ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ


Abstract

TOURIST AREA MANAGER PROFESSIONAL TRAINING CULTURELOGICAL ORIENTATION

N.T. Pirozhenko

Key words: tourism, manager, philosophical education, training, culturelogical orientation.

The aim of this research is to develop the theoretical and methodical bases of a tourism manager professional training culturelogical orientation.

During research the following problems were solved:

1. To study experience of interrelation professional and culturelogical training of tourism manager's in the RIAT.

2. To open the culturelogical basis of tourist activity.

3. To reveal the interrelation of the main disciplines and humanitarian sciences.

4. To develop and experimentally test an integrant role of a scholastic course "Culturelogy" in the structure of a tourism manager professional training.

5. To develop the methodical recommendations to improve the culturelogical orientation of the higher education in tourism area.


КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Н.Т. Пироженко

Ключевые слова: туристика, менеджер, философское образование, профессиональная подготовка, культурологическая ориентация.

Профессиональная подготовка специалиста включает не только усвоение знаний, навыков по технологии туризма, но и формирование качеств, которые охватывают весь спектр понятия "культура личности". Эту проблему нельзя решить на уровне туристики, она является педагогической проблемой.

Таким образом, возникла необходимость поиска способов достижения взаимосвязи профессионального, культурологического и педагогического знания в процессе профессиональной подготовки менеджера в области туризма.

Существующие в педагогике высшей школы противоречия между культурологической доминантой профессиональной подготовки и отсутствием соответствующих методик в самой туристике определили выбор исследовательской темы, посвященной выявлению культурологической направленности профессиональной подготовки менеджера по туризму, разработке комплексной педагогической методики изучения структурных компонентов профессионального образования в области туризма. В теории профессионального образования сделана попытка обосновать специфику педагогического процесса в высшем туристском учебном заведении, рассмотреть его гуманитарно-составляющие компоненты.

В качестве объекта исследования нами рассматривалась профессиональная подготовка менеджера по туризму, а предметом исследования стала культурологическая направленность профессиональной подготовки менеджера по туризму.

Цель исследования: разработать теоретические и методические основы культурологической направленности профессиональной подготовки менеджера по туризму.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить опыт взаимосвязи профессиональной и культурологической подготовки менеджера по туризму в РМАТ.

2. Раскрыть культурологические основы туристской деятельности.

3. Выявить взаимосвязь профилирующих дисциплин и гуманитарных наук.

4. Разработать и экспериментально проверить интегрирующую роль курса "Культурология" в структуре профессиональной подготовки менеджера туризма.

5. Разработать методические рекомендации для совершенствования культурологической направленности высшего образования в области туризма.

Гипотеза исследования: культурологическая направленность профессионального образования менеджеров по туризму будет способство вать повышению эффективности их подготовки к трудовой деятельности в случае, если:

- образовательный процесс будет строиться с учетом культуротвор чества профессиональной туристской деятельности;

- культурологическая направленность подготовки менеджера по туризму будет обеспечена такими гуманитарными дисциплинами, как философия, педагогика, психология, культурология, экономическая теория;

- будет раскрыта взаимосвязь профилирующих дисциплин гуманитарных наук и выявлены педагогические условия ее достижения;

- педагогическое творчество будет определять культурологическую направленность профессиональной подготовки менеджеров по туризму на всех ее этапах.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ философско-культурологической , педагогической литературы, научных исследований по туристике, анализ программ, учебных пособий по гуманитарным дисциплинам, изучение педагогического опыта преподавания культурологических дисциплин, наблюдение, эксперимент, анализ результатов, а также социологические методы - анкетирование, тестирование, статистическая обработка данных, их качественный анализ.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Российской международной академии туризма.

Исследование показало, что система профессионального образования в области туризма носит комплексный характер. В ее структуре философско-культурологический компонент является доминирующим, определяющим содержание, формы, методы гуманитаризации.

Современный этап развития туристики меняет роль философских дисциплин на путях фундаментального изучения на всех этапах образовательной системы. Парадигмы философского знания помогают будущему специалисту определить путь к творческому поиску нового, неповторимого, как умножение опыта, накопленного человеком, и в то же время использовать преимущество своей собственной профессиональной деятельности . Как подчеркивал А.А. Богданов, "...философия стремится к устранению разрозненности науки, которая порождена ходом специализации, к единству научного знания, к сближению и обобщению методов разных отраслей знаний"1 .

Главная цель профессионального образования, в том числе туристского, - не столько передача знаний, сколько овладение навыками творческого мышления. В дидактике известна роль философии в развитии у молодежи умения творчески мыслить. Однако само преподавание философии автоматически не обеспечивает приоритета творчества.

Опытно-экспериментальная проверка показала, что включение философии в структуру лекционных и семинарских занятий способствует повышению творческого потенциала студентов - будущих менеджеров по туризму.

Философское образование в подготовке менеджеров по туризму - основа их духовного развития. Оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру, включать изучение студентами не только основ философского знания, но и этики, эстетики, политологии, религиоведения. Именно философское образование делает личность творческой, вариативно мыслящей, стремящейся к сознанию как в учении, так и в труде, быту, общении. Философия формирует цельное и гармоническое миропонимание гуманитарного и естественнонаучного знания, обеспечивает определенную направленность творческой деятельности студента, которая осуществляется в его специальности.

Дидактическая задача курса философии в профессиональной подготовке менеджера по туризму заключается как в усвоении мировоззренческих основ бытия, так и в обеспечении решения практических задач, т.е. понимания студентами философии для анализа явлений жизни общества, и прежде всего проблем своей специальности. Ценности философского знания - это его человеческие смыслы, передаваемые из поколения в поколение, образцы мыслительной культуры, запечатленные в системах, технологиях, созданных человеком. Изучение философии помогает студентам в выборе социальных ценностей и развивает их информационную культуру. Философия - обязательный учебный предмет, обеспечивающий направленность профессиональной подготовки менеджеров по туризму.

В подготовке менеджеров по туризму методические и содержательно-адаптированные программы по философии помогают решению профессиональных задач. В процессе их реализации приоритетными являются диалог, проблемный метод, дискуссионные ситуации, выходящие за пределы объема изучаемых знаний, требующие самостоятельного или совместного решения проблемы.

Как показало наше исследование, философское образование не только противостоит утилитарному техницизму, но и направлено на поворот образования к целостной картине мира - мира культуры, мира человека.

Вместе с тем одна философия не в силах обеспечить культурологическую направленность профессионального образования в области туризма. Туризм как феномен культуры не может развиваться автономно от тех социальных процессов, которые сегодня происходят в обществе.

Основная цель туризма как крупного сектора национальной экономики, реального фактора разрешения многих социально-экономических проблем и его окружающей среды - сохранение человека. Этим определяется интегрирующая роль культурологии как учебного курса.

В ходе исследования было установлено, что 70% студентов имеют средний показатель профессиональной подготовки. Это проявилось в недостаточном осмыслении культурологической составляющей профессиональной деятельности (63% респондентов придают первостепенное значение в профессии менеджера навыкам владения финансами и бухгалтерским учетом). В то же время 82% высказали неудовлетворенность уровнем своего общего развития, особенно в области культуры. Общекультурный уровень студентов невысок, хотя большинство (85%) стремятся его повысить. В учебном процессе не обеспечивается интеграция дисциплин экономического, профессионального и гуманитарного циклов, то есть нет единого комплекса профессиональных знаний и умений, необходимого для полноценной практической деятельности.

В исследовании определено, что причина этих недостатков профессиональной подготовки - существующая ориентация на знания (умения) как основной показатель образования, мало внимания уделяется формированию общекультурных представлений.

С целью совершенствования системы профессиональной подготовки менеджера нами предложен новый подход к профессиональному образованию, основанный на его культурологической направленности.

Для реализации культурологической направленности профессиональной подготовки менеджера по туризму мы разработали и экспериментально проверили курс "Культурология".

Цель этого курса - воспитание студентов через приобщение к духовной культуре человечества, формирование готовности к самостоятельному творчеству.

В учебной программе данного курса выделены категории культурологии, которые выполняют интегрирующую функцию с профессиональными знаниями. К ним относятся следующие категории: понятия (концепты), отношения, ценности, правила, через которые мы проанализировали профессиональную подготовку менеджера по туризму.

Для определения эффективности культурологической направленности профессиональной подготовки менеджера нами был проведен эксперимент, в который были включены студенты 2-го курса всех специализаций, по которым ведется подготовка в РМАТ.

Результаты эксперимента показали, что расширение культуросоставляющего компонента в профессиональной подготовке менеджера по туризму позволило установить зависимость между усвоением культурологических дисциплин и поступательным профессиональным ростом студентов РМАТ.

В результате эксперимента была доказана интегрирующая роль курса "Культурология" как определяющего фактора культурологической направленности профессионального образования и разработаны методические рекомендации для совершенствования профессиональных качеств менеджера.

Исследование показало, что ситуация возникновения педагогического цикла (педагогика - психология) представляет собой четко выраженное явление процесса структурной перестройки высшего образования в области туризма. Профессиональное образование в РМАТ - это сложный комплекс, требующий формирования особого контингента преподавательского коллектива. В своей основе это не только специалисты, имеющие глубоко личностные представления о системе образования, но и активные люди, которые не ограничиваются выполнением четко и жестко заданных ролей, а ищут, думают, ставят перед собой конкретные и перспективные цели в области избранной специальности.

Поэтому для анализа и прогнозирования развития профессионального обучения в туристской академии мы четко сформулировали исходные теоретические позиции. Организационная структура обучения менеджера по туризму является важным этапом в формировании стратегических целей, позволяющая решать главные цели профессионального образования:

- развитие педагогического образования на основе социального заказа и запросов туристского региона;

- обеспечение эффективной образовательно -воспитательной деятельности учебно-педагогического центра РМАТ;

- развитие культуры управленческого труда организаторов педагогической практики, его организационного, информационного, профессионального, финансового, материально-технического обеспечения;

- развитие научно-методических связей с профилирующими экономическими факультетами;

- подготовка менеджеров по туризму к педагогическому творчеству;

- способность профессорского-преподава тельского коллектива определять соотношение объема специальных, психолого-педагогических и общеобразовательных знаний, их эффективную интеграцию.


1 А.А. Богданов. Наука и рабочий класс. М., 1922, с. 6.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!