Abstract COMPLETE PEDAGOGICAL PROCESS IN TOURIST EDUCATION Yu.M. Lagusev, the RIAT provost Key words: pedagogical process, twosideness, purposiveness, integrity. The aim of this paper is the consideration of the pedagogical process in tourist's education. Now the priorities of pedagogical process in the system of tourist education can be the next: - the formation of a free, humane, spiritual and creative person; - the formation of the severe professional competence; - the formation of the particular social requirements (a professional identity, a professional etiquette, a competitiveness, the tendency to scientific perfection). The principle of integrity in tourist education is implemented in a continuous cycle of consecutive training and retraining of the tourist workers in the system of the specialized educational institutions oriented to tourist area. That allows to train the staff for all levels of tourist-excursion area: from the workers of mass professions up to the experts of management.
|
ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Проректор РМАТ Ю.М. Лагусев Ключевые слова: педагогический процесс, двусторонность, целенаправленность, целостность. В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Главная цель деятельности высшей школы - образование и обучение молодежи. В конце 80-х - начале 90-х гг. в России ослабла сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к дальнеййшей учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середину перечня социальных ценностей - после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Во время опроса общественного мнения в конце 80-х годов 10-12% респондентов назвали образование приоритетом1. Однако в середине 90-х гг. произошел новый всплеск интереса к образованию. Растут конкурсы в вузы. Такая тенденция означает, что в обществе возрастает понимание того, что образование необходимо для жизненного успеха, что в России сохранились традиции высокой духовности. Наряду с процессом обучения в вузе идет и процесс воспитания. Воспитание всегда было и должно быть важнейшим направлением деятельности высшей школы. Необходимость специальной серьезной воспитательной работы в вузе диктуется состоянием дел в этой области. Утрата идеалов, разочарованность в жизни, неудовлетворенность личными взаимоотношениями, неуверенность в завтрашнем дне распространены сегодня больше всего среди молодежи. К числу основных характеристик педагогического процесса в вузе относятся: двусторонность, целенаправленность и целостность. Двусторонний педагогический процесс говорит о наличии двух сторон, которые в равной степени способны оказать воздействие друг на друга в силу их постоянной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, это - педагог и студент. Педагог - человек, обладающий определенной системой знаний, умений и навыков, специальной педагогической подготовкой, основная цель которой - создание условий для формирования, развития и саморазвития личности студента с помощью эффективной организации различных видов учебной и внеучебной деятельности. Студент - обучающийся, деятельность которого направлена на принятие (или непринятие) предлагаемых педагогом знаний, норм, ценностей и т.д. Деятельность педагога определяется потребностями общества, а студентов - действиями педагога и протекает в соответствии с их возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями. Целенаправленность педагогического процесса определяется мысленным предвосхищением результатов деятельности, т.е. как идеал, педагогическая значимость которого неоспорима. Таким идеалом, т.е. одинаковой готовностью человека к различным видам деятельности (физической, технической, художественной и т.д.), является всестороннее и гармоническое развитие личности. Но если эта цель весьма далека, то более близкой является наиболее реальная модель (стандарт) - разностороннее развитие личности. В настоящее время наиболее значимыми целями педагогического процесса формирования личности в системе туристского образования могут быть: - формирование свободной, гуманной, духовной, творческой личности; - формирование глубокой профессиональной компетентности: концептуальной (научной) - понимание основ туристской деятельности; инструментальной - владение базовыми профессиональными навыками, интегративной - способность сочетать теорию и практику; контекстуальной - понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется туристская практика; адаптивной - умение предвидеть изменения в туристской сфере и быть готовыми к ним, компетентность в межличностных коммуникациях; - формирование определенных социальных условий, таких, как профессио нальная идентичность - принятие профессиональных норм и обязанностей, обычно через процесс профессиональной социализации; профессиональная этика; конкурентоспособность в плане служебной карьеры; стремление к научному совершенствованию - осознание выпускниками необходимости подвергать проверке имеющиеся знания и овладевать новыми знаниями через исследования в сфере туризма; мотивация и продолжение обучения, желание поддерживать знания и профессиональные навыки на уровне современных требований. Целостный подход в педагогическом процессе означает взаимосвязь духовно-лич ностных, социально-психологических и технологических аспектов2, которые складываются из: - единства целей и направлений воспитания - нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое; - повышения эффективности всех средств, методов и приемов, координированного управления всеми отношениями, нравственными и познавательными компонентами, технологическими процессами; - широкого сочетания образования с включением студентов в социальную практику; - неразрывной связи науки и искусства воспитания; повышения общей и педагогической культуры всех участников воспитательного процесса. Принцип целостности обучения и воспитания в туристском образовании реализуется в непрерывном цикле последовательной подготовки и переподготовки туристских работников в системе специализированных учебных заведений, сориентированных на туристскую область, что позволяет готовить кадры для всех уровней туристско-экскур сионной сферы: от работников массовых профессий до специалистов управления. Особенностью целостного педагогического процесса в туристском вузе является то, что содержание обучения и формирование личности ориентировано на практическую профессиональную подготовку. В процессе обучения студенты имеют возможность получить рабочие квалификации в области туристской деятельности. Содержание теоретического и практического обучения представляет собой органический синтез, который закреплен через учебные планы и программы и различные виды практик, стажировок в учреждениях и организациях (фирмах) туристского профиля как у нас в стране, так и за рубежом. Полученные теоретические знания студенты в полной мере могут закрепить и реализовать на практике. 1 А.Н. Джуринский. История педагогики. - 399 с. 2 Ю.П. Азаров. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |