками финансирования могут быть:

- договор между Правительством г. Москвы и Администрацией Московской области;

- акционерный капитал;

- механизм туристской ренты и регулирование налогообложения;

- мультипликационный эффект (средний показатель, умноженный на 3,5 раза в год);

- самофинансирование (экскурсионная работа, маршруты выходного дня, туристско-спортивный оперейтинг, программа "Золотое наследие Руси", интенсификация речного потока туристов с транзитом через Дмитров и Западное Подмосковье)

Развитие инфраструктурного комплекса туризма

В состав названного комплекса нами включаются различные отрасли, которые сопутствуют развитию туристского комплекса: народные промыслы и ремесла; автодорожное строительство и транспорт; отрасли агропромышленного комплекса (АПК) и торговли; средства связи и промышленные предприятия.

Обеспечение научно-технического прогресса, например в отраслях АПК, Программой прямо не предусматривается, а следовательно, выделять и без того весьма ограниченные государственные средства на развитие сугубо отраслевого процесса нецелесообразно. То же и в развитии средств связи. Социальное обеспечение населения области телефонной связью не соотносится прямо c программными задачами, значит, решать их надо вне программного финансирования. Развитие средств связи предусмот рено технологически в местах размещения туристов.

Особая статья - народные промыслы и ремесла: центры художественной обработки металла, камня, кости, изготовления глиняной игрушки и керамики, обработки стекла и т. д. Для их развития предусматриваются местные средства финансирования (инвестиционные фонды, муниципальные займы), то же относится к сохранению природно-ландшафтного комплекса.

Таким образом, в целях успешной реализации Программы развития туризма в Московской области, как, впрочем, и других аналогичных программ, необходимо подходить выборочно к каждой программе, объекту и источнику финансирования. Это позволит при ограниченных финансовых ресурсах достичь максимального экономического результата - комплексного развития туристской отрасли.

Таким образом, резюмирующая составляющая:

- предполагаемые внебюджетные вложения - 10,5 млрд руб.;

- предполагаемый рост доходов от туризма:

к 2005 году - 16,5 млрд руб. в год, или в 14,3 раза больше по сравнению с 1999 годом;

к 2010 году - на 21,1 млрд руб., или в 18,2 раза к 1999 году.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!