Abstract ADDITIONAL EDUCATION IN TOURISM A.A. Kolmakov, RIAT first provost I.A. Sesyolkin, Ph.D., lecturer, the director of Institute of additional professional education Key words: tourism, staff training, additional education. The aim of this paper is the substantiation of the additional professional education model at the RIAT. The given model guesses embodying of the programs of five levels: - the first level: "Learning and consulting" - 72 hours. - the second level: " Management of tourism " - 72-100 hours. - the third level:: " the Taxation, audit " - 100-500 hours. - the fourth level: "Guide" and "Guide with the knowledge of the English language" - 500 hours. - the fifth level: "Master's program" - 1,5 years. The state diploma about the second higher education is giving away in the end of all training levels.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ Первый проректор РМАТ А.А. Колмаков Кандидат технических наук,
доцент, директор Ключевые слова: туризм, подготовка кадров, дополнительное образование. Бизнес-образование имеет давние и прочные традиции во всем мире. В условиях нынешних быстро меняющихся экономических отношений обучение и переобучение взрослых рассматривается как необходимый элемент современной системы образования. Выполнение этой важнейшей функции осуществляют многочисленные учебные заведения и бизнес-школы. Бизнес-образование в России сегодня - еще не прибыльная сфера (на Западе дело обстоит иначе: деловое обучение и консалтинг - самый выгодный бизнес, который превосходит юриспруденцию и медицину). Однако нет сомнений, что изменение сегодняшней ситуации - всего лишь вопрос времени. Общеэкономическая ситуация в стране все еще не способствует формированию системы постоянного повышения квалификации специалистами на предприятии. Вместе с тем многие организации не готовы материально поддержать программы переподготовки, хотя испытывают в этом острую нужду и даже терпят убытки от неспособности соответствовать современному уровню профессиональной информированности. Предположительно через некоторое время спрос на образовательные услуги будет возрастать по мере укрепления позиций отечественных бизнесменов на соответствующих мировых рынках. В области национального и международного туризма российской туристской индустрии приходится конкурировать с четко организованным туризмом зарубежных стран. Анализ деятельности отечественных турфирм, гостиниц и ресторанов показывает, что качество предоставляемых в них услуг, и особенно подготовки персонала, уступает общепринятым мировым стандартам. Российские образовательные стандарты также существенно отличаются от образовательных стандартов Америки и Европы. В России, как правило, специальная профессиональная подготовка не востребована. Только при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, предприятий общественного питания, лицензирования турфирм обращается внимание на профессиональную подготовку персонала, так как закон "О туристской деятельности " обязывает туристские фирмы иметь в постоянном штате одного работника с профессиональным образованием в области туризма. В скором времени не менее 70% сотрудников фирмы должны будут иметь подобное образование, а также систематически проходить повышение квалификации.
Ситуация на рынке труда в области туризма такова, что в недалеком будущем реально зарождение профессиональной конкуренции среди специалистов, что приведет к повышению требований к профессиональным навыкам. Непрерывная подготовка должна осуществляться на различных уровнях профессиональной квалификации, от рядовых работников до высшего руководства. Анализ сложившейся на образовательном рынке ситуации показал, что с целью эффективного и динамичного продвижения услуг Академии в сфере дополнительного профессионального образования необходимо опираться на комплексный подход. Комплексный, системный подход предполагает активное использование современных рекламных и PR-стратегий не только прямого, навязывающего характера, но и с косвенным, опосредованным эффектом. Состояние дополнительного профессионального образования в туризме Современная система дополнительного профессионального образования (ДПО) обеспечивает социальный заказ на личность в зависимости от современных требований общества, с одной стороны, и с другой - на формирование личностных качеств, обеспечивающих нормальное существование человека в современных условиях. Традиционная переподготовка и повышение квалификации специалистов туристской отрасли осуществляются через следующие организации: - отраслевую систему Минспорта; - отраслевые учебные заведения; - структурные подразделения вузов по переподготовке и повышению квалификации (ФПК). Незначительная часть специалистов проходит обучение в ИПК других ведомств. Большая часть руководителей и специалистов обучается в учебных центрах, специально созданных внутри фирм и корпораций (внутрифирменное обучение). Все большее значение в подготовке высококвалифицированных управленческих работников приобретают бизнес-школы, институты консалтинга и маркетинга. Тенденции развития систем ДПО в мире позволяют сконструировать общие черты необходимой для Академии системы ДПО: - ориентация на изучение спроса на дополнительные услуги в регионах и в целом по стране; - широкие возможности профконсультации и профориентирования специалистов на всех этапах их профессиональной карьеры; - индивидуализация обучения, ориентированная на проявление и развитие способностей слушателей, учет способностей обучения взрослых; - широкое использование новых
эффективных методов и средств обучения,
обеспечивающих переход к обучению мыслить,
анализировать, об - применение точных методов и современной техники для эффективной организации и управления обучением, обеспечения гарантированного качества обучения; - специальная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров преподавателей для системы ДПО; - широкое международное сотрудничество по всем аспектам ДПО. Модель ДПО в туризме включает в себя: повышение квалификации, стажировку, профессио нальную переподготовку (рис.). Кроме кадровой поддержки инновационных процессов в экономике России современная система ДПО поможет решить и ряд важных социальных проблем: - снижение безработицы среди специалистов; - профессиональная переподготовка вынужденных мигрантов и бывших военнослужащих; - рациональное профессиональное ориентирование молодежи; - вовлечение в сферу образования малоактивных слоев граждан, лиц из труднодоступных районов. Модель ДПО РМАТ предлагает реализацию образовательных программ пяти уровней. Первый уровень: интенсивные краткосрочные программы продолжительностью до 72 ч с выдачей сертификата УЗ. Такой метод обучения называется "Обучение и консалтинг". В рамках данного уровня подготовлены семинары: "Internet-технологии в туризме" (36 ч) "Экономика туризма" (30 ч) "Разработка бизнес-плана" (36 ч) "Деятельность турагентств" (62 ч) "Правовая регламентация туристской деятельности" (38 ч). Программы адресованы специалистам туристской отрасли, руководителям отделов по туризму администраций районов, городов, областей. Цель - решить свои проблемы. Осуществляется в виде: - проведения бизнес-семинаров в мини-группах или индивидуального обучения в сочетании с консультированием по конкретным проблемам специалистов в туристской отрасли; - обмена опытом между фирмами с проведением обучающих деловых игр или психологических тренингов; - организации и проведения конференций -презентаций образовательных программ Академии с включением в них семинаров, консультаций, "круглых столов"; - подготовки специализированных публикаций; - совместной исследовательской деятельности, разработки программ развития туризма в регионах. Второй уровень: программы продолжительностью от 72 до 100ч. По окончании обучения слушателям выдается государственное удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. В рамках этого уровня подготовлены следующие семинары (по 72 ч каждый): "Менеджмент туризма" "Менеджмент туроперейтинга" "Компьютерные технологии в туризме" "Бухгалтерский учет в туристских организациях" "Организация малого бизнеса" "Страхование в туризме" "Управление деловой активностью фирмы" "Менеджмент туристских формальностей". Третий уровень: программы продолжительно стью от 100 до 500 ч. По окончании обучения выдается государственное свидетельство о повышении квалификации. В рамках этого уровня проводятся: - семинар "Менеджмент туризма. Особенности бухгалтерского учета, налогообложения в туризме. Аудит"; - заочный сертификационный семинар "Деятельность туристских агентств и агентов" (164 ч), учебно-методические материалы которого подготовлены Академией совместно с Международным институтом менеджмента (США), одобрены Госкомитетом РФ по физической культуре и туризму, Национальной туристской ассоциацией и рекомендованы туристским предприятиям для повышения квалификации специалистов. Четвертый уровень: программы профессиональной переподготовки специалистов, рассчитанные на 500 ч и больше. По окончании обучения выдается государственный диплом о переподготовке. По программе "Менеджмент туризма" осуществляется переподготовка военнослужащих и членов их семей, безработных специалистов с высшим образованием, направленных на обучение местными центрами занятости населения. Учебный план переподготовки рассчитан на 694 ч, в том числе на стажировку (3 недели) на туристских предприятиях. Его цель также - содействие трудоустройству обучающихся. В рамках этого уровня предлагаются программы переподготовки по специальностям: "Экскурсовод" (500 ч), "Гид-экскурсовод со знанием английского языка" (500 ч). Программа сформирована в соответствии с требованиями государственного стандарта по подготовке менеджеров и запросов туристской отрасли и ориентирована как на слушателей, только начавших свое дело, так и на специалистов, уже прошедших школу туристской деятельности. Цель программы - освоение слушателями основных принципов и методов организации и управления туристским предприятием. Помимо очной формы обучения по специальности "Менеджмент туризма" Академия предлагает программу переподготовки, ориентированную на многоуровневую (многомодульную) очно-заочную форму обучения, состоящую из трех модулей - двух основных и одного вспомогательного. Первый основной модуль - установочные занятия в форме очного семинара продолжительностью 72 ч, или 5 дней. По окончании обучения сдается зачет и слушатель получает государственное удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Второй основной модуль - самостоятельные (дистанционные) занятия в объеме 308 ч, которые осуществляются по методической разработке, подготовленной РМАТ совместно с Международным институтом менеджмента (США) для индивидуального обучения. По окончании модуля сдается письменный экзамен-тест, который высылается на ФПК по факсу. По результатам экзамена выдается совместный российско-американский сертификат или государственное свидетельство о повышении квалификации. Третий модуль (вспомогательный), продолжительностью 120 ч, является итоговым, так как включает консультации, подготовку и защиту выпускной аттестационной работы. Слушатели могут обучаться по любому из двух основных модулей или, последовательно переходя от первого ко второму и третьему, освоить программу в целом. По окончании всей программы выдается государственный диплом о переподготовке. Пятый уровень: программы подготовки по второму высшему образованию, магистерские программы, программы MBA. Программы, предлагаемые по второму высшему образованию, рассчитаны на два года, форма обучения - заочная. Программы магистерского уровня рассчитаны на полтора года, форма обучения - очная. По окончании обучения выдается государственный диплом о втором высшем образовании или государственный диплом магистерского уровня. Специализации: "Менеджмент туризма и путешествий" "Менеджмент гостеприимства" "Менеджмент иностранного туризма" "Менеджмент экологического туризма и рекреации" "Менеджмент анимации" "Рекреация и туризм" "Правовой менеджмент в туризме" "Финансовый менеджмент в туризме" "Стратегический менеджмент в туризме" "Информационный менеджмент в туризме". Образовательные программы подготовки разработаны на основании требований государственного образовательного стандарта специальности 06.11.00 - "Менеджмент" и направлены на подготовку специалистов, готовых к деятельности в области управления и организации туристских путешествий и туристского обслуживания населения на туристских предприятиях агентско-опера торского профиля, в органах управления туризмом, экскурсионных бюро, в туристских компаниях и корпорациях. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|