Abstract INTERNATIONAL COOPERATION AND PROBLEMS OF BLANKET TOURIST SPACE FORMING P.A. Vinogradov, Dr. Hab., vice president of International alliance of public associations "United university of tourism of the states - C.I.S. participants", N.I. Karakutsya, managing director of International alliance of public associations "United university of tourism of the states - C.I.S. participants" K.A. Pshenko, Ph. D., lecturer, secretary of Constant MPA commission on questions of culture, sciences, education and information Key words: tourism, international cooperation, C.I.S., blanket tourist space, training of personnel. The constant dilating of an international tourist exchange has caused the necessity of its international-legal regulation: the development of various legal institutes and the building of specialized international tourist organizations. One of the such organizations is the United university of tourism of the states - C.I.S. participants, information on its work is shown in the article.
|
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Вице-президент Международного
союза Исполнительный директор Секретарь Постоянной комиссии
МПА Ключевые слова: туризм, международное сотрудничество, СНГ, общее туристское пространство, подготовка кадров.
Постоянное расширение международного туристского обмена обусловило необходимость его международно-правовой регламентации: выработки различных правовых институтов и создания специализированных международных туристских организаций. Несмотря на то что характерными чертами международного туризма в последние десятилетия являются его активное развитие, постоянно возрастающее влияние на мировую экономику и международные отношения, правовая регламентация международных туристских связей до сих пор отстает от требований жизни. Это можно объяснить следующими обстоятельствами: - активным ростом международного туризма, прежде всего по количеству лиц, посещающих зарубежные страны, который во многом опережает становление его в качестве предмета международно-правового регулирования, а также медлительности ряда государств в решении практических вопросов развития и стимулирования иностранного туризма; - тем, что иностранный туризм охватывает в каждой стране не только сферу политики, но и многие отрасли экономики, социальные аспекты, культуру, быт и традиции; - развитием международного туризма в разных странах на различных уровнях, в силу чего имеющиеся там национальные органы управления туризмом обладают разными правами и полномочиями; - отсутствием в странах мира единых однородных национальных органов управления, ведающих вопросами общей туристской политики. В одних странах - это чисто государственный орган, в других - обществен ная организация. Их компетенция, задачи и функции различны, различен и уровень правительственного контроля над ними, поэтому в государствах почти нет одинаковых организаций, ведающих вопросами общей туристской политики. Все это порождает различный национальный подход к решению задач и проблем, стоящих перед международным туризмом. Туристские обмены связаны с пересечением границ государств, нахождением и перемещением туристов по территории иностранного государства, а эти вопросы регламентируются не столько Международным правом, сколько национальными законами и административными правилами. В каждой стране имеются особые условия, характеризующие туризм, действует свое национальное законодательство, регулирующее въезд и выезд туристов, размещение и использование иностранной валюты, и т. д. В силу этих причин организационные проблемы в области международного туризма довольно сложны. До настоящего времени они полностью не решены, хотя сегодня рассматриваются на международном уровне и являются объектом внимания государств, правительств и международных организаций. Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках ООН, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. Именно в рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма. В 1963 г. в Риме была проведена I Конференция ООН по туризму и путешествиям, в которой приняли участие 87 государств - членов ООН, 5 специализированных учреждений ООН, 7 межправительственных и 14 неправительственных международных организаций, заинтересованных в развитии международного туризма. Правовым регулированием мирового туризма, а также изучением национального законодательства государств занимаются в первую очередь экономические комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам регионального развития туризма, такие, как Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и др. Глубокий анализ роли международного туризма в международных отношениях был дан на проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. Всемирной конференции по туризму, в работе которой приняли участие делегации 107 государств и 91 международной правительственной и неправительственной организации. Конференция приняла Манильскую декларацию по мировому туризму, в которой, в частности, отмечалось, что "туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений". Отмечая большую экономическую важность туризма, Манильская конференция особо подчеркнула его социальное значение, а также то, что международная туристская деятельность стала неотъемлемой частью жизни современного общества. В Акапулько состоялось совещание по туризму. На этом форуме были рассмотрены меры, принимаемые его участниками по проведению в жизнь решений и рекомендаций заключительного документа Всемирной конференции по туризму 1980 г. - Манильской декларации, а также определены первоочередные задачи и пути их решения. В работе совещания приняли участие делегации 79 государств и 57 представителей ряда международных организаций, фирм и агентств, занимающихся туризмом. Эти крупнейшие международные форумы были проведены по решению ООН Всемирной туристской организацией (ВТО), которая является специализированным органом по туризму более 100 стран мира и в качестве наблюдателей имеет многочисленные правитель ственные и неправительственные организации. В Уставе ВТО провозглашено: "основной целью организации является способствовать развитию туризма для того, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание и взаимное уважение". Работа ВТО координируется на проводимых раз в два года Генеральных ассамблеях и осуществляется в рамках шести региональных комиссий по Африке, Америке, Европе, Среднему Востоку, Восточной Азии и Океании. Важную работу проводит расположенный в Мадриде секретариат ВТО, который ежегодно публикует официальную, признанную ООН статистику международного туризма. По существу, ВТО - единственная специализированная международная правительственная организация в области туризма. В то же время существует большое число специализированных международных неправительственных организаций в области иностранного туризма. Необходимо отметить Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ряд международных туристских организаций носит региональный характер, например Арабский союз по туризму (создан в 1954 г.), который объединяет национальные туристские организации ряда арабских государств. Отдельные международные организации, такие, как Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АЦЕСТ), основанная в 1951 г. Всемирная ассоциация по профессиональному образованию в туризме, основанная в 1969 г. под эгидой ВТО, имеют профессиональную направленность. По характеру своей деятельности довольно близко к международным организациям примыкают некоторые национальные организации, такие, как Американское общество туристских агентств (АСТА), имеющее большое количество зарубежных членов, Ассоциация британских туристских агентств (АБТА) и др.се они работают на широкой международной основе. Необходимо отметить деятельность Всемирной федерации туристских агентств (ФУААВ), созданной в 1966 г., объединяющей свыше 70 национальных и региональных ассоциаций, в которых представле но свыше 20 тыс. индивидуальных туристских агентств и фирм. Основная цель этой организации - защита профессиональных интересов туристских агентств и оказание им необходимой технической, профессиональной и правовой поддержки. Ряд специализированных органов по туризму имеют молодежные организации. Среди них можно назвать Международное бюро туризма и обменов молодежи (БИТЕЖ), Студенческую ассоциацию по воздушным перевозкам (САТА), Международную федерацию молодежных туристских организаций (ФИИТО) и др. В нашей стране международным туризмом занимается ряд крупных организаций: "Интурист", Акционерное общество "ЦСТЭ-Интур", Акционерное общество "Спутник", Международная ассоциация по туризму "АСТУР", а также многочисленные коммерческие агентства и фирмы. В государствах СНГ усиливается понимание важности развития туристских связей между нашими странами. Восстановление и развитие туристских связей между странами СНГ открывает гражданам наших стран широкие возможности для ознакомления с историей и культурой народов, взаимного обогащения опытом, накопленным в социально-эконо мическом сотрудничестве. Однако страны СНГ занимают весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг. На их долю приходится менее 2% мирового туристского потока. В последние годы спрос на санаторно-культурные и туристские экскурсионные услуги в силу проблем переходного периода снизился, существующая сеть туристских, санаторных учреждений, пансионатов, домов отдыха в значительной степени нуждается в реконструкции, повышении уровня обслуживания. Утрачены также привлекательные для отечественных и зарубежных туристов маршруты по странам Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Молдавии, Украины, Белоруссии, Прибалтики. В качестве примера можно привести состояние туристических связей между Россией и другими странами СНГ в 1997 г. на основе данных, опубликованных в "Статистическом бюллетене" Межгосударственного комитета СНГ № 18 за 1998 год. В 1998 году после 17 августа ситуация значительно ухудшилась. В 1997 г. Россию посетили 17,5 млн иностранных граждан, что на 1,3 млн, или на 8% больше, чем в 1996 г., в том числе из стран Содружества - 11 млн человек, или на 2,4% больше, из стран остального мира - 6,5 млн человек, или на 18% больше. В 1997 г. из Армении, Грузии, Молдовы и Украины в Россию прибыли 87% от общего числа посетивших ее в 1996 г. В прошедшем году основной целью поездок граждан Содружества в Россию являлись частные поездки - 8,6 млн человек, по сравнению с 1996 г. их число увеличилось на 17%. Основной поток посетителей с этой целью был из Украины - 5,7 млн человек (66,4% от общего числа граждан СНГ, посетивших Россию), Азербайджана и Молдовы - по 0,6 млн человек (по 6,6%), Армении - 0,3 млн человек (3,9%); из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана по частным вопросам в Россию прибыли 308 тыс человек (3,6%). Число граждан СНГ, посетивших Россию со служебными целями, снизилось на 45% и составило 1,4 млн человек, что вызвано резким сокращением прибытия граждан Армении (на 95%), Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана (в среднем на 92%), Молдовы (на 80%). Деловые поездки граждан Беларуси увеличились на 73%, Украины - на 75%, Кыргызстана - в 2,1 раза. В качестве туристов Россию посетили 225 тыс человек, по сравнению с 1996 г. - на 30%больше, однако доля их в общем числе посещений остается незначительной - 2,1. Число туристов из Кыргызстана возросло в 8,2 раза, Молдовы - в 4,4, Армении - в 3,1, Украины - в 1,3 раза. Резко уменьшилось число туристов из Грузии (на 78%), Беларуси, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана (в среднем на 18%). В 1997 г. 11,2 млн граждан России выезжали за границу: в страны Содружества число визитов сократилось на 59% и составило 1,9 млн человек, в страны остального мира поездок стало больше на 20% (9,3 млн человек). За анализируемый период наблюдалось сокращение выезда россиян во все страны СНГ, кроме Азербайджана (больше на 18%) и Армении (на уровне 1996 г.). Особенно резко снизилось число граждан, посетивших Кыргызстан, Беларусь, Молдову, Туркменистан. Наибольшее число граждан выезжали на Украину, в Грузию и Азербайджан - 1697 тыс. человек, или 91% всех россиян, посетивших страны Содружества. Одна из первоочередных задач, стоящих перед странами Содружества, - задача формирования современной нормативно-правовой базы регулирования туристской деятельности в рамках СНГ. В решении этой задачи большую роль играет Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ. Межпарламентская ассамблея в октябре 1994 г. приняла уникальный международный документ - рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма". Впервые в законодательном акте, хотя и рекомендательного характера, были определены основополагающие термины и понятия, принципы государственного регулирования отношений в сфере туризма, правовая основа туристской деятельности, достаточные для разработки соответствующих национальных законов во всех государствах СНГ. В настоящее время в МПА рассматривается концепция межгосударственной целевой программы "Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ". Основная цель программы - создание в рамках СНГ высокоэффективного и конкурентос пособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан стран Содружества и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, а также формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы межгосударственного, в рамках СНГ, регулирования туристской деятельности. 1 ноября 1996 г. Бюро Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Российской Федерации (куда входят спикеры данных государств) приняло Обращение к главам государств, парламентам, правительствам стран СНГ о развитии туристских связей. Бюро МПК обратилось к главам государств, парламентам, правительствам СНГ с предложением оказать государственную поддержку в разработке и осуществлении целевой программы развития туристских связей между странами Содружества. Туризм является важным средством углубления интеграционных процессов между государствами - участниками СНГ. Особое значение в его развитии имеет подготовка высококвалифицированных кадров, способных в условиях рынка придать новый импульс развитию этой динамичной отрасли. Объединенный университет туризма государств - участников СНГ создан в марте 1998 г. как Международный союз общественных объединений (зарегистрирован Минюстом России 24.04.98 № 3506), в который вошли учебные заведения и другие организации, работающие в сфере туризма. Цель его создания - через скоординированную подготовку специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма - головного по этому профилю высшего учебного заведения, в котором, включая филиалы, обучается более 30 тыс. человек, имеет государственную аккредитацию и является юридическим лицом. Идея создания международного высшего учебного заведения такого профиля была рассмотрена и одобрена участниками Международной конференции "Туризм без границ" в г. Минске (1997г.), поддержана федеральными министерствами и ведомствами и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза СНГ. В настоящее время в состав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканское объединение "Беларустурист", Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Украины, Таджикистана, Учебно-консультативный центр "Зила-Булта" г. Рига (Латвия) и др. В феврале 1999 г. Объединенный университет туризма получил статус наблюдателя в Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ, принимает активное участие в работе комиссии. Ему поручена подготовка проекта модельного закона "О социальном туризме" для государств Содружества и ряда других проектов модельных законов в области туризма. В ближайших планах работы - придание Объединенному университету туризма статуса наблюдателя в Совете по туризму государств-участников, придание Объединенному университету туризма статуса базовой организации в области подготовки кадров для сферы туризма государств Содружества, а также активная работа по вовлечению новых членов в состав Объединенного университета и развитию сотрудничества с учебными заведениями СНГ и других зарубежных стран. Численность
граждан, прибывших
Численность граждан России,
Численность граждан
России,
Изменение целей
выездов
В рамках этого сотрудничества предлагаются следующие направления совместной деятельности: - широкий обмен научной, научно-методической литературой и научными статьями по проблемам обучения в туризме; - проведение совместной издательской деятельности; - коллективное проведение научно-исследовательских работ в области туризма; - совместная работа в рамках двусторонних и многосторонних международных образовательных и исследовательских проектов и программ; - обмен новейшими технологиями обучения и их внедрение с целью реформирования учебного процесса (занятия через сеть Интернет, новые методические учебные материалы на дискетах и т.д.); - оказание научными силами консультационной помощи по организационно-правовым и другим вопросам; - повышение квалификации преподавательских кадров на льготных условиях; - стажировки и обоюдный обмен профессорами, аспирантами и группами студентов; - организация практики студентов за рубежом по квотам Объединенного университета; - оформление научных работ и защита диссертаций; - создание международного учебно-методического объединения и ассоциации преподава тельско-педагогических кадров туристских вузов; - участие представителей Объединенного университета в совместных научных конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках, ярмарках и других мероприятиях. Особый интерес для практиков представляет возможность проведения подготовки и повышения квалификации сотрудников фирм и других организаций, занятых в сфере туризма, с получением документа государственного образца. Кроме того, Университет оказывает консульта тивную помощь в решении проблем нормативно -правового регулирования видов деятельности в сфере туризма и по другим вопросам юридического характера, а также услуги в области менеджмента, в том числе менеджмента международного туризма. В связи с этим Университет
объявляет о проведении конкурса на лучшую
научную разработку "Прогноз и перспективы развития социального туризма в России и странах СНГ". "Международная система подготовки туристских кадров". "Обоснование международных туристских маршрутов в странах СНГ". "Разработка оптимальных структур управления туристской отраслью". "Методологические подходы к созданию нормативно-правовой базы развития туризма в России и странах СНГ". "Теоретико-методологическое обоснование государственной политики в развитии туристской отрасли в России и странах СНГ". Каждая тема оценивается в 100 000 тыс. рублей. Кроме того, в планах Университета проведение: - конкурса на лучшую научную работу по туризму среди молодых ученых; - конкурса на лучшую печатную (книжную) продукцию по разделам: Монография Тематический цикл изданий Учебник Учебное пособие для студентов Учебное пособие для преподавателей; - конкурса среди стран СНГ и субъектов Российской Федерации на: лучший закон, нормативно -правовой документ; лучшую программу развития туризма (в стране, в регионе - области, крае, в городе, районе); на лучшую рекламно-информаци онную программу в масштабе страны, субъекта РФ, области, города, района; - конкурса (финансирование разработчиков) на лучшую методическую литературу, видео и т.д.: учебные программы; тематические планы и т.д.; компьютерные программы для различных ступеней образования (довузовское - колледж, классы; вузовское - бакалавр, специалист; послевузовское (второе) и аспирантура; повышение квалификации). Учитывая высокий научно-образовательный потенциал Академии, а также огромный опыт в проведении российских, а также международных научных семинаров и конференций и исходя из задач Университета, пора на базе РМАТ совместно с администрацией г. Сходня раз в два года проводить международные "Сходненские встречи" по актуальным проблемам туризма (по примеру Давосских экономических форумов). Первую встречу можно было бы провести в 2000 или 2001 году. Объединенный университет туризма, руководствуясь принципами конструктивного сотрудничества и взаимовыгодного партнерства, приглашает все учебные заведения, организации и фирмы принять участие в совместной работе, направленной на дальнейшее совершенствование подготовки и повышение квалификации специалистов, решение других проблем туристской отрасли в государствах - участниках СНГ. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |