Abstract MODERN CONCEPT OF TOURIST-SPORT STAFF TRAINING A.V. Kvartalnov O.I. Solodukhina, RIAT post-graduate Key words: sports tourism, staff training, professions, system, composition, structure, foreign experience. The authors consider, that the content of the professional activity of the tourists-sports profile specialists causes the necessity of the educational standards reconsideration, used in training of the managers, tour operators, technologists of tourism. Simultaneously with the beginning of staff training on new specialties and specializations it was supposed to bring some additions to the Qualifier of the professions. The introduction of new specialties and specializations, the establishment of professional activity modern methods, the including tourist-sports operating is considered as the actual basis to enrich the staff training processes on a tourists-sports profile in Russia.
|
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫХ КАДРОВ А.В. Квартальнов Ключевые слова: спортивный туризм, подготовка кадров, специальности, система, состав, структура, зарубежный опыт. Многочисленные зарубежные исследователи и эксперты сходятся во мнении, что ключом к решению проблем современного туризма является развитие в человеке спортивно-состязательных и физкультурных ценностей, его здоровья и интереса. Анализ материалов Всемирной туристской организации (ВТО), в частности Манильской декларации по мировому туризму (Манила, 1980 г.), документов ее Генеральной Ассамблеи по проблемам определения и оценки существующих и новых факторов, а также туристских мотивировок, формирующих характер современного и потенциального внутреннего и международного спроса (1985 - 1997 гг.) убеждают исследователей в том, что следует уделять больше внимания нематериальным аспектам туризма, связанным с оздоровлением и физическим воспитанием человека и новыми средствами его занятости, в том числе в сфере туристско-спортивной деятельности. "Достижение гармонии, отвечающей требованиям развития туризма, спортивной направленности, может быть обеспечено благодаря новым решениям и дополнительным усилиям и неизбежно повлечет за собой изучение последствий, происходящих в различных областях туристско-спортивной занятости" (см., например, доклад Генерального секретаря ВТО о выполнении общей программы работы за период 1984 - 1985 гг. София. 17-26 сентября 1985 г., пункт 15 предварительной повестки дня, с. 12 Тезис 51). В этой связи Всемирная туристская организация выделяет роль туристско-спортивного оперативного сектора, который важен не только в определении сегментов рынка специализированного туризма (далее - специализированный туризм) и активных форм проведения отпусков, но и всех видов специализированного (спортивного) туризма. Анализ специализированной зарубежной литературы позволяет обратить особое внимание на следующие взаимосвязанные подходы к пониманию методических и дидактических основ профессионального обучения специалистов туристско-спортивного профиля. Первый компонент - типы профессионально-квалификационной структуры специализированного туризма. По мнению экспертов ЮНЕСКО (Дженифера Баниисс, Джеймса Кахнс и др.), три аспекта туризма и спорта формируют и три основные специальности - области деятельности главных специалистов туристско-спортивного оперейтинга: рекреолога, технолога и аниматора (рис. 1). Рекреолог - специалист, изучающий субъект спортивной туристики, его рекреационно-спортивные потребности, динамику физических, психических и интеллектуальных сил человека в сфере отдыха, спорта и досуга, эффективность рекреационной деятельности. Рис. 1. Основные специальности туристско-спортивного оперейтинга Технолог туризма - специалист, изучающий объект спортивной туристики, т.е. индустрию туризма, общую методологию обслуживания туристов (гостеприимство) и участников спортивно-зре лищных и игровых мероприятий, а также конкретные методы производства услуг, внедрения информационных процессов и новых технологий в сфере досуга, туризма и спорта. Аниматор туризма - специалист по формированию и продвижению туристско-спортивного продукта на туристском рынке и по организации спортивно-оздоровительной деятельности туристов. Основой для выделения профессионально -квалификационных групп, работающих в туристско-спортивных организациях, является неоднородность труда в туристско-спортивном оперативном секторе. Она выражается в разделении труда на умственный и физический, организаторский и исполнительский, сложный и простой, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Для определения сущности социально-экономической неоднородности труда используются также и такие понятия, как "качество труда", "квалификация", "сложность труда", "содержание и характер труда". В предшествующие годы за рубежом сложилась разветвленная профессионально-квалификационная структура специализированного туристско-спортивного сектора (см. схему). Связь этих компонентов передает квалифика ционная пирамида (рис. 2), которая показывает, что, несмотря на стремление многих работников к ее вершине, только немногие из них, а именно тот, кто обладает максимальной информацией благодаря сочетанию опыта и знаний, достигает "топ-менеджмента", позволяющего принимать решения стратегического характера. Схема. Профессионально-квалификационная структура туристско-спортивного оперейтинга
Изменить ситуацию, по мнению соискателя, основанному на размышлениях зарубежных экспертов, должна туристско-спортивная профессионально-квалификационная структура кадров и специалистов, призванная обеспечить их необходимыми знаниями, навыками и умениями. При этом основу профессионально-квалифика ционной структуры туризма составляют три специальности: рекреолог, технолог и аниматор (табл. 1). Тем не менее именно оперейтинг не только составляет основу профессионально-квалификационной структуры, но и обеспечивает передачу необходимых знаний, умений и информации профессионального профиля для формирования "пограничных" учебных дисциплин и специальностей (рис. 3). Таблица 1. Иерархия туристско-спортивной деятельности
Естественно, потребности специализированного туризма, кроме оперативного сектора, обслуживают и специалисты других смежных функций: менеджеры и психологи, экономисты, бухгалтеры и аудиторы, социологи и психологи, культурологи и т.п. Но именно туристско-спортивный оперативный сектор представляет востребуемый подход к туризму и наряду с другими дисциплинами формирует систему прикладного и профильного обучения: рекреационно-спортивную географию, рекреационно-спортивную психологию, экономику специализированного туризма, менеджмент специализированного туризма, рекреационную социологию и т.п. Эта гипотеза с учетом национальных подходов позволяет включать в обучающий комплекс туристско-спортивного оперейтинга также и все прикладные дисциплины и представить профессионально-квалификационную структуру туризма в виде модуля. Но также выделяются должностные категории, соответствующие уровни образования и занятости, стаж работы (табл. 2). В отличие от зарубежной ситуации, очевидно, что в настоящее время профессионально-квалифи кационная структура российского туризма и спорта далека от насыщения. Более того, отсутствие подготовленных супервайзеров, специалистов и главных специалистов - основная причина медленного развития туристско-спортивного бизнеса, поскольку для инвестирования недостаточно только ресурсных гарантий. Необходимы также и профессионально-квалификационные гарантии, т.е. наличие специалистов. Решению данной задачи должен способствовать образовательный стандарт по туристско-спортивному оперейтингу (оперативный сектор управления туризмом и спортивной деятельностью). Второй компонент - зарубежный опыт формирования системы образования в туризме и спорте. Для построения системы туристско-спортивного образования иностранные ученые Джафар Джафари, Брент Ритчи считают необходимым определить границы туризма и спорта как межотраслевой образовательный комплекс. В этих целях они предлагают использовать следующее рабочее определение: "Туризм и спорт как наука - это исследование человека вне его обычного места жительства; индустрии, которая удовлетворяет его потребности; воздействий, которые и человек и индустрия оказывают на социокультурное, экономическое и физическое окружение принимающего сообщества". Таблица 2. Профессионально-квалификационный модуль туризма и спорта (зарубежный опыт)
Составлен по материалам ЮНЕСКО. Основываясь на данном определении, все дисциплины и курсы системы туристско-спортивного образования сгруппированы ими вокруг следующих разделов: 1) изучение спортсмена-путешественника; 2) изучение индустрии передвижений туристско-спортивных товаров и услуг; 3) изучение туристско-спортивной обстановки и физического окружения (природных ресурсов, материальных ресурсов, созданных человеком, социоспортивных ресурсов); 4) изучение взаимоотношений: хозяин-гость (принимающего сообщества, туристов, болельщиков и спортсменов). Данные разделы определяют выбор дисциплин: 1. Экономика (туризм и спорт рассматривается как важная экономическая деятельность). 2. Социология (системно изучает развитие, структурное взаимодействие и коллективное поведение организованных групп людей). 3. Психология (изучает индивидуальные процессы познания, особенности человека, а также их влияние на его поведение, мотивацию и адаптацию). 4. География (связана с описанием Земли и жизни на Земле - суши, моря, воздуха, растительного и животного мира, включая человека и созданную им среду обитания). 5. Антропология (изучает человека с точки зрения населения, происхождения, классификации и взаимоотношения рас, физического характера, окружающей среды и социальных отношений, культуры, спорта и развития). Иностранные исследователи видят учебную программу по туризму и спорту в виде системы, которая образована из специальных, ориентиро ванных на туризм и спорт разделов широкого круга общих курсов и дисциплин: Исследователи отмечают важность подходов в изучении туристско-спортивного оперейтинга. К рассмотрению предлагаются три подхода: междисциплинарный, мультидисциплинарный и трансдисциплинарный, отражающие разные уровни интеграции. 1. Междисциплинарный - рассмотрение одной дисциплины под углом зрения другой (например, спортивная адаптация или политика туризма). 2. Мультидисциплинарный - изучение одной проблемы или вопроса с точки зрения нескольких дисциплин. 3. Трансдисциплинарный - изучение проблемы за пределами дисциплин, т.е. изучение начинается с постановки проблемы и через процессы решения ее. Привносятся необходимые знания тех дисциплин, которые способствуют решению проблемы. Третий компонент - приоритеты образовательной системы туристско-спортивного оперейтинга. Система образования в специализированном туризме играет значимую роль в успехе на рынке образовательных услуг. Цели и приоритеты этой системы должны быть тесно связаны с определением общей конкурентной стратегии туристско -спортивной сферы или направления и таким образом отвечать на запросы соответствующего сектора, касающиеся классификации туристско -спортивных ресурсов, исследований и разработок. Указанное соображение позволяет определить приоритеты образовательной системы по специализированному (спортивному) туризму на общем уровне. Устойчивый рост: а) создание новых учебных заведений и/или усиление существующих; б) подготовка нового преподавательского состава; в) содействие притоку новых специалистов в сектор на различных уровнях. Поддержание конкурентных преимуществ и концентрация ресурсов: а) контроль роста возможностей образовательной системы; б) совершенствование образовательных программ и повышение уровня требовательности к учащимся; в) постоянное совершенствование качества обучения; г) специализация программ и учебных заведений в областях, имеющих стратегическое значение; д) введение новых методологий подготовки. Проверка стратегии рынка: а) адаптация программ, учебных заведений, а также преподавательского состава к новым потребностям туристско -спортивного сектора; б) содействие последовательной подготовке персонала предприятий; в) содействие подготовке и повышению квалификации специалистов; г) подготовка руководящего состава высшей квалификации. Помимо этого в содержании учебных курсов должны быть отражены изменения туристско -спортивного профиля. К этим изменениям относятся: а) компьютеризация как инструмент функционирования оперативных служб и управления; б) рост озабоченности по поводу окружающей среды и воздействия на нее туристско-спортивной деятельности; в) интернационализация экономики и туристско-спортивной миграции; г) растущая интеграция в туристско-спортивном секторе.
Среди предметов, которые должны быть включены в учебные программы для содействия конкурентоспособности туристско-спортивного сектора, зарубежные специалисты выделяют следующие: - контроль качества; - эффективные коммуникации; - управление людскими ресурсами туризма и спорта; - стратегическое планирование; - стратегический маркетинг; - управление информацией и системами бронирования; - устойчивое развитие туризма; - планирование новых предложений по проведению свободного времени; - забота об окружающей среде. Интерес представляют дополнительные курсы и тренинги: "Программы профессионального обучения и развития туристско-спортивного персонала", "Методы планирования карьеры", "Разрешение социальных конфликтов", "Техника перехвата и удержания управления", "Креативность в менеджменте", "Лидерство и менеджмент". Разумеется, разработка учебной программы должна соответствовать положению сектора в конкретной стране или регионе, поэтому целесообразен предварительный анализ конкурентоспособности. Естественно, что зарубежные специалисты не могут не затронуть проблему интернационализации образовательной системы. Интернационализация системы туристско -спортивного образования основана на: а) повышении уровня требовательности потребителей, желающих, чтобы были понятны их привычки и поведение (Петер Келлер, 1994); б) интернационализации туристско-спортивной деятельности, что подразумевает ее переход от национального к многонациональному характеру, а следовательно, и изменение требований к персоналу. Интернационализация системы образования может развиваться по четырем направлениям: - включение в содержание учебных программ изучения обычаев, привычек и устремлений представителей различных видов спорта и культур, а также принятых на международном уровне форм выполнения профессиональных обязанностей; - обмен преподавательским составом учебных заведений различных стран; - обучение в течение определенного периода в учебных заведениях различных стран; - организация туристско-спортивной практики на предприятиях, в командах, клубах и регионах разных стран. Для исследования важны также подходы к проблеме интеграции образовательной системы и ее взаимосвязи с потребителями. Успех системы туристско-спортивного образования основан на ее формальной интеграции в систему туризма и спорта, на постоянном анализе происходящих изменений и на способности адаптироваться к новым ситуациям. Важным методом подготовки, часто применяемым в туристско-спортивном секторе, является прохождение практики в спортивных клубах, однако его успех зависит от выполнения ряда условий: а) предварительной подготовки к практике. Определения целей и видов деятельности; б) назначения руководителя практики для каждого учащегося. Руководитель должен наблюдать за деятельностью учащегося и при необходимости оказывать ему помощь; в) составления тщательного отчета о результатах практики по ее окончании. Необходимость адаптации туристско-спортивного обслуживания к изменяющимся требованиям потребителей и создания организации, подготовленной к внедрению новых технологий, требует от системы образования непрерывной подготовки специалистов туристско-спортивного профиля. Непрерывная подготовка в туристско -спортивном секторе развивается по трем направлениям: а) открытые программы подготовки; б) программы обучения в клубах; в) совершенствование преподавательского состава. Новые учебные методы - это также важный аспект подготовки специалиста. Развитие образования в сфере туризма и спорта так же, как и в других областях, тесным образом связано с компьютерными методами обучения, которые с каждым годом все более демонстрируют свою эффективность как средства обучения. Развитие технологий "мультимедиа" предлагает неограниченные возможности использования компьютера в учебных целях (Бергсим Докс, 1994). Их технические характеристики позволяют студенту экспериментировать и активно включаться в учебный процесс. Эффективные методы обучения - предмет внимательного изучения специалистов (Т.В. Кудрявцева, В.С. Кальней, О.В. Шангин и О.А. Шангина, Л.П. Овчинникова и др.). Успех любого учебного курса зависит от использованных наиболее эффективных методов обучения. Четвертый компонент - профессиографическая характеристика как основа подготовки менеджеров по туризму и спорту. Не вызывает сомнения тот факт, что совершенствование обучения туристско-спортивных кадров связано прежде всего с разработкой качественно новых подходов к решению задач управления этим процессом. Чтобы эффективно управлять процессом подготовки специалиста, надо четко видеть ориентир и конечную цель такой подготовки. Долгое время таким ориентиром выступала квалификационная характеристика специалиста по той или иной специальности. В ней, как правило, достаточно подробно описываются знания, умения и навыки, которые необходимы будущему профессионалу. На наш взгляд, квалификационная характеристика не может считаться более или менее адекватной моделью специалиста, потому что не содержит такого важного параметра, как перечень психофизических качеств, которыми должен обладать специалист для успеха в своей профессиональной деятельности. Общепризнанно, что именно специфический набор таких качеств не только лимитирует успешность и эффективность профессиональной деятельности, но и определяет профессиональное долголетие специалиста. Данный тезис подтверждается анализом динамики рынка туристско-спор -тивных услуг: в последние годы наблюдаются постоянные и существенные изменения в структуре знаний и умений требующихся специалистов. Таким образом, недостаточность квалификаци онной характеристики подвигла зарубежных специалистов на поиски другой модели, более полно и адекватно отражающей требования к будущему специалисту. Такой моделью является профессиогра фическая характеристика деятельности специалиста, являющаяся частью его профессиограммы. Такая профессиографическая характеристика наряду с перечислением необходимых знаний, умений и навыков обязана содержать достаточно полный перечень психофизических качеств, определяющих: - способность человека к самостоятельному мышлению, в частности при решении задач, которые могут встретиться в его практической деятельности; - способность к обучению, то есть усвоению определенных канонов и правил, используемых в данной области знаний; - способность к самосовершенствованию в процессе учебы и последующей практической деятельности; - профессиональное долголетие, то есть способность выполнять свои профессиональные обязанности на протяжении многих лет без существенного снижения эффективности работы. Такая профессиографическая характеристика позволит дать ответ на весь комплекс вопросов: кого, чему и как готовить по программам туристско-спортивного оперейтинга и будет тем самым способствовать созданию эффективной системы отбора студентов, созданию качественных учебных программ и наиболее передовых средств и методов занятий. В настоящий момент в ряде зарубежных вузов разрабатывается профессиографическая характеристика специалиста в области туризма и спорта. Анализ зарубежного опыта дает возможность исследователю выявить четыре компонента (направления), составляющих теоретическую и практическую основу дидактики профессиональной подготовки специалистов туристско-спортивного оперейтинга. Это: 1) типы профессионально-ква лификационной структуры специализированного (спортивного) туризма; 2) сам по себе зарубежный опыт формирования системы образования в туризме и спорте; 3) приоритеты образовательной системы туристско-спортивного оперейтинга; 4) профессиографическая характеристика как основа подготовки менеджеров по туризму и спорту. * * * Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что в соответствии с концепцией реформы системы образования в РФ, суть которой раскрыта в Законе "Об образовании" и в Законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ее важнейшими компонентами являются увеличение объема образовательных услуг населению и переход на многоуровне вую практику образовательного процесса. Необходимость расширения набора специальностей и специализаций образовательной системы туризма связана с проблемами трудовой занятости, созданием условий социальной поддержки населения. В частности, эффект использования природных ресурсов, оздоровительной инфраструктуры и оздоровительных технологий, ценностей национальной культуры в улучшении благосостояния населения во многом зависит от качества работы специалистов. К сожалению, практика подготовки специалистов для сферы туристско-спортивного оперейтинга ориентирована на организацию труда в так называемой "сопутству ющей инфраструктуре" (размещение, обслуживание, передвижение туристов, реклама и т.д.), а не на удовлетворение интересов населения в организации здорового досуга и спортивного воспитания молодежи, оздоровления и образовательных потребностей личности. Предпринимаемые в настоящее время меры по подготовке кадровых ресурсов связаны как с деятельностью туристов, болельщиков, спортсменов, участников спортивных состязаний, так и с внимательным отношением к зарубежному опыту, что вызывает необходимость в новых ориентациях обучения и подготовки специалистов туристско -спортивного комплекса: - аниматоров специальных туристских программ (со специализацией) по регионам РФ; - специалистов по оздоровительному туризму (со специализацией по видам оздоровительных технологий); - специалистов по специализированному туризму (со специализацией по видам туризма и спорта). Содержание профессиональной деятельности специалистов туристско-спортивного профиля обуславливает необходимость пересмотра образовательных стандартов, используемых в подготовке менеджеров, туроператоров, технологов туризма. Одновременно с началом подготовки кадров по новым специальностям и специализациям предполагается внести дополнения в Классификатор профессий рабочих и должностей служащих. Планируемая должностная и профессионально-квалификационная структура существенно различается по предмету труда, социальному эффекту деятельности и содержанию образования. Введение новых специальностей и специализаций, взаимообогащение современными методами профессиональной деятельности специалистов, в том числе туристско-спортивного оперейтинга, - реальная основа улучшения процессов подготовки кадров туристско-спортивного профиля в России. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |